реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Аттестация как фактор повышения эффективности труда социальных работников

специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных

работников, имеют первостепенное значение не только для преодоления

существующего сочетания высокого уровня профессионализма специалистов и

элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не

только для формирования позитивной мотивации профессиональной

деятельности. Они нужны прежде всего для защиты клиентов социальных

служб, исключения или смягчения различного рода отклонений в социальном

обслуживании населения.

Поэтому, как бы ни были важны критерии и показатели, позволяющие

оценить эффективность развития базисных предпосылок качественного и

своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить об

индикаторах, позволяющих оценивать уровень доступности и адекватности

клиента в предоставленных услугах, уровень доступности и адекватности

этих услуг, позволяющих клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.

Оценка эффективности работы специалиста по социальной работе, так же

как и деятельности социальной службы в целой может по-разному

рассматриваться в зависимости от понимания сущности личности клиента и

его проблем. Если мы понимаем клиента как человека, попавшего в трудную

жизненную ситуацию вследствие проводимых в Российской Федерации в начале

90-х годов реформ, то это одна постановка вопроса. Но, если мы понимаем

личность клиента как совокупность общественных отношений, то, с одной

стороны, сравнивать эффективность социальной работы в отношении клиента

весьма сложно, а с другой стороны, совокупность условий

жизнедеятельности, в которые попадает клиент, можно измерить в

количественном отношении, так как каждый человек для обеспечения

жизнедеятельности вынужден использовать какие-то ресурсы. Однако

возможность использовать ресурсы не есть действительность. Такая

возможность нередко зависит от активности самого клиента, вообще

человека. Следовательно, имеют место такие индикаторы, как «мера

активности», «мера свободы», «мера умения использовать свои возможности и

ресурсы среды», «уровень развития воли и жизненной силы клиента» и т.п.

Известно, что не каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию,

может сам без посторонней помощи выйти из нее. Значит, кто-то должен

придать активности клиента импульс, определить конкретное направление его

действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то должен

рационально подойти к выбору средств, которые могут привести клиента к

выходу из трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать

комплекс условий и ресурсов, позволяющих реализовать конкретные

устремления клиента. Таким человеком должен стать социальный работник,

деятельность которого, как правило, связана с сознательным и корректным

изменением жизнедеятельности клиента с учетом реальных возможностей

клиента и ресурсов окружающей среды.

Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача: во-

первых, подходя к клиенту с позиции социально-психологических наук, ему

необходимо хорошо представить антологию деятельности клиента (прошлая,

настоящая или будущая деятельность клиента рассматривается как

деятельность конкретного индивида, включенного в систему общественных

отношений; социальные отношения рассматриваются как основа существования

индивида; деятельность человека обусловлена способом производства),

учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека,

попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия

деятельности - пассивного, неполно-активного и активного); во-вторых, он

должен четко уяснить характеристики клиента (клиентов), т.е. определить

отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и

результативно использовать внутренний потенциал клиента. В социальной

работе чрезвычайно важно учитывать аксеологические особенности человека -

ценностные, потребностные, мотивационные, целевые, оценочные

характеристики клиента службы. Хотя, безусловно, социальный работник

вынужден учитывать праксиологическне и онтологические характеристики.

Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному

истолкованию сути конкретного человека, обратившемуся в социальную службу

за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь

социальному работнику произвести планирование перехода от одного

качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации,

необходимой клиенту для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснив

характеристику клиента, он может переходить к квалификации характеристик,

т.е. определению количественного выражения этих характеристик, их

динамики (мера интенсивности).

Мы полагаем, что отмеченные характеристики могут выступать в качестве

показателей, позволяющих отслеживать динамику восстановления (или

развития) сущностных сил человека под влиянием деятельности специалиста

по социальной работе.

Исследователям известно, что имеется количественная и качественная

природа критериев и показателей эффективности социальной работы. В то же

время они носят комплексный характер. Как правило, выделяется группа

нормативных критериев, отражающих эффективность процесса предоставления

социальных услуг, и система показателей, позволяющих определить состояние

клиентов социальных служб. Непосредственным основанием для выделения

критериев эффективности социальной работы, осуществляемой через

социальные службы, служат цели и задачи социального обслуживания тех или

иных категорий населения. При этом оправдано их подразделение по уровням

и объектам, т.е. они подразделяются по уровням: общество в целом, регион,

населенные пункты, районы, микрорайоны, по объектам - клиент, малая

социальная труппа, община и т.п.

