реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России

Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании.

В последние годы отмечено увеличение числа подростков и молодых людей, бросивших учебу, - по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их насчитывается 1,5 млн. [46].

Проблемы занятости молодежи остаются одними из наиболее сложных. Доля молодежи среди безработных на протяжении последних лет составляет от 30% и выше.

Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей.

Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной среде. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Уровень преступности среди несовершеннолетних в 15 раз превышает уровень преступности среди взрослых.

Дополнительным фактором социальной напряженности при переходе к рыночной экономике может быть массовое вовлечение молодых людей в коммерциализацию. В нашей стране во взаимоотношения «дикого рынка» вовлечены миллионы молодых людей, которым неизбежно грозит банкротство. Их профессиональная подготовка и деловые навыки ввиду их низкого уровня вряд ли будут востребованы цивилизованным обществом. В связи с этим существует опасность возникновения своеобразного синдрома, подобного «афганскому»: появление «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.

Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения. [49].

Институциализация социальной работы, в том числе с молодежью, является одной из попыток решения проблем и конфликтов.

Таким образом, перемены, произошедшие в последние годы в стране, породили в обществе состояние неопределенности. Сегодня молодежь испытывает неустроенность и дискомфорт, является сосредоточием конфликтов, асоциального и нередко противоправного поведения.

Все эти негативные тенденции находят отражение в отечественных исследованиях. Молодежь сегодня является самой изучаемой категорией населения. Более трети всех социологических исследований, проводимых в стране, так или иначе затрагивают проблемы молодежи. Результаты исследований учитываются при формировании государственной молодежной политики, так как молодежь - это будущее социальной действительности России.

1.2 Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи

Одно из основных социально-экономических прав человека - право на социальное обеспечение. Оно закреплено в некоторых важных международных актах, в частности: в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Конвенции ООН о правах ребенка (1989), в документах всемирных форумов на высшем уровне по социальным проблемам. Международные нормы, которые касаются отношений в сфере социального обеспечения, направлены на усовершенствование системы внутреннего национального права социального обеспечения.

В настоящее время в России приоритет международных норм над внутригосударственными закреплен в Конституции РФ. В частности, п. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». [60].

На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируется и российское законодательство. Государственно-правовые основы социальной работы отражаются в Конституции РФ, а также в нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, распоряжениях министерств и ведомств, а также в актах местной власти.

В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией РФ. [59].

Сегодня социальная поддержка молодежи, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, претерпевает существенные изменения. В зависимости от признания проблем молодежи определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания и направлений поддержки молодежи.

До 1920-х гг. во многих странах государственная политика поддержки молодежи не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианское вспомоществование беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи заботы о молодежи сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а любая инициатива в этой области стала регулироваться законом. Правовая регламентация долгое время была направлена главным образом на сокращение масштабов юношеского производственного травматизма и предупреждение роста преступности среди несовершеннолетних.

В 1920-х гг. в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция социальной поддержки молодежи. Для ее формирования решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи, провозгласивший, что молодежная общественная организация - комсомол - приобрела особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем. [2].

По мере укрепления своих позиций комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, определяя актуальные направления социальной поддержки молодежи, причем всех ее категорий, а не только членов ВЛКСМ. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественно значимых целей, широкий охват молодежных проблем, использование преимуществ, которые дает соединение государственных и общественных механизмов реализации крупномасштабных задач, учитывающих изменяющиеся условия развития новых поколений.

В советский период существовало три направления социальной поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением: труд и занятость, образование, здравоохранение.

Идея государственной молодежной политики, сформировавшаяся к концу 1980-х гг., основывалась на том, что специальные меры, которые обязано предпринимать государство, должны способствовать созданию равных условий жизненного старта молодых людей, обеспечивать им равенство не только юридическое, но и фактическое, преодолевая рецидивы патернализма. Эта установка отразилась на всех федеральных документах концептуального и юридического характера, в которых определялись основы государственной молодежной политики в конце XX в. - сначала в СССР, затем в РФ. [2].

С принятием в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который прекратил свое действие с распадом Советского Союза, Указа Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики от 16 сентября 1992 г. №1075 и постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. №5090-1 начинается процесс создания структур для реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе РФ, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. создан Комитет РФ по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти; в декабре 1999 г. преобразован в Государственный комитет РФ по молодежной политике; в 2000 г. ликвидирован, а его функции переданы Министерству образования России) для осуществления целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922 федеральная программа «Молодежь России» [70].

Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией РФ (ст. 13, ч. 4, ч. 5, ст. 19, ч. 2, ст. 30); Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 117); Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (гл. 2, ст. 6); Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Законом РФ «Об образовании (ст. 32).

Законодательно-нормативное обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

В соответствии с данным Законом более чем в 25 субъектах РФ приняты и реализуются областные программы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, в 38 субъектах РФ действуют законы, касающиеся поддержки общественных объединений, другие правовые акты. Например, в Республике Коми разработаны и реализуются сразу несколько законов, осуществляющих молодежную политику: Закон Республики Коми «О молодежи»; Закон Республики Коми «О целевой республиканской программе «Молодежь Республики Коми»; Закон Республики Коми «О целевой республиканской программе «Дом для молодой семьи»; Закон Республики Коми «О долгосрочной целевой республиканской программе «Дети Республики Коми». [48].

Молодежная политика в Республике Саха (Якутия) на сегодня действует как комплексная, основанная на межотраслевой и межведомственной координации, деятельность федеральных, республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественных объединений и творческих союзов. (См. Приложение).

В республике действует широкая нормативно-правовая база, на основе которой реализуется молодежная политика:

· Закон Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1998 г. №49-II «О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями и дополнениями от 16 июня 2004 года);

· Закон Республики Саха (Якутия) «Об утверждении государственной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» (Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 12 июля 2006 г. №732-III, Указ Президента РС (Я) от 2 августа 2006 г. №2860);

· Концепция государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия) (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 января 2004 г. №1402);

· Ведомственная целевая программа «Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2007-2009 годы» (Приказ ММП РС (Я) от 25 августа 2006 г. №100-ОД);

· Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О мерах по государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 21 марта 2002 г. №132;

· Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2006 г. №444 «Об учреждении грантов Правительства Республики Саха (Якутия) в области государственной молодежной политики»

· Постановление Правительства РС (Я) от 26 января 2007 г. №39 «О ежегодном конкурсе среди муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) по предоставлению субсидий на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи»;

· Постановление Правительства РС (Я) от 17 июля 2008 г. №294 «О мерах по развитию системы социальной работы с молодежью в Республике Саха (Якутия)».

Интересен опыт Ханты-Мансийского округа в реализации молодежной политики. Реализация молодежной политики в автономном округе в 2006-2008 годах осуществлялась в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Молодежь Югры» на 2006-2008 годы» №26-оз, принятым 28 февраля 2006 года. С целью создания правовых, экономических, политических, социальных, организационных условий для самоопределения и самореализации молодежи в автономном округе приняты:

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» №63-оз от 29 июня 2006 г.

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Молодежь Югры» на 2006-2008 годы» от 26 февраля 2006 г. №28-оз.

В качестве приоритетных направлений на указанный период были выделены:

· Социальное - гражданское развитие молодежи;

· Деловая и трудовая активность молодежи;

· Здоровое поколение;

· Управление молодежной политикой.

В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т.е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

Ряд законов направлен на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с этим Законом Правительство РФ приняло 27 ноября 2000 г. постановление №896, в котором утвердило «Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», «Примерное положение о социальном приюте для детей», «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Основные правовые аспекты социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. [59].

Во второй половине 1990-х гг. была проведена большая работа по подготовке проекта закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». В ней принимали участие молодые граждане, молодежные общественные объединения, органы по делам молодежи, эксперты и ученые. Закон должен был определить приоритеты деятельности государства, его гарантии по отношению к основным сферам жизнедеятельности молодых граждан.

Существенное значение для организации деятельности социальных учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как постановления Минтруда России об утверждении методических рекомендаций для центров социальной помощи семье и детям (№32,52,53,54).

Министерство образования РФ направляло в регионы ряд инструктивных писем: от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании и функционировании учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи», от 29 октября 2002 г. №4 «Об отпусках работников учреждений органов по делам молодежи», от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» и др.

Кроме того, имеются совместные письма ряда министерств в адрес органов по делам молодежи, разъясняющие содержание их социальной работы с молодыми гражданами (совместное письмо Минобразования России и Минтруда России от 8 января 2002 г. №15-52-04 ин /15-01-21 «О нормативно-правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации»).

Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодёжи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Цели государственной молодёжной политики:

ь содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи;

ь недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

ь создание условий для более полного участия молодёжи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

ь расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

ь реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах общественного развития и самой молодёжи. [17,65].

Реализация государственной молодёжной политики осуществляется на следующих принципах:

ЈЄпринцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи и гражданского общества в целом;

ЈЄпринцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

ЈЄпринцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

ЈЄпринцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодёжной политики. [41].

Основными направлениями осуществления государственной молодёжной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий для физического и духовного развития молодёжи; поддержка деятельности молодёжных объединений и содействие международным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодёжь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279), цель которой - формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив. [42].

Программа предусматривала повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении социальных проблем молодёжи. В этой связи было запланировано решение таких задач:

ь обеспечение молодёжи информацией о её правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

ь создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодёжи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

ь содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемлённых категорий молодёжи;

ь внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодёжных организаций и их программ.

Программа предусматривала следующие виды подпрограмм:

1. Создание системы информационного обеспечения молодёжи.

2. Пути решения жилищной проблемы молодёжи.

3. Поддержка молодой семьи.

4. Поддержка молодёжного предпринимательства.

5. Решение вопросов занятости молодёжи.

6. Развитие гражданственности и патриотизма российской молодёжи.

7. Поддержка талантливой молодёжи.

8. Развитие художественного творчества молодёжи.

9. Развитие массового спорта среди детей и молодёжи.

10. Формирование и развитие системы социальных служб для молодёжи.

11. Развитие системы детского, молодёжного и семейного отдыха.

12. Международное молодёжное сотрудничество.

13. Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодёжью.

14. Государственная поддержка деятельности детских и молодёжных объединений.

15. Система контроля за реализацией программы.

В 2005 г. на коллегии Министерства образования и науки РФ был обсужден проект Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы)». Основная задача этой программы - повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации. В Программе выделялось шесть направлений: «Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационном пространстве». Для оценки эффективности программы разрабатывалась система индикаторов на федеральном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.