реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние культурно-досуговой деятельности на заключенных

Данный тип характеризуется также пониженной сопротивляемостью к неблагоприятным внешним обстоятельствам и имеет два подтипа:

1) лица, которые с достаточной ясностью не смогли увидеть другие, не преступные выходы из своего положения (у одних это могло произойти из-за интеллектуальной недостаточности - глупые, недалекие, легкомысленные, малоразвитые, у других - из-за растерянности, к ним относятся трусы, впавшие в уныние, отчаявшиеся и т.п.);

2) лица, увидевшие социально приемлемый и не преступный выход из создавшегося положения, но не имеющие достаточной энергии, чтобы своевременно им воспользоваться, обычно, это пассивные, безвольные и слишком застенчивые люди).

Эндогенные преступники, в свою очередь - лица, которые предрасположены к различным известным видам преступной деятельности: они, обычно, сами ищут условия для возможности реализации своего преступного замысла. Самой высокой степенью предрасположенности к преступлению обладают так называемые преступники-профессионалы. Центральным признаком профессионального преступника является склонность к удовлетворению своих потребностей с помощью определенного преступления, которая образует своего рода установку его личности на это преступление. Эндогенные преступники подразделяются на три подтипа:

1) импульсивные преступники - лица, которые испытывают чувство удовольствия непосредственно от самого процесса совершения общественно опасных деяний (к таким можно отнести лица, которые отдаются мимолетным низменным наслаждениям, руководствуясь при этом тщеславием и самолюбием, а также стремятся к различным развлечениям);

2) эмоциональные преступники - лица, которые совершают преступления только лишь для удовлетворения внезапно возникшего сильного чувства, называемым аффектом. Обычно они не умеют и не желают управлять своим поведением;

3) расчетливо-рассудочные преступники- на преступление их толкает не стремление к мимолетным чувственным наслаждениям и не порыв чувства, а представление известной связи совершаемого преступления конкретно с их общей целью - достижением известного служебного, социального, семейного положения, имущественного и т.п.

Для каждого из перечисленных типов и подтипов необходима своя конкретная выработанная воспитательная система, в основе которой должно обязательно быть положено знание особенностей каждого и планомерное наблюдение за действием на них различных мер.

1.3 Общие аспекты реабилитации

Под социальной реабилитацией (СР) осужденных понимается процесс восстановления их социальных ролей, функций, статуса, утраченных ими в виду совершения преступления, с осуждением и непосредственным отбыванием наказания в специфических условиях изоляции от общества и законного ограничения в определенных свободах и правах.

Социальная реабилитация включает в себя многоплановую работу, начинающуюся в ИУ и продолжающейся в постпенитенциарный период до тех пор, пока не будет полностью восстановлена способность человека полноценно социально функционировать.

Эффективность СР достигается полным комплексом реабилитационных мер, таких как медицинские, психологические, педагогические, профессиональные, и собственно социальные.

Как показывает практика, начальный период пребывания в пенитенциарных учреждениях считается самым трудным. Особенно с медицинской и психологической точки зрения. По некоторым данным в ежегодной структуре заболеваемости осужденных 1-2 места занимают различные психические расстройства. Как правило, за год в исправительном учреждении регистрируют около 30 агрессивных действий, что в условиях пенитенциарного учреждения имеет, несомненно, особое социальное звучание и не предсказуемые последствия. Так же необходимо учитывать, что общий стресс может возникать еще и в связи с соматической отягощенностью.

Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ./Под. Ред. П.Г. Мищенкова. - М.: «Юристъ», 1997 - 432с., С.129..

Значительна социально-правовая и психическая деформация, педагогическая запущенность: многие из осужденных хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы, венерические больные и нуждаются в медицинской помощи. (В приложении Б представлена схема «Медицинское обеспечение осужденных в местах лишения свободы»). Некоторые из них имеют психические отклонения и даже заболевания в пределах вменяемости. Главный принцип медицинской реабилитации заключается во включении в комплекс лечебных мероприятий методов восстановительного лечения.

Профессиональный же аспект реабилитации предусматривает приобщение осужденных к труду, так как это также является эффективным средством реабилитации. Такая реабилитация включает комплекс педагогических и организационно-технических мероприятий, цель которых восстановление или привитие профессиональных навыков и умений. Такой вид реабилитации складывается из профессионального обучения, созданий соответствующих условий для работы. Наряду с проведением профессиональной реабилитации важно учитывать физические способности и образование, потребность народного хозяйства в кадрах того или иного профиля.

В настоящее время все работы, на которых заняты осужденные, напрямую связаны с овладением ими профессиональными специальностями и проводятся на базе профессиональных училищ. К таким специальностям можно отнести:

- деревообработка,

- токарные работы,

-швейное производство.

А профессии:

- маляр,

- штукатур,

- токарь,

В связи с подъемом производства в России будут востребованы рабочие специальности на рынке труда. Каждая специальность которую получает осужденный пригодится ему хотя бы с чисто житейской точки зрения.

Общее и профессиональное образование является доминирующим фактором исправления и реабилитации осужденных. Как правило, на практике общее образование осужденных имеет принудительный характер и протекает в педагогически неблагоприятной среде, а поэтому не решает основных педагогических задач.

Социально-экономический аспект включает в себя социально-психологическую, социально-медицинскую, социально-средовую, социально-педагогическую, социально-бытовую формы реабилитации, цель которых - воссоздание утраченных и нарушенных общественных связей. Этот аспект считается подчиненным по отношению к предыдущим аспектам реабилитации и дополняется рядом специфических форм и средств (включая систематический патронаж). Что касается конкретно социальных аспектов, то реабилитация должна в первую очередь быть направлена на то, чтобы осужденные стали продуктивными и этичными членами общества. Для осуществления этого применяют духовно-нравственное воспитание посредством культурно-досуговой деятельности, проводят различные социально-реабилитационные программы для осужденных.

1.4 Особенности адаптации осужденного к местам лишения свободы

Каждому осужденному необходимо пройти сложный начальный период социальной адаптации к условиям исполнения наказания. Исключение могут составлять только рецидивисты, которые неоднократно отбывают наказание в виде лишения свободы, не испытывают сильнейшего дезадаптационного синдрома при попадании в пенитенциарное учреждение.

В местах лишения свободы личность сталкивается с условиями жизни, которые существенно отличаются от привычных условий жизнедеятельности на свободе. Естественно, осужденный вынужден к ним адаптироваться, и этот процесс имеет свою специфику в зависимости от психологического и социального типа, пола; возраста, характера совершенного преступления, срока осуждения и других факторов.

Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни обычно длится три-четыре месяца, а иногда и больше. В это время особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение привычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности. У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т. д. Терпение и такт воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания.

Следующим периодом должен стать период появления и развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужденного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые различные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т. д.

Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.

Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы, в общем, является производным от общественных условий функционирования общества, его уровня свободы, отношения - к закону, человеку и его правам.

Но, в любом случае отбывание наказания в виде лишения свободы является одним из тех стрессовых факторов, который оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Таким образом, характер социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране.

Все это объясняет необходимость создания эффективно действующей системы реабилитации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, основой которой являеются гуманистические и демократические принципы, отвечающие международным правовым нормам. Такая система должна быть социально-педагогической и воспитательной, что возможно лишь при условии педагогизации деятельности всех субъектов реабилитации. Проблемы подготовки к возвращению в общество правопослушных граждан, их адаптации к условиям жизни в постпенитенциарный период могут быть решены при наличии системы непрерывной социально-педагогической реабилитации осужденных.

2. Культурно - досуговая деятельность как форма реабилитации осужденных в пенитенциарном учреждении

2.1 Специфика и содержание досуга в пенитенциарном учреждении

Под досугом принято понимать деятельность, осуществляемую в свободное время от сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек имеет возможность восстановления способности к труду и развитию в себе умений и способностей, которые невозможно усовершенствовать в сфере профессиональной деятельности Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 2002. - 288 с..

Деятельность во время досуга имеет определенные цели и интересы, которые ставит перед собой человек. К этой деятельности относится:

- усвоение культурных ценностей,

- познание нового,

- любительский труд,

- творчество,

- физкультура и спорт.

Социальное самочувствие и удовлетворение свободным временем человека во многом зависит от умения направлять досуговую деятельность на достижение общезначимых целей, развитие различных качеств.

Г.Й. Шнайдер считает что задачи воспитательного воздействия во время досуга должны сводиться к созданию благополучной социальной атмосферы и вызывать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Тем самым свободное время в местах лишения свободы не должно становиться «объектом убийства» или использоваться для подготовки, планирования или обсуждения действий к новым преступлениям. Время досуга должно служить повышению культурного уровня осужденных. Также известно, что успешная культурная ориентация заключенных способна уменьшить тягу к рецидивному преступлению. Таким образом, правильно организованный досуг может помочь хорошему отдыху, восстановлению или обновлению физических и психических сил индивида.

По мнению Г.Й. Шнайдера, досуг играет значимую роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, также досуг способен разрушить монотонность и однообразие тюрьмы.

Российские методы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере строятся по принципу последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей. Примером такого подхода может служить метод расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта, который был разработан отечественным криминологом В.Н Кудрявцевым. Данный метод способствует приобщению к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей возможно осуществлением с помощью приобщения осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности, т.е. организации культурного досуга Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ./ Под ред. П. Г. Мищенкова. - М., 1997 - 432 с..

Специфика организации досуга осужденного обусловлена некоторыми ограничениями их деятельности, так как они находятся в пенитенциарных учреждениях, а в частности режимом и распорядком дня, личностными особенностями, интересами, разным культурно-образовательным уровнем

Досуг осужденных женщин, например, заполнен обслуживанием своих личных потребностей, мелкими бытовыми хлопотами, написанием писем, а также участием в художественной самодеятельности, занятиями спортом, чтением книг и периодической литературы, просмотром телевизионных программ. Переписка осужденных женщин в основном ведется с их родственниками, а также (особенно у несовершеннолетних) с лицами, отбывающими лишение свободы в других исправительных учреждениях.

Среди осужденных популярна так называемая почта знакомств - переписка по газетным и журнальным объявлениям в целях поиска друга, супруга и т.п.

Женщины еще активно участвуют в работе самодеятельных организация, отправлении обрядов, религиозной деятельности, помогают служителям церкви.

Досуг же несовершеннолетних осужденных регламентирован таким образом, чтобы каждый из них имел возможность посмотреть телепередачи, кинофильмы или почесть книгу. Много внимания уделяется спортивному воспитанию. Соревнования, спортивные конкурсы, спартакиады стали сегодня обычной практикой в воспитательных колониях.

В школах, с учетом склонностей подростков, созданы факультативы. С 1997 года уголовно-исполнительным законодательством в качестве меры поощрения воспитанников колоний разрешен вывоз несовершеннолетних осужденных для участия в культурно-зрелищных и спортивных мероприятиях за пределами колоний. Такие поездки имеют большое значение для адаптации подростков к жизни на свободе. В целом, досуговый комплекс, разработанный для воспитательных колоний, позволяет ребятам не оторваться от жизни и продуктивно использовать то время, которое они проводят в колонии.

При организации досуга осужденных необходимо принимать во внимания условия пребывания наказания, в которых они находятся.

Так, например, осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека (п.1 ст.127 УИК РФ). По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах. Труд указанных осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах.

В строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части шестой статьи 124 УИК РФ.

По отбытии не менее 10 лет в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия по основаниям, указанным в части второй статьи 124 УИК РФ.

Порядок отбывания наказания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях в части, касающейся расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, количества и вида свиданий, количества посылок, передач и бандеролей, определяется статьей 125 УИК РФ, что является также предпосылками успешной адаптации.

Во многих пенитенциарных учреждениях достаточно хорошо развита культурная и творческая деятельности осужденных, таким образом во многих из них открыты центры ремесел, различные творческие кружки, театральные, и КВН.

Досуг в пенитенциарных учреждениях является компонентом всей исправительной системы, который должен иметь воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурно-рекреационную направленность.

2.2 Основания социально-культурной интеграции осужденных

По мнению В.А. Балцевич и С.Я. Балцевич, под социальной интеграцией (СИ) понимается процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в одну, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.; процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и управления, выработки обществом единой идеологии Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1041.htm..

Осужденные, попадая в исправительно-трудовое учреждение, обычно, планирует для себя только окончание срока наказания. В этом случае перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений ставится довольно сложная задача, а именно перевоспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию собственной личности.

При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются своеобразные привычки и навыки, другими словами вырабатывается своеобразный преступный стереотип, т.е. человек привыкает к отсутствию у него постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую окружающую его ситуацию рассматривает только под одним углом зрения - возможности безнаказанно совершить преступление.

Лишение свободы способно усилить угнетенное состояние человека в случае, если оно имелось и ранее. Такое состояние считается следствием полного неверия в свои силы или неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь.

К моменту прибытия в ИУ у осужденных, обычно, уже имеется развитое состояние угнетенности, нередко вызванное осознанием своей вины перед обществом и/или семьей.

Такие осужденные, как правило, не нарушают общего режима, даже по возможности выполняют норму и все требования воспитателей. Но подобная угнетенность не способствует благоприятному созданию полноценной личности и должна быть снята. То есть личность должна обязательно активно и творчески относиться к труду и к воспитательному воздействию. Угнетенность можно снять лишь в процессе социальной и воспитательной работы. А для этого важно выяснить и ликвидировать ее причины. Также нужно стараться создать условия для переключения целенаправленного внимания на иные процессы и объекты, которые не связаны с теми процессами и объектами, которые способствовали угнетенному состоянию у конкретного осужденного.

Необходимо реализовывать активную деятельность, направленную на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления и на его самовоспитание.

2.3 Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности

Культурно-досуговая деятельность (КДД) считается одним из самых важных средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, которая его окружает. Процесс функционирования КДД можно представить в качестве социализации личности, которая состоит в присвоении человеком социальной сущности, благодаря которой он может развиваться. А, как известно, личность развивается именно в процессе жизнедеятельности. Т.е. социализация личности происходит, как правило, на базе группового опыта и возникает в процессе социальной деятельности, а именно как ее результат. Таким образом, формирование личности каждого осужденного может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Социальная деятельность представляет собой процесс, в котором с одной стороны субъект в итоге своей деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует в них себя, а с другой - само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, присваивания и раскрытия свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. - Л., 1987..

Присваивание «социальных знаний, умений, связей и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности осужденные могут познакомиться с природой, искусством, трудом, различными эстетическими и нравственными ценностями. Как правило, отклоняющееся (девиантное) поведение осужденного - следствие нарушенного процесса социализации.

Коррекция нарушенной социализации возможна путем вовлечения людей в сферу досуговой деятельности, так как в ней человек наиболее открыт для непосредственного взаимодействия и влияния на них самых различных социальных институтов - это позволяет с наибольшей эффективностью воздействовать на их мировоззрение и нравственный облик.

Цель культурно-досуговой деятельности, сложившейся в пенитенциарных учреждениях - духовное развитие личности осужденного, которое построено на взаимоотношении с социальной средой.

Одним из важных направлений культурно-досуговой деятельности считается трудовое воспитание осужденных. Цель такого воспитания - оказание содействия в профессиональной ориентации человека. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - это формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением, т.е. нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания заключается в воспитании на положительных примерах, оно должно осуществляться в сфере общения, а также через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, возможны встречи с интересными людьми).

Основной целью культурно-досуговой деятельности считается также эстетическое воспитание, т.е. развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. -Л., 1987.. Задача социальных работников состоит прежде всего во вовлечении человека в свою деятельность с помощью организаций каких-либо представлений, различных творческих конкурсов, встречи с музыкантами, модельерами и поэтами.

Направление деятельности, нацеленное на физическое воспитание, обуславливает укрепления и развитие здоровья, физических способностей осужденных. Важной задачей физического воспитания считается воспитание характера и воли, его эстетических вкусов и моральных качеств. Так можно заметить связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием личности. Данное направление реализуется посредством организации различных кружков, спортивных секций, встречи с людьми, имеющие отношение к спорту - это тренеры и мастера спорта).

Из выше сказанного следует, что все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны между собой и взаимозависимы, а ее совершенствование делает наиболее эффективной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.