Исходя из этой позиции, можно отметить два существенных понимания

эффективности социальной работы. Во-первых, она понимается как

соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением

этих результатов. Главное в этом вопросе - измерение (описание)

результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная,

планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты

работы с клиентами).Во-вторых, может использоваться оценка эффективности

социальной работы, и в частности социального обслуживания, по основным

видам предоставления социальных услуг или комплексу услуг. В этом случае,

а он, как известно, чаще всего применяется, принципиальная проблема - это

определение субъектов, которые высказывают свои мнения, суждения,

умозаключения. В их число, как правило, включаются руководители органов

государственного управления, лидеры общественных объединений, специалисты

в области социальной работы, практические социальные работники,

инспекторы - контролеры и, конечно, сами клиенты.

Интерес представляют исследования эффективности деятельности учреждений

социального обслуживания, проведенные Институтом социальной работы при

Ассоциации работников социальных служб в Астраханской, Тюменской и

Московской областях в 1997 году.

Результаты ответов работников учреждений социального обслуживания

населения показали, что 75% опрошенных респондентов отмечают

удовлетворенность своей деятельностью. Всего 3% опрошенных работников

изъявили желание перейти на другую работу. В то же время 47% респондентов

не получают информацию от административных органов о проблемах

социального обслуживания, около 90% опрошенных не знают данных об

использовании бюджета и ресурса города, района, большинство не знает об

итогах реализации социальных программ. Интересно, что

59% работников оценивают работу своего коллектива удовлетворительно,

41% -хорошо. Характерно, что неудовлетворенных работой нет.

В то же время были опрошены руководители социальных служб. Итоговые

результаты опроса показали, что удовлетворены своей деятельностью 53,6%,

скорее удовлетворены - 28,0%, неудовлетворенны - 4,8%, находятся в

состоянии неопределенности -10,9%. Около 70% опрошенных отметили, что

постоянно сталкиваются с трудностями. По мнению руководителей, на

эффективность работы оказывают влияние такие факторы, как

профессионализм, социально-психологический климат в коллективе,

финансовое состояние учреждения.

Выборочное исследование показало, что уровень профессионализма

работников социальных служб определяет уровень самокритичности и

компетентности в суждениях об эффективности проводимой ими социальной

работы.

В исследовании и клиенты дали оценку деятельности работников центров

социального обслуживания и отделений социальной помощи на дому. В целом

около 70% респондентов (клиентов) удовлетворены качеством социального

обслуживания. Однако дифференцированный подход к оценке отдельных качеств

сотрудников социальных служб, и прежде всего контактных социальных

работников, показывает, что только 24% опрошенных отмечают умение

выслушать клиента; доброжелательность, отзывчивость –24,2%; умение

организовать помощь, добиться решения проблем клиентов-22,9%;

компетентность, знания, кругозор - 22,6%; умение принимать практическое

решение – 22,4%; умение работать в команде с другими специалистами –

19,3%; умение активизировать клиента на самопомощь-19,2%; умение логично

мыслить -17,9%.

Невысоко оцениваются такие качества работников социальных служб, как

«умение уважать точку зрения клиента», «личностное обаяние»,

«бескорыстие, честность», «высокая общая культура» (20 – 23%).[7]

Клиенты социальных служб, желая получить материальную помощь, социально

– медицинские услуги или консультации, обращают внимание на такие

личностные качества социальных работников, как доброта, справедливость,

отзывчивость, профессионализм. К числу отрицательных качеств социальных

работников клиенты относят безразличие, лживость, грубость, низкий

профессионализм. Разумеется, дефицит позитивных качеств имеет отношение

к значительно меньшей части социальных работников.

Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня при оценке

деятельности различных учреждений социального обслуживания населения мы

не можем ограничиваться такими показателями, как «количество

обслуживаемых клиентов», «число обслуженных семей», «число обслуженных

граждан пожилого возраста и инвалидов», «количество предоставленных

услуг», «количество поставленных на учет клиентов» и т.д.

Формирование системы критериев и показателей эффективности работы

социальных служб как составной части эффективности

всей социальной работы, только начинается. Думается, что есть основание

полагать о целесообразности разработки на первом этапе четырех групп

критериев и показателей. Первая группа – критерии и показатели

эффективности федеральных и региональных целевых программ, направленных

на развитие социальной защиты и социального обслуживания различных

категорий населения. Вторая – критерии и показатели эффективности

деятельности социальных служб. Третья – критерии и показатели

эффективности деятельности специалистов социальных служб. Четвертая –

критерии и показатели эффективности социального образования, и в

частности подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях

специалистов по социальной работе.

