реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы современного социального управления

процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на

профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим

психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям

выполняемой работы.

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы

управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального

развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются

социальные и психологические процессы на уровне населения,

производственного коллектива или его структурного звена, отдельного

работника.

Экономические методы управления представляют собой способы достижения

экономических целей управления (средства) на основе реализации требований

экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в

современном значении понимается экономический расчет, основанный на

сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий

рыночной экономики.

Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и

осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности

персонала и каждого работника и получении возможно высокой прибыли.

Экономическое стимулирование опирается на следующие основные принципы:

взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с

целями развития организации;

дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию

необходимых изменений в структуре

производства;

сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями,

предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных

работников.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и

ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется

в следующих основных видах: прямое административное указание, которое имеет

обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или

лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное

регулирование), выработка стандартных процедур административного

воздействия;

разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию

тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному

воздействию;

контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных

методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в

процесс управления с целью координации усилий его участников для выполнения

поставленных перед ними задач.

В целом объективной основой использования организационно-административных

методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть

механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из

важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-

административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

Сколько бы справедливо не критиковали рычаги административного управления,

следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут

существовать без организационно-административного воздействия,

обеспечивающего четкость, дисциплинированность и порядок работы. Важно

определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-

административных, экономических и социальных методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов

расширяется только за счет вытеснения организационно-административных

методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с

практической точки зрения. Организационно-административные методы в

основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации

дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует

отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е.

администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на

управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания,

отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему

административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они

призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы

регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного

законодательства, социального регулирования.

В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-

административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2) договорные методы (консультация, разрешение компромисса);

3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и

т.п.).

Организационно-административные методы отличает от других четкая

адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний; их

невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской

дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Это — преимущественно

методы принуждения, которые сохраняют свое значение до тех пор, пока труд

не превратится в первую жизненную потребность.

Одной из главных задач современной системы управления является создание

наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой

системы, которые появляются благодаря использованию разных методов

управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных

субъектов самоуправления.

Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового

коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый

вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в

пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и

совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих

реальное соединение работников со средствами производства и распределение

по труду, т.е. осуществляющих ключевые организационно-экономические

процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление,

иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений

между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой

деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать

подходом "снизу". Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те

направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут

быть распространены и на более "высокие" ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объективно

предполагает демократизацию управления (самоуправление). Сегодня решать

вопросы повышения эффективности управления можно только через

заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших

себя полноправными и реальными участниками управления производственными и

социальными процессами. Новый хозяйственный механизм предусматривает

высокую степень децентрализации управления, является гарантом становления и

развития самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом

самоуправление не антипод управления, а реальное средство вовлечения в

управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех

уровней управления.

В сложившихся условиях не стоит рассуждать о том, насколько следует

ослабить или усилить централизм. Нужен такой подход к централизации и

децентрализации в управлении, при котором централизация обеспечит

гармоничное, системное развитие в целом, а децентрализация — принятие и

реализацию "свободных решений" каждым субъектом управления, работающим на

принципах самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав

субъекта управления не только за государственными органами и общественными

организациями, но и за социальными группами и трудовыми коллективами.

Следует учитывать и то, что "прямые" демократические принципы имеют свои

пределы эффективности и не могут влиять на решение всех без исключения

управленческих вопросов. В итоге выявляются функции (обязанности) и такое

их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может

быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию

руководства, где возникли и получили распространение различные формы

прогрессивной организации труда и всей общественной жизни. В этих условиях

принцип демократического централизма воплощается в демократическом

управлении, что в идеале соответствует самоуправлению.

Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его

проявления объективно способствует развитию и совершенствованию

самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого

участника производственного процесса ставится в зависимость от

эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и

моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать

в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации

управленческих решений на коллективной основе. Обязательным становится и

участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления,

сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля

трансформируется в самоконтроль.

Самоуправление предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие

субъектом управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение.

Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за

выполнение решений. С одной стороны, самоуправление предполагает

определенную самостоятельность организационно-хозяйственных звеньев

учреждения по отношению к высшим органам управления, т.е. наделение правом

принимать самостоятельные решения по ряду Вопросов (в данном случае речь

идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а с другой — полную

самостоятельность. За термином самостоятельность скрываются неоднозначные,

разнородные явления. Так, в преобладающем большинстве случаев расширение

самостоятельности в определенных ее формах означало усиление экономической

власти администрации на разных уровнях, а не развитие самоуправления. Это

одно из основных противоречий самоуправления в организации.

Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть

работников занимается управлением активно, а другая (большая часть) —

пассивно. Это объясняется их неравным доступом к управленческой

деятельности из-за различий в компетентности, предполагающей, кроме

профессиональных качеств, и информированность членов трудового коллектива о

течении производственно-хозяйственных процессов. Не имея достаточного

количества информации, общество, трудовой коллектив (отдельные его члены)

лишены возможности не только принимать управленческие решения, но и

участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию

контроля.

В целом техника комплексной мотивации людей включает три основные группы

приемов:

1) приемы, ориентированные на работников: постановка перед работником

четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму

выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение

наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка

(прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет

организации);

2) приемы, ориентированные на работу: усовершенствование рабочих мест и

расширение сферы деятельности работников (т.е. такое распределение

обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше

ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т.е.

такой режим труда, когда работники могут самостоятельно планировать время

начала и окончания работы); телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа

на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом);

сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ

минимизировать число увольнений;

3) приемы, ориентированные на организацию: расширение полномочий

сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в

повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение

регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной

работы) и др.

В целом очень важно понять, что возможности использования различных

методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем,

которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все

большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

Важно отметить, что использование сложной техники управления, нацеленной

на саморазвитие управляющей системы, возможно: а) с помощью совокупности

методов (экономических, административно-организационных, социальных,

политических, духовно-культурных); б) с наполнением их научным содержанием,

прежде всего социальным проектированием.

Большие возможности оптимизации управления раскрывает кибернетическое

моделирование. Как считают крупные ученые, характерная черта

кибернетического подхода — тенденция к упрощению (аппроксимации) сложных

объектов с целью изучения их основных параметров и раскрытия на этой основе

их глубокой сущности. Основной путь современной научной характеристики

таких объектов связан с построением моделей для них с последующим

увеличением их информационной содержательности.

Процесс совершенствования моделей полезно рассматривать как процесс их

постепенного обогащения или проработок. Начинают обычно с самых простых

моделей.

В настоящее время наука и практика располагают самыми разнообразными по

характеру и предназначению методами и формами моделирования. В данном

случае нас интересуют те модели, которые непосредственно обслуживают

управление, создают предпосылки к его оптимизации. Для управления сложными

системами следует выработать качественно новые модели, но полезно

использовать и семантические и прагматические отношения.

Важное место в управлении социальными системами в настоящее время

занимает прогнозирование. Всякое, даже элементарное решение предполагает

определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в

будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и

стратегического характера, требует верно предвидеть главные направления

развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их

закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность

появления в будущем определенного события, тем, естественно, солиднее база

для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных

прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности

субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом

государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями.

Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень

достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При

этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно не

управляемые (стихийно протекающие) процессы.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную,

предупредительную и др. Они нацеливают органы управления на решение

перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать

прогностическую модель, предупреждают о возможных отклонениях от нее. Таким

образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса

управления, содействуют его оптимизации.

Прогнозирование, как и моделирование, — сложная научно-исследовательская

и логико-конструктивная деятельность. Она должна быть организована так,

чтобы давать необходимую информацию при подготовке управленческих решений.

Значение прогнозов в управлении социальными процессами заключается прежде

всего в том, что они выступают предплановыми документами. Задачи

прогнозирования — не констатировать возможное будущее, а помогать плановой

деятельности, содействовать ее оптимизации. Следует иметь в виду, что для

выполнения этой функции необходима серьезная теоретико-прикладная работа,

посредством которой знание, содержащееся в прогнозе, трансформируется так,

что может служить основой оптимального планирования.

В современных условиях в связи с возросшей сложностью управленческого

процесса формируется специфический вид труда, обслуживающего управление, —

консультативный труд и соответствующий метод управления. В развитых

капиталистических странах функционирует множество обществ, бюро,

организаций, которые вырабатывают экспертные оценки и дают консультации

руководителям. Крупные ученые выступают за создание системы коммуникаций

между специалистами по управлению и руководством организаций.

В структуру управления компаниями все чаще вводится независимый эксперт,

которому не дана власть, он не несет ответственности за какой-либо сектор

работы. Такой советник президента или генерального управляющего оценивает

положение вещей в компаниях не с позиции какого-либо подразделения или

службы, а в широком, стратегическом масштабе. В отличие от специалистов,

привлекаемых из консультативных фирм по управлению на основе договоров,

этот эксперт является как бы доверенным лицом высшего руководства,

посвященным во все намерения и тайны, относящиеся к долгосрочной стратегии

и предстоящей тактике. Его не тяготят бремя текущей оперативной работы,

груз прежних традиций и ошибок, он не ограничен тесными рамками служебной

иерархии. От него требуют объективных оценок, смелых рекомендаций крупного

масштаба, которые могут существенно повлиять на положение дел.

Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров

компаний ученых, специализирующихся по вопросам экономики, рыночных

отношений, финансов, капиталовложений, социального управления. Такой

постоянно работающий в университете или научном центре ученый является

одновременно и одним из директоров компании. Не отвечая за определенный

участок работы и не будучи связан какой-либо отдельной производственной

функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего

руководства.

Процесс сбора и обработки информации качественно меняется в результате

применения электронно-вычислительной техники, которая служит технической

базой для разрешения исторического парадокса — наличия информационного

голода на фоне изобилия первичной информации. Современное производство,

техника и наука требуют от человека такой быстроты и точности реакций,

которые находятся вне пределов его физиологических и психологических

возможностей. Электронно-вычислительная техника обеспечивает ускоренную

обработку огромных объемов информации и таким образом помогает

руководителям в подготовке и принятии управленческих решений.

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют

огромную и всевозрастающую роль в управлении социальными процессами.

Эпохальные научно-технические достижения открывают принципиально новые

возможности рационализации управления, преодоления субъективизма и

волюнтаризма в руководящей деятельности, оптимизации процесса решения

управленческих задач. Естественно, эти возможности реализуются различным

образом в зависимости от характера социальных отношений, политической

надстройки.

Раздел 2. Система социального управления

1. Сущность, содержание, структурные элементы системы

Напомним, что система — это множество взаимодействующих элементов,

которые находятся в отношениях и связях, составляющих целостное

образование.

В философии системность рассматривается как атрибутивное свойство

материи, как принцип диалектического материализма. Еще Аристотель писал о

том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А Гегель образно выразился:

части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет.

Системные свойства социальной материи, социальных организаций изучаются в

рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и

методологическую функцию познания и преобразования сложных социальных

систем". Слово "система" — греческого происхождения, означает составленное

из частей соединение. Системы делятся на естественные и искусственные. К

первым относятся природные, ко вторым — социальные, созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее, а также то, на что

воздействует сама система, называется ее внешней средой.

В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются

открытые и закрытые системы. По степени сложности они делятся на большие и

сложные. К сложным системам относятся те, которые построены для решения

многоцелевых задач. Системы состоят из подсистем, каждая из которых может

быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.

Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и

качественной определенности осуществляется на уровне не только

саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая

социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных

подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся

все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных

и духовных благ или I оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся

все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия.

Важнейший элемент управляющей системы — организационная структура

управления,

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.