реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений

Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет послевузовского образования

и переподготовки кадров

ВЫПУСКНАЯ ДИПЛОМНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Лидерство в профсоюзных организациях

студентов высших учебных заведений»

Работу выполнил: слушатель отделения

«Государственная молодежная политика»

факультета ПВО и ПК по программе

«Государственное управление и менеджмент

в социальной сфере»

Туков Мурат Мухамедович

Научный руководитель:

Никонов А.В.,

кандидат философских наук

Волгоград – 2001 г.

ПЛАН

выпускной дипломной квалификационной работы на тему

«Лидерство в профсоюзных организациях студентов

высших учебных заведений»

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы лидерства.

1.1. Лидер, кто это?

1.1.1. Лидер и лидерство.

1.1.2.Качества присущие лидеру.

1.1.3. Окружение лидера.

1.1.4. Лидерство и современность.

1.1.5. Лидер или вождь.

1.1.6. Лидер или руководитель.

1.1.7. Общие теории лидерства.

1.1.8. Теории лидерства в американской психологии.

1.2. Место и роль профсоюзных организаций студентов высших учебных

заведений в общественно-политической жизни Ростовской области.

1.3. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов.

ГЛАВА 2. Лидерство и руководство в профсоюзной организации

студентов Южно-Российского государственного университета экономики

и сервиса.

2.1. Профсоюзная организация студентов Южно-Российского

государственного университета экономики и сервиса.

2.2. Проблемы конкретного лидера и его оптимальное поведение.

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Профсоюзные организации студентов в России стали массово

появляться в начале 90-х годов. В основном, это были:

во-первых, трансформировавшиеся комсомольские организации Высших

учебных заведений, и как следствие, их руководителями стали комсомольские

вожаки, ставшие в одночасье профсоюзными лидерами;

во-вторых, выделившиеся из профсоюзов преподавателей высших учебных

заведений обособленные профсоюзные организации студентов.

А чаще всего, оба этих варианта имели место одновременно.

Так как профсоюзное студенческое движение бурно стало развиваться

только последнее десятилетие, литературы посвященной этой конкретной теме

практически нет. То же самое и в отношении лидерства в студенческих

профсоюзных организациях. Есть огромное количество изданий, затрагивающих

проблемы социального и политического лидерства, а проблемы лидерства в

студенческих профсоюзах не рассматриваются. При изучении этих проблем,

приходилось брать за основу периодические издания профсоюзных организаций и

личный опыт деятельности в этой сфере автора, но они рассматривались с

помощью критериев социального и политического лидерства. Особенно

интересными были издания про руководство в летних студенческих отрядах.

Несмотря на то, что студенческих отрядов давно нет, их опыт необходимо

использовать, разумеется, с меньшим акцентом на идеологию.

Не смотря на то, что современная литература уделяет мало внимания

проблемам лидерства в студенческих профсоюзных организациях, эта тема

актуальна и интересна.

Студенческие профсоюзы сами по себе феномен. Профсоюзы образуются

по профессиональному принципу, а студенты – это не профессия, даже если

студент это – профессия, то в любом случае его «работа» – временная. Скорее

всего, студенты это – социальная группа, искусственно объединенная для

определенной цели – получить высшее образование. При этом не стоит

забывать, цели студентов одинаковы, но у каждого своя.

Основная задача профсоюзов – отстаивание интересов трудящихся (в

нашем случае – учащихся), а прежде всего их социальных прав. Профсоюзные

организации студентов играют важную роль и в воспитании молодежи.

При формировании студенческого профсоюзного движения, как и любого

движения социальных групп, выдвигается лидер. Ему присущи черты и

социального лидера, и политического он выступает как:

- объединитель студентов,

- защитник их интересов,

- инициатор обновления жизни,

- организатор их деятельности.

Выступая как объединитель студентов, лидер согласовывает различные

интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и

ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и

сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и

администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами

местного самоуправления.

Выступая как защитник интересов студентов, лидер отстаивает,

прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведения

органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует

ход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка и

демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости,

обеспечения прав и свобод личности и защиты студентов от произвола

бюрократии и беззакония.

Выступая как инициатор обновления жизни, лидер должен

своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором

обновления и развития общественной жизни.

Выступая как организатор, лидер организует действия людей в своей

социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное

самоуправление. Находя и принимая оптимальные решения, он берет

ответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей на

осуществление намеченных целей.

Как себя вести профсоюзному студенческому лидеру в современных

условиях, какие проблемы стоят пред ним? Именно этому и посвящена данная

дипломная работа.

После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект и

цель исследования.

Объект исследования – социальное и политическое лидерство в

Современной России.

Предмет исследования – проблемы лидерства в профсоюзных

организациях студентов высших учебных заведений, как аспект социального и

политического лидерства.

Цель работы – определение оптимальных социально-психологических

основ лидерства в профсоюзных организациях студентов высших учебных

заведений.

В качестве примера рассматривалась профсоюзная организация

студентов Южно-Российской государственном университете экономики и сервиса

(ЮРГУЭС), г. Шахты Ростовской области.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

изучение литературы, затрагивающей проблемы лидерства отечественных и

западных авторов (Глава 1, часть 1);

определение значимости профсоюзных организаций студентов высших учебных

заведений в регионе (Глава 1, часть 2);

определение особенностей руководства в профсоюзных организациях студентов

высших учебных заведений (Глава 1, часть 3);

изучение опыта деятельности и руководства в профсоюзной организации

студентов ЮРГУЭС (Глава 2, часть 1);

изучение проблем конкретного лидера – председателя профсоюзного комитета

студентов ЮРГУЭС и выработка его оптимального поведения, определение его

объективных качеств (Глава 2, часть 2).

В результате исследования автор предполагает обобщить

теоретические наработки в области лидерства западных и отечественных

исследователей, изучить опыт лидерства и руководства конкретного лидера и

предложить собранные материалы для обсуждения профсоюзным лидерам ВУЗов

Ростовской области. Автор также предполагает возможность применения данной

работы или ее некоторых частей при подготовке методических изданий для

руководителей профсоюзных организаций студентов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

1. 1. Лидер, кто это?

1.1.1. Лидер и лидерство.

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть

назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения,

но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских

способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается

«снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и

хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и

хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера

оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества

остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно

концепции «черт» — лидер обладает определенными свойствами, чертами,

благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие

психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,

компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение

понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако

анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не

обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может

иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория

лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при

возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,

способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация

для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в

качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина / 38 / выделены типы

лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер,

ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель,

деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный

лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто

способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций,

проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные

черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной

группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в

одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе

(группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих

группах, досуговых объединениях, в семье);

- социальный тип лидерства (на производстве, в

профсоюзном движении, в различных обществах:

спортивных, творческих и т. д.);

- политический тип лидерства (государственные,

общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера

социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность

выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и

правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной

реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно

точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная

отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро

находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на

каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой

гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности

дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому

обязано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе

социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и

любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и

полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его

действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность

действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой

при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие

это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с

лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от

свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от

коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального

лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется

способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия

последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются

структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,

инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее

внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать

межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам

группы.

Решение названных задач осуществляется посредством следующих

функций:

- информационно-аналитической;

- выработки программ;

- принятия решения;

- организации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На

основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется

линия поведения — программа действий — и принимаются решения. После этого

начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей

группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых

решений, что предусматривает / 36 /:

- подбор и расстановку исполнителей;

- доведение до них решений;

- уточнение и адаптацию решений применительно к

месту исполнения;

- создание внешних и внутренних условий исполнения;

- координацию деятельности исполнителей;

- подведение итогов и анализ результатов.

Мобилизация начинается с формирования команды

лидера.

1.1.2. Качества, присущие лидеру.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами

по себе не превращают общественного деятеля в лидера, их достаточно

разве что для святого. Но святость в данном случае не обязательна и

слишком необычна, хотя такое сочетание известно в истории. Вспомним

пример Сергия Радонежского, в тяжелую годину объединившего

незаурядное благочестие с выдающейся политической ролью защитника

страны. Современный же лидер должен обладать и незаурядными

организаторскими способностями.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера – это

уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать

группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или

учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую –

таковы современные требования к лидеру.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее

участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное

личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют

организующую роль его личные качества, умение владеть ситуацией,

принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный

выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер

должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы

права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от

своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера

оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный,

жесткий или демократический).

В любом случае, лидерство реально при определенных условиях.

Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для

этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и

выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства -

получение максимальной информации в минимальное время. Современные

технические средства связи и информации отвечают этому требованию.

1.1.3. Окружение лидера.

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.

Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам.

Личная преданность – важное качество окружения, но недостаточно в наше

время. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие,

уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость,

убежденность также дают право занимать место в коллективе,

окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступают

престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и

вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно,

чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности.

Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел,

которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли,

обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими

способностями. В лидере как бы концентрируются качества его

сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей,

превосходящих его по каким-либо качествам.

Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой,

лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность,

сознание ответственности перед обществом (или управляемой

организацией), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми

качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества

сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать

стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег,

положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно,

обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать

условия для их профессионального роста, использовать их способности и

возможности. Он должен иметь ясное представление о проблемах,

которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.

Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой центр» -

совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим проблемам.

Тогда он располагает компетентными рекомендациями и консультациями,

результатами так называемой «мозговой атаки» - срочной и напряженной

коллективной работы узкого или более широкого круга специалистов для

решения какой-либо неотложной проблемы.

1.1.4. Лидерство и современность.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку

умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой

основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не

честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а

подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно

интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он,

но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало

лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер

должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может

завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и

общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты – важная

общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту)

создает условия для подготовки людей, способных занять в государстве

видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать

ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание

ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с

людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (или

будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних,

безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но

выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У.

Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое

искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных

противников.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать

гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.