реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

.

Еще одна причина подросткового алкоголизма -- при-мер сверстников. У детей и подростков из неблагополуч-ных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элемен-том общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пью-щие подростки имеют реальные возможности для само-утверждения, проникаются самоуважением, чего не в со-стоянии получить ни в семье, ни в школе.

В последние годы выявлена еще одна причина влече-ния подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. По-пытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязан-ностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответ-ственность, неподготовленность к жизни. Внешне это бла-гополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательс-кий» тип характера, аморфный, без яркой индивидуально-сти. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спир-тного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспе-ченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они -- продукт среды. В здоровом кол-лективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в ко-тором им придется жить и работать.

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для мо-лодежи алкоголь служит универсальным средством рас-крепощения и преодоления застенчивости, некоммуника-бельности, от которой страдают многие подростки.

Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две сто-роны: одна, внешняя, -- приятная, другая -- скрытая и нелицеприятная. Мифы о престижности занятия про-ституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Кра-сивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, салонами машин и подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «пси-хушками». Таков обычный финал.

Термин «проституция» происходит от латинского сло-ва -- осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:

а) род занятий -- удовлетворение сексуальных потреб-ностей клиентов;

б) характер занятий -- систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чув-ственного влечения и направленный на удовлетво-рение половой страсти клиента в любой форме;

в) мотив занятий -- заранее согласованное вознаграж-дение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Помимо общих причин существования проституции, социально-экономических и морально-этических, мож-но выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Дру-гая причина кроется в среде, которая окружает прости-туток. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы, которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и под-чиняют их своему «уставу».

В чем заключается общественная опасность проститу-ции? Во-первых, проституция -- это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении от общественно полезного труда. Проституция способствует распрост-ранению венерических заболеваний и СПИДа. Такие женщины не способны производить на свет здоровое по-томство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, эстетические идеалы. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которые спо-собствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответствен-ность за проституцию.

Уголовное преследование привело бы к судебным ошибкам, так как доказать состав преступления чаще всего невозможно. Однако в Уголовном кодексе РФ существует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество, содержание притонов и пр.). Сле-дует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228 УК РФ хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко.

Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сек-суальные потребности -- первейшая потребность челове-ка. Речь поэтому идет не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могут стать повышение жизненного уровня населения, реализация про-граммы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за дея-тельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, кто пара-зитирует на проституции. Государство должно четко опре-делить свое отношение к организованной проституции.

Сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают возможностями активно воздействовать на предупреждение проституции. Организованная про-ституция между тем открыто развернула бизнес по «про-даже любви». Рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогно-зам ученых, через 10--15 лет эта эпидемия станет пробле-мой номер один. Вопрос, вводить ли уголовные санкции, или легализовать проституцию, остается открытым.

Суицидальное поведение. Суицид -- это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суи-цидальное поведение -- саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребле-ние наркотиков и упорное нежелание лечиться, управле-ние транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняет-ся отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и осо-бые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоин-ства; крайнее переутомление; разрушение защитных меха-низмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и нар-комания; отождествление себя с известным человеком, со-вершившим самоубийство; состояние фрустрации или аф-фекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утра-чивает контроль над своим поведением.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболева-ний. Современная сексопатология выделяет патологичес-кие и иные отклонения в сексуальном поведении лично-сти. Патологические девиации в форме всякого рода сек-суальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом со-циально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклоне-ния, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр. Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов обще-ства в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

В юриспруденции различают правомерное и неправо-мерное поведение граждан. Неправомерные действия (пра-вонарушения) -- это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия наруша-ют установленный в стране и обществе порядок См.: Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9..

Все правонарушения делятся на преступления и про-ступки.

Преступление -- противоправное, виновное, наказуе-мое общественно опасное деяние, посягающее на охраня-емые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.

Проступок -- тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.

Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернос-ловии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бро-дяжничестве.

Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет прису-ща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершают-ся из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами моло-дежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются по-требностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьян-ство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разбор-ки», которые сопровождаются нецензурной бранью, те-лесными повреждениями, насилием.

Подростки -- одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступ-лений (в 1990 г. -- 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных со-ставляет 12,3 % (в 1990 г. -- 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько уве-личением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.

Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовер-шеннолетних в преступной деятельности позволяет группи-ровкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.

Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления -- детоубийства, похищение детей с целью выкупа.

В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополуч-ных, асоциальных семей. Сейчас -- из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие пре-ступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.

Одной из наиболее, значимых причин подобного явля-ется утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили предста-вители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.

Родителям все труднее приучать подрастающее поко-ление к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состо-янии приобщить детей к благородным занятиям.

Нарушения поведения детей и подростков и их соци-альная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и мо-рально-нравственных форм поведения детей и подрост-ков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.

Глава II. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

§ 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», положения об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».

Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Указе от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негатив-ных форм девиантного поведения детей и подростков.

Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле про-филактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные воз-можности семейной жизни и семейного воспитания. Ре-ализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

Во-первых, требует решения проблема подготовки буду-щих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.

В целом подготовка молодых людей к семейной жиз-ни и воспитанию детей должна включать изучение следу-ющих разделов См.: Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005.:

основы взаимоотношения в семье;

внутрисемейные конфликты, причины их возник-новения, возможности предупреждения и пути пре-одоления;

основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное на-правление решается чаще всего через школу либо цен-тры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.

Непосредственно подготовка родителей к воспита-нию детей представляет достаточно емкую педагогичес-кую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методи-ке изучения ребенка на различных этапах его возрастно-го развития; пониманию влияния на ребенка окружаю-щей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастно-го развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомен-довались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитатель-ном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогул-ки и экскурсии и др.

Во-вторых, создание благоприятной нравственной об-становки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье -- та среда, где прежде всего форми-руются основы мировоззрения растущего человека. С ран-него детства ребенок именно в семье, в обстановке, в ко-торой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (муж-чины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее со-циальным предназначением.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо от-рицательного примера может привести к серьезным пси-хическим травмам ребенка, преодолеть которые в последу-ющем исключительно трудно. Негативные проблемы се-мьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии расту-щего человека.

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспи-тании.

Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как при-мер для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, пе-дантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми. Сохра-нить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не все-гда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подро-стковом возрасте, когда оно наиболее важно.

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нрав-ственных ориентиров, нравственной позиции.

Речь идет о формировании главного стержня, опреде-ляющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих дей-ствий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.

В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.

Волевые качества -- это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою по-зицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может приве-сти его под влияние другого, нередко социально - негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек впол-не может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития лично-стных качеств человека определяет направленность его волевой активности.

В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляю-щего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стиму-лирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:

- не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;

- воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;

- не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей;

- не наказывать ребенка хладнокровно, безжалост-но, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.

В-седьмых, недопущение приобщения детей и подрост-ков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

Значительная часть проступков со стороны подрост-ков и юношества совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разруше-нию организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой -- их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркома-на к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства по-степенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все же наиболее действенным средством выс-тупает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.

В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Важнейшая задача воспитания -- подготовить челове-ка к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом пла-не не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педа-гоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упу-щения в педагогической деятельности преподавателя до-рого обходятся их воспитанникам.

В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем -- коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.

Учитель, как воспитатель образовательного учрежде-ния имеет возможность влиять на воспитанника не толь-ко непосредственно, но и опосредованно: через препода-ваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.

Путями усиления воспитательной роли образователь-ного учреждения выступают:

- повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

- создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

- побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, росту своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.