реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений

хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой

предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер

более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень

неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения

лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или

умеренно неблагоприятных.

В дальнейшем были сделаны попытки включить в эту модель

дополнительные личностные переменные, например, интеллект или факторы

организации задачи (координацию и сотрудничество членов группы) и

групповую композицию (совместимость членов группы).

Иное понимание лидерства, дается в теориях так называемого

гуманистического направления, утверждающего, что человеческое

существо по природе своей - сложный мотивированный организм, а

организация в принципе всегда управляема.

Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду

была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей,

потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление

целей организации. Эти идеи были развиты в работах Р. Блейка, Дж.

Макгрегора и других американских психологов. Гуманистические теории

лидерства скорее применимы к малым социальным группам. Что же

касается политического лидерства, то вряд ли имеет смысл говорить о

личных целях каждого из последователей, хотя, возможно, этот вопрос все

же требует особого рассмотрения (но не входит в задачу этого

обзора).

Довольно широкое распространение в США получила и так называемая

мотивационная теория лидерства, представители которой (С. Митчел, С.

Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его

воздействия на мотивацию последователей, на их способность к

продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими

в процессе работы.

Эта теория предполагает определенную структуру лидерского

процесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающее

лидерство, директивное лидерство, лидерство, ориентированное на

достижение качественного результата; установки и поведение

последователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворение

работой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения;

ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные черты

последователей и, во-вторых, фактор «окружающей среды» (поставленная

задача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, от

которых зависит влияние лидера на мотивацию последователей: мотивацию

последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию

поведения ведомых, вознаграждение за решение задачи.

Мотивационная теория лидерства позволяет не только предполагать

заранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или иной

ситуации, но и объяснить, почему.

Заметное место среди исследований проблемы лидерства занимают и

теории обмена и трансактного анализа. Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г.

Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли, К. Джерджен рассматривают лидера как

чувствующего потребности и желания своих последователей и

предлагающего им способы их осуществления. Здесь акцент делается на

эмоциональной стороне процесса. Лидер может быть ориентирован на

решение реальных задач, достижение определенных целей, а может

придавать первостепенное значение взаимоотношениям со своими

последователями. Именно такой стиль лидерства стал предметом анализа в

этих теориях, когда межличностные отношения выступают на передний план.

И наконец, атрибутивные теории рассматривают лидера как своего

рода марионетку, получающую прямые указания и власть от своих

последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу.

Ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет

определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в

процессе развития политической культуры общества. С одной стороны, это

стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой – это процесс

целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных

политических сил через средства массовой информации. В американской

действительности характеристики телевизионных героев нередко

проецируются на политических «героев». Такая точка зрения предполагает,

что лидер отражает цели группы и действует от ее имени. Здесь

предполагается, что для понимания лидерства необходимо иметь

представление об ожиданиях и целях последователей.

Как видно, многие американские психологи понимают феномен

политического лидерства как взаимодействие лидера и его

последователей. Оно рассматривается либо с акцентом на активности

лидера, либо с акцентом на активности последователей, либо как

результат двустороннего влияния.

Примером первого варианта может послужить идея Р. Мичелза о

«технической необходимости» лидеров, всегда существующих вне контроля

последователей'. Концепция лидерства как результата творчества

группы, предложенная А. Бентли, иллюстрируют возможность второго

варианта. Если говорить о третьей схеме анализа, то, например, Дж.

Пейдж считает, что «лидеры части', но являются последователями тех, кем

они руководят, а последователи - лидерами тех, за кем они

Следуют». Поэтому совершенно очевидно, что без исследования различных

видов политической активности масс анализ проблемы лидерства

будет неполным. Доказательством тому служит политизация всех

социальных слоев и групп современного общества, особенно резко

проявляющаяся во времена политических кризисов.

Суммируя все изложенное, можно сделать вывод, что все

концептуальные подходы к проблеме лидерства находятся пока на стадии

внешнего описания явления и систематизации наблюдаемых или

предполагаемых его признаков, накопления эмпирических материалов в этих

границах.

Не трудно заметить, что все вышеперечисленные подходы имеют право

на существование, поскольку все они отражают тот или иной аспект

проблемы. Но, по-видимому, для комплексного понимания феномена

политического лидерства необходимо учитывать различные типы

переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в

каждый конкретный исторический период.

Под переменными этой системы, которые необходимо учитывать при

анализе политического лидерства, подразумеваются: рассмотрение

личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа

выдвижения; анализ характеристик последователей; анализ отношений

между лидером и последователями; анализ контекста лидерства;

рассмотрение результата взаимодействия между лидером и

последователями в определенных ситуациях. При таком подходе на первый

план выступают отношения лидера с последователями. Некоторые

авторы считают отношение «лидер - последователи» доминирующим

фактором, определяющим лидерство.

Например, М. Эделман считает, что лидерство

определяется специфической ситуацией и проявляется в ответе

последователей на действия и обращения лидера. (Если они отвечают

благосклонно, следуют за ним, то это лидерство, если нет, то это

лидерством назвать нельзя.)

Итак, даже краткий анализ существующих теорий лидерства дает

представление об этом феномене (хотя точного в научном смысле

определения нет). Но здесь возникает другой вопрос: какого рода

политические деятели имеются в виду, когда речь заходит о

политическом лидерстве? Пейдж, считает, и его точка зрения кажется

обоснованной, что политическое лидерство означает не только поведение

людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится на

среднем и более низком уровне; не только монархов, президентов и

премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.д.

Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных

личностей, но и «коллективное лидерство» и взаимодействие лидера со

своими последователями как единое образование.

Что же касается термина «последователи», то ученые понимают под

ним различные общности людей в зависимости от того, какого рода

политических лидеров они рассматривают.

Быть может, целесообразно в этом случае говорить обо всех членах

общества, которые прямо или косвенно взаимодействуют с политическими

лидерами. Причем активность последователей может быть определена теми их

действиями, которые говорят в пользу принятия влияния и руководства

лидера. В той степени, в какой индивид принимает ту или иную ситуацию в

таком виде, в каком она есть, соглашается со сформулирован- ной политикой

и ее внедрением в практику, в той степени можно сказать, что поддержка

политического лидера имеет место. Конечно, важна при этом и степень

принятия влияния и руководства: например, принятие влияния только до

определенной степени или при определенных условиях. Необходимо также

учитывать и динамику этого процесса. Иными словами, поддержка

политического лидера – это не какое-то застывшее явление, оно

предполагает формирование мнения, которое может проходить несколько

стадий, начиная, например, с отвержения влияния и сопротивления ему и

кончая полным его принятием. Поэтому существует еще один аспект,

который необходимо иметь в виду, приступая к исследованию проблемы

последователей. Необходимо знать не только то, кто занимает позицию

лидера и кто следует за ним в тот или иной момент, но и кто мог бы

выступать в качестве лидера и его ведомых. Это означает, что для более

глубокого анализа необходимо уметь не только оценить возможности политиков

и групп, но и выполнить прогностическую работу.

Таким образом, складывается парадоксальная картина. С одной

стороны, современные теории лидерства в социальной и политической

психологии, если рассматривать их во всей совокупности, оставляя за

скобками естественные частные издержки каждой из них, казалось бы,

охватывают все стороны объективного явления лидерства: личность

лидера, социальную и персональную картину его становления; типы

лидерства; взаимодействие и взаимоотношение лидера и его ведомых;

мотивы, установки, поведение ведомых; соотношение между лидерством

формальным (руководством) и неформальным; основные характеристики

групп ведомых; ситуации, в которых осуществляется лидерство. Выходят за

рамки данной статьи, но объективно примыкают к изучению проблемы

лидерства и такие теоретические направления, как исследования

организаций, политических движений, особенностей формирования и

функционирования общественного мнения. Важно и то, что все эти

частные концепции и теории в целом допускают их взаимную интеграцию.

Собран немалый эмпирический материал по проблемам политического и

общего лидерства. То есть теоретически проблема представлена со всех

сторон, притом весьма солидно.

Однако существующие теории оказываются пока бессильными или почти

бессильными, как только дело доходит до практики. Они плохо

предсказывают появление лидеров до того, как они фактически выходят на

авансцену политики. Они не подсказывают, какой лидер был бы

оптимальным в тех или иных условиях для той или иной страны, партии,

движения на будущие годы. Они не могут предсказать избрания

определенного кандидата и даже не в состоянии подсказать, как будет они

протекают. Но отчасти, по-видимому, и в том, что сама теория больше

занималась пока внешними аспектами феномена лидерства, его формами и

проявлениями, нежели глубинным его анализом, причинно-

следственными связями, что в свою очередь отражает состояние многих

направлений психологических исследований в целом.

Так, вряд ли можно до конца понять феномен политического

лидерства, не разобравшись во всех механизмах воли: как происходит,

например, передача волевого импульса другому лицу или лицам, почему одни

люди наделены этим качеством в большей, другие в меньшей степени или же не

наделены вовсе. Что побуждает их в одних случаях повиноваться чужой

воле, даже радостно приветствовать ее, а в других – сопротивляться ей,

иногда даже в ущерб себе. Близкая к этой проблеме, но все же

самостоятельная тема - механизмы внушения, также остающаяся пока

«терра инкогнита». Почему одни идеи воспринимаются людьми с

готовностью и чуть ли не счастьем, а другие наталкиваются на стену

неприятия и неприязни, или же на непробиваемое равнодушие?

Применительно к политической жизни крайне важна также

психологическая сторона проблемы легитимности - какие собственно

психологические механизмы и связи влияют на то, что человек склонен

воспринимать как законное или незаконное и не только в политико-правовом,

а скорее даже в морально-психологическом смысле.

Сейчас уже ясно, что без обращения к этим глубинным слоям

психологической теории личности концепция политического лидерства не

оживет, не заработает в практическом отношении в полную силу.

Очевидно, развитие интегративной концепции лидерства должно пойти в

ближайшие годы именно в этом направлении.

1.2. Место и роль профсоюзных организаций студентов высших учебных

заведений в общественно-политической жизни Ростовской области.

Профсоюзные организации студентов созданы для отстаивания интересов

студентов. Сегодня, когда многие гарантии и льготы утратили свой смысл,

когда дорожает все, обостряются финансовые проблемы – это особенно

актуально. В нашу жизнь вошли такие тревожные и опасные явления, как

безработица, ежегодная убыль населения, распространение опасных

заболеваний, стремление определенных кругов решать многие проблемы за счет

систематического наступления на жизненные интересы людей. В этой ситуации

роль студенческих профсоюзов огромна. Именно они, от имени всего

студенчества, говорят с представителями властных структур, законодательными

и судебными органами, администрациями ВУЗов для обсуждения насущных

экономических и социальных проблем. Это дает возможность более полно и

конкретно донести до власти позицию учащейся молодежи по различным

проблемам, вести конструктивный диалог, добиваться принятия соответствующих

решений.

Самое главное в деятельности студенческих профсоюзов – защита

социальных прав. К числу важнейших направлений деятельности студенческих

профсоюзов относится и воспитание молодежи.

Когда профсоюзы одного ВУЗа не в состоянии решать какие-то большие

проблемы, встает вопрос об объединении. Так на юге страны вот уже более

пяти лет интересы студенчества выражает и защищает Южно-Российская

ассоциация студенческих профсоюзов.

На Юге России, как и во всей стране в целом, действует большое

количество различных политических партий и движений. Они проявляют интерес

к студенческим профсоюзам, особенно в периоды выборных кампаний, так как

это – прежде всего многочисленные организации. Профсоюзы являются

неполитическими организациями, но поддерживают тесные отношения, чаще

всего, с «партиями власти». Профсоюзные лидеры оправдывают себя тем, что

называют это временным трудоустройством, т.е. речь идет об оказании платных

услуг выборным штабам кандидатов, избирательных объединений.

1.3. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов.

Чем отличается лидер от руководителя? Б.Д. Парыгин называет

следующие различия лидера и руководителя / 38 /:

- лидер в основном призван осуществлять регуляцию

межличностных отношений в группе, в то время как

руководитель осуществляет регуляцию официальных

отношений групп, как некоторой социальной группы;

- лидерство можно констатировать в условиях

микросреды, руководство – элемент макросреды, т.е.

оно связано со всей системой общественных

отношений;

- лидерство возникает стихийно, руководитель всякой

реальной социальной группы либо избирается, либо

назначается, но так или иначе этот процесс не

является стихийным, а напротив, целенаправленным,

осуществляемым под контролем различных элементов

социальной структуры;

- явление лидерства менее стабильно, выдвижение

лидера более зависит от настроения группы, в то

время как руководство – явление более стабильное;

- руководство подчиненными в отличие от лидерства

обладает гораздо более определенной системой

различных санкций, которых в руках лидера нет;

- процесс принятия решения руководителем более

сложен;

- сфера деятельности лидера в основном малые

социальные группы, где он и является лидером,

руководитель представляет свою группу в более

широкой социальной системе.

Эти различия с некоторыми вариациями называют и другие авторы.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в

психологических характеристиках существуют общие черты, что позволяет оба

этих вида деятельности рассматривать как идентичные, хотя в лидерстве

преобладают психологические характеристики, а в руководстве – социальные.

Т.е. исходя из этого, выражение «профсоюзный лидер руководит» - правильное.

Теперь об особенностях руководства. / 42 / Студенческие годы – это

не только романтика, хотя в памяти остается (так уж устроен человек) именно

она. Прежде всего, это школа гражданского, профессионального становления.

Находясь в стенах своего ВУЗа, студенты постоянно сталкиваются с

деятельность студенческого профсоюза – это культурно-массовые мероприятия,

всевозможные клубы и кружки, диетическое питание в студенческой столовой. В

этой ситуации они принимают решение быть или не быть в профсоюзе, а

членство в студенческом профсоюзе действительно добровольное, платить или

не платить взносы. Приняв решение и оформив членство, студенты оказываются

в этой системе. Здесь нет заработной платы, определенного места работы,

кажется все пущено на самотек. Но это не так, так как есть структура,

которая руководит всем этим движением. Вся особенность руководства и

состоит в том, чтобы привлечь молодого человека в организацию, чтобы он

работал в этой группе для общества при полном отсутствии командно-

административных рычагов.

Студент может быть:

- коллективист, т.е. тяготеет к коллективным действиям,

всегда поддерживает общественные начинания, живет

заботами коллектива, стремится поддержать его престиж;

- индивидуалист, т.е. тяготеет к самостоятельности к

индивидуальной деятельности;

- претензионист, активно участвующий в общественной

жизни, самостоятельный, настойчивый в достижении целей,

обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят быть

постоянно в центре внимания;

- конформист, т.е. слабо самостоятельный, ориентированный

на лидеров, неконфликтный, быстро подстраивающийся к

имеющимся условиям;

- пассивный, с частыми хорошими порывами, но не всегда

последовательный и слабовольный;

- изолированный, т.е. тот, который своими действиями и

высказываниями оттолкнул от себя большинство.

И со всеми этими людьми нужно работать, подобрать к каждому свой

подход. Прежде всего, используются методы убеждения и мотивации.

ГЛАВА 2. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ

И СЕРВИСА

2.1. Профсоюзная организация студентов Южно-Российского

государственного университета экономики и сервиса.

Профсоюзная организация студентов Южно-Российского

государственного университета экономики и сервиса (далее ПОС), как

общественная организация осуществляет свою деятельность с сентября 1992 г.

Основными целями организации, в соответствии с Уставом / 46 /, являются:

- защита социально - экономических интересов студентов;

- решение вопросов временного трудоустройства студентов;

- целевая материальная поддержка нуждающихся студентов;

- организация досуга;

- контроль за соблюдением Устава ВУЗа, в части прав

и обязанностей студентов;

- взаимодействие с профсоюзными организациями других

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.