реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безнадзорное поведение подростков

§ 2 Понятие подростковой безнадзорности как социального явления

Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищённости института семьи и каждого отдельного гражданина государства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения со стороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов, психологов, педагогов).

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.) действующим на сегодняшний день, используется термин безнадзорности. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст.1). Однако определения этому понятию не дано. Термин «беспризорность» в указанном Положении вообще не упоминается, несмотря на то, что устройство несовершеннолетних и охрана их прав (в том числе и права на жилище, предусмотренного ст.40 Конституции РФ, права ребёнка жить и воспитываться в семье, предусмотренного ст.54 Семейного Кодекса РФ) также указаны в числе первоочередных задач комиссии. Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном Кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ст.1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Сохраняется отсутствие чётких границ между данными дефинициями не только в законодательных актах, но и в современной юридической литературе. Кроме того, в последнее время всё большее распространение приобретает термин «безнадзорность», объединяющий оба понятия.

Так, например, в работе доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, беспризорные и безнадзорные дети объединены в общую категорию безнадзорных. Причём предложена следующая классификация детской безнадзорности:

- полностью лишённые родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

- частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;

- не лишённые родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи.

Смешение понятий «безнадзорность» и «беспризорность» свойственно не только многочисленным исследованиям, посвящённым различным аспектам детской преступности. Оно имеет место и в официальных правительственных документах.

В связи с тем, что ни в действующем законодательстве, ни в документах государственных органов, ответственных за социально-правовую защиту этой категории несовершеннолетних, ни в юридической литературе нет чёткого обозначения этих понятий, прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо чётко разграничить эти термины.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайно её сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребёнком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребёнка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни». Как отмечал ещё в 20-е годы ХХ века П.И. Люблинский, говоря о беспризорности, она, «будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития». Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной стадией, находящейся на гране необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М.Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребёнка безнадзорным, по мнению автора, относятся:

- полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Основной отличительной чертой беспризорного ребенка от безнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько полное прекращение связей с семьёй, родителями, родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей, не имеющих места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в ст.1 Федерального закона 1999 г. №120-ФЗ, не совсем правильно. Как заметила А.М. Нечаева, «если нищий бродяга, не имеющий постоянного места жительства, «путешествует» со своими детьми, их, на наш взгляд, нельзя считать беспризорниками, несмотря на то, что качественный надзор за ними, как правило, отсутствует». Мы согласны с мнением, что таких детей правильнее всего было бы относить к категории безнадзорных.

С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жильё. Таких детей, не имеющих связи с семьёй и опекунами, необходимо, на наш взгляд, относить к категории беспризорных, несмотря на наличие места пребывания, отвечающего санитарно-гигиеническим условиям содержания ребёнка, поскольку эти дети практически лишены социальной защиты со стороны семьи либо органов опеки.

Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие «детская беспризорность» с правовой и социально-политической точки зрения.

Следует отметить еще одну существенную с правовой точки зрения отличительную черту детской беспризорности от безнадзорности.

Место жительства (пребывания) безнадзорного ребёнка, как правило, нетрудно установить. При этом мерами социальной защиты такой категории несовершеннолетних могут быть лишение или ограничение родительских прав родителей, лишение опекуна, исполняющего свои обязанности по отношению к ребёнку не должным образом, опекунства, определение ребёнка в места социальной защиты (детский дом, приют, интернат), где безнадзорному будут обеспечены элементарные условия существования.

Переход же несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечёт за собой прекращения семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, т.к. судьба ребёнка не известна. Поэтому предъявить иск о лишении родительских прав, и тем более об их ограничении, которое сочетается с отобранием детей у родителей, не представляется возможным. Таким образом, беспризорник фактически лишается всех прав, предусмотренных отечественным законодательством по отношению к несовершеннолетним.

Дети, лишённые надзора старших, как правило, отличаются в социальном плане ещё и тем, что не имеют собственных источников средств существования. Такое положение заставляет доставать их любыми доступными способами. Это не только поиски пищи на свалках и других подобных местах, но и кражи денег, продуктов. К распространённым средствам добывания пищи и денег относится также попрошайничество.

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвящённом детской беспризорности, отличает беспризорных детей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначены для других граждан. Мало того, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нём нормы. Как указано в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где поощряется, признаётся то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделённые подчас безграничной властью».

Но, как отмечает А.М. Нечаева, «это вовсе не означает, что безнадзорные дети, отделяя себя от гражданского общества, становятся для него чужеродным телом. Скорее, напротив, стремление спасти их объясняется не только опасностью, исходящей от безнадзорных, но и желанием помочь тем, кого судьба обрекла на жизнь в нечеловеческих условиях».

Подростковая безнадзорность - это сложная социально-педагогическая проблема, которая включает социально-педагогический анализ этого явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление её последствий.

Действенность профилактической деятельности обеспечивается взаимодействием всех заинтересованных сторон по месту жительства. В основе взаимодействия лежит интеграция усилий субъектов профилактики подростковой безнадзорности, заключающаяся в согласованной деятельности (по времени, месту, решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения каждого из них, направленной на преодоление проблем подростка и его семьи (объектов влияния), и создающей наиболее благоприятные условия для целесообразного воспитания, духовного, нравственного и физического развития подростков.

Таким образом, безнадзорность детей до сих пор продолжает оставаться одним из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

По оценкам правительственных экспертов в стране сейчас насчитывается около 1 млн. безнадзорных детей, при этом 90% из них - при живых родителях. С каждым годом увеличивается количество взрослых, лишённых родительских прав.

По данным статистического отчёта о работе территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Серовского городского округа за первое полугодие 2007 года:

Количество несовершеннолетних на территории всего - 19731

Выявлено беспризорных/безнадзорных - 189

Представители своей территории - 103

Из других территорий области - 79

Из других субъектов РФ и государств ближнего и дальнего зарубежья - 7

По данным анализа социально-педагогической работы за 2006-2007 учебный год из общего количества учащихся

172 - школы-интерната №5 г.Серова

68 - семей группы риска

15 - учащиеся, находящиеся в социально опасном положении

7 - склонных к бродяжничеству

12 - совершивших преступление

§ 3 Понятие социальной профилактики безнадзорного поведения

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений социальной работы. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

Анализ литературы показал, что явление профилактики развивалось в различных сферах - медицине, педагогике, праве, социологии и т.д. Это создаёт многообразие и неструктурированность оснований, субъектов и содержания профилактики в рамках различных проблемных полей. Но на уровне функций она объединяется педагогическими функциями воспитания, образования и развития, и обеспечивает следующий продукт для ребёнка и его окружения на различных уровнях профилактики: формирование личностных, ценностных, поведенческих структур, предотвращающих возникновение трудностей в жизни и развитии ребёнка; систему отношений, ориентирующих ребёнка и его семью в вопросах собственного личностного и социального развития; систему отношений, обеспечивающих оказание помощи и улучшение качества жизни несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Наиболее разработаны концепции педагогической профилактики девиантного поведения и наркозависимостей в молодёжной среде. На уровне вторичной и третичной профилактики она предполагает возникновение индивидуальной профилактической работы как инструмента возвращения ребёнка к нормам социального воспитания, образования и развития.

Профилактика наркозависимостей и девиантного поведения являются частными проблемными полями по отношению к утверждённой законом 120-ФЗ системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который вводит в качестве основания для индивидуальной профилактической деятельности понятие «социально опасное положение» - «ситуация, объективно ухудшающая положение и качество жизни ребёнка, с которой он и его семья не могут справиться сами…» и которая становится источником безнадзорности и правонарушения.

Основным инструментом улучшения положения детей в соответствии с законом является индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, что соответствует приоритетам педагогической профилактики.

При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

(Кузнецова Л.В. «Методика работы социального работника», 2004г.).

Меры по социальной защите безнадзорных несовершеннолетних, в том числе и меры профилактического характера, являются неотъемлемой частью социальной защиты семьи и детей. Профилактика безнадзорности среди детей заключается в конкретных мерах, направленных на недопущение разрушения межличностных отношений, предупреждение утраты семейных связей. Профилактика должна быть направлена на сохранение здоровой семьи и создание комплекса условий, способствующих нормальному, полноценному функционированию семьи и её развитию.

Комплекс мер, направленных на реализацию задачи исключения явлений, вызывающих безнадзорность - их профилактики, составляющий систему социальной защиты безнадзорных детей, является основным объектом управления. Насколько эффективно осуществляется организация, управление и координация взаимодействия субъектов системы, а также её ресурсное обеспечение, настолько результативной будет её работа. Управление социальной защиты безнадзорных детей включает привлечение, координацию, организацию и обеспечение деятельности и взаимодействия множества субъектов различных уровней хозяйствования: наднационального, негосударственного, федерального, регионального, муниципального, уровня домохозяйства и несовершеннолетнего. Под уровнем хозяйствования понимается экономическая структура (система), характеризующаяся определёнными территориальными принципами управления, ресурсного обеспечения и функционирования.

Таблица №1

Наднациональный уровень хозяйствования

Международные организации (их отделения и филиалы), участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей.

Население мира

Федеральный уровень хозяйствования

Методологическое, концептуальное определение социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей; нормативно-правовое определение и закрепление системы социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей.

Субъекты: Президент, Правительство, Федеральные органы и учреждения

Население страны

Негосударственный уровень хозяйствования

Российские, региональные общественные организации (их отделения и филиалы)

Предпринимательские структуры, частные лица

Общественные, религиозные организации, участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей

Уровень субъекта Российской Федерации (региональный)

Организация и управление социальной защитой беспризорных и безнадзорных детей;

Субъекты: Глава региона, Правительство региона, региональные органы и учреждения (системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

Население региона, отдельных территорий региона

Муниципальный уровень хозяйствования

Развитие инфраструктуры муниципальных учреждений социальной сферы, ориентированных на семью и детей; создание условий, местной базы для обеспечения социальной защиты семьи и детей, их обслуживания и развития.

Субъекты: органы власти и управления муниципального образования, муниципальные учреждения

Население муниципального образования

Уровень домохозяйства

Обеспечение выполнения семьёй её основных функций

Субъекты: семья, члены семьи

Несовершеннолетний

Усвоение и закрепление социальных норм поведения

Учитывая современные условия формирования федеративных отношений, все полномочия, связанные с осуществлением социальной защиты безнадзорных детей, распределены между органами государственной власти и управления. Так, на федеральном уровне хозяйствования осуществляется определение приоритетных направлений социальной политики, разрабатывается система мер, обеспечивающих решение важнейших проблем. На уровне субъекта Российской Федерации организуется управление и функционирование системы социальной защиты населения, включающей меры профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. На муниципальном уровне осуществляется непосредственно помощь и поддержка семьи и детей. Для этого создаётся сеть социальных учреждений, ориентированных на работу с семьёй и детьми, а также детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, организуется хозяйственное обеспечение деятельности таких учреждений и другие мероприятия.

В законе РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сформулированы задачи профилактики, которые совпадают с функциями педагогических технологий в отношении детей в трудной жизненной ситуации: 1) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 2) проведение профессиональной объективной диагностики особенностей ребёнка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов; 3) разработка индивидуальной программы профилактики, как набора услуг, видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего; 4) реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и улучшению качества жизни ребёнка.

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решают как минимум две задачи: 1) организации адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний; 2) защиты несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.