![]() |
|
|
Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возрастаВлияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа специальность 050711 Социальная педагогика Тотьма 2010 г ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Характеристика детско-родительских отношений и их стилей. Влияние стилей семейного воспитания на развитие детей младшего школьного возраста 1.2 Общая характеристика младшего школьного возраста 1.3 Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Подготовка и проведение исследования 2.2 Анализ результатов и выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, в век психологических стрессов и растерянности все чаще возникает вопрос: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? В последние годы ситуация значительно ухудшилась в связи с влиянием на семью новых для нас социальных явлений: политическая нестабильность, обнищания растущего числа семей и т. д. Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними. Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку. Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации. Цель: изучить влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме исследования и дать анализ проблемы; 2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста; 3. Охарактеризовать семейные взаимоотношения, родительские установки и реакции; 4. Описать проявления тревожности у младших школьников; Объект: проявление тревожности в младшем школьном возрасте. Предмет: влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста. Проблема исследования заключается в выявлении родительских установок и реакций, вызывающих ответную реакцию у ребенка, проявляющуюся в тревожном поведении. Гипотеза заключается в том, что развитие тревожности в младшем школьном возрасте зависит от определенной родительской установки и реакции. Методы исследования: 1. Теоретические методы: - анализ специальной литературы - сравнение влияния родительских установок на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста - обобщение полученных результатов 2. Эмпирические методы: - беседа с детьми младшего школьного возраста - тест «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина; - тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл. Практическая значимость: данной исследовательской работой могут воспользоваться социальный педагог, родители, воспитывающие детей младшего школьного возраста. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения. ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Характеристика детско-родительских отношений и их стилей. Влияние стиля семейного воспитания на развитие детей младшего школьного возраста Социальная педагогика трактует понятие «семья» как малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между родителями, родителями и детьми, проживающую вместе и ведущую общее хозяйство. А.В. Мардахаев говорит о том, что семья - это социально малая группа людей, объединенная кровно-родственными или иными, приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью». В широком смысле слова, семья - это объединение людей разных поколений, испытывающих взаимное тяготение, связанных общим бытом и заботящихся друг о друге. Н. Листаренко понимал понятия «семья» с различных точек зрения: Философия рассматривает семью с точки зрения смысла. Сущности, любви, радости; Социология заостряет внимание на анализе семьи как общественном институте, основанном на браке и выполняющем определенные функции, исследует причины расторжения браков, ищет пути укрепления семьи; Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства; Правоведение исследует брачно-семейные отношения; Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи; Психология охватывает комплекс вопросов о воспитании будущих родителей, половом созревании, семейном благополучии, взаимоотношениях в семье; Педагогика исследует воспитательный потенциал семьи, общие основы и специфику семейного воспитания, семью как воспитательный коллектив. От внутрисемейного уклада жизни зависит какой вырастет ребенок: добрый или эгоистичный, честный или лживый и т. д. Итак, семья нужна прежде всего ребенку. А дети - это завтрашний день общества, поэтому семья - первейшее условие существования и развития общества. Семья относится к числу таких явлений, интерес к которой всегда был устойчивым и массовым. Она активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям необходимых навыков, то есть является одним из факторов, обеспечивающих преемственность. В семье не только удовлетворяются, но и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источников социальных идеалов и критерием поведения. При этом семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие, как супружеская и родственная любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейную солидарность. Можно сказать, что семья имеет познавательное и огромное нравственно-воспитательное значение, служит одним из средств формирования всесторонне развитой личности и общественных отношений. Она предполагает единство духовных интересов и стремлений всех ее членов, однако они не всегда являются абсолютными. Соответственно, психологические отношения в семье могут включать в себя разногласия и конфликты. Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, которое проявляется, прежде всего, во внутрисемейных отношениях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. И.В. Гребенниковым выделено 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество. Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать их ребенок. Содержание семейного воспитания зависит от ресурсов семьи: · Состав семьи (родители, братья, сестры, родственники); · Характеристики старших членов семьи (состояние здоровья, уровень образования, увлечения, вкусы, ценности). Цели семейного воспитания: 1) Привитие младшим поколениям социально-бытовых навыков 2) Обучение навыкам культуры общения 3) Подготовка к определенной профессии. Надо хорошо знать своего ребенка, примерно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он ведет себя. Это позволит определять, какой прием, воспитания и в какой ситуации окажет на него желаемое воздействие. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, так как в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно. Родители, которые используют это преимущество, совершают меньше ошибок в воспитании своих детей/ Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. Нередко, в семьях, где есть ребенок, у родителей складывается неправильное впечатление об отношениях со своим ребенком. Как и взрослый человек, каждый ребенок - своеобразная личность, утверждают психологи. Под психологическим складом личности они разумеют неповторимое сочетание свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов. Вот об этом-то, к сожалению, очень мало задумывается значительная часть родителей. К тому же не секрет, что в воспитательном обиходе многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка. Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку. Различают общий, характерный и конкретный стили воспитания. Родительский стиль - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло, холодность) и степень контроля за его поведение (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретами). Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э.Г. Эйдемиллер): Уровень протекции - мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку; Полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных); Степень предъявления требований - количество и качество обязанностей ребенка; Степень запретов - мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения; Строгость санкций - приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания; Устойчивость стиля воспитания - выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания. Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций - вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств определяет отношение к ребенку, и то место, которое он занимает в системе внутрисемейных отношений.
Таблица 1.2 Стили семейного воспитания
Понятия родительская позиция и родительская установка, и реакция используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна. Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением[10, с.63]. Таким образом, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленны к жизни в коллективе [31, с. 41]. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом [29, с.89-94]. Демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку[14, с.60]. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |