реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы современного социального управления

промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа

производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей

означали, что индивидуальные владельцы не могли уже наблюдать за

деятельностью всех работников. Лучших работников стали обучать тому, что

они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были

первые менеджеры.

Основные школы управления.

Самые первые исследования в области управления были сделаны классической

школой.

Первых управленцев в основном волновал вопрос эффективности производства

(технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали в основном на

адаптации рабочих: разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты

времени на различные операции и т.п.

В те времена управление считали искусством. Это, видимо, было связано с

тем, что не все люди по своим качествам подходят для управленческой работы.

Было замечено, что всем преуспевающим управленцам свойственны определенные

черты характера и навыки. Поэтому считалось, что достаточно установить

качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими.

Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф.

Тейлором, который возглавил движение научного управления. Он

заинтересовался не эффективностью деятельности отдельного человека, а

деятельностью организации, что и положило начало развитию школы научного

управления. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель

"школы научного управления" разработал методологические основы нормирования

труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные

подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший

вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области

управления.

Разновидностью классической школы управления стала административная

школа, которая занималась изучением вопросов о роли и функциях управления.

Считалось, что достаточно определить суть работы управляющего и тогда легко

можно выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль. Он разделил весь

процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор

используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор

и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А.

Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом

науки управления, "администрирования" (отсюда и название административная

школа).

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:

разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство

руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса

общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и

децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок;

справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Другие представители административной школы: М. Блюмфилд, разработал

концепцию управления рабочей силой (1917), М. Вебер, предложил концепцию

рациональной бюрократии (1921). Он также дал характеристику идеальных типов

господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок,

устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой

организации.

Основная черта классической школы (научной и административной)

заключается в утверждении, что существует только один способ достижения

эффективности производства. Поэтому цель классических управленцев состояла

в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод

управления.

Определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением

школы человеческих отношений (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-

х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о

человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе

управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а

не на его задании. Родоначальником принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил,

что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные

системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно

улучшить, считал он, результаты труда.

А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей личности:

физиологические; безопасности существования; социальные (принадлежность к

коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные

(авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства,

самоуважение); самовыражения, полного использования своих возможностей,

достижения целей и личного роста.

Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора

(1960). В основе его теории (X и У) лежат следующие характеристики

работников: теория Х — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от

труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать,

контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им

руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о

собственной безопасности; теория У — люди от природы не пассивны, а стали

такими в результате работы в организации. У данной категории работников

затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы,

как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя

ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со

стороны, так как способен сам себя контролировать.

IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). Более поздние

теории управления разработаны в основном представителями количественной

школы, часто называемой управленческой. Ее появление — следствие применения

математики и компьютеров в управлении. Представители этой школы

рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен

математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций

управления, опирающихся на использование математического аппарата, с

помощью которого достигается интеграция математического анализа и

субъективных решений управленцев.

В современных условиях математические методы используются практически во

всех направлениях управленческой науки.

Системный подход в управлении связан с применением общей теории систем для

решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны

рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов,

таких, как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея

системной теории такова: ни одно действие не предпринимается в изоляции от

других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.

В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая

система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней

среде. Такая система не является самообеспечивающейся, зависит от энергии,

информации и материалов, поступающих извне, имеет способность

приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-

методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода:

формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в

зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать

ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на

организацию в данное конкретное время.

Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной,

многоструктурной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и

его субъекта, появляется особый тип управленца — рыночный. Каждый

муниципальный менеджер становится своего рода предпринимателем в сфере

управления, успешно конкурирующим с государственным управлением, что

создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий

аппарат на всех уровнях управления бюрократизируется, вырождается и

деградирует. Как показал мировой опыт, это главный механизм формирования

ответственной и профессиональной команды не только менеджеров, но и

государственных органов управления.

В результате буржуазной революции появился класс менеджеров взамен

капиталисто. Стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в

обществе. Наряду с менеджментом усиливается и государственное управление.

Подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого

стояла группа передовых западных инженеров конца XIX — начала XX вв. К ним

относят Ф. Тейлора (тейлоризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их

внимания стояли вопросы повышения производительности труда и налаживания

социальных отношений на предприятии. Теоретический фундамент современного

менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Майо, П. Дракера, которые

послужили исходной точкой для практических разработок в области гуманизации

труда и новых форм организации управления, стали основой специальной

управленческой функции, называемой управление персоналом или, более широко,

управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию

социальный менеджмент.

Основные суждения по управлению, высказанные в трудах этих ученых и всех

их последователей вплоть до настоящего времени, посвящены управленческой

деятельности — соединению в управлении научного знания, технических

средств, трудовых и эвристических способностей человека. Именно этими

исследователями были открыты и введены в действие огромные резервы

рационализации систем управления, а на этой базе и с помощью управления —

всей общественной и частной жизнедеятельности людей. Управленческой

деятельности посвящена обширная и разноплановая научная литература, которую

полезно и необходимо изучать каждому управленцу.

История мирового социального управления насчитывает несколько

управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и

практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и

зарождению письменности в результате делового общения и калькуляции.

Вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, давшего образцы

сугубо светского аристократического стиля

управления.

Основным итогом третьей революции в управлении, относимой по времени к

царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых

методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая совпала с зарождением капитализма и началом индустриального

прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что

чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или

технические.

Пятая управленческая революция ознаменовалась приходом новой социальной

силы — профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал

господствующим в сфере управления материальным и духовным производством.

Начало развития управленческой науки в России было положено в XVII в. и

преимущественно в рамках теории государственного управления. В развитии

этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший

попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах

России. А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев,

поставившим вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического

(на микроуровне) управления,

Особую эпоху в развитии российской теории управления составляют

петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг

управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летосчисления

до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и

конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно

выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных

производств;

содействие развитию сельского хозяйства;

укрепление финансовой системы;

активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, инструкции и контроль

за их исполнением — регулировали различные сферы деятельности государства,

по сути это было государственным управлением.

Особую роль в сфере управления в России сыграл М.М. Сперанский (1772-

1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы

конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М.

Сперанский предложил разделить на три части: законодательную,

исполнительную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в

ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления

государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г.

Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских

учреждениях", которым вводилось всесословное самоуправление.

4. Принципы социального управления.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные

положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в

социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к

системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы

управления представляют собой результат обобщения людьми объективно

действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных

фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи,

исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.

Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой

последовательности: законы социального развития - социальные законы

соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и

закономерности социального управления - принципы социального управления.

При этом важное различие между принципами и методами социального управления

состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

К основным принципам социального управления относят:

• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их

обсуждении;

• единства воздействия всех методов управления для поддержания

целостности социальной системы;

• сочетания отраслевого и территориального управления;

• приоритетности в достижении стратегических целей;

• научности социального управления;

• прогнозирования социального управления;

• мотивации (стимулирования) труда;

• ответственности за результаты социального управления;

• рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

• экономичности и эффективности управления;

• системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы,

состоящей из различных звеньев);

• иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых,

многоуровневых, которые требуют деления на элементы;

при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно

является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

• необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не

меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

• обязательности обратной связи (получение информации о результатах

воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения

фактического состояния с заданным);

• сочетания единоначалия и коллегиальности;

• ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

• программно-целевой;

• делегирования полномочий;

• гуманизма и нравственности в управлении;

• гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в

отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на

принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

• основываться на законах развития общества, на законах управления;

• соответствовать целям социального управления и отражать основные

свойства, связи и отношения управления;

• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального

управления;

• в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в

различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития и социального

управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть

не могут, так как выражают требования к системе социального управления.

Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах

социального развития могут и должны быть различными.

5. Методы социального управления

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на

управляемый объект для достижения поставленных целей.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность,

содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект)

управления.

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию.

Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и

создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные

методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг

друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Можно выделить следующие методы управления:

социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения

социальной активности людей;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

организационно-административные, основанные на прямых директивных

указаниях;

самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на

две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых

четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов

управления требованиям тех или иных объективных законов (например,

социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или

комплексными, методами социального управления являются комбинации основных

методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных

объективных законов социального развития: экономических, организационно-

технических, демографических, социологических, психологических и т.д.

Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных

целей общества не только экономической, организационно-административной

мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку

социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных

организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных

структур, и в первую очередь управленцев. Будучи основными, социальные

методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с

требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального) они

во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор

развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим

стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим

трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального

воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий спектр методов социального

нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.

Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения

между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем

введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают

социальное образование и привлечение работников к участию в социальном

управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила

внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы

дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования применяются

для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования

интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К этим

методам относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора,

распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Социальные методы управления включают социально-психологические способы и

приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на

процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании

социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав

которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности,

система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-

психологические аспекты. Социально-психологические методы управления прежде

всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей

направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие:

внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение,

побуждение и др.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений

между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним

относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда,

профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп

позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения

между работниками с учетом психологической совместимости. К методам

гуманизации труда относятся использование психологического воздействия

цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.