Необходимо подчеркнуть, что применение критериев и показателей

эффективности деятельности учреждений и социальных работников будет

являться важнейшим этапом в достижении максимальной эффективности

социальной работы как особого вида профессиональной деятельности.

1.2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой

деятельности

Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как формы

практической деятельности и профессиональный портрет социального

работника, следует определить, что понимается под деятельностью.

В научной литературе термин "деятельность" имеет весьма широкое

распространение: "деятельность рек", "высшая нервная деятельность".

Гегель, как известно, употреблял термин "деятельность" по отношению к

движению. В философии термин "деятельность" обозначает понятие

инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм,

исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его

толкование: деятельность - это информационно направленная активность

живых .систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян),

деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида

деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и

психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические

особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой

деятельность определяется как способ существования и развития общества и

человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и

социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его

потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности

она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный

характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен

деятельностью, общение действующих индивидов.[8]

В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности

(преобразовательная, ценностноориентационная, коммуникативная

деятельность).

Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который

направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на

который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в

установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б.Г. Ананьеву, деятельность имеет многоуровневый характер: во-

первых, целостной деятельности, как исторически сложившейся системы

программ, операций и средств производства материальных и духовных

ценностей общества; во-вторых, отдельного акта - действия, включающего в

себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих,

макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения

программ строятся действия; в-четвертых, макродвижений, из которых

строятся макродвижения.

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности

человека как субъекта, социального существа, как личности, а последние

уровни определяют деятельность человека как природного индивида.

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования

самого термина способствует появлению множества оснований для

классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу

классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого

основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской,

производственной и т.д.

Если это основание мы включим в систему социального пространства, где

существуют различные формы деятельности, целью которых является оказание

помощи индивидам или социальным группам по решению их самых разных

проблем, то в этом случае выделится социальная деятельность, целью

которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех

сферах жизни общества и процесс совместного удовлетворения потребностей

поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой

деятельностью и является социальная работа.[9]

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К

ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую,

управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид

деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного

социального специалиста.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности

можно отнести следующие:

1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности

контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие

проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере

проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое

увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство

собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель - достижение такого результата, когда

необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Социальная работа как практическая деятельность, в главном, как раз и

направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и

социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы

человека.

Реализатором целей социальной работы является социальный работник,

прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций,

начиная от "линейной" работы с клиентом и кончая управленческой

деятельностью в государственных ведомствах.

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в

области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики,

медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от

самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей

и качеств.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как

проявление психологических особенностей личности, необходимых для

усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения

существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального работника можно избрать язык способностей как

проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной

деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение

слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад

мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности,

моральные качества и др.

Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых

социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность,

наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность),

интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других,

способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость,

гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других

людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к

социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям

(эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность,

несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность,

агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.[10]

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим

фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном

счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность

практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого

человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в

категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной

ориентации индивида.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она

не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная

работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов

деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его

личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает

решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только

с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова

разделяет их на три группы:

первая - психологические характеристики, являющиеся составной

частью способности к данному виду деятельности;

вторая- психолого- педагогические качества, ориентированные на

совершенствование социального работника, как личности;

третья — психолого -педагогические качества, направленные на создание

эффекта личного обаяния.[11]

В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются

на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких

волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для

данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается

очень много. В соответствии со «Стандартами классификации практической

социальной работы в США» ему необходимо иметь представление о:

теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;

ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (общиной);

программах и целях социальных служб как в штате, так и на федеральном

уровне;

организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и

социального обеспечения;

основах социально-экономической и политической теории;

расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-

нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);

результатах профессиональных н научных исследований, которые можно

использовать в практической работе;

концепциях и методах социального планирования;

теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической

социальной работой;

теории и практике управления персоналом;

социальных, психологических, статистических исследовательских методах и

методиках;

теории и концепции управления службами социальной защиты населения;

факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;

теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм

вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном

диагнозе состояния клиента;

теории и практике организационных и социальных систем и методов

поощрения улучшения их работы;

теории и методах адвокатской практики;

этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;

теории и методах преподавания и обучения;

тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;

законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на

уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг.[12]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.