реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безнадзорное поведение подростков

На смену борьбе с детскими правонарушениями пришёл профилактический социально-педагогический подход. Приоритетность защиты прав несовершеннолетних выдвигает в ранг значимых и первостепенных задачи раннего выявления признаков любого неблагополучия детей, их возможного отклонения и продвижения в сторону трудной или социально-опасной ситуации, организацию мер защиты интересов и прав ребёнка.

Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.

Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определённой категории подростков свои функции и на своём уровне решает определённый круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обуславливает наличие в его характеристике двух сторон - дифференциации и интеграции.

Таким образом: 1) Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основания профилактической работы в представленных исследованиях - неоднородны, а содержание профилактики определяется характеристиками того явления, на которое она направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые её реализуют.

2) Профилактическая работа организуется в отношении определённых групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.

Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих безнадзорность. Социальная профилактика - своевременное предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

(Басов Н.Ф. «Основы социальной работы», 2004 г.).

Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны - изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление её последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нём, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.

§ 4 Основные направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната №5 г.Серова

Современная общеобразовательная школа при всех её проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, её становления и развития. В социально-педагогической работе школы-интерната №5 г.Серова накоплен опыт комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Однако анализ современных тенденций показывает, что всё большее число детей школьного возраста оказываются вне школы.

Результативность деятельности по устранению причин, препятствующих успешному обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственного взаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве таких детей. В условиях школы-интерната №5 г.Серова эта работа имеет свою специфику. Постановлением Губернатора утверждено Положение о социально-педагогическом мониторинге получения начального и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет, а также определён механизм организации межведомственного обмена информацией.

На основании этих региональных подходов в муниципальных образованиях создана нормативно-правовая база взаимодействия органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, отделов внутренних дел и органов управления образованием по представлению, обмену и анализу полученной информации для достижения намеченной цели.

Остановимся на организационной структуре социально-педагогического мониторинга. Ведение социально-педагогического мониторинга осуществляется на уровнях:

- Главным управлением образования;

- муниципальных образований - органами местного самоуправления (комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами (управлениями) образования, образовательными учреждениями).

Органы местного самоуправления совместно с уполномоченными для этих целей учреждениями, организациями в пределах их компетенции создают организационные условия осуществления социально-педагогического мониторинга в муниципальных образованиях:

- обеспечивают взаимодействие и сотрудничество отделов социальной защиты, отделов (управлений) внутренних дел и субъектов управления образованием по представлению, обмену, анализу полученной информации;

- готовят предложения в органы государственной власти по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.

Комиссии по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления в соответствии со статьёй 164 Кодекса РСФСР «Об административных нарушениях» принимают решения о мерах административного воздействия к родителям (законным представителям), ограничивающим детей в правах на образование. Решение комиссии по делам несовершеннолетних может служить основанием для предъявления комиссией иска в суд об ограничении граждан в родительских правах.

Местная администрация предоставляет информацию о составе детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного населённого пункта в муниципальный орган управления образования.

Образовательное учреждение предоставляет информацию о составе учащихся, обучающихся в данном учебном заведении в муниципальный орган управления образования.

Муниципальные органы управления образованием:

- устанавливают соответствие информации поданной местной администрацией и образовательным учреждением для выявления детей, не посещающих образовательные учреждения;

- выявляет причины, препятствующие получению начального общего и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет;

- формируют информационный банк данных к 5 сентября каждого года;

- представляют аналитическую записку 1 октября (ежегодно) муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и Главному управлению образования по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования.

Муниципальные службы социальной защиты населения представляют муниципальным управлениям образования информацию по составу детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного муниципального образования.

Отделы (управления) внутренних дел обеспечивают выявление фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и обучению детей (статья 164 Кодекса РФ «Об административных нарушениях») и направляют материалы для рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления.

Главное управление образования Администрации области:

- обеспечивает сбор, хранение и анализ полученной информации по исполнению статьи 43 Конституции РФ, статьи 19 Закона РФ «Об образовании», статьи 73 Семейного кодекса РФ;

- представляет аналитическую записку 15 октября (ежегодно) областной комиссии по делам несовершеннолетних по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования;

- готовит предложения в областную комиссию по делам несовершеннолетних по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.

Введение в практику работы данного порядка предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение начального и основного общего образования потребовало разработки программного обеспечения.

В школе-интернате №5 г.Серова разработана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. В данной программе определены основные направления работы с субъектами профилактики: работа с семьёй, педагогическим коллективом, работа с учащимися, взаимодействие с городскими службами - субъектами профилактики. Цель: построение системы взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и городских служб) для комплексного решения проблем беспризорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната №5 г.Серова.

Задачи:

1. Создать условия в образовательном учреждении для успешного воспитания и развития несовершеннолетних.

2. Организовать досуговую деятельность детей и подростков с учётом их интересов и потребностей.

3. Разработать план совместной работы с инспектором Органа по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений.

4. Систематизировать работу по формированию здорового образа жизни.

5. Организовать оказание консультационной психолого-педагогической помощи родителям.

В течение 2005-2006 учебного года профилактическая работа проводилась по четырём основным направлениям:

- работа с педагогами;

- коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;

- консультационно-просветительская работа с родителями;

- взаимодействие с городскими службами (Комитет по делам несовершеннолетних, Орган по делам несовершеннолетних, Центр помощи семье, Центр реабилитации, Отдел органов опеки и попечительства).

На основе изученных документов учащихся, посещения семей, бесед была собрана необходимая информация и создан социальный паспорт образовательного учреждения.

Всего воспитанников (с 1 по 9 классы) - 164

Учащихся из семей группы соц.риска - 32

Учащиеся, находящиеся в социально-опасном положении (дети, которые находятся на попечении бабушки, т.к. их родители не работают, употребляют спиртное и уклоняются от воспитания детей) - 10 среди них

учащиеся, склонные к бродяжничеству - 3

Учащихся, находящихся под опекой - 23

Учащихся из многодетных семей - 27

В процессе профилактической работы наибольшее внимание было уделено учащимся и семьям из группы риска и учащимся, находящимся в социально-опасном положении. Данные воспитанники состоят на внутришкольном учёте, из них 10 - состоит на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, 7 - состоит на учёте в Комитете по делам несовершеннолетних.

На весь учебный год был составлен план совместной работы соц.педагога и инспектора Органа по делам несовершеннолетних. По плану 2 раза в месяц проводились заседания совета по профилактике, куда приглашались воспитанники и родители.

В работе совета принимали участие педагоги интерната, медицинский работник и администрация. На заседаниях решались вопросы оказания медико-психолого-педагогической помощи семье и ребёнку.

Согласно плана 1 раз в месяц проводился рейд по семьям воспитанников, пропускающих уроки с целью выявления безнадзорных детей и подростков. информация по данным несовершеннолетним направлялась в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Орган по делам несовершеннолетних, Отдел органов опеки и попечительства для дальнейшей работы с ними.

По плану 1 раз в четверть инспектор проводила коррекционно-воспитательные беседы с воспитанниками (с 4 по 9 классы).

Совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и Органа по делам несовершеннолетних, Отделом органов опеки и попечительства проводилась работа с родителями и детьми по оказанию социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи.

В течение всего учебного года 1 раз в месяц проводились тематические классные часы по формированию здорового образа жизни, в которых принимали участие медицинский работник, социальный педагог, психолог, нарколог.

Консультации специалистов для родителей были организованы еженедельно (по субботам).

Воспитательная работа в интернате была направлена на создание условий для самореализации воспитанников. С этой целью работали 3 раза в неделю спортивные секции: бокс и баскетбол; кружки: танцевальный, изо-студия, фортепьяно, мягкой игрушки, очумелые руки. 1 воспитанник занимался в городской музыкальной школе, 2 девочки занимались в городской художественной школе.

Во время каникул в интернате организовывали работу площадки для воспитанников, состоящих на внутришкольном учёте.

В июне и июле был организован летний отдых воспитанников из семей группы риска, многодетных семей. Учащиеся, состоящие на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, были трудоустроены через Центр занятости и работали на территории интерната.

Таким образом, в школе-интернате были созданы условия для развития и воспитания каждого ребёнка. Основная масса учащихся была задействована в кружках и секциях во внеурочное время. В результате организации работы по профилактике безнадзорности сократилось количество несовершеннолетних, пропускающих уроки и склонных к бродяжничеству. На конец учебного года произошли некоторые изменения:

- учащихся, находящихся в социально-опасном положении - 4 человека

- 2 воспитанника были устроены в санаторный интернат, на 4 воспитанников была оформлена опека;

- 6 семей были поставлены на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, где с ними будет проводиться работа;

- 3 семьи были поставлены на учёт в Центр помощи семье, где им будет оказываться социальная психологическая и педагогическая помощь в решении проблем.

В процессе работы были трудности и сложности во время проведения рейдов по семьям группы риска. Это неполные семьи, где матери не работают, меняют сожителей и проживают на их квартирах, а дети находятся у бабушки или бродяжничают. Адреса проживания приходилось устанавливать через Органы внутренних дел и Органы по делам несовершеннолетних.

Трудности наблюдались в работе с учащимися, пропускающими уроки. В течение недели эти воспитанники привыкали к режиму, требованиям, а после выходных дней и каникул, когда они были предоставлены сами себе, учащихся заново приходилось приучать и к режиму, и к требованиям.

Иногда были проблемы при организации единого профилактического дня, т.к. не всегда направляли инспектора из Органа по делам несовершеннолетних.

Анализ проделанной работы показал, что в образовательном учреждении создавались все условия для развития и самореализации несовершеннолетних. Несмотря на это, часть подростков не смогли найти себе занятие в предложенных кружках и секциях.

С целью организации более эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в следующем учебном году следует:

1. Заключить договор с начальником Органа по делам несовершеннолетних о проведении единого профилактического дня в интернате с привлечением инспекторов для работы в этот день.

2. Заключить договор с Центром занятости населения для организации трудовой деятельности на территории школы-интерната №5 подростков в течение учебного года.

3. Организовать для родителей работу клуба по проблемам воспитания и организации совместного досуга.

4. Разработать систему занятий по правовому воспитанию несовершеннолетних.

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений, влияющих на подростковую безнадзорность.

Таким образом, направления социальной профилактики безнадзорного поведения подростков заключаются в интеграции работы Органов по делам несовершеннолетних и в разработке собственной программы в школе-интернате №5 г.Серова.

Заключение

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность технологии взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений по месту жительства, обеспечивающих профилактику подростковой безнадзорности; наличие интегрального органа в профилактической деятельности; доступность всех учреждений для подростка; мониторинг состояния безнадзорности и эффективности взаимодействия; развитие места жительства как открытой педагогической среды; постепенность вовлечения родителей и их участие в воспитательно-профилактической работе с подростками по месту жительства; обмен опытом со специалистами социальных учреждений других районов, округов, городов России по проблемам профилактики подростковой безнадзорности.

Большой социально-педагогический потенциал в профилактике безнадзорности среди подростков принадлежит школе, социальным учреждениям, службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своём уровне решает проблему профилактики подростковой безнадзорности по месту жительства. Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактической деятельности. Сложилось противоречие между возможностями таких учреждений и недостаточной эффективностью, направленной на интеграцию их усилий в профилактике подростковой безнадзорности. Эффективность такого взаимодействия может быть обеспечена если:

- взаимодействие осуществляется координирующим органом, обеспечивающим создание и функционирование системы учёта, контроля за социально-педагогической деятельностью субъектов профилактики подростковой безнадзорности;

- содержание взаимодействия субъектов профилактики включает интеграцию усилий каждого участника, сотрудничество в совместных акциях и действиях, направленные на обеспечение профилактики безнадзорности каждого подростка и создание условий для его духовного, нравственного, физического развития и на успешную социализацию;

- технология взаимодействия субъектов профилактики обеспечивается координационным органом, при ведущей роли школы, который осуществляет регламентацию и интеграцию их условий в работе с подростком и его семьёй и поэтапно решает вопросы контроля за жизнедеятельностью, обучением и времяпровождением подростка, включает его в социально значимую деятельность, стимулирует его социализацию;

- создаются необходимые социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности.

Содержание взаимодействия субъектов профилактики подростковой безнадзорности включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. Взаимодействие предусматривает наиболее полное решение функциональных задач.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. - 1992. Вып.6. - С.113-115

2. Бадя Т.А. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред. М. 1998 г.

3. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений - М.: издательский центр «Академия», 2004. -С.228

4. Баброва О.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждений. - М.: издательский центр «Академия», 2001. - С.78

5. Григорьева С.И. Теория и методика социальной работы. / Под ред., - М., 1994

6. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -С.288

7. Жукова В.И. Теория и методика социальной работы / Под ред. - М., 1994 - С.172

8. Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы / Под ред. - М.: МГСУ, 1994 - С.248-264

9. Кузнецова Л.В. Теория и методика социального работника - М.: Школьная пресса, 2004 - С.96

10. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 - С.148

11. Мухина В.С. Возрастная психология Учебник для студентов вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.132

12. Мышина А.А. Основы теории и практики социальной работы. - Барнаул, 1994. - С.79

13. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений - М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.256

14. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1995 - С.13

15. Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы / Под ред. - М.: ГАСБУ, 1993 - С.38; 1995 - С.171

16. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1995 - №1- С.23

17. Реутов С.И. Теория и методика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. / Гл.ред., - Пермь, 1994. - С.50

18. Рудова К.Н. Работник социальной службы - М., 1997, №2 - С.79

19. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2000 - С.124

20. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986 - С.301

21. Сборник нормативных инструкций и документов по вопросам деятельности ЦСО в г.Москве. М., 1998 - С.16

22. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России. М., 1995 - С.54

23. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002 - С.75

24. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1998 - С.190

25. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. - 1992 - Вып.5. С.190

26. Фельдштейн Д.М. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. - Т.1,2. - Москва; Тула, 1993

27. Филиппович И.В. Психология девиантного поведения. Мн.: ЗАО «Веды», 2003. С.34

28. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: «Феникс», 2006 - С.342

29. Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений - М.: издательский центр «Академия», 2002. - С.59

30. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М., ВАКО, 2005 - С.136

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.