реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа Особенности социальной работы в сельском социуме

Курсовая работа Особенности социальной работы в сельском социуме

Министерство образования РФ

Саратовский государственный технический университет

Кафедра: СНГ

Курсовая работа

Особенности социальной работы в сельском социуме

Выполнил студент: Грешнова Надежда Николаевна

Факультет: Вечерне-заочный

Специальность: Социальная работа

Группа: СОЦР - 2з

Шифр: 053013

Руководитель: Федина Елена Николаевна

Работа защищена с оценкой: отлично

Балаково 2007г.

План:

Введение: ______________________________________________стр.2 - 4

1. Сельский социум как объект социальной работы ______________стр.4- 14

2. Организационно-правовые формы социальной работы на селе ___стр. 14 -

26

Заключение: ____________________________________________стр. 26 - 27

Список используемой литературы __________________________стр. 27 - 29

Введение

Актуальность и специфика проблем социальной защиты сельского населения в

современном мире вообще и в России, в частности, обусловлена

социально-территориальными, природными условиями и образом жизни,

характером трудовой деятельности жителей поселений аграрных регионов

планеты. При этом очевидно и специфическое влияние на социальные проблемы

сельского населения глобальных процессов и тенденций эволюции общества

второй половины XX начала ХХI вв., которые обусловили особое сочетание

глобального, национального, регионального, а также

индивидуально-личностного. Мировой общественностью обоснованно ставится

вопрос о необходимости применения основ и технологий, критериев

социального развития, в котором судьба аграрных регионов представляется

особенно сложной.

В настоящее время в современном обществе усугубляются процессы поляризации

между бедностью и богатством. В связи с этим возникает необходимость

анализа разных моделей социальной политики, которые способны уменьшить эту

поляризацию. Но до сих пор не удалось сконструировать такую модель

социальной политики, которую, с одной стороны, удалось бы воплотить на

практике, а с другой - она отвечала бы требованиям современных социальных

наук. Такая модель, несомненно, должна опираться на гибкую стратегию,

отвечающую требованиям устойчивости общества, учитывать и обобщать весь

имеющийся ценный опыт, специфику конкретной ситуации, особенности

конкретного региона, в частности, сельских районов.

Помимо общих моментов концептуального подхода к решению проблем социальной

защиты населения сельских районов, актуальным является и разработка

конкретных механизмов, технологий и форм социальной помощи и поддержки

отдельных категорий граждан в этих районах.

Среди проблем, оказывающих влияние на жизнедеятельность сельского

населения, можно назвать, во-первых, разрушение естественных природных

основ существования человека и общества. Во-вторых,

информационно-коммуникативную революцию, способствующую разрушению во

второй половине XX века традиционных форм жизни сельского населения,

увеличения его миграционной подвижности, смены социально-нравственных

установок.

Все это со всей остротой поставило на рубеже XX-XXI вв. вопросы

совершенствования социальной защиты сельского населения, подготовки и

переподготовки кадров социальных работников для аграрного региона России.

Экономический кризис в аграрном секторе привел к уменьшению финансирования

действующих объектов и программ развития социальной сферы села.

Неразвитость новых форм социального обеспечения села, необходимых

социальных гарантий для реализации экономической независимости и

самостоятельности характеризуют существенное снижение в сельском хозяйстве

эффективного труда, трудности в содержании семьи и детей, неуверенность

значительной части сельского населения в завтрашнем дне, отсутствие

духовных идеалов и ценностей, ведет к снижению культурного уровня

сельского населения.

Необходимо констатировать, что изменения в социально-экономической жизни

России пока не принесли облегчения селу. На селе произошло возрастание

социальных проблем, среди которых наиболее существенными являются падение

уровня жизни населения, увеличение безработицы, снижение уровня культуры и

др. Все это обусловливает острые противоречия социально-экономического и

социокультурного развития среды жизнедеятельности селян.

Проблемы сельского населения занимают одно из важнейших мест в

исследованиях экономистов, философов, социологов, политологов, однако

современные исследования крайне редко посвящены изучению вопросов

координации и субординации социально-культурных факторов развития среды

жизнедеятельности, ценностных ориентаций и потребностей сельских жителей.

Все эти аспекты развития современного сельского региона, а так же его

проблемы и противоречия жизнедеятельности селян актуализируют исследования

избранного проблемного поля.

Объектом исследования выступают сельские жители, нуждающиеся в помощи

центров социальной защиты населения. Предметом исследования является

методики эффективной работы с населением сельского сектора, с учетом

особенностей условий агропромышленного комплекса. Цель исследования,

выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями

сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных

проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей

страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее

будущее.

