![]() |
|
|
Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы. Еще одна причина подросткового алкоголизма -- при-мер сверстников. У детей и подростков из неблагополуч-ных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элемен-том общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пью-щие подростки имеют реальные возможности для само-утверждения, проникаются самоуважением, чего не в со-стоянии получить ни в семье, ни в школе. В последние годы выявлена еще одна причина влече-ния подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. По-пытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязан-ностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответ-ственность, неподготовленность к жизни. Внешне это бла-гополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательс-кий» тип характера, аморфный, без яркой индивидуально-сти. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спир-тного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспе-ченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они -- продукт среды. В здоровом кол-лективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в ко-тором им придется жить и работать. Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для мо-лодежи алкоголь служит универсальным средством рас-крепощения и преодоления застенчивости, некоммуника-бельности, от которой страдают многие подростки. Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две сто-роны: одна, внешняя, -- приятная, другая -- скрытая и нелицеприятная. Мифы о престижности занятия про-ституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Кра-сивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, салонами машин и подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «пси-хушками». Таков обычный финал. Термин «проституция» происходит от латинского сло-ва -- осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки: а) род занятий -- удовлетворение сексуальных потреб-ностей клиентов; б) характер занятий -- систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чув-ственного влечения и направленный на удовлетво-рение половой страсти клиента в любой форме; в) мотив занятий -- заранее согласованное вознаграж-дение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки. Помимо общих причин существования проституции, социально-экономических и морально-этических, мож-но выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Дру-гая причина кроется в среде, которая окружает прости-туток. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы, которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и под-чиняют их своему «уставу». В чем заключается общественная опасность проститу-ции? Во-первых, проституция -- это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении от общественно полезного труда. Проституция способствует распрост-ранению венерических заболеваний и СПИДа. Такие женщины не способны производить на свет здоровое по-томство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, эстетические идеалы. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которые спо-собствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответствен-ность за проституцию. Уголовное преследование привело бы к судебным ошибкам, так как доказать состав преступления чаще всего невозможно. Однако в Уголовном кодексе РФ существует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество, содержание притонов и пр.). Сле-дует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228 УК РФ хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко. Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сек-суальные потребности -- первейшая потребность челове-ка. Речь поэтому идет не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могут стать повышение жизненного уровня населения, реализация про-граммы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за дея-тельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, кто пара-зитирует на проституции. Государство должно четко опре-делить свое отношение к организованной проституции. Сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают возможностями активно воздействовать на предупреждение проституции. Организованная про-ституция между тем открыто развернула бизнес по «про-даже любви». Рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогно-зам ученых, через 10--15 лет эта эпидемия станет пробле-мой номер один. Вопрос, вводить ли уголовные санкции, или легализовать проституцию, остается открытым. Суицидальное поведение. Суицид -- это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суи-цидальное поведение -- саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребле-ние наркотиков и упорное нежелание лечиться, управле-ние транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п. Суицидальное поведение у подростков часто объясняет-ся отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и осо-бые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоин-ства; крайнее переутомление; разрушение защитных меха-низмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и нар-комания; отождествление себя с известным человеком, со-вершившим самоубийство; состояние фрустрации или аф-фекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утра-чивает контроль над своим поведением. Девиантное поведение на почве сексуальных заболева-ний. Современная сексопатология выделяет патологичес-кие и иные отклонения в сексуальном поведении лично-сти. Патологические девиации в форме всякого рода сек-суальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом со-циально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклоне-ния, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр. Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов обще-ства в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. В юриспруденции различают правомерное и неправо-мерное поведение граждан. Неправомерные действия (пра-вонарушения) -- это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия наруша-ют установленный в стране и обществе порядок См.: Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9.. Все правонарушения делятся на преступления и про-ступки. Преступление -- противоправное, виновное, наказуе-мое общественно опасное деяние, посягающее на охраня-емые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права. Проступок -- тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернос-ловии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бро-дяжничестве. Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет прису-ща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершают-ся из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами моло-дежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются по-требностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьян-ство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разбор-ки», которые сопровождаются нецензурной бранью, те-лесными повреждениями, насилием. Подростки -- одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступ-лений (в 1990 г. -- 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных со-ставляет 12,3 % (в 1990 г. -- 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько уве-личением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии. Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовер-шеннолетних в преступной деятельности позволяет группи-ровкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу. Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления -- детоубийства, похищение детей с целью выкупа. В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополуч-ных, асоциальных семей. Сейчас -- из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие пре-ступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво. Одной из наиболее, значимых причин подобного явля-ется утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили предста-вители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия. Родителям все труднее приучать подрастающее поко-ление к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состо-янии приобщить детей к благородным занятиям. Нарушения поведения детей и подростков и их соци-альная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и мо-рально-нравственных форм поведения детей и подрост-ков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом. Глава II. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы § 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», положения об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия». Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Указе от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негатив-ных форм девиантного поведения детей и подростков. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей. Это одно из наиболее важных направлений в деле про-филактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные воз-можности семейной жизни и семейного воспитания. Ре-ализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера. Во-первых, требует решения проблема подготовки буду-щих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. В целом подготовка молодых людей к семейной жиз-ни и воспитанию детей должна включать изучение следу-ющих разделов См.: Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005.: основы взаимоотношения в семье; внутрисемейные конфликты, причины их возник-новения, возможности предупреждения и пути пре-одоления; основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи; основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное на-правление решается чаще всего через школу либо цен-тры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др. Непосредственно подготовка родителей к воспита-нию детей представляет достаточно емкую педагогичес-кую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методи-ке изучения ребенка на различных этапах его возрастно-го развития; пониманию влияния на ребенка окружаю-щей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастно-го развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомен-довались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитатель-ном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогул-ки и экскурсии и др. Во-вторых, создание благоприятной нравственной об-становки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье -- та среда, где прежде всего форми-руются основы мировоззрения растущего человека. С ран-него детства ребенок именно в семье, в обстановке, в ко-торой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (муж-чины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее со-циальным предназначением. Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо от-рицательного примера может привести к серьезным пси-хическим травмам ребенка, преодолеть которые в последу-ющем исключительно трудно. Негативные проблемы се-мьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии расту-щего человека. В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспи-тании. Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как при-мер для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, пе-дантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми. Сохра-нить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не все-гда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подро-стковом возрасте, когда оно наиболее важно. В-четвертых, формирование у ребенка твердых нрав-ственных ориентиров, нравственной позиции. Речь идет о формировании главного стержня, опреде-ляющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих дей-ствий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям. В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества. Волевые качества -- это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою по-зицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может приве-сти его под влияние другого, нередко социально - негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек впол-не может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития лично-стных качеств человека определяет направленность его волевой активности. В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляю-щего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стиму-лирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее: - не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности; - воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику; - не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей; - не наказывать ребенка хладнокровно, безжалост-но, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу. В-седьмых, недопущение приобщения детей и подрост-ков к спиртным напиткам, курению, азартным играм. Значительная часть проступков со стороны подрост-ков и юношества совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разруше-нию организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой -- их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркома-на к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства по-степенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все же наиболее действенным средством выс-тупает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей. В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой. Важнейшая задача воспитания -- подготовить челове-ка к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом пла-не не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. В школе работают специально подготовленные педа-гоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упу-щения в педагогической деятельности преподавателя до-рого обходятся их воспитанникам. В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем -- коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние. Учитель, как воспитатель образовательного учрежде-ния имеет возможность влиять на воспитанника не толь-ко непосредственно, но и опосредованно: через препода-ваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы. Путями усиления воспитательной роли образователь-ного учреждения выступают: - повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры; - создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности; - побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, росту своего педагогического мастерства и педагогической культуры; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |