|
Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения· отделение психолого-педагогической помощи, где проводят психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию детей из семей из с неблагоприятными психологическими условиями; · учебная часть, в которой организовано обучение по программам национальной школы. Кроме психолого - педагогической и социальной реабилитации. решаются проблемы дальнейшего жизнеустройства каждого ребенка. Одновременно с функциями социального приюта, Центр осуществляет социальный патронаж семей с асоциальным поведением, проводит консультативную работу с родителями так называемых “трудных” детей. Важным отличием центра от других типов учреждений является его направленность на профилактику, предупреждение разных видов семейного неблагополучия. Работа с семьями ведется по следующим направлениям. Разработана комплексная программа “Подросток” по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, около двух лет реализуется программа “Семья”, в рамках которой открыты при Центре социальные мастерские, где различные клубы: ”Надежда”, ”Гармония”, “В кругу друзей”, ”Поддержка которые учат подростков азбучным истинам, знакомым их ровесникам из благополучных семей с раннего детства, формирует элементарные навыки общения с противоположным полом, учат практическим навыкам, необходимым в семье, способам выхода из конфликтной ситуации и т.д. Специалистами Центра уделяется большое внимание раннему выявлению неблагополучных семей с целью изучения их условий жизни, оздоровления их морально - психологического климата, оказания реальной помощи и поддержки. Эффективно работает “телефон доверия”. Кроме того, что оказывается консультативная и экстренная психологическая помощь, по сигналам, поступившим на его номер, специалисты часто выезжают на места для решения проблем, с которыми столкнулись ребенок и его семья. В условиях недостаточной информированности населения, о деятельности такого типа учреждений и мерах реализуемых государственной службой в этом направлений, актуальна деятельность Центра в плане пропаганды идей укрепления поддержки семьи и детства, освещения в средствах массовой информации мер социальной помощи семье и детям. Для реализации этого направления Центр сотрудничает с местной газетой “Маяк”, местным телевидением. О степени эффективности деятельности Центра свидетельствуют следующие показатели: - за время своего функционирования Центром в Урванском районе было обслужено стационарно более 2,5 тысяч детей, в том числе 75 - из неблагополучных семей, 148 - из семей “группы риска”. Около 95% детей и подростков, прошедших психолого - педагогическую, медико - решена проблема жизнеустройства более 100 детей, по тем или социальную реабилитацию в Центре, вернулись в семью иным причинам, не имеющим возможности проживания в семье по сравнению с предыдущими годами в районе отмечено значительное снижение преступности среди несовершеннолетних, в Урванском районе практически нет безнадзорных и беспризорных детей. Деятельность Центра по социальной работе с семьей и детьми получила оценку и признание, как на местном так и на Федеральном уровне. В 2002 году ему присвоен статус Базового экспериментального Центра социальной помощи семье и детям Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вошла в практику работы организация специализированных заездов детей - сирот и детей, находящихся в школах - интернатах, в РДРЦ “Радуга”. Главной задачей центра “Радуга” является реабилитация утраченных возможностей и функции организма и социальная адаптация ребенка к условиям проживания, что является неотъемлемой частью медико-социальных мероприятий, направленных на охрану здоровья подрастающего поколения. Реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положении Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также разработке и реализации основных направлений государственной семейной политики Российской Федерации. Эффективность и качество реабилитации определяется уровнем подготовки кадров, имеющих специальные и профессиональные знания, опытом работы, уровнем оснащения учреждения и многими другими параметрами. Работа детского центра направлена на медико-восстановительное лечение и психолого-педагогическую реабилитацию детей - инвалидов, сирот, детей из неполных и многодетных семей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, детей с различными заболеваниями, состоящими на учете по месту проживания. В центр ежемесячно поступает 310 детей в возрасте с 7 до 14 лет, из которых 85 могут находиться в центре с матерями. В среднем в году в реабилитационном центре проходят курс лечения около 4340 детей. Все они осматриваются врачами различных специальностей (педиатр, ортопед, невропатолог, окулист, стоматолог, психотерапевт) [26,124]. Реабилитационный центр состоит из двух спальных корпусов по 160 мест в каждом, лечебного корпуса, оснащенного современными диагностическими и лечебными кабинетами, кабинетами функциональной диагностики, ультразвуковой допплерографии сосудов головного мозга, компьютерной диагностики заболевании глаз, физиотерапии, подводного массажа, лечебной физкультуры, механотерапии, лазеротерапии. В центре имеются сауна, ингаляторий, грязевые и йодобромные ванны, для больных с аллергозами применяется спелеолечение в специально оснащенной спелеокамере. Во всех перечисленных подразделениях работают квалифицированные специалисты, дети имеют возможность получить консультации опытных докторов и кандидатов наук нашей республики.. В РДРЦ применяются новейшие технологий лечения и профилактики различных заболеваний. Весь комплекс реабилитационных работ осуществляют врачи, воспитатели, педагоги, психологи, социальные работники, культработники. В центре созданы условия для непрерывного учебного процесса по всем предметам школьной программы. Так в центре имеются библиотека из 4700 книг, и ведется различная кружковая работа по интересам ребят. Тесная связь, преемственность являются основными принципами организации всех компонентов реабилитации. Психолого-возрастное консультирование позволяет отслеживать возникновение кризисной ситуации, что отрицательно сказывается на детском самочувствии, а своевременное устранение этих факторов создает позитивные условия для оздоровления детей. Психологическая служба позволяет контролировать грубое или неустойчивое поведение ребенка, осуществлять своевременную ориентацию родителей, учителей, воспитателей, опекунов и других лиц, участвующих в воспитании. Тесная связь лечебного процесса с психолого-педагогическим воздействием помогает более эффективному применению медико-социальных мер по охране, профилактике и реабилитации детского здоровья. Деятельность РДРЦ демонстрирует определенную структуру, элементы которой, имея специфические свойства, образуют целостное единство, направленное на оказание реабилитационной помощи детям. В последнее время постоянно расширяется сфера деятельности социальных служб, происходят структурные и кадровые изменения, внедряются новые формы и виды работ, увеличивается ее объем, растет напряженность труда соцработников. Открываются новые отделения и службы срочной помощи, развивается сеть социальных учреждений. Совершенствуется структура, расширяются виды и формы социально - бытового и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке. Следует отметить также, что в течение 1996 года удалось более чем в 2 раза увеличить число отделений социальной помощи на дому и довести их количество до 32, а также создать 6 служб срочной социальной помощи. Действуют Майский и Эльбрусский Центры социального обслуживания с отделениями дневного пребывания. В городе Прохладном, кроме Дома пожилого человека, открыта и служба срочной помощи. С учетом местной специфики в основном получили распространение полустационарные и нестационарные формы социального обслуживания, как наиболее экономичные и приближенные к реальным нуждам пожилых граждан, что позволяет последовательно реализовать принцип индивидуального подхода, адресности, обогащать состав предоставляемых услуг. Работа по выявлению лиц страдающих от жестокого обращения в семье, нуждающихся в социально - бытовых услугах и материальной помощи, ведется постоянно [4,164]. Необходимо сказать, что в современных условиях обеспечение устойчивой работы органов и учреждений социальной защиты населения, достижение позитивных результатов и выполнение возложенных задач возможно только при условий выдвижений на первый план вопросов совершенствования стиля и методов социальной работы, обобщения и эффективного использования накопленного опыта, ориентации на системный подход к разрешению возникающих проблем. Это связано в первую очередь, с повышением общего интеллектуального и профессионального потенциала системы социальной защиты населения посредством отбора кадров и обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов всех уровней. Специфические, часто экстремальные условия работы предопределяют необходимость уделять достаточно внимания формированию духовно - нравственного облика социальных работников, учитывая морально - психологические качества, готовность к исполнению профессиональных обязанностей и служебного долга [4,166]. Министерство принимает возможные организационные и практические меры по реализации в республике законодательных и нормативно - правовых актов РФ и КБР, направленную на социальную защиту граждан, сохранение видов и объемов, установленных семьям и детям, а также другим категориям населения социальных льгот. Нуждающимся в санаторно-курортном лечении, через райгоруправления социальной защиты населения бесплатно выдаются путевки в местные санаторий и здравницы Кавказских Минеральных Вод. В республике, на фоне стойкой тенденции ухудшения важнейших социально-гигиенических и социально-экономических показателей здоровья, наблюдается резкое увеличение абсолютной численности инвалидов. В связи с этим остро обозначилась проблема проведения в республике мероприятии по комплексной реабилитации детей, для организации которой существует соответствующая законодательная и нормативно-правовая база федерального уровня (Федеральный Закон “О социальной защите детства в Российской Федерации”, Указ Президента РФ от 1 февраля 1996 г. № 1011 “О мерах по обеспечению государственной поддержки семей и детей”). Назрела необходимость создания общедоступной системы медико-социальной реабилитации, обеспечивающей удовлетворение круга специфических потребностей человека, возникающих в связи с домашним насилием и способствующей реинтеграции их в общество. Реабилитация детей подвергшихся семейному насилию - сложный, многоэтапный процесс, являющейся составной частью системы охраны общественного здоровья, который можно осуществлять только на базе специализированных учреждений, сеть которых в настоящее время успешно функционирует на территории Российской Федерации. В настоящее время в республике уже создана подведомственная Министерству труда и социального развития КБР государственная служба медико-социальной работы. Принципы организации и содержание деятельности учреждений медико-социальной работы направлены на реализацию принципиально новых подходов к определению инвалидности, выявлению у освидетельствуемых лиц и других ограничений жизнедеятельности, кроме нарушения трудоспособности. В республике разработана Республиканская целевая программа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 1997 - 2000 гг., реализация которой должна обеспечить повышение качества жизни и социально - средовую адаптацию граждан; формирование организационных, правовых, социально - экономических условий для осуществления мер по упрочению социальной защищенности граждан; совершенствование законодательной и нормативно - правовой базы в области социальной защиты населения; дальнейшее продвижение к более полному обеспечению социальных гарантий и удовлетворению жизненно - важных потребностей граждан; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг слабозащищенным категориям и слоям населения; приоритетность решения проблем наиболее уязвимых категорий населения, смягчение проявлений малообеспеченности и улучшение социального самочувствия граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных категорий и групп населения на основе учета факторов социального риска и адресность при предоставлении социальной поддержки; развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и детей из неблагополучных семей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение эффективных моделей социального обслуживания; обеспечение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям и инвалидам услуг с тем, чтобы поддержать достаточный уровень жизнедеятельности, создать благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участие в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; создание новых учреждений социального обслуживания и осуществление эффективных мер по дальнейшему укреплению материально - технической базы действующих учреждений, оснащение их техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием и инвентарем; решение вопросов льготного торгового и бытового обслуживания ветеранов, инвалидов, многодетных семей; осуществление мер по обеспечению профессиональной реабилитации и занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; улучшение организации и обеспечения подготовки специалистов, занятых в сфере социальной защиты населения, предоставление социальной помощи и услуг лицам пожилого возраста, ветеранам, инвалидам и другим категориям граждан. Изучение опыта работы учреждений социальной помощи семье и детям свидет подростков, созданию условий для оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и снижению социальной напряженности в обществе. В республике назрела необходимость создания единого реабилитационно-воспитательного пространства. Расширение сети детских учреждений, подобных РЦ “Радуга” поможет решить множество задач по укреплению и охране детского здоровья. Все это нужно сегодня для оказания своевременной и оперативной помощи и поддержки детям, которые нуждаются. Право человека на здоровую и счастливую жизнь должно оставаться основным принципом деятельности всех структур и служб. Заключение Девиантное поведение в семье как вид социальной активности следует анализировать с использованием методологического инструментария теорий, социальной девиации, выявляя особые характеристики субъекта, обусловленные возрастными психосоциальными особенностями, спецификой социально-экономического и общественно-политического статуса, социокультурными традициями и динамизмом эмоциональной сферы и тем, что духовный мир, а следовательно, ценностные структуры сознания находятся в состоянии становления. Следует подчеркнуть, что система служб, занимающихся профилактикой проявления девиантного поведения и неблагополучия в семье, только формируется. Оказанная за счет средств федерального и местного бюджета помощь в основании требуемым оборудованием укрепляет материальную и техническую базу и существенно повышает эффективность работы этих учреждений, улучшает условия проживания в них членов семьи находящихся в трудной жизненной ситуации, создает основу для внедрения совершенных социальных технологий их реабилитации, коррекции и адаптации. Наметились некоторые сдвиги в разработке научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушении детей, организации подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся этой работой, так как без этого не возможно решить сложнейшие проблемы предупреждения негативных проявлений в молодежной среде, организации реабилитационной работы с несовершеннолетними и молодыми гражданами. В целях совершенствования государственного контроля за соблюдением прав членов семьи, профилактики девиантного поведения необходимы: - ускорение создания законодательной базы, определяющей новые подходы к системе профилактики безнадзорности и правонарушении данной группы лиц, организацию деятельности учреждений, ее составляющих, межведомственного взаимодействия, обеспечение защиты прав и законных интересов молодежи, а также условия предоставления им социальных услуг. - финансирование в полном объеме и реализации мероприятий целевых федеральных программ. - разработка перспективного плана действии по ликвидации напряженности в ситуации отклоняющегося поведения в следствии семейного неблагополучия, укрепление межведомственной координации. - разработка совместных межведомственных нормативных документов, определяющих в рамках существующего законодательства действия региональных и местных органов, учреждений и служб по профилактике и социальной реабилитации лиц девиантного поведения. - организация выявления лиц с девиантным поведением учреждениями и службами системы профилактики девиации в обществе. Необходима четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по социальной реабилитации - комиссий по делам семьи и детей, и защите их прав. К огромному сожалению комиссии не могут эту функцию в полной мере реализовать, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах. Список использованной литературы. 1. Алексеева Л.С. Неполная семья: состояние и тенденции развития //Отечественный журнал социальной работы№2-М.,2005 2. Алексеева Л.С. Социально-психологическая экспертиза постразводской ситуации неполной семьи как одна из технологии социальной работы //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005 3. Антонов А.И., Медков В.М. социология семьи- M.,1996г. 4. Арефьева Л.Н. -Малафий, МирсагатоваМ.Н. Организация деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних в новых условиях //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2006 5. Астоянц М.С. Социокультурная детерминация личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005 6. Бадя Л.В. Трудовая помощь населению в дореволюционной России, как метод профилактики бедности и преодоление ее последствий:литорический аспект//Отечественный журнал социальной работы№2-М.,2006 7. Бессонова О.Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних //Отечественный журнал социальной работы№2-М.,2005 8. Блинков Ю.А.,Голубцова Г.В., Дремова Е.Г. Духовные потребности и бытовые условия жизнедеятельности семей, специалистов учреждений социального обслуживания //Отечественный журнал социальной работы№1-М.,2005 9. Васильева В.А. Методические аспекты проблемы бедности и социального неравенства //Отечественный журнал социальной работы№4-М.,2003 10. Витвар О.И. Формирование эффективной мульти-дисциплинарной команды в решении проблем семьи и детства: региональный опыт //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005 11. Вожжов В.В.,Евстешина О.И. Психологическое здоровье воспитанников и некоторые аспекты организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2006 12. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге XXI века - СПб. 1999г. 13. Гидденс Э. Социология. _ М., 1999 14. Гидденс Э. Социология.- М., 1999г. 15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ-слб.,1998г. 16. Голофаст В.Б. Социология семьи - СПб., 2006г. 17. Гордеева М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Российской Федерации //Отечественный журнал социальной работы№1-М.,2004 18. Давиятова С.В. Ценностные составляющие представления о себе у дезадаптированных подростков //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004 19. Департамент проблем семьи, женщин и детей - Бюллетень №1- 1996г. 20. Дивицина Н.