реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

Таблица 2.2 Сводная таблица результатов беседы

Уровень тревожности

Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от уроков время?

Вы живете с родителями или с другими родственниками?

Как Вы считаете, на Вас положительно или отрицательно влияют Ваши родители?

Вам нравится учиться?

Высокий

35 % - просмотр телевизора 65 % - подготовка к урокам

100 % - живут с родителями

90 % - положительно влияют 10 % - отрицательно

88 % - нравится 12 % - не нравится

Средний

90 % - подготовка к урокам 10 % - просмотр телевизора

100 % - живут с родителями

100 % - положительно

100 % - нравится

Низкий

60 % - подготовка к урокам 40 % - просмотр телевизора

100 % - живут с родителями

95 % - положительно 5 % - отрицательно

87 % - нравится 13 % - не нравится

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных детей младшего школьного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (21 человек) - это 72 %. С высоким уровнем тревожности - 6 человек (21 %), с низким - 2 человека (7 %).

В большинстве случаев у родителей проявлялась такая родительская установка, как демократичность (32 человека - 55 %). У родителей обоего пола, данная родительская установка и проявлялась равнозначно - 16 проявлений. Демократичность характеризуется следующими признаками: родители предоставляют ребенку возможность высказаться, считаются с ним, общаются на равных, стараются участвовать во всех его делах, разделяют и поощряют его интересы, преобладают товарищеские отношения, равенство родителей и ребенка.

Представители данной выборки реже используют диктат в воспитании (4 человека - 6 %), из них 2 родителя женского пола и 2 - мужского. Такая родительская установка характеризуется следующими признаками: подавление воли ребенка и строгость родителей; они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности. Супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании является показателями общего неблагополучия семьи.

Можно заметить, что часть родителей прибегают к гипер и гипоопеке: 12 родителей с гиперопекой в воспитании (20 %), из них 7 родителей женского пола и 5 - мужского. И 6 родителей - с гипоопекой (10 %), из них 3 родителя женского пола и 3 - мужского. Первая родительская установка характеризуется тем, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить ребенка. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая свою собственную роль и наоборот.

Анализируя полученные данные, можно сказать о том, что чаще всего при проявлении высокого уровня тревожности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается такая родительская установка, как гиперопека. С низким и средним уровнями тревожности - демократичность.

Данные беседы говорят нам о том, что дети с высоким уровнем тревожности страдают от излишней опеки со стороны родителей, они хотят свободно выражать свое мнение и перед одноклассниками выглядеть взрослыми и самостоятельными. Дети со средним уровнем тревожности довольны отношениями с родителями и лишь иногда переживают за успеваемость в школе. А детям с низким уровнем тревожности хотелось, чтобы родители в большей степени проявляли внимание и заботу по отношению к ним. Также можно отметить, что все дети с различными уровнями тревожности проживают совместно со своими родителями и, причем большинство из них положительно влияют на воспитание ребенка. На вопрос нравится ли учиться, дети со средним уровнем тревожности отметили 100 % положительный ответ; у детей с низким и высоким уровнями тревожности присутствует нежелание учиться. И, наконец, можно отметить, что все дети в свободное от уроков время в большинстве случаев предпочитают заниматься подготовкой к урокам, лишь небольшая часть времени занимает просмотр телевизора.

Рекомендации:

1. родителям обоих полов стараться прибегать к одной и той же родительской установке и реакции;

2. родителям, воспитывающих детей с высоким уровнем тревожности, стараться уходить от гипер и гипоопеки;

3. расширить знания родителей в области стилей воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что проблема воспитания детей и проявление у них тревожности интересовала и интересует многих исследователей в области психологии и педагогики. В современных науках существует множество понятий «тревожность», мы останавливаемся на определении А.Н. Прихожан, на наш взгляд оно более полно раскрывает смысл понятия «тревожность».

Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Эффективное воспитание, отвечающее нуждами общества и самой личностью, возможно тогда, когда воздействия обстоятельств, взятых под контроль, будут управляемы.

Родительские установки и влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

Развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника; развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; с поступлением ребенка в школу учение становиться видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер; деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками. Основные психологические отличия младшего школьника от дошкольника - развитие произвольной регуляции деятельности и осознание своих изменений, произошедших в ходе учебной деятельности.

Таким образом, тревожность младших школьников может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними - от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить полученные результаты. В ходе исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста действительно характеризуются разными уровнями тревожности и на проявление определенного уровня тревожности влияют как личностные особенности, так и влияние определенной родительской установки. Можно сделать вывод о том, что большинство детей младшего школьного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (21 человек) - это 72 %. Их отношения в семье удовлетворяют необходимые потребности, иногда лишь переживают за успеваемость в школе. С высоким уровнем тревожности - 6 человек (21 %). Такие дети обеспокоены взаимоотношениями с родителями, им не хватает либо резкого слова одного из родителей, либо самостоятельности в принятии каких-либо решений. С низким уровнем тревожности - 2 человека (7 %). Такие дети абсолютно не волнуются за свою жизнь. Они твердо уверенны, что их всегда поймут родители и дадут нужный совет. Чаще всего такие взаимоотношения характеризуются демократичностью в отношениях, что у нас и получилось.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза не подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. - М.: Просвещение, 1993. - С. 13.

2. А папа мне разрешил! Как дети нами манипулируют. Что делать?/И. Кадльберт - Шмидт; [пер. с нем. Ю. О. Бема]. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - С. 44, 46-47.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: ЮНИТИ, 1984. - С. 37.

4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. - С. 142.

5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2005. - С. 3.

6. Воспитание школьника в семье./Под ред.Т.А.Маркова. - М.: Народная асвета, 1979. - С. 16.

7. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Педагогика, 1985. - С. 53.

8. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 4, 8-9, С. 43.

9. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте Возр. И пед. психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - С. 38.

10. Джаймотт Х.Д. Родители и дети. - М.: РИПОЛ классик, 1986. - С. 63.

11. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - СПб.: Питер, 1995. - С. 26.

12. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - С. 200,202;251-252.

13. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Нар. Асвета, 1980. - С. 46.

14. Корчак Я. Как любить детей. - Минск: ЮНИТИ, 1980. - С. 60.

15. Краткий психологический словарь/под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 202.

16. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М.Максимов. Не только любовь. - М.: Знание, 1992. - С. 48, 49.

17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Культура и спорт, 1991. - С. 35.

18. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Классик, 1978. - С. 17.

19. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений. - М.: Академия, 2003. - С. 23.

20. Луначарский А.В. О социальном воспитании// Луначарский А.В. О воспитании и образовании/ Под ред. А.М. Арсеньева и др. - М.: Политиздат, 1976. - С. 42.

21. Мардахаев А.В., Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1992. - С. 37, 40; 228-233.

22. Могилевская Г.Л. Семейный климат. - М.: Педагогика, 1973. - С. 53.

23. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.П. Венгера; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССр. - М.: Педагогика, 1988. - С. 48.

24. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение// Избр. пед. соч./ Под ред. М.Г. Данильченко. - М.: Знание, 1985. - С. 38.

25. Пинт А.О. Это вам, родителям. Книга вторая. Размышления над письмами. Изд. 2-е. - М.: Знание, 1979. - С. 57,58;65;173.

26. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М.: Педагогика, 1967. - С. 27.

27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 325-330.

28. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.; Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - С. 86, 374.

29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Е.И. Арматова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - С. 89-94.

30. Психология семьи: учебный практикум для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. О.Н. Неклюдова / Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огарков - Тотьма, 2007. - С. 25-26.

31. Сатир В. Как строить себя и свою семью/ Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - С. 8-9, 41.

32. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка/ Н. Листратенко// Социальная педагогика №2. Технология и практика. - М, 2006. - С. 88.

33. Семья в современном социуме (конец 20 - начало 21 веков). Монография в 2-х частях: Часть 1/Под общ. Ред. Т.В. Лодкиной. 2-е изд. - Вологда: ООО ПФ Политиздат, 2007. - С. 9-11.

34. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С. 27.

35. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1986. - С. 8.(Педагогика родителям).

36. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Политиздат, 1987. С. 62.

37. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Изд. 8-е. - М.: Просвещение, 1954. - С. 27.

38. Фромм А. Азбука для родителей. - СПб.: Лениздат, 1991. - С. 246;289-290.

39. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. пособие для учащтхся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Просвещение, 1987. - С. 8-12;197,200.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл

Инструкция родителям: «Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: С - полностью согласен; с - почти согласен; н - скорее не согласен; Н - полностью не согласен.

Здесь нет правильных и неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах».

1. детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.

2. хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.

3. для хорошей матери дом - это самое главное.

4. некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.

5. дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказаться от многого.

6. нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.

7. люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.

8. со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.

9. дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.

10.гораздо лучше для ребенка , если он никогда не усомнится в правоте матери.

11. большинству родителей следовало бы воспитать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

12.ребеной должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.

13.самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства - это чувство, что она не сумеет сделать все сама.

14.родителям следовало бы приспосабливаться к детям. Вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.

15. поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.

16.если Вы позволите свом детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.

17.матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.

18.маленькому ребенку не следует слушать разговоры о сексе.

19. если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.

20.матери следовало взять за правило знать все, что думает ребенок.

21.дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.

22.больштнство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.

23.нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.

24. у детей следовало бы поощрять стремление высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.

25.матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.

26.женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.

27.часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка.

28. мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья её ребенка.

29.все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за свом ребенком.

30.бывают ситуации. Когда женщине надо прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.

31.строгая дисциплина развивает сильный характер.

32.у матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.

33.родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.

34. детей нужно научиться считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.

35.ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.

36.женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».

37. родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.

38.дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.

39.родители, которые поощряют ребенка к тому. Чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.

40.мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичны.

41.очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.

42.для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.

43.ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.

44.если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.

45.чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучить.

46.несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.

47.ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно позволено её высказать.

48.ребенка нужно оградить от работы, которая должна была бы слишком утомительной и тяжелой для него.

49.женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой, либо будет общаться с соседями и приятелями.

50.умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.

51.мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то, что они сделали для своих детей.

52.мать всю жизнь будет упрекать себя, если с её ребенком произойдет несчастный случай.

53. даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.

54.дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.

55.редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.

56.детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.

57.ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.

58.нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.

59.большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.

60.несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.

61.родители должны воспитать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не тратить время даром.

62.родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали своими проблемами.

63.если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.

64.дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми совершают сексуальные преступления.

65. планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.

66. тревожные родители пытаются узнать все, что думает их ребенок.

67.родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.

68.чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать свои собственные проблемы.

69.умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.

70.принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.

71.родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.

72.многие матери забывают, что место матери дома.

73.детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.

74.дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.

75.большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.

76.в семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.

77.от большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.

78.воспитание детей - разрушительная работа для нервов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.