реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Техгологии помощи детям из неблагополучных семей

· осуществление воспитательном профилактической работы среди несовершеннолетних, выявление комплекса причин способствующих отклонению в поведении подростков;

· патронаж семей - первичный, целевой, контрольный;

· поддержка семей в решении проблем их самообеспечения в реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций.

Задачи юридической службы:

· оказание квалифицированной юридической помощи Клиентам;

· изучение потребностей в правовой помощи семье;

· практическая помощь в оформлении правовых документов Клиента;

Задачи экстренной психологической службы "Телефон доверия":

· снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии Клиента обратившегося в службу, включая аутоагрессию и суицид;

· формирование психологического здоровья и атмосферы психологической защищённости населения, в том числе детей и подростков;

· обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан не зависимо от их социального статуса и места жительства;

· обеспечение каждому обратившемуся за советом с помощью возможности доверительного диалога;

· психологическое консультирование по телефону;

· помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

· расширение у абонентов диапазона социального и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;

· направление абонентов к другим службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;

· анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведения результатов до сведения органов и заинтересованных учреждение социальной защиты населения (соблюдая анонимность и не нарушая прав граждан).

Проанализировав работу данного центра, можно говорить о тенденции развития помощи детям из неблагополучных семей, о новых направлениях в работе с данной категорией населения.

2.2. Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения[16].

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2005 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.

Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Департамент по делам детей, женщин и семьи России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с детьми из неблагополучных семей, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей[10].

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие)[22]. Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна[26].

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи детям, которые дают возможность детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений[23].

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих социальных работников.

Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.

Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную область, уже есть один кризисный центр для мужчин, работающий в г. Барнауле, однако в силу ряда причин в этом направлении делаются только первые шаги и в России, и во всем мире.

Социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов - выполнение ими генеративной функции, наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных особенностей.

Комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их общей социально-экономической и социально-психологической ситуацией общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Для оказания помощи женщинам, оказавшимся по разным причинам в трудной жизненной ситуации, открываются кризисные центры для женщин или отделения в учреждениях социального обслуживания населения разных типов.

В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей функционируют 18 кризисных центров для женщин (на начало 2004 года действовало 10 кризисных центров для женщин). В кризисных центрах для женщин оказываются психологические, юридические, медицинские, педагогические, социально-бытовые услуги женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию. В 2004 году в кризисных центрах получили помощь 45 тыс. женщин, что в 2,3 раза больше по сравнению с 2002 годом.

Кроме того, на начало 2005 года действовало 142 кризисных отделения для женщин, созданных в учреждениях социального обслуживания населения разных типов. Число указанных отделений по сравнению с 2003 годом возросло более чем в 2 раза.

Невозможно охарактеризовать все социальные технологии, применяемые в учреждениях социального обслуживания семьи и детям для решении проблем социально незащищенных категорий населения, адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также технологии по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей, индивидуальной помощи семье и детям[19].

По инициативе Центра социальной помощи семье и детям г.Тольятти в рамках программы “Общегородская система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства” разработана концепция эффективной и долговременной помощи семье и детям, а также технологии раннего выявления детей, нуждающихся в социальной защите, сформирован целевой комплексный план действий и проведена работа по формированию общественного мнения.

Новизна программы в том, что впервые на уровне районов города создана комплексная, многоуровневая система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства, позволяющая с минимальными финансовыми и кадровыми затратами выявлять на ранних стадиях развития ребенка существующие и потенциально возможные проблемы, вследствие которых он может стать клиентом социальных служб. Программа сочетает профилактическую направленность, выражающуюся в определении потенциальных проблем ребенка, и устанавливает уже проявившиеся, но не привлекшие внимания со стороны персонала учреждений образования и воспитания проблемы в социализации и развитии ребенка.

В качестве условий для более эффективной реализации программы сотрудниками Центра социальной помощи семье и детям проведен цикл семинаров и тренингов с руководителями социальных служб города, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, общественных организаций, женских консультаций, районных администраций.

Экспериментальная часть состоит в исследовании личностных особенностей беременных женщин, принадлежащих к группе повышенного риска; детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их семей; детей младшего школьного возраста, посещающих общеобразовательные школы, и их семей.

Реализация программы позволила определить состояние дел в области выявления детей, требующих социальной защиты государства. В социальной помощи нуждаются: дети до 1 года - 23 процента, старшего дошкольного возраста - 42 процента, младшего школьного возраста - 35 процентов.