Ф. Семьеведение. - М., 2006 21. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками - Ростов - н./д-2005г. 22. Жуков В.И. Россия: состояние, перспектива, противоречия развития- М., 1995г. 23. Законы КБР. 24. Зритнева Б.И. Социология семьи. - М., 2006 25. Зумакулов Б.М. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики - Нальчик, 1998г. 26. Иванова Л.К. Система визуальной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к социальной работе с семьей //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004 27. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России- M., 2004г. 28. Королева Г.Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005 29. Курбанова С.В. Социологический анализ эффективности социальной работы по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением //Отечественный журнал социальной работы №1-М.,2006 30. Курбанова С.В. Теоретико-методические основы социальной дезадаптации детей и подростков //Отечественный журнал социальной работы№4-М.,2005 31. Лазарев А.И.,Блинков Ю.А.,Голубцова Г.В. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004 32. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства - М., 2003г. 33. Манукян Э.А. Центры семьи: о чем говорят цифры //Отечественный журнал социальной работы №2 - М.,2006 34. Олифиренко Л.Я., и др. Социально - педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002 35. Оптимальные модели отганизации деятельности центров социальной помощи семье и детям / Под.ред. Матвиенко И.В. - М., 2003 36. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа; методики и технологии //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005 37. Основы социальной работы/ Под ред. Басова Н.Ф.- М., 2004г. 38. Основы социальной работы/ Под ред. Павленок П.Д. 39. Першикова В.В. Социальный патронаж семьи помощь родителям и детям //Отечественный журнал социальной работы №1-М.,2006 40. Приступа Е.Н. Социальная дезадаптация как развитие ребенка //Отечественный журнал социальной работы№4-М.,2005 41. Россииская энциклопедия социальной работы т.№1, 2.- М ., 1997г. 42. Рыбинскии Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Сойиально- правовые проблемы - М., 2004г. 43. Савина Л.И., Что происходит с семьей: теоретические и практические ответы // Отечественный журнал социальной работы №4-M., 1996г. 44. Сергеева Е.А.Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / /Отечественный журнал социальной работы№1. М-2006 45. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. - М., 1999 46. Cорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Отечественный журнал социальной работы №2-М,1995г 47. Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Гологузовой. - М., 2000 48. Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области. Региональный опыт. -М., 1996. 49. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность/ Под ред. Козлов А.А.- М., 2005г. 50. Социальная работа: вопросы и ответы/ Под ред. 51. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. М.А. Новиковой. -М., 1999. 52. Социальное обслуживание семьи и детей: нормативно-правовые акты: Сборник нормативных документов. Государственный НИИ семьи и воспитания. - М., 2001 53. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. -М., 1994. 54. Татидинова Т.П. Россия - 20-х гг. ХХ соотношение: исследование причин и состояния девиантного поведения // Юрий - правовведение. 2001, №1. 55. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно- практической конференции 30 ноября- 1 декабря 2000г.- СПб., 2001г 56. Теоретическая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями. - 2000 г. 57. Теория и методика социальной работы Т.№1,2. М., 1994г. 58. Теория и методика социальной работы Т.№2- М., 1994г. 59. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. №1- Тула,1993г. 60. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.№2- Тула, 1993г. 61. Теория социальной работы/ Под ред. Холостова Е. И.- М., 1998г. 62. Тощенко Ж.Т. Социология, -М., 1999. 63. Фирсов М.В. Социальная работа: теория, история и общественная практика- М., 1997г. 64. Фирсов Ю.Г., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. -М., 2001. 65. Хижаева Т.М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2003 66. Холостова Е.И. Социальная работа- М., 2004г. 67. Хубиев Б.Б. Семья как объект социологического исследования - Нальчик, 2003г. 68. Хухлина В.В. Семья и дети в зеркале статистики //Отечественный журнал социальной работы №1- М.,2005 69. Шахзадова Н.В. Социальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков. - Нальчик, 1999. 70. Шилунова Ж. Социальная справедливость и девиантность // Рубеж, №13-14, 1999. 71. Шихирев А.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. -М., 1988. Array |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |