реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

- создание при образовательных учреждениях соци-альной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведе-ния, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

- развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образова-тельного учреждения.

Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по ме-сту жительства в предупреждении и преодолении девиант-ного поведения детей и подростков

Единство семьи и школы объединяет и усиливает вос-питательное влияние на детей и подростков. С этой це-лью практикуется:

организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительс-кий семинар);

повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

* создание попечительских родительских организа-ций при образовательном учреждении; приобщение родителей к активному участию в ме-роприятиях класса, школы;

* посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут уче-ники);

* помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.

Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его раз-вития, воспитания

Значительное влияние на развитие, воспитание ребен-ка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.

Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из ко-торых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные воз-можности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный харак-тер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспи-тателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллек-тивы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окруже-нии от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечи-вать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.

Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.

При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.

Повышение роли специальных учреждений по пере, воспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

К настоящему времени имеются различные специализированные учреждения, в которых проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно - досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы с воспитанниками самих родителей.

Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жительства (например, «Форпост» С.Т. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров пока не-много. Создаются они и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия кулътурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.

Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детско-го и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реаби-литации жертв насилия, социальной виктимологии.

Анализ причин девиантного поведения детей и подро-стков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети цен-тров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.

Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному его развитию, а в последующем нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы таких центров необходимо следующее:

- собственно центры, работающие по определенным направлениям, в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

- подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогическо-го направлений, специалисты, способные обеспе-чить комплексную диагностику ребенка. Диагнос-тика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л. С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивает-ся индивидуальное развитие и коррекция;

- техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифициро-ванной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добить-ся оптимального результата;

- широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррек-ции и их возможностях. Это позволит своевремен-но, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для пе-дагогической коррекции;

- взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.

Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы на ра-боту с различными категориями детей, нуждающихся в пе-дагогической реабилитации, -- восстановлении утрачен-ного опыта общения, поведения, профессиональной дея-тельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определе-ния методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают педагогические пробле-мы работы с жертвами насилия. Их в современных услови-ях, к сожалению, много. В международной практике имеет-ся опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, по-является такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших растет, и потому растет необходимость развития специаль-ной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и накопления практического опыта.

Усиливается алкоголизация и наркоманизация молоде-жи. Данный факт также требует открытия специальных цен-тров медико-социально-педагогического характера. В таких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующий зарубежный опыт. Необходимо создание специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, завершивших свой срок нахождения в специальных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Нужда в таких цен-трах велика и потому, что подростки чаще всего возвра-щаются в прежнюю среду, что может обернуться для бывших осужденных самыми негативными последствиями. Адаптация в реабилитационном центре, при участии квалифицированных специалистов помогла бы такому подростку в этот исключительно сложный для него критический период обрести уверенность в себе, найти сферы самореализации и таким образом вернуть возможность нормальной жизнедеятельности.

Для прибывших из мест заключения нужна, помощь адаптации, и помощь в трудоустройстве, иначе человек окажется в исключительно сложной ситуации, побуждающей его вернуться на прежний путь. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях растущей безработицы.

Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния

Бесспорна роль средств массовой информации в форми-ровании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплано-вую информацию, но -- без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалис-тов, да и сама жизнь свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропа-гандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого биз-неса. Такого рода информация бесконтрольно демонстри-руется на всех каналах телевидения, представлена в огром-ном количестве видеокассет. Все это постепенно формирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих твердых нравственных устоев, выступает, как уже отмечалось, свое-го рода учебным пособием по криминальной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезной информации для разви-тия детей и подростков, безусловно имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возраста-ет роль родителей в управлении процессом общения ре-бенка с телевидением. Педагогически целесообразное ру-ководство поможет разностороннему развитию детей и подростков и, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.

Издается сегодня и множество полезной печатной про-дукции, которая также может активно использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и подростков, уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.

Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, является по международному опыту, создание общественного центра контроля за нрав-ственной направленностью деятельности средств массовой информации. Такой общественный орган мог бы способ-ствовать повышению воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предла-гают на всю Россию, для всей российской молодежи.

Каждому человеку присущи свои информационные по-требности, свои запросы к виду, качеству, объему информа-ции. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации лично-сти. Существует понятие -- информационно-педагогичес-кая культура человека. Оно является показателем воспитан-ности человека, его отношения к СМИ как источнику идей и сведений, которые целесообразно использовать в процес-се самообразования и самовоспитания.

В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в опреде-ленной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предла-гают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.

Приобщение детей и подростков к участию в пози-тивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.)

Такие центры создаются в городах. Очень многие из них открываются как общественные, негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения.

Следует, однако, иметь в виду, что имеют место и такие организации, центры, которые предусматривают чи-сто коммерческие цели, далеко не всегда учитывающие особенности детей и подростков, пренебрегают нравственным аспектом их воспитания. В этом случае послед-ствия деятельности центров могут быть негативными. Важно оградить детей от участия в них.

Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Данное направление нами уже рассматривалось. Сле-дует подчеркнуть, что активизация самовоспитания молодежи -- дело не только семьи, но и образовательных уч-реждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию и исправлению. Включе-ние объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действен-ность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования. Действенность самовоспитания человека в преодоле-нии своего негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки). См.: Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. М. 1995.

§ 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения

Как быть в отношении тех девиантов, которые уже ста-ли алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Оче-видно, что использование уголовного наказания в отноше-нии гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.

Исправительно-трудовая система (тюрьмы, след-ственные изоляторы и колонии) имеет целью наказание и исправление осужденных. Но тюрьма не столько ис-правляет, сколько карает человека, порой на весь остаток его жизни на свободе.

Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школой, где завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немоти-вированным. Молодой человек, как правило, хочет соот-ветствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои соци-альные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни не может этого сделать. Нали-чие девиантной группы определяет и прививает склонно-сти облегчает пути к совершению противоправных и амо-ральных действий, обеспечивает психологический ком-форт за участие в них, уменьшает эффективность способов социального контроля.

К основным факторам социального контроля можно отнести следующие:

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведе-ния. Основным средством социального контроля призва-но стать удовлетворение здоровых потребностей и инте-ресов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое, другие виды творчества могут слу-жить серьезной альтернативой разным формам противо-правного и аморального поведения. Эффективность пре-дупреждения правонарушений достигается не столько временным подавлением девиантного поведения, сколь-ко его постоянным вытеснением социально одобряемым и полезным поведением.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздей-ствия. Лишение свободы приводит личность к социаль-ной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо со-кращение сроков лишения свободы, отсрочка исполне-ния приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социаль-ной помощи, включающей государственные, обществен-ные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы «анонимных» алкоголиков, наркоманов, лиц, освобожденных из мест лише-ния свободы).

4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духов-ных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жиз-ни -- важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и ад-министративного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содер-жащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса.

6. Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование сред-ствами массовой информации, учебными и просвети-тельскими организациями более терпимого отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и пр.).

Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительных органов, особенно специализирую-щихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей - наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами.

Заключение

Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд законодательных программ и правовых документов, таких как «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.1994 г.), Закон «Об образовании» и др., но, к сожалению, эти программы в большинстве своем не эффективны или вообще не работают из-за отсутствия средств.

В организации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.

Есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно не только развиваться этому направлению работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением, но и укрепят всю систему социальной защиты. Исследования в этой области необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области подростковой социологии могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть исканий подростков, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой подростковая субкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современных подростков.

Список используемой литературы

1. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. - М.: Изд. центр «Академия»,2002.

2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.

3. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9.

4. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.

5. Гилинский Я. И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.

6. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998.

7. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правона-рушителей // Социс. 1989. № 5. С.61.

8. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.

9. Энциклопедия социальной работы. том 3.М.1994.

10. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.

11. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.