По итогам программы Центром социальной помощи семье и детям не только внедрена система раннего выявления детей, нуждающихся в особой заботе государства, но и предложены формы коррекционной работы с семьями.

Реализация поставленных в программе задач была бы невозможна без четко отлаженной системы взаимодействия различных подразделений администрации районов г.Тольятти.

В результате социального партнерства был изучен ряд проблем, решение которых было предложено в рамках реализации новых программ:

“Дом семьи в Тольятти - создание учреждения, оказывающего комплексную помощь женщинам в состоянии кризиса и позволяющая им преодолеть трудную жизненную ситуацию;

“Молодая мама” - оказание помощи молодым мамам, дающая им возможность общаться и оказывать взаимопомощь;

“Мой мир” - оказание психолого-педагогической помощи детям с минимальной мозговой дисфункцией и их родителям в общении и воспитании ребенка.

Среди инновационных технологий, применяемых специалистами Областного центра социальной помощи семье и детям в течение последних лет, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

технологии междисциплинарного взаимодействия, включающие технологии работы нескольких узких специалистов с одним клиентом (семьей). Эффективность междисциплинарного подхода определяется тем, что при работе команды упор делается на определенном порядке взаимодействия между ее членами и на согласованности. Регулярные встречи членов междисциплинарной команды позволяют проводить оперативное обсуждение и контролировать качество ведения случая.

В отделении помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, с 2001 года растет число клиентов, которым была предоставлена помощь в форме правового сопровождения случая: в рамках отработки технологии междисциплинарной команды проводятся совместные консультации специалистами отделения и юриста; анализ показал эффективность такой работы как для клиента, так и для специалистов. Существует практика правового сопровождения клиента в судебных инстанциях, когда юрист центра по доверенности представляет интересы клиента в суде. Также широко используется социально - психологическое сопровождение клиента в следственном процессе;

технологии системного подхода, основывающиеся на положении о единстве всех элементов семьи как системы и необходимости работы со всеми членами семьи для решения проблем одного из членов семьи.

В отделении дневного пребывания подростков осуществляется социальная реабилитация подростков из семей с социально уязвимой позицией (неполные, конфликтные, асоциальные, многодетные), работа с родителями или лицами, их заменяющими. Специалистами разработаны методика семейной диагностики, позволяющая выявить причины имеющихся проблем с учетом внутрисемейных факторов и, соответственно, организовать воздействие не только на ребенка, но и на его родителей, ближайшее социальное окружение и методика мотивации родителей на активную совместную деятельность;

технологии комплексного подхода, основывающиеся на практике, показывающей, что помимо заявленной или актуализируемой клиентом в момент обращения проблемы существует целый ряд других, без решения которых невозможно обеспечить эффективность работы в целом.

В стационарном отделении центра реализуется программа комплексной реабилитации несовершеннолетних, включающая социально-медицинское, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое направления.

В настоящее время Областным центром социальной помощи семье и детям, являющимся базовым экспериментальным учреждением Мин.здравоохранения и социального развития России, проводится внедрение отдельных элементов социальных технологий работы с различными категориями населения. В текущем 2006 году планируется закончить апробацию и распространить для внедрения в практику социальных учреждений области следующие технологии:

технология работы с неполной семьей;

технология работы с многодетной семьей;

технология работы с семьей с различными видами домашнего насилия;

технология работы с семьей с нарушением детско-родительских отношений;

технологии работы на микроучастке.

С целью развития технологий наставничества в 2005 году специалистами центра разработано Положение о супервизии, которым регламентируется организация и проведение различных форм супервизии специалистов, их периодичность. Супервизорская деятельность получает развитие для дальнейшего распространения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в Самарской области.

В настоящее время в Самарской области складывается следующая система разработки и внедрения инновационных технологий социальной работы:

· имеется четыре базовых учреждения социального обслуживания (по работе с семьей и детьми; по работе с несовершеннолетними; по работе с детьми-инвалидами; по работе с пожилыми людьми), каждое из которых осуществляет методическое сопровождение деятельности территориальных учреждений по профилю своей работы;

· базовое учреждение разрабатывает технологии работы с определенной категорией или по определенной проблематике, апробирует ее на своей базе с целью определения эффективности, при необходимости внести коррективы;

· базовое учреждение предлагает технологию для внедрения в территориальном учреждении, осуществляет контроль соблюдением технологических условий, отслеживает эффективность;

· базовое учреждение после подтверждения эффективности предложенной технологии решает вопрос о рекомендации к широкому внедрению в территориальных учреждениях по профилю работы.

Перечислены технологии работы двух центров социальной помощи семье и детям, являющихся базовыми экспериментальными учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Практически в каждом из 512 центров социальной помощи семье и детям, действующих в системе социальной защиты населения, имеется набор социальных технологий, разрабатываемых и используемых для решения тех проблем, которые актуальны именно для сферы деятельности конкретного учреждения с учетом специфики категорий населения, нуждающихся в разных видах социальных услуг[14].

Предмет особой заботы - ситуация детей, оставшихся без попечения родителей.

За годы существования в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по мере накопления опыта приоритетным направлением деятельности остаются вопросы реабилитации и содействия жизнеустройству воспитанников.

Способы реализации этих функций учреждений не статичны, они изменяются в соответствии с новыми условиями, появлением новых технологий и форм социального обслуживания несовершеннолетних[12].

Новой формой социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, стало создание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, групп длительного пребывания детей.

Это дает возможность не просто продлить срок пребывания в них ребенка, но и предоставить необходимые условия для социализации, главная цель которой - вступление в полноценную самостоятельную жизнь. Группы длительного пребывания представляют собой постреабелитационный этап по включению воспитанника во все сферы жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни под мягким патронажем специалистов.

Одним из основных направлением деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства воспитанников учреждений является сохранение для ребенка кровной семьи. Возвращение в кровную семью отвечает острой потребности самого ребенка жить в окружении близких, родных людей. По данным Мин.здравоохранения и социального развития России, на 1 января 2005 года 69,9 процентов воспитанников специализированных учреждений воссоединились с родителями[2].

Однако повторные обращения детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, говорят о случаях поспешности возвращения ребенка родителям, неадекватной оценке изменений в семье, просчетов в патронаже, слабой помощи специализированному учреждению со стороны других структур.

Традиционные формы замещающей семьи - усыновление или опека - не в состоянии помочь всем нуждающимся детям. Набирает силу приемная семья, но и она не может решить проблему семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, полностью.

Все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников приобретает такая социальная технология, как организация семейных воспитательных групп. Эта специфическая социальная технология и новая форма социальной услуги детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка.

Семейная воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. Его опекуном по-прежнему остается государство. Но пребывание ребенка в данной группе приобщает его к семейному воспитанию, что крайне важно для восстановления его социального статуса[18].

Семейная воспитательная группа органично совмещает:

· интерес ребенка - жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу;

· интерес воспитателя - реализовать потребность растить дитя, избранное по обоюдному желанию, и получить рабочее место без отрыва от дома;

· интерес учреждения - решение проблемы компенсации семейного влияния на воспитанника, а в лучшем случае - закрепление его в семье воспитателя надолго.

Семейная воспитательная группа - гибкая и динамичная форма социального обслуживания ребенка - становится для него семейным домом в разных ситуациях (единственный родитель помещен в больницу, находится в местах заключения, но не теряет связь с ребенком; с кровной семьей специалисты учреждения ведут разностороннюю работу по выводу ее из кризисной ситуации, но для этого требуется время; для ребенка найден потенциальный усыновитель, но процесс оформления длителен, а ребенка нужно готовить к этому событию, к жизни в новых условиях, и семейная группа может взять на себя эту функцию).

Семейная воспитательная группа “привязана” к специализированному учреждению. Наличие специалистов разного профиля, знакомых с проблемами воспитанников, контакты с ними будущего воспитателя дают возможность принять взвешенное решение, обоснованно осуществить выбор детей, принимаемых семьей, подготовиться к новой роли, получать разностороннюю систематическую или экстренную социальную, педагогическую, психологическую помощь. Особый смысл имеет и сохранение контактов детей со специализированным учреждением.

Возникновение первых семейных групп в “Воспитательном доме” (Санкт-Петербург) относится к 1993 году. Сейчас органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований открывают их в разных регионах Российской Федерации. В 1999 году таких регионов насчитывалось 16, к концу 2000 года их было 24, в 2002 году - около 40[21].

Процесс адаптации ребенка в семейной группе осуществляется не без проблем. Однако уже можно говорить о том, что эта форма семейного воспитания дает разносторонний социальный эффект. В подавляющем большинстве семейных групп наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья, развития и социальной адаптации детей.

Выявляется отчетливая тенденция к изменению социального статуса семейных воспитательных групп и их воспитанников, В отдельных территориях отмечается высокий процент закрепления детей в семьях воспитателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.