![]() |
|
|
Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы- создание при образовательных учреждениях соци-альной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведе-ния, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними; - развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образова-тельного учреждения. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по ме-сту жительства в предупреждении и преодолении девиант-ного поведения детей и подростков Единство семьи и школы объединяет и усиливает вос-питательное влияние на детей и подростков. С этой це-лью практикуется: организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительс-кий семинар); повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей; * создание попечительских родительских организа-ций при образовательном учреждении; приобщение родителей к активному участию в ме-роприятиях класса, школы; * посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут уче-ники); * помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его раз-вития, воспитания Значительное влияние на развитие, воспитание ребен-ка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести. Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из ко-торых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные воз-можности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный харак-тер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспи-тателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллек-тивы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окруже-нии от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечи-вать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения. В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр. При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми. Повышение роли специальных учреждений по пере, воспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. К настоящему времени имеются различные специализированные учреждения, в которых проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно - досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы с воспитанниками самих родителей. Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жительства (например, «Форпост» С.Т. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров пока не-много. Создаются они и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия кулътурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями. В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей. Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детско-го и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реаби-литации жертв насилия, социальной виктимологии. Анализ причин девиантного поведения детей и подро-стков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети цен-тров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи. Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному его развитию, а в последующем нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы таких центров необходимо следующее: - собственно центры, работающие по определенным направлениям, в зависимости от проблем детей (их пока очень мало); - подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогическо-го направлений, специалисты, способные обеспе-чить комплексную диагностику ребенка. Диагнос-тика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л. С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивает-ся индивидуальное развитие и коррекция; - техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифициро-ванной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добить-ся оптимального результата; - широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррек-ции и их возможностях. Это позволит своевремен-но, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для пе-дагогической коррекции; - взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию. Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы на ра-боту с различными категориями детей, нуждающихся в пе-дагогической реабилитации, -- восстановлении утрачен-ного опыта общения, поведения, профессиональной дея-тельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определе-ния методики реабилитации. Особого внимания заслуживают педагогические пробле-мы работы с жертвами насилия. Их в современных услови-ях, к сожалению, много. В международной практике имеет-ся опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, по-является такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших растет, и потому растет необходимость развития специаль-ной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и накопления практического опыта. Усиливается алкоголизация и наркоманизация молоде-жи. Данный факт также требует открытия специальных цен-тров медико-социально-педагогического характера. В таких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующий зарубежный опыт. Необходимо создание специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, завершивших свой срок нахождения в специальных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Нужда в таких цен-трах велика и потому, что подростки чаще всего возвра-щаются в прежнюю среду, что может обернуться для бывших осужденных самыми негативными последствиями. Адаптация в реабилитационном центре, при участии квалифицированных специалистов помогла бы такому подростку в этот исключительно сложный для него критический период обрести уверенность в себе, найти сферы самореализации и таким образом вернуть возможность нормальной жизнедеятельности. Для прибывших из мест заключения нужна, помощь адаптации, и помощь в трудоустройстве, иначе человек окажется в исключительно сложной ситуации, побуждающей его вернуться на прежний путь. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях растущей безработицы. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния Бесспорна роль средств массовой информации в форми-ровании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплано-вую информацию, но -- без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями. Исследования отечественных и зарубежных специалис-тов, да и сама жизнь свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропа-гандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого биз-неса. Такого рода информация бесконтрольно демонстри-руется на всех каналах телевидения, представлена в огром-ном количестве видеокассет. Все это постепенно формирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих твердых нравственных устоев, выступает, как уже отмечалось, свое-го рода учебным пособием по криминальной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезной информации для разви-тия детей и подростков, безусловно имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возраста-ет роль родителей в управлении процессом общения ре-бенка с телевидением. Педагогически целесообразное ру-ководство поможет разностороннему развитию детей и подростков и, одновременно, предупреждению их нравственного развращения. Издается сегодня и множество полезной печатной про-дукции, которая также может активно использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и подростков, уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики. Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, является по международному опыту, создание общественного центра контроля за нрав-ственной направленностью деятельности средств массовой информации. Такой общественный орган мог бы способ-ствовать повышению воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предла-гают на всю Россию, для всей российской молодежи. Каждому человеку присущи свои информационные по-требности, свои запросы к виду, качеству, объему информа-ции. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации лично-сти. Существует понятие -- информационно-педагогичес-кая культура человека. Оно является показателем воспитан-ности человека, его отношения к СМИ как источнику идей и сведений, которые целесообразно использовать в процес-се самообразования и самовоспитания. В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в опреде-ленной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предла-гают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации. Приобщение детей и подростков к участию в пози-тивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.) Такие центры создаются в городах. Очень многие из них открываются как общественные, негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения. Следует, однако, иметь в виду, что имеют место и такие организации, центры, которые предусматривают чи-сто коммерческие цели, далеко не всегда учитывающие особенности детей и подростков, пренебрегают нравственным аспектом их воспитания. В этом случае послед-ствия деятельности центров могут быть негативными. Важно оградить детей от участия в них. Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой. Данное направление нами уже рассматривалось. Сле-дует подчеркнуть, что активизация самовоспитания молодежи -- дело не только семьи, но и образовательных уч-реждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию и исправлению. Включе-ние объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действен-ность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования. Действенность самовоспитания человека в преодоле-нии своего негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки). См.: Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. М. 1995. § 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения Как быть в отношении тех девиантов, которые уже ста-ли алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Оче-видно, что использование уголовного наказания в отноше-нии гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи. Исправительно-трудовая система (тюрьмы, след-ственные изоляторы и колонии) имеет целью наказание и исправление осужденных. Но тюрьма не столько ис-правляет, сколько карает человека, порой на весь остаток его жизни на свободе. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школой, где завершается формирование девиантного поведения и самосознания. Девиантное поведение вначале всегда бывает немоти-вированным. Молодой человек, как правило, хочет соот-ветствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои соци-альные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни не может этого сделать. Нали-чие девиантной группы определяет и прививает склонно-сти облегчает пути к совершению противоправных и амо-ральных действий, обеспечивает психологический ком-форт за участие в них, уменьшает эффективность способов социального контроля. К основным факторам социального контроля можно отнести следующие: 1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведе-ния. Основным средством социального контроля призва-но стать удовлетворение здоровых потребностей и инте-ресов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое, другие виды творчества могут слу-жить серьезной альтернативой разным формам противо-правного и аморального поведения. Эффективность пре-дупреждения правонарушений достигается не столько временным подавлением девиантного поведения, сколь-ко его постоянным вытеснением социально одобряемым и полезным поведением. 2. Существенное сужение репрессивных мер воздей-ствия. Лишение свободы приводит личность к социаль-ной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо со-кращение сроков лишения свободы, отсрочка исполне-ния приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания. 3. Создание гибкой и разветвленной системы социаль-ной помощи, включающей государственные, обществен-ные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы «анонимных» алкоголиков, наркоманов, лиц, освобожденных из мест лише-ния свободы). 4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духов-ных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жиз-ни -- важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и ад-министративного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния. 5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содер-жащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса. 6. Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование сред-ствами массовой информации, учебными и просвети-тельскими организациями более терпимого отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и пр.). Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительных органов, особенно специализирую-щихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей - наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами. Заключение Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд законодательных программ и правовых документов, таких как «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.1994 г.), Закон «Об образовании» и др., но, к сожалению, эти программы в большинстве своем не эффективны или вообще не работают из-за отсутствия средств. В организации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности. Есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно не только развиваться этому направлению работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением, но и укрепят всю систему социальной защиты. Исследования в этой области необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области подростковой социологии могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть исканий подростков, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой подростковая субкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современных подростков. Список используемой литературы 1. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. - М.: Изд. центр «Академия»,2002. 2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. 3. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9. 4. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156. 5. Гилинский Я. И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62. 6. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998. 7. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правона-рушителей // Социс. 1989. № 5. С.61. 8. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997. 9. Энциклопедия социальной работы. том 3.М.1994. 10. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005. 11. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |