![]() |
|
|
Влияние культурно-досуговой деятельности на заключенныхВ процессе воспитания личности осужденного, с одной стороны происходит нравственное и духовное развитие, а с другой - идет своего рода дифференциация способностей, так как раскрываются интересы и потребности, т.е. происходит социализация, носящая положительную направленность. В результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это и составляет фундамент облика каждой личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя также сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, который существенным образом определяет неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. 2.4 Методы социально - культурной интеграции осужденных В настоящее время используется комплекс различных методов социально-культурной интеграции осужденных. В системе данных методов можно выделить несколько основных: 1. Педагогических: - Эвристический - проблемно-поисковый метод - является основным методом развития творчества. Данный метод выдвигает мотивирующее отношение к процессу воспитания и обучения, которое рассматривается в качестве совместной заинтересованной деятельности воспитателя и воспитанников в процессе познания; а также способствует осознанию творческой задачи. Также благодаря этому методу осужденных получают возможность прочувствовать творческую среду, что создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности. - Объяснительно-иллюстративный метод, включающий в себя беседы, лекции, рассказы, которые ведут к усвоению уже готовых знаний. - Наглядный метод или как его еще называют наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, используется для усиления впечатления участников от произведений различных видов искусства; - Репродуктивный метод - включает организованное повторение на основе каких либо упражнений, например, физических; - Эмпирический метод - метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д. Может применяться в музыкальных и физических занятиях. В теории и практике воспитательного процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает в качестве элементарного звена воспитательного процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это и есть основные пункты приемов. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные воспитательные задачи. Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации воспитательного воздействия. 2. Метод воздействия на личность, к нему относится: - Убеждение, являющееся разносторонним воздействием на разум, чувства и волю осужденного с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности воспитательного воздействия убеждение может выступать в качестве доказательства, внушения, или их комбинации. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения ряда требований, наиболее важные из них: - Высокий авторитет воспитателя. - Опора на жизненный опыт воспитанников. 3. Методы стимулирования Стимулировать - это значит побуждать, давать импульс или толчок мысли, чувству или действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть и методы, главным назначением которых является оказание дополнительного стимулирующего влияния и как бы усиливая действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными. - Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственное всем людям. Главная задача - это не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. - Поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. - Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Все перечисленные методы безусловно тесно взаимосвязаны между собой. 3. Экспериментальные исследования воздействия культурно-досуговой деятельности на реабилитацию осужденных Организация экспериментальной деятельности в пенитенциарном учреждении должна затрагивать все аспекты организации исправительной среды: организацию информации; организацию ситуации; формирование социально-педагогических факторов исправительной среды, каждый из которых представляет определенное направление экспериментальной деятельности, сама же экспериментальная деятельность должна органично входить в деятельностный компонент социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения и являться главным стимулом для оптимизации всего исправительного процесса. Общая логика проведения констатирующего эксперимента соответствует логике эмпирического социологического исследования, включающего три основных этапа. Первый - этап подготовки исследования: анализ психолого-педагогической литературы; определение мотивационных потребностей осужденных в целях их использования для стимулирования правопослушного поведения; выделение социальных и педагогических факторов исправительной среды и этапов ее организации; определение критериев для социально-педагогической дифференциации осужденных. Второй - этап проведения исследования, сбор эмпирической информации, полученной в ходе экспериментальной деятельности. Третий - этап обработки полученных данных и совокупной информации, пригодной для теоретического анализа. 3.1 Основные направления адаптации осужденных к новым условиям К основным направлениям адаптации осужденных к новым условиям можно отнести: - Профессиональную адаптацию (или трудовую), - Культурную адаптацию, - Медицинскую адаптацию, - Психологическую адаптацию. Сотрудниками пенитенциарных учреждений должно оказываться содействие в защите прав, свобод и законных интересов осужденных, сохранении и поддержании их здоровья, оказании им помощи в социальной и психологической адаптации См.: Приложение В «Положения об отряде осужденных исправительного учреждения» .. Руководство деятельностью центров занятости осужденных учебно-производственных и лечебно-производственных (трудовых) мастерских по восстановлению и закреплению профессиональных и трудовых навыков осужденных осуществляет заместитель начальника учреждения директор центра трудовой адаптации осужденных (заместитель начальника СИЗО по тылу). Он обеспечивает: - непосредственное участие сотрудников центров трудовой адаптации осужденных в воспитательной работе с осужденными и работе советов воспитателей отрядов; -проведение совместно с начальниками отрядов индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на решение социальных задач, связанных с их трудовой адаптацией; - ежеквартальное обобщение совместно с сотрудниками воспитательного аппарата ИУ практики трудовой адаптации осужденных и осуществление мер по улучшению этой работы; - руководство работой секции трудовой адаптации совета коллектива колонии, подбор и обучение ее членов. Организация подготовки и проведение с осужденными просветительских, культурно-массовых, физкультурно-спортивных и иных мероприятий, обеспечивающих их полезную занятость в свободное от работы и учебы время; способствование повышению общеобразовательного и профессионального уровня осужденных; определение тематической направленности воспитания; оказание помощи осужденным в восстановлении утраченных социально полезных связей, в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению от наказания также являются задачами социальной работы пенитенциарных учреждений См.: Приложение В «Положения об отряде осужденных исправительного учреждения».. 3.2 Описание методов исследования Методы социальной работы во многом обусловлены спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 10.. Среди методов можно выделить: методы сбора информации и методы анализа собранной информации. В качестве метода получения необходимой информации нами был избран анализ документальных материалов. Обоснование выбора метода. Любое эмпирическое социологическое исследование должно непременно начинаться с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами в социологии понимаются предметы, специально созданные и предназначенные для хранения и передачи информации. По форме, в которой зафиксирована информация, документы подразделяются на: - письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные), - иконографические (кино- видео- фотодокументы, произведения живописи и т.д.), - фонетические (магнитофонные записи, пластинки, диски и т.д.). В зависимости от статуса документы классифициpуются на: - официальные (исходящие от тех или иных оpганов власти, учреждений), - неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления и пp.). Также существуют классификации документов по источнику информации: - первичные, - вторичные), и по степени пеpсонизации: - личные, - безличные. Различают также два способа анализа документов: -качественный (умственные операции по интеpпpетации информации, содержащейся в документах, по выявлению их сути) - количественный (формализованный) способы (перевод текстовой информации в количественные показатели). Данный метод социальной работы направлен на составление единой картины проблемы, которую необходимо решить. Этот метод позволяет построить картину проблемы в различных ракурсах, тем самым появляется возможность сформировать список задач, решенною которых будет посвящена деятельность автора. 3.3 Анализ результатов исследования Проведя анализ документальных материалов и социологических данных можно сказать следующее: - В виду привлечения к уголовной ответственности и изоляции от общества осужденных, у многих из них в период адаптации довольно отчетливо проявлялось состояние дезадаптации с усилением присущих им астенических личностных особенностей, к которым относятся: - замкнутость, - отгороженность от окружающих, - тревожность, -подавленность. В большинстве случаев, а именно 70% осужденных под влиянием психотравмирующих обстоятельств данные признаки достигают степени психологических расстройств, которые в дальнейшем перерастают в реактивные состояния с преобладанием: - депрессий, -вялости, -апатии, -суицидальных мыслей. Внешне это может проявляться в уединении или нежелании общаться с окружающими, в двигательной заторможенности, в склонности к слезливости и высказываниях о бесперспективности дальнейшего существования. Осужденные становятся вялыми и несколько замедленными в движениях, апатичными, т.е. они избегают общения с окружающими и уклоняются от участия в трудовых процессах или работают крайне непроизводительно. Установленные психологические и психические особенности у осужденных, а также их взаимоотношения, складывающиеся в их микросоциальной среде, обязательно должны учитываться во время организации мероприятий по реабилитации осужденных. Также различные обстоятельства, связанные с формированием общности отрицательной направленности, являются весьма распространенными, так как для осужденных характерно стремление объединяться в неформальные группы. Два обстоятельства - отрицательное отношение определенной части осужденных к участию других в самодеятельных организациях и стремление встать на путь исправления - определяют значительное количество конфликтов между осужденными с положительной и отрицательной направленностью поведения. Своевременный контроль за процессом формирования малой группы имеет большое значение для предупреждения возможных конфликтов и профилактики правонарушений в среде осужденных. Так как имеют место случаи, когда образование групп с отрицательной направленностью поведения приводило их в дальнейшем в преступные группировки. Что может мешать активной воспитательной работе. Выявлено наличие конфликтов среди осужденных, которым в значительной мере способствуют обстоятельства, связанные с существованием в местах лишения свободы неформальных законов и правил поведения. Исследования социологов показывают, что среди осужденных вырабатывается определенный «кодекс» групповых правил поведения, которыми руководствуются осужденные при выборе способов действия в тех или иных жизненных ситуациях. Удалось выявить ряд таких правил, основными из которых являются: - культ физической силы, выражающийся в выделении среди осужденных «авторитетов» - как правило, физически сильных, могущих учинить расправу над другими осужденными; - разделение осужденных в малых группах на лидеров, исполнителей воли лидеров, отвергнутых осужденных, независимых осужденных, придерживающихся самостоятельного мнения. Между ними устанавливается определенная система правил, которых придерживаются осужденные при общении друг с другом; - последствия неотданного долга - когда за невыплаченный в срок или в полной сумме долг неминуема физическая расправа; - «требование» солидарности, проявляющееся чаще всего при создании малых групп, члены которых обязуются ни в чем не выдавать друг друга; - участие осужденных в самодеятельных организациях или помощь администрации считаются компрометирующими для отрицательно направленных осужденных. Но здесь также следует сказать и о таких противоправных действиях со стороны некоторых членов СПП (секции профилактики правонарушений), как превышение своих полномочий, грубость и оскорбления в адрес осужденных, рукоприкладство. Кроме того, проникновение в самодеятельные организации приспособленцев, по существу, являющихся скрытыми нарушителями режима отбывания наказания, и наличие у них привилегированного, с точки зрения основной массы осужденных, положения порождает неприязненные отношения ко всем членам самодеятельных организаций и негативно сказывается на всем процессе исправления осужденных. Активизация работы по подбору и расстановке членов самодеятельных организаций с целью недопущения проникновения в них приспособленцев, а также систематические занятия по обучению членов этих организаций тактике пресечения групповых противоправных действий повысят эффективность деятельности самодеятельных организаций в работе по профилактике групповых преступлений в колониях по исполнению наказания. Также изучение материалов социологического опроса осужденных по вопросам культурно-досуговой деятельности показало, что многие из них являются людьми с низким уровнем образования, культуры и правосознания. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что осужденные нуждаются в культурной интеграции, так как культурно-досуговая деятельность помогает переносить переживания, страх и способствует направлению мыслей в положительное русло. В качестве программы реабилитации посредством социально -культурной интеграции можно предложить программу «Криминон», несколько видоизменив ее для привлечения всех возрастов осужденных. Программа нравственно-эстетического развития применяет духовно-нравственное воспитание, осуществляет социально-реабилитационные программы для осужденных в тюрьмах, в исправительных колониях и т.д См Приложение А - Схема «Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы».. Данная программа способствует значительному снижению агрессивности и вспыльчивости в поведении осужденных, осознание ими морали и нравственности. Также помощью данной программы осуществляется профилактика и предупреждение преступности благодаря духовно-нравственному воспитанию. Осужденные получают возможность справляться с опасными ситуациями за счет нравственного культурного общения. С применением подобной программы в пенитенциарных учреждениях устанавливается более безопасная и спокойная обстановка. Также данная программа предполагает снижение рецидивизма на 70-80 и более процентов и укрепление общественной безопасности. Рассмотрим программу немного подробнее. Так как главным принципом прогрессивной воспитательной работы является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности, то необходимо стараться сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой, что в основном и является основными задачами, необходимыми в первую очередь для решения в процесса исправления людей - осужденных в пенитенциарных учреждениях. В условиях данного учреждения решить поставленные задачи можно посредством усиления социально-гуманитарной направленности воспитательного процесса, включая осужденных в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества, так как диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для «проживания» этого опыта. Произведения искусства способны воздействовать на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни. Находясь в условиях изоляции, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную культурно-эстетическую насыщенность среды, осужденные подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций. Реализация нравственно-эстетического направления воспитательной работы в исправительных учреждениях создаст условия для развития, активизации созидательных способностей, социальной адаптации осужденных. Таким образом, целью программы является формирование нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами различных видов искусства. Программа: - Создает условия для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, для обогащения человека определенными художественными знаниями и созидательными умениями и навыками. - Расширяет общий и художественно-эстетический кругозор осужденных, повышает художественно-эстетическую культуру, развивает самодеятельность и инициативу, формирует эстетическое отношение к действительности. - Актуализирует внутренний потенциал, развивает потенциал психического здоровья, повышает уровень творческого рабочего самочувствия воздействием комплекса искусств и организованной творческой практикой. - Осуществляет психолого-педагогическую поддержку осужденных, расширяет их социальный опыт и подготавливает к жизненной самореализации. При отборе содержания программы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов: - Принцип гуманности и демократии. Сотрудники социального отдела должны быть искренне заинтересованы в судьбе каждого осужденного, должны верить в процесс формирования его личности. Осужденный должен принимать активное участие в жизнедеятельности коллектива, то есть должно проходить воспитание в коллективе и через коллектив: обсуждение выбора совместной деятельности; воспитатель может убедить и заинтересовать осужденных, показав им привлекательность выполняемого дела. Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества. - Принцип самостоятельности осужденного в принятии решений относительно своего развития. Правовые, психолого-педагогические и иные меры пенитенциарной практики должны способствовать его саморазвитию, представлять возможность выбора форм поддержки той или иной деятельности, заинтересовавшей его. - Принцип эстетизации. Ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности, образности его конструирования и трансляции. - Принцип рефлексивной креативности. Подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение осужденного в воспитательном процессе как активного субъекта воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем эффективности. - Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации. Предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях пенитенциарных учреждений через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности. - Культурологический принцип. Позволяет рассмотреть художественно-эстетические явления в контексте общих культурных особенностей эпохи, развития разных видов искусства. - Принцип синкретизма воплощается во взаимосвязи разных видов музыкальной, литературной, изобразительной, театральной и другой художественно-эстетической деятельности на занятиях. Соблюдение данных принципов способствует нахождению воспитанниками личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов и ценностных ориентаций. Участники программы: - осужденные, группы осужденных, лишенных свободы; - учителя, воспитатели, начальники отрядов, организаторы воспитательной работы; - педагоги и специалисты в разных областях искусства. Этапы реализации программы: 1. Диагностический этап. Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности несовершеннолетних осужденных, предпочтительную направленность их деятельности. 2. Стартово-мотивационный этап. Предполагает пробное включение осужденных в художественно-эстетическую деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с осужденными. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |