реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России

Анализ данных программ позволяет отметить, что, первые две программы были ориентированы, прежде всего, на создание правовой базы и системы социальных служб для молодежи.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон №122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики. [15].

В настоящее время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодёжной политики. Разработан ряд документов:

- законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

- проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

- проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

- проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

- проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

- примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

- проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов». [72].

Увеличилось число федеральных целевых программ, реализацию которых координирует Департамент по молодёжной политике - к Федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001-2005 годы)» прибавилась подпрограмма Минобразования России государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По данной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» Минобразование России провело конкурс по предоставлению субъектам РФ средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счёт средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка. Создан Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

В сфере поддержки молодёжного предпринимательства и содействия занятости молодёжи особое внимание уделяется поддержке движения студенческих отрядов, работающей и сельской молодёжи. Разработаны и осуществляются межведомственные программы содействия трудоустройству молодёжи, проводятся слеты, конкурсы студенческих педагогических, трудовых отрядов.

В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних осуществляется развитие сети молодёжных клубов, центров, дворового сектора в муниципальных образованиях, создание социальных служб для молодёжи, поддержка волонтёрского движения. По данным на начало 2004 года, в регионах РФ функционируют 1542 учреждения социального обслуживания молодёжи, осуществляющие свою деятельность более чем по 20 направлениям. [21].

В целях поддержки талантливой молодёжи и организации молодёжного досуга Департамент по молодёжной политике ежегодно проводит конкурс молодёжных творческих проектов. Важной составляющей программ развития досуга и художественного творчества детей и молодёжи (Российская студенческая весна и т.д.) является работа с молодёжными средствами массовой информации. В сообщениях молодёжных информационных центров большое внимание уделяется вопросам творческих фестивалей и конкурсов. В регионах работают программы неправительственной общероссийской общественной организации - Российский Союз Молодёжи - «Студенческая наука», «Информационное пространство», «Правопорядок в вузах», «Занятость», «Студенческие лагеря», «Движение педагогических и стройотрядов».

Ассоциация учащейся молодёжи, входящая в состав Российского Союза Молодёжи, помогает созданию организаций в учебных заведениях, отстаивающих права и интересы учащейся молодёжи на различных уровнях.

Современная Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. Она ориентирована на граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. (См. Приложение).

Государственная молодежная политика, реализуемая в рамках Стратегии призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.

Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены такие проекты как: «российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».

Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках». [66].

Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

Основными целями проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» являются:

· вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;

· развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории;

· развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;

· формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Основными видами работ в рамках данного проекта являются:

- развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;

- развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

- развитие молодежных информационных проектов и программ;

- популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, патриотизм и т.д.) средствами социальной рекламы;

- разработка и распространение актуальных информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;

- разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации;

- участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.

Цели проекта «Доброволец»:

· мотивация молодых людей на оказание помощи, проявление действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

· формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян;

· развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

Основными целями проекта «Карьера» являются:

· самоопределение молодежи на рынке труда;

· развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Цели проекта «Молодая семья России» обозначены как:

· укрепление института молодой семьи;

· увеличение количества благополучных семей в России;

· пропаганда ответственного родительства.

К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:

- пропаганда семейных ценностей среди молодежи;

- формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;

- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

- содействие в обеспечении жильем молодых семей.

Основными целями проекта «Команда» являются:

· обеспечение участия молодежи в процессах коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью;

· развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;

· вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.

Основной целью проекта «Успех в твоих руках» является выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности.

Цели проекта «Шаг навстречу» обозначены как:

· оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество;

· вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;

· развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основными видами работ по реализации данного направления являются следующие:

- выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни;

- поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе. [66].

Таким образом, государственная молодёжная политика разнопланова и не сводится к одному или нескольким направлениям работы разного рода специалистов с такой специфической категорией как молодёжь, а предусматривает воспитательную, образовательную, социальную работу с молодыми людьми. Работа с молодёжью ведется на государственном, негосударственном уровнях через специальные учреждения для молодёжи, различные ассоциации, союзы и другие объединения подростков и молодёжи.

Государственно-правовые основы молодежной политики в России регламентируют деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных, социальных и других учреждений, государственных и негосударственных общественных организаций и множества различных структур, в задачи и функции профессиональной деятельности которых входит работа с молодежью. Существующее (ныне действующее) в Российской Федерации законодательство, так или иначе затрагивающее молодежь, охватывает самые разнообразные сферы, в которых реализовывают себя молодые люди и задача государства, в том числе и законодательными основами способствовать всестороннему развитию молодежи государства - будущего страны.

2. Практическая реализация государственно-правовых основ молодежной политики России

2.1 Формы и технологии работы с молодежью в социальных учреждениях регионов России

Говоря о моделях социальной работы с молодежью принято выделять две - интегративную и дефицитную. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив. [70].

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы,

направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Большую роль в развитии содержания социальной работы с подрастающим поколением играет Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В ней определены основные понятия, важнейшие принципы государственной молодежной политики, обозначены целевые установки, приоритетные направления и механизмы реализации. Концепция предполагает обязательное выполнение государством определенных гарантий по обеспечению экономических и социальных интересов молодежи, ее потребностей в области образования и трудоустройства, в решении жилищных проблем, в поддержке молодой семьи, т.е. набора всех жизненных проблем, с которыми сталкивается молодежь.

Кроме того, в Концепции обозначены пути и механизмы преодоления отрицательных социальных явлений, получивших распространение в молодежной среде (правонарушения, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.). Обоснованы задачи, связанные с вовлечением молодого поколения россиян в активную созидательную деятельность.

Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания.

Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991-1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию, социальной защите детей Министерства образования и науки РФ ежегодно проводит конкурс среди учреждений социального обслуживания молодежи и по его результатам принимает решение о присвоении специального статуса «Экспериментальный центр по социальной работе» лучшим учреждениям социального обслуживания молодежи.

Развитие системы социальных служб для молодежи признано приоритетным направлением государственной молодежной политики.

Инфраструктура социальных служб активизировалась после принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором социальное обслуживание определяется как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руководителям Комитета по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создание (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи.

Позже было разработано «Примерное положение о Центре социального обслуживания молодежи (2005). В них обозначены основные направления деятельности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функции. В частности, главной обязанностью таких учреждений является участие в реализации мер, связанных с проведением государственной молодежной политики; обеспечение социального обслуживания молодежи, оказание социальных услуг молодым гражданам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др.

В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи основными направлениями их деятельности должны стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка. [59].

По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, организационно-правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной и т.д.

По времени, длительности осуществления - постоянной, периодической и ситуационной. [15].

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» относятся:

· государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;

· государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с Примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов РФ или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством РФ. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

· учреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ (органов по делам молодежи субъектов РФ);

· муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи).

Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Служба для молодежи, кроме того, осуществляет содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей, предоставляет помимо названных наркологическую помощь. В учреждениях социального обслуживания молодежи проводятся также реабилитационные мероприятия в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

- комплексный центр социального обслуживания молодежи;

- центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

- социальный центр молодежи;

- центр социальной поддержки молодежи;

- центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

- молодежный центр планирования семьи;

- центр правовой помощи молодежи;

- центр информации для молодежи;

- подростково-молодежный клуб;

- социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

- центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

В систему учреждений органов по делам молодежи также входят: молодежный центр, молодежная биржа труда, молодежный бизнес-инкубатор, центр молодежного предпринимательства, агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи, центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, центр развития физической культуры детей и молодежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.