![]() |
|
|
Безнадзорное поведение подростковНа смену борьбе с детскими правонарушениями пришёл профилактический социально-педагогический подход. Приоритетность защиты прав несовершеннолетних выдвигает в ранг значимых и первостепенных задачи раннего выявления признаков любого неблагополучия детей, их возможного отклонения и продвижения в сторону трудной или социально-опасной ситуации, организацию мер защиты интересов и прав ребёнка. Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы. Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др. Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определённой категории подростков свои функции и на своём уровне решает определённый круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обуславливает наличие в его характеристике двух сторон - дифференциации и интеграции. Таким образом: 1) Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основания профилактической работы в представленных исследованиях - неоднородны, а содержание профилактики определяется характеристиками того явления, на которое она направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые её реализуют. 2) Профилактическая работа организуется в отношении определённых групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной. Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих безнадзорность. Социальная профилактика - своевременное предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. (Басов Н.Ф. «Основы социальной работы», 2004 г.). Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны - изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности. Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление её последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нём, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности. § 4 Основные направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната №5 г.Серова Современная общеобразовательная школа при всех её проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, её становления и развития. В социально-педагогической работе школы-интерната №5 г.Серова накоплен опыт комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Однако анализ современных тенденций показывает, что всё большее число детей школьного возраста оказываются вне школы. Результативность деятельности по устранению причин, препятствующих успешному обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственного взаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве таких детей. В условиях школы-интерната №5 г.Серова эта работа имеет свою специфику. Постановлением Губернатора утверждено Положение о социально-педагогическом мониторинге получения начального и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет, а также определён механизм организации межведомственного обмена информацией. На основании этих региональных подходов в муниципальных образованиях создана нормативно-правовая база взаимодействия органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, отделов внутренних дел и органов управления образованием по представлению, обмену и анализу полученной информации для достижения намеченной цели. Остановимся на организационной структуре социально-педагогического мониторинга. Ведение социально-педагогического мониторинга осуществляется на уровнях: - Главным управлением образования; - муниципальных образований - органами местного самоуправления (комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами (управлениями) образования, образовательными учреждениями). Органы местного самоуправления совместно с уполномоченными для этих целей учреждениями, организациями в пределах их компетенции создают организационные условия осуществления социально-педагогического мониторинга в муниципальных образованиях: - обеспечивают взаимодействие и сотрудничество отделов социальной защиты, отделов (управлений) внутренних дел и субъектов управления образованием по представлению, обмену, анализу полученной информации; - готовят предложения в органы государственной власти по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования. Комиссии по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления в соответствии со статьёй 164 Кодекса РСФСР «Об административных нарушениях» принимают решения о мерах административного воздействия к родителям (законным представителям), ограничивающим детей в правах на образование. Решение комиссии по делам несовершеннолетних может служить основанием для предъявления комиссией иска в суд об ограничении граждан в родительских правах. Местная администрация предоставляет информацию о составе детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного населённого пункта в муниципальный орган управления образования. Образовательное учреждение предоставляет информацию о составе учащихся, обучающихся в данном учебном заведении в муниципальный орган управления образования. Муниципальные органы управления образованием: - устанавливают соответствие информации поданной местной администрацией и образовательным учреждением для выявления детей, не посещающих образовательные учреждения; - выявляет причины, препятствующие получению начального общего и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет; - формируют информационный банк данных к 5 сентября каждого года; - представляют аналитическую записку 1 октября (ежегодно) муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и Главному управлению образования по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования. Муниципальные службы социальной защиты населения представляют муниципальным управлениям образования информацию по составу детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного муниципального образования. Отделы (управления) внутренних дел обеспечивают выявление фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и обучению детей (статья 164 Кодекса РФ «Об административных нарушениях») и направляют материалы для рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления. Главное управление образования Администрации области: - обеспечивает сбор, хранение и анализ полученной информации по исполнению статьи 43 Конституции РФ, статьи 19 Закона РФ «Об образовании», статьи 73 Семейного кодекса РФ; - представляет аналитическую записку 15 октября (ежегодно) областной комиссии по делам несовершеннолетних по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования; - готовит предложения в областную комиссию по делам несовершеннолетних по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования. Введение в практику работы данного порядка предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение начального и основного общего образования потребовало разработки программного обеспечения. В школе-интернате №5 г.Серова разработана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. В данной программе определены основные направления работы с субъектами профилактики: работа с семьёй, педагогическим коллективом, работа с учащимися, взаимодействие с городскими службами - субъектами профилактики. Цель: построение системы взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и городских служб) для комплексного решения проблем беспризорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната №5 г.Серова. Задачи: 1. Создать условия в образовательном учреждении для успешного воспитания и развития несовершеннолетних. 2. Организовать досуговую деятельность детей и подростков с учётом их интересов и потребностей. 3. Разработать план совместной работы с инспектором Органа по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений. 4. Систематизировать работу по формированию здорового образа жизни. 5. Организовать оказание консультационной психолого-педагогической помощи родителям. В течение 2005-2006 учебного года профилактическая работа проводилась по четырём основным направлениям: - работа с педагогами; - коррекционно-развивающая работа с воспитанниками; - консультационно-просветительская работа с родителями; - взаимодействие с городскими службами (Комитет по делам несовершеннолетних, Орган по делам несовершеннолетних, Центр помощи семье, Центр реабилитации, Отдел органов опеки и попечительства). На основе изученных документов учащихся, посещения семей, бесед была собрана необходимая информация и создан социальный паспорт образовательного учреждения. Всего воспитанников (с 1 по 9 классы) - 164 Учащихся из семей группы соц.риска - 32 Учащиеся, находящиеся в социально-опасном положении (дети, которые находятся на попечении бабушки, т.к. их родители не работают, употребляют спиртное и уклоняются от воспитания детей) - 10 среди них учащиеся, склонные к бродяжничеству - 3 Учащихся, находящихся под опекой - 23 Учащихся из многодетных семей - 27 В процессе профилактической работы наибольшее внимание было уделено учащимся и семьям из группы риска и учащимся, находящимся в социально-опасном положении. Данные воспитанники состоят на внутришкольном учёте, из них 10 - состоит на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, 7 - состоит на учёте в Комитете по делам несовершеннолетних. На весь учебный год был составлен план совместной работы соц.педагога и инспектора Органа по делам несовершеннолетних. По плану 2 раза в месяц проводились заседания совета по профилактике, куда приглашались воспитанники и родители. В работе совета принимали участие педагоги интерната, медицинский работник и администрация. На заседаниях решались вопросы оказания медико-психолого-педагогической помощи семье и ребёнку. Согласно плана 1 раз в месяц проводился рейд по семьям воспитанников, пропускающих уроки с целью выявления безнадзорных детей и подростков. информация по данным несовершеннолетним направлялась в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Орган по делам несовершеннолетних, Отдел органов опеки и попечительства для дальнейшей работы с ними. По плану 1 раз в четверть инспектор проводила коррекционно-воспитательные беседы с воспитанниками (с 4 по 9 классы). Совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и Органа по делам несовершеннолетних, Отделом органов опеки и попечительства проводилась работа с родителями и детьми по оказанию социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи. В течение всего учебного года 1 раз в месяц проводились тематические классные часы по формированию здорового образа жизни, в которых принимали участие медицинский работник, социальный педагог, психолог, нарколог. Консультации специалистов для родителей были организованы еженедельно (по субботам). Воспитательная работа в интернате была направлена на создание условий для самореализации воспитанников. С этой целью работали 3 раза в неделю спортивные секции: бокс и баскетбол; кружки: танцевальный, изо-студия, фортепьяно, мягкой игрушки, очумелые руки. 1 воспитанник занимался в городской музыкальной школе, 2 девочки занимались в городской художественной школе. Во время каникул в интернате организовывали работу площадки для воспитанников, состоящих на внутришкольном учёте. В июне и июле был организован летний отдых воспитанников из семей группы риска, многодетных семей. Учащиеся, состоящие на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, были трудоустроены через Центр занятости и работали на территории интерната. Таким образом, в школе-интернате были созданы условия для развития и воспитания каждого ребёнка. Основная масса учащихся была задействована в кружках и секциях во внеурочное время. В результате организации работы по профилактике безнадзорности сократилось количество несовершеннолетних, пропускающих уроки и склонных к бродяжничеству. На конец учебного года произошли некоторые изменения: - учащихся, находящихся в социально-опасном положении - 4 человека - 2 воспитанника были устроены в санаторный интернат, на 4 воспитанников была оформлена опека; - 6 семей были поставлены на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, где с ними будет проводиться работа; - 3 семьи были поставлены на учёт в Центр помощи семье, где им будет оказываться социальная психологическая и педагогическая помощь в решении проблем. В процессе работы были трудности и сложности во время проведения рейдов по семьям группы риска. Это неполные семьи, где матери не работают, меняют сожителей и проживают на их квартирах, а дети находятся у бабушки или бродяжничают. Адреса проживания приходилось устанавливать через Органы внутренних дел и Органы по делам несовершеннолетних. Трудности наблюдались в работе с учащимися, пропускающими уроки. В течение недели эти воспитанники привыкали к режиму, требованиям, а после выходных дней и каникул, когда они были предоставлены сами себе, учащихся заново приходилось приучать и к режиму, и к требованиям. Иногда были проблемы при организации единого профилактического дня, т.к. не всегда направляли инспектора из Органа по делам несовершеннолетних. Анализ проделанной работы показал, что в образовательном учреждении создавались все условия для развития и самореализации несовершеннолетних. Несмотря на это, часть подростков не смогли найти себе занятие в предложенных кружках и секциях. С целью организации более эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в следующем учебном году следует: 1. Заключить договор с начальником Органа по делам несовершеннолетних о проведении единого профилактического дня в интернате с привлечением инспекторов для работы в этот день. 2. Заключить договор с Центром занятости населения для организации трудовой деятельности на территории школы-интерната №5 подростков в течение учебного года. 3. Организовать для родителей работу клуба по проблемам воспитания и организации совместного досуга. 4. Разработать систему занятий по правовому воспитанию несовершеннолетних. Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений, влияющих на подростковую безнадзорность. Таким образом, направления социальной профилактики безнадзорного поведения подростков заключаются в интеграции работы Органов по делам несовершеннолетних и в разработке собственной программы в школе-интернате №5 г.Серова. Заключение Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность технологии взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений по месту жительства, обеспечивающих профилактику подростковой безнадзорности; наличие интегрального органа в профилактической деятельности; доступность всех учреждений для подростка; мониторинг состояния безнадзорности и эффективности взаимодействия; развитие места жительства как открытой педагогической среды; постепенность вовлечения родителей и их участие в воспитательно-профилактической работе с подростками по месту жительства; обмен опытом со специалистами социальных учреждений других районов, округов, городов России по проблемам профилактики подростковой безнадзорности. Большой социально-педагогический потенциал в профилактике безнадзорности среди подростков принадлежит школе, социальным учреждениям, службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своём уровне решает проблему профилактики подростковой безнадзорности по месту жительства. Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактической деятельности. Сложилось противоречие между возможностями таких учреждений и недостаточной эффективностью, направленной на интеграцию их усилий в профилактике подростковой безнадзорности. Эффективность такого взаимодействия может быть обеспечена если: - взаимодействие осуществляется координирующим органом, обеспечивающим создание и функционирование системы учёта, контроля за социально-педагогической деятельностью субъектов профилактики подростковой безнадзорности; - содержание взаимодействия субъектов профилактики включает интеграцию усилий каждого участника, сотрудничество в совместных акциях и действиях, направленные на обеспечение профилактики безнадзорности каждого подростка и создание условий для его духовного, нравственного, физического развития и на успешную социализацию; - технология взаимодействия субъектов профилактики обеспечивается координационным органом, при ведущей роли школы, который осуществляет регламентацию и интеграцию их условий в работе с подростком и его семьёй и поэтапно решает вопросы контроля за жизнедеятельностью, обучением и времяпровождением подростка, включает его в социально значимую деятельность, стимулирует его социализацию; - создаются необходимые социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности. Содержание взаимодействия субъектов профилактики подростковой безнадзорности включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. Взаимодействие предусматривает наиболее полное решение функциональных задач. Список использованной литературы 1. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. - 1992. Вып.6. - С.113-115 2. Бадя Т.А. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред. М. 1998 г. 3. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений - М.: издательский центр «Академия», 2004. -С.228 4. Баброва О.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждений. - М.: издательский центр «Академия», 2001. - С.78 5. Григорьева С.И. Теория и методика социальной работы. / Под ред., - М., 1994 6. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -С.288 7. Жукова В.И. Теория и методика социальной работы / Под ред. - М., 1994 - С.172 8. Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы / Под ред. - М.: МГСУ, 1994 - С.248-264 9. Кузнецова Л.В. Теория и методика социального работника - М.: Школьная пресса, 2004 - С.96 10. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 - С.148 11. Мухина В.С. Возрастная психология Учебник для студентов вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.132 12. Мышина А.А. Основы теории и практики социальной работы. - Барнаул, 1994. - С.79 13. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений - М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.256 14. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1995 - С.13 15. Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы / Под ред. - М.: ГАСБУ, 1993 - С.38; 1995 - С.171 16. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1995 - №1- С.23 17. Реутов С.И. Теория и методика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. / Гл.ред., - Пермь, 1994. - С.50 18. Рудова К.Н. Работник социальной службы - М., 1997, №2 - С.79 19. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2000 - С.124 20. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986 - С.301 21. Сборник нормативных инструкций и документов по вопросам деятельности ЦСО в г.Москве. М., 1998 - С.16 22. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России. М., 1995 - С.54 23. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002 - С.75 24. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1998 - С.190 25. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. - 1992 - Вып.5. С.190 26. Фельдштейн Д.М. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. - Т.1,2. - Москва; Тула, 1993 27. Филиппович И.В. Психология девиантного поведения. Мн.: ЗАО «Веды», 2003. С.34 28. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: «Феникс», 2006 - С.342 29. Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений - М.: издательский центр «Академия», 2002. - С.59 30. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М., ВАКО, 2005 - С.136 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |