реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Молодежь как группа

непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как

постоянного источника социальной нестабильности.

Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть небольшую, но по-

настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал

положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и

бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских». Основной же части

молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в

инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных предприятиях и

не сумев занять высокое положение, большинство из них вынуждено пойти по

пути криминальной деятельности..[18]

Образование должно быть всеобщим и бесплатным — так считает каждый

второй молодой студент. На вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что молодежь

лучше приспособилась к условиям российской действительности, чем

представители старших поколений?» были получены в 1.997 г. следующие

ответы: скорее да — 76,1%, скорее нет — 9,2%, затрудняюсь ответить — 14,7%.

Оценивают свое материальное положение как бедственное — 10,8%, с трудом

сводят концы с концами — 31,5%, доход обеспечивает нормальную жизнь —

52,9%. Сказали: я вполне самостоятельный человек — всего 4,8%[19].

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства.

Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу,

которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

В анкету был также включен вопрос: «Современная жизнь трудна и жестока.

А потому, как Вы относитесь к возможной перспективе работы в криминальных

группировках?» Ответили: это для меня приемлемо — 66,5%, если жизнь

прижмет, то можно этим заняться — 21,7%, сегодня это вполне нормальный

способ заработать деньги — 10,4%.

И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без

надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-

экономической нестабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во

многом зависит от инновационных способностей России, от умения так

сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое

поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед

другом.

Глава III. Молодежь и становление новой России.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в

90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие

российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают

процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более

зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в

условиях радикального преобразования российского общества происходят

глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей

которой является социальная поляризация, основанная на имущественном

расслоении.

В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей,

банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных.

Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с

отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего

класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и

политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени

принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной

дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное

социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных

общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным

ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей

характеристикой современной российской молодежи является возросшее

расслоение по социально-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только

социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют

такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди

молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений,

особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных

слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из

важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем,

проведению социальной и молодежной политики.

Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к

изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого

поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой

подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь

рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для

нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и

социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-

экономического, культурного развития, особенностями социализации в

российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению

молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне

неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе.

Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко

В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему

выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Среди факторов социологического определения "молодежь" исследователи

устойчиво выделяют:

- возростные границы и социально-психологические особенности.

- специфику социального статуса, социально-культурное поведение.

- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в

индивидуализации.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году,

остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по

основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего".

Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых

людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли

молодежи как социального ресурса в целом.

С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше, чем

за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет

уменьшилось на три миллиона человек.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской

действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди

молодежи.

Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.

Имеются тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков.

Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем

предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать

себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные

морфофункциональные отклонения.

Также наблюдаются тенденции расширения процесса десоциализации,

маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих

асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной

степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные

нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях,

которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу

общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и

криминализация молодежи.

Также видны тенденции снижения возможностей участия молодежи в

экономическом развитии, тенденции падения социальной ценности труда,

престижа ряда важных для общества профессий.

Социологические исследования последних лет констатируют, что в

трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду,

направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" -

этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Конечно, все, что сказано подтверждают цифры, и цифры, не вселяющие

оптимизм. Но все же надо верить в лучшее, тем более, что оптимистические

прогнозы по отношению к молодежи основаны не на беспочвенных высказываниях

оптимистов, а на других цифрах, эти цифры не столь велики, но на их основе

можно сказать, что у современной молодежи в России есть будущее. Ведь

именно сейчас мы видим насколько самостоятельными становятся подростки, как

быстро они приспосабливаются к меняющимся условиям. Много стало молодых

людей, желающих учиться.

Все это говорит о том, что современная молодежь является будущим нашей

страны и это будущее конечно светлое.

Заключение

Каковы же причины тяжелого положения молодежи?

Основные причины связаны с проблемами „жизненного старта“ - с уровнем

материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением

образования, началом трудовой деятельности и т.д. Очень мала стипендия

студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек в возрасте 14-29 лет) -

наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим

образованием, незаконченным высшим и средним образованием в составе

работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%.

Самостоятельность - статус взрослого, означает способность обеспечить

себя средствами существования, быть независимым от родителей. Недостаточная

материальная обеспеченность, вынужденное использование материальной помощи

родителей нередко формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Труд

перестает занимать важное место в структуре ценностей, усиливаются

потребительские установки.

Отрицательно влияет на становление личности и несоответствие полученного

образования содержанию реально выполняемого труда. Это приводит к падению

престижа ряда важнейших для общества профессий, обесценивается образование,

наблюдается ухудшение материального положения молодых людей, большинство

живет за чертой бедности. Сокращается доля молодых во властных структурах

на всех уровнях.

Говоря о причинах кризиса социализации молодежи надо помнить, что он

возник и протекает на фоне мирового социального процесса, связан с

„контркультурой“ Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации

современной цивилизации.

Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных,

идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых

общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся

стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее

интегрированные группы общества, в частности, молодежь.

Кризис социализации молодежи связан и с таким важным каналом ее

формирования, как семья. Значительно уменьшается в современном обществе

роль семьи и родства. Изменились социальные функции семьи: на первом месте

у молодых не продолжение рода, не экономическая стабильность, а реализация

потребности в духовной близости, эмоциональном комфорте. В ранговой шкале

системы жизненных ценностей молодежи на первом месте - здоровье, на втором

- счастливая семейная жизнь, на третьем - любовь.

Специального анализа требуют и такие причины кризиса социализации

молодежи, как миграция из села в город, влияние средств массовой

информации.

Мигранты из села заимствуют прежде всего внешние образцы поведения.

Данные социологических исследований показывают, что у мигрантов даже во

втором и в третьем поколении сохраняются ориентации на ценности

патриархальной культуры.

В городах выделяются два типа культуры: традиционная городская и

культура мигрантов. Последних часто отличает демонстративный, вызывающий

характер поступков из-за внутреннего дискомфорта. Такое поведение хорошо

прослеживается у учащихся ПТУ, СПТУ, мигрирующих из сельской местности с

целью получения образования.

А в чем все же проблемы?

Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем:

определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места

в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов

деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей;

анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической

адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных

организаций, неформальных объединений, движений.

Позиция молодежи в социальной структуре общества, с одной стороны,

проявляется в повышении личной ответственности за свою судьбу, за свой

выбор социальных ценностей, за выбор своей профессии. С другой стороны,

утрата надежных мировоззренческих, нравственных ориентиров, распад

традиционных институтов социализации - пионерской, комсомольской

организации, невысокий авторитет вновь возникающих молодежных объединений

как политического профиля (народные фронты, клубы избирателей, молодежный

союз „Яблоко“, базирующийся на ценностях социал-либерализма и просвещенного

патрио-тизма), так и общественно-нейтральных (панки, хиппи, металлисты и

др.), превращение товарно-денежных отношений в приоритетный критерий

человеческих интересов - все это приводит к росту бездуховности, к

углублению процесса маргинализации молодежи. А отсюда - один шаг к аномии

(нарушению культурного единства), девиантному поведению, а затем и

делинквентному (противоправному) образу жизни. Фиксируются увеличивающиеся

масштабы криминализации подрастающего поколения, типичные проявления

тотальной фрустрации молодежи - скука, апатия, иждивенческие настроения,

утрата смысла жизни, нарастающая агрессивность. И если не так давно

молодежь верила в „светлое будущее“, в комсомол, партию, то сейчас из

опрошенных верят только в себя - 37,4%, в друзей - 17,2%, в родных - 12,7%.

Студенты и отсутствие денег

Сложная ситуация складывается у молодежи- экономический кризис и, как

следствие, низкий уровень жизни, рост поляризации общества по доходам.

Если в 1991 году соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных по

уровню доходов у нас составляло 4 : 1, то в 1992 году - 16 : 1. Нужно ли

говорить о том, что на эту пропорцию влияет доход студентов. Растет

безработица. В 1993 году число безработных достигло 1,1 млн. человек (1%

всего трудоспособного населения). Причем 45% из них имеют высшее и среднее

образование. Происходит широкое перемещение из научной сферы в другие.

Официальная статистика свидетельствует об уменьшении численности занятых

наукой на 14 - 16% за год.

Образование

Складывающаяся система образования не гарантирует свободы выбора и

возможности социального продвижения молодых людей. Исследования показали,

что распределение молодежи в системе образования жестоко социально

детерминировано. А переход к платному образованию ужесточит этот процесс.

Быстро растет такая группа молодежи, как маргиналы. Как правило, это

юноши и девушки, ведущие асоциальный образ жизни, не участвующие в

материальном и духовном производственном труде, эгоистически и

потребительски относящиеся к другим людям, к обществу. В.И. Чупров и Е.Д.

Ишгханян в исследовании „Социально-профессиональный статус молодежи России“

анализируют „четкую тенденцию люмпенизации молодежи“. Численность молодежи,

которая нигде не работает и не учится, перевалила за 1 млн., из которого

около 30% можно отнести к безработным.

Знание причин кризиса процесса социализации и социального статуса

сегодняшней молодежи позволяет определить направления и механизм

осуществления молодежной политики, способы и методы разрешения социальных

проблем молодежи.

Формирование молодежной политики в России, определение нравственности,

а также юридических, экономических и политических механизмов ее реализации

нуждаются в критическом анализе не только кризисных явлений, с которыми

столкнулось наше общество, но и содержания принципов, на которых оно

строило отношения с подрастающим поколением. В разные периоды нашей истории

экономические и политические противоречия общества в целом фокусировались в

молодежной политике, накапливались в исторической памяти поколений,

определяя характерные черты их социального облика.

В каждом новом поколении неразрешимые противоречия не исчезали, а

накапливались, предопределяя тем самым характерные черты сегодняшней

молодежи.

Поэтому, говоря о современной молодежной политике, было бы одинаково

ошибочными как однозначный возврат к ленинским принципам, которые

формулировались применительно к качественно иному поколению в условиях

конкретной исторической ситуации, так и отказ от того немалого опыта, в том

числе и негативного, накопленного за всю историю существования советского

государства.

Список использованной литературы

1. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

2. Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in

America, Britain and London.

3. Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях

молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и

интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань

1996.

4. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования

системы. СПб., 1993.

5. Журнал «ОМ» № 2 (декабрь). С. 14

6. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях.

М. 2000

7. Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования

Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999

8. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред.

В.Т.Лисовский. М., 1994

9. Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997

10. Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001

11. Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.

12. Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России //

Социс. 1998. № 10

13. Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 №

12.

14. Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс.

1998. № 8

15. Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. №

11

16. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5

-----------------------

[1] Большая Российская энциклопедия. М. 2001

[2] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

[3] Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in

America, Britain and London. P. 23

[4] Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях

молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и

интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 1996. С.

50

[5] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования

системы. СПб., 1993. С. 128

[6] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования

системы. СПб., 1993. С. 132 - 133

[7] Журнал «ОМ» № 2 (декабрь). С. 14

[8] Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования

Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999

[9] Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М.

2000

[10]Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред.

В.Т.Лисовский. М., 1994,

[11] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

[12] Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997

[13] Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001

[14]Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.

[15] Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России //

Социс. 1998. № 10

[16] Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 № 12.

[17] Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998.

№ 8

[18] Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. №

11

[19] Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.