Задачами исследования является:

1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения

нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;

2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми сталкиваются

центры социальной защиты, осуществляющие свою работу в сельском

секторе;

3. проанализировать работу социальных центров различных регионов, и

подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;

4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций, объединений,

политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают

решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях

агропромышленного комплекса.

5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те

социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского сектора;

6. полагаясь на анализ вышеперечисленных задач, попытаться выявить самую

оптимальную модель комплекса мер социальной помощи и социальной

адаптации жителей села, а так же комплекс профилактических мер по

устранению предпосылок возникновения социальных рисков на территории

АПК.

Необходимость разработки новой модели управления социальной защитой

сельского населения на основе рассмотрения ее как социальной системы с

учетом отечественного и зарубежного опыта, а также практическая

востребованность такой модели на уровне субъектов Российской Федерации

определяют актуальность данной курсовой работы.

Сельский социум как объект социальной работы.

Главной проблемой современной России является несоответствие темпов роста

социальных обязательств государства темпам экономического развития. В этой

связи перед Россией стоит основной вопрос о выборе оптимальной для нее

модели социальной защиты населения.

Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила в

повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и

формирования качественно новых социальных институтов. Социальная политика

все более отходит от принципов патерналистского государства и

предоставления социальных гарантий на уравнительных подходах.

Однако отсутствие стратегических, публично одобренных программ

реформирования экономической, социальной и политических сфер

жизнедеятельности общества привело к нарушению естественных

взаимоотношений между государством и обществом, обществом и личностью,

личностью и государством.

В системе социальной защиты населения важным направлением остается

развитие социального обслуживания. Основными проблемами пожилых граждан,

проживающих на селе, остаются существенная ограниченность доступа к

услугам медицинских учреждений, учреждений социальной защиты, предприятий

бытового обслуживания, торговли, культуры, отсутствие коммунально-бытовых

удобств и транспортного сообщения.

В сельской местности, где пожилые люди составляют до 30 процентов общей

численности населения, потребность в социальном обслуживании выше, чем в

городе. В ряде муниципальных образований различных регионов, доля лиц

пенсионного возраста составляет 40-50 процентов от общего числа сельских

жителей, что резко увеличивает численность пожилых сельских жителей,

нуждающихся в постоянной посторонней помощи.

Одной из основных причин «пробуксовки», так называемых экономических

реформ в России и других республиках бывшего Советского Союза, по мнению

многих независимых аналитиков, является недооценка правительствами

важности развития социальной сферы, в том числе социальной сферы села, и

одного из главных его инструментов - профессиональной социальной работы.

К сожалению, до настоящего времени, в недрах общественного сознания и, что

более всего печально, в сознании высокопоставленных государственных

чиновников, социальная работа отождествляется с деятельностью

государственных институтов, по выплате пенсий и пособий. Создание сети

детских домов и интернатов, приютов для инвалидов, престарелых и беженцев,

пунктов психологической помощи, организации благотворительных обедов,

прочих одноразовых акций и тому подобное. При этом, каждый из видов этой

деятельности выполняется разрозненно соответствующим ведомством или

министерством: социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения,

образования, милицией и рядом других ведомств. При всем уважении к данному

виду деятельности отождествлять ее с социальной работой просто нельзя, так

как это только ее часть -социальная помощь, социальная поддержка граждан,

попавших в тяжелое положение в силу объективных причин или по вине самого

государства, возвращение государством долгов своим гражданам.

При всей гуманности этого вида деятельности отсутствие второго компонента

социальной работы, социальной защиты граждан еще не попавших в беду, т.е.

нуждающихся в квалифицированном совете, необходимой информации и знаниях,

психологической и юридической поддержке, она бесперспективна, ибо не ведет

к снижению числа нуждающихся в помощи людей, а скорее наоборот.

Профессиональная социальная работа предполагает оптимальное сочетание

\"профилактики заболевания\" с \"лечением\" социальных недугов. При этом

очевидно, что успехи в профилактике рано или поздно приведут к снижению

числа нуждающихся в социальной помощи.

Все сказанное не плод кабинетных размышлений, а результат многолетней

работы во многих сельских регионах России. Существующей в России модели

управления системой социальной защиты населения характерны следующие

черты:

1. Высокая концентрация властных полномочий по управлению социальной

защитой населения, финансовых и материальных ресурсов на федеральном

уровне;

2. Слабое участие в управлении системой социальной защиты профсоюзов,

негосударственных страховых структур, институтов гражданского

общества;

3. Незавершенность правового разграничения полномочий федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и

органов местного самоуправления в области социальной защиты населения,

несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами,

находящимися в их распоряжении;

4. Дефицит ресурсов в бюджетах всех уровней для финансирования

мероприятий по социальной защите на фоне неэффективного и нецелевого

использования финансовых ресурсов, наличия высоких трансакционных

издержек и отсутствия действенного механизма контроля за социальными

трансфертами на федеральном и региональном уровнях;

5. Высокая доля ответственности за социальные процессы государства и

практически полное отсутствие социальной корпоративной ответственности

и иных субъектов социального государства (семьи, церкви,

благотворительных общественных организаций и т.д.);

6. Низкий уровень перераспределения доходов, характеризуемый такими

объективными показателями, как коэффициент фондов (в России в 2004

году составил 15 раз); децильный коэффициент (6,9 раз); коэффициент

Джини (по данным официальной статистики - 0,407);

7. Отсутствие в налоговой системе прогрессивной шкалы по взиманию

подоходного налога;

8. Низкий уровень общественной (национальной) солидарности из-за наличия

в экономики России большой доли «теневых» отношений, что ведет к

занижению реальных данных о состоянии частного бизнеса и, как

следствие, занижению налогооблагаемой базы и объема страховых платежей

либо полному уклонению от налогов и страховых платежей;

9. Высокая степень охвата социальными льготами и гарантиями значительной

части населения, как правило, без учета уровня доходов реципиентов;

10. Низкий уровень предоставляемых услуг населению и социальной

защищенности граждан, что иллюстрируется следующими данными:

минимальная заработная плата ниже прожиточного уровня и составляет от

него 41,5%; рост реальной заработной платы отстает от роста индекса

потребительских цен в среднем на 6% в год; средний размер назначенных

пенсий ниже величины прожиточного уровня приблизительно на 20%;

численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного

минимума составляет более 25 млн. чел., что соответствует 17,8% от

общей численности населения России;

11. Превалирование бюджетных механизмов организации и финансирования

социальной защиты преимущественно на началах социального обеспечения

над механизмами социального страхования и социальной самозащиты

граждан. Финансирование социальной защиты населения осуществляется в

основном за счет собираемых государством налогов и сборов,

аккумулируемых в бюджетах трех уровней и бюджетах государственных

внебюджетных фондов. Причем бюджетные средства государство направляет

не только, на оказание социальной помощи, но и на покрытие дефицита

бюджетов государственных внебюджетных фондов, формирующихся за счет

страховых взносов;

12. Отсутствие в нормативных актах, планах и программах государства четких

принципов, норм, критериев и механизмов, направленных на построение

адекватной системы социальной защиты, способной обеспечить устойчивое

воспроизводство населения и высокое качество жизни, на уровне

международных стандартов.

Многие специалисты, работающие в сельском социуме, видят существующие в

социальной сфере проблемы, озабочены имеющимися в нем негативными

процессами. Нарастание опасности экологической катастрофы, депопуляционные

тенденции развития аграрных регионов России, резкое сокращение жителей

села, негативные социальные последствия радикально - волюнтаристски

осуществляемых реформ экономики и управления привели сельские регионы

страны к опасной грани, за которой начинаются необратимые процессы

социальной деградации, деморализации населения, хозяйственного упадка,

запустения огромных территорий. Особенно тревожными для социального

развития села являются такие тенденции, как:

- разрушение социальной инфраструктуры сельских поселений, закрытие здесь

медицинских пунктов, школ, библиотек, домов культуры, клубов, интернатных

учреждений;

- деморализация сельского населения, утрата им целого ряда традиционных

нравственных ценностей, составляющих основу не только образа жизни,

духовности сельских жителей, но и населения страны в целом;

- катастрофическое падение уровня жизни сельского населения, явное

ослабление гарантий его социальной защищенности, произвольное занижение

уровня заработной платы работников сельского хозяйства, ее систематическая

задержка, ведущая к дальнейшей утрате значимости труда

как ценности жизни для всех тех, кто живет на селе;

- актуальной проблемой является улучшение демографической ситуации;

Увеличение случаев семейного неблагополучия, детской безнадзорности и

социального сиротства детей устрашает; большой проблемой является

отсутствие адресной социальной помощи беременным женщинам (беременные

женщины, проживающие в сельской местности, нуждаются в посещении врача

акушера-гинеколога центральных районных больниц; женские консультации

беременным женщинам необходимо посетить в период беременности в среднем 4

раза; для этого необходима материальная поддержка беременных женщин,

проживающих в сельской местности, в виде единовременного пособия на проезд

в пригородном транспорте в центральные районные больницы для наблюдения по

беременности).

- опасное снижение ценностей образования в сельских поселениях страны,

сопровождаемое очевидным ограничением возможностей получить качественное

профессиональное образование детям из сельских семей в силу растущей

массовости платного обучения в вузах;

- тенденция роста преступности, криминализация сельской среды, явное

увеличение здесь доли тех, кто уже отбыл наказание или ориентирован на

криминальное поведение;

- очевидным стало снижение авторитета, социальной роли, влияния на селе

сельского учителя. Это заметно осложняет проблему социальной защиты и

самоподдержки тех, кто живет на селе, осуществление здесь

социально-педагогической деятельности;

- новые проблемы для социальной работы на селе в России создает растущая

социальная дифференциация, расслоение сельского населения, появление здесь

очень богатых людей и массовой бедности работоспособного населения,

прогрессирующей незащищенности \"слабых\" общественных групп;

- в сельской зоне России особенно многочисленной становится доля мигрантов

из ближнего зарубежья, требующих специальных мер социальной

защиты, обеспечения адаптации к новым условиям;

- увеличивается число неблагополучных семей и социальное сиротство,

снижается здоровье населения и продолжительность жизни, велик рост числа

злоупотребляющих алкоголем, увеличивается число ВИЧ-инфицированных,

заболевших туберкулезом, и такой негативный фактор, как распространение

наркомании

- неразвитость специальных сельских учреждений социальной защиты,

отсутствие корпуса кадров, способных оказывать профессионально эффективную

социальную помощь, вести квалифицированную социальную работу, отсутствие

комплексных мер в ее осуществлении, явно усугубляет ситуацию в российском

селе середины 1990-х годов.

В целом преобразования в социальной сфере села сдерживаются вследствие

недостаточной ресурсной обеспеченности, а направленность и масштабы

национальных проектов, федеральных целевых программ, международных

проектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню и

остроте отмеченных проблем.

Озабоченность вызывает и существенное различие бюджетов в разрезе

субъектов Российской Федерации, направляемых на развитие социальной сферы,

что отражается в первую очередь на состоянии системы социального

обслуживания, вызывает рост неудовлетворенной потребности уязвимых групп

населения в социальных услугах. С введением 131 закона была нарушена

система социальной защиты в стране, ее согласованность и взаимодействие на

муниципальном и региональном уровнях.

Противоречивость и ограниченность федеральных законов, регулирующих

социальное развитие, отношения между Центром и регионами, неразвитость

регионального социального законодательства серьезно осложняет решение

проблем социальной защиты. В особенности остро стоят вопросы реформы

налогово-бюджетной системы и управления, которые пока действуют в стране

по преимуществу в ущерб сельским регионам, оказавшимся в ходе радикальных

реформ наименее защищенными и способными к самозащите. Это требует

специальных мер по защите российского села, развития здесь эффективной

социальной работы, оптимально акцентированной социальной политики.

Трудности и проблемы имеются и в профессиональной деятельности социальных

работников и социальных педагогов. Расчетные нормативы нагрузки на одного

специалиста по социальной работе (10 тыс. населения в сельской местности),

на одного социального работника (по 4-6 обслуживаемых в сельской

местности) во многих случаях не позволяют обеспечить необходимое качество

предоставляемых услуг.

Меры социальной поддержки социальных работников, устанавливаемые органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, по составу и объему

нередко ограниченны. Работники социальных служб на правовом уровне слабо

защищены от проявлений неуважения к их труду, от действий, препятствующих

выполнению ими профессиональных обязанностей или унижающих их личное и

профессиональное достоинство, а также действий, которые могут привести к

угрозе причинения или причинению вреда их здоровью.

Перегрузка, непрестижность труда, низкий уровень заработной платы

специалистов по социальной работе и социальных работников, психологов,

среднего и младшего медицинского персонала государственных социальных

служб порождают текучесть кадров, ухудшают взаимоотношения работников и

обслуживаемых лиц. “Профессиональное сгорание” социальных работников и

социальных педагогов не компенсируется осуществляемыми от случая к случаю

мерами по их собственной социальной реабилитации.

Существует дефицит знаний в области профессиональной деятельности у

значительной части социальных работников, что отражается на культуре

взаимодействия социальных работников и клиентов социальных служб, на

качестве выполняемой работы. Этика социальной работы еще не заняла

достойного места в правовом и психологическом пространстве профессий

социального работника и социального педагога.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.