реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х. М. Бербекова

Социально-гуманитарный институт

Кафедра технологии социальной работы

Гашаева Люся Хасанбиевна

студентка 5 курса

специальности «Социальная работа»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Научный руководитель:

Ассистент: Хаконов М.А

Допущена к защите

«_____»___________2007 г.

Нальчик 2007

Оглавление

Введение

Глава 1.

Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.

1.1.

Причины формирования неблагополучной семьи.

1.2.

Семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье.

1.3

Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.

Глава 2.

Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям.

2.1.

Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.

2.2.

Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска».

2.3.

Содержания и опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.

Заключение

Литература

Введение.

Актуальность. Существующие про-тиворечия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую оче-редь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.

Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями.

В связи с этим важное научное и практическое значение приобретает исследование проблем, а также процессы, характеризующие нарушения в жизнедеятельности се-мьи, вызванные социально-экономическим кризисом.

Степень разработанности. В ходе работы над темой дипломного исследования нами проанализирована существующая литература и эмпирический материал, в которых в той или иной степени освещаются поднимаемые в работе проблемы. В частности, особый научный интерес представляют такие издания, как:

Дивицина Н.Ф. Семьеведение. - М., 2006г. В пособии определен предмет семьеведения, проанализированы функции и типы семьи, рассмотрены вопросы, касающиеся брака, семьи и быта, совершенствования семейной политики и социальной защиты материнства и детства, а также основные направления и технологии социальной работы с различными типами семей, где информация подается в более полной форме.

Зритнева Б.И. - М., 2006г. Социология семьи. В учебном пособии отражены основные особенности развития семьи как социального института и малой социальной группы. Особое внимание уделено анализу современных тенденций функционирования семьи. Рассматриваются основные функции, структура жизненного цикла семьи, причины и последствия распада семейных отношений,

Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. М.А. Новиковой - М., 1999. Учебное пособие раскрывает теоретико-методологические основы технологии социальной работы, инструментарий работы по обеспечению несовершеннолетних социальной защитой. Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная работа», в которой раскрывается лишь одна сторона рассматриваемой проблемы.

Нормативно-правовые акты, федеральные региональные и местные законы - в которых данные излагаются структурировано и хорошо классифицировано.

В соответствии с избранной темой, цель дипломной работы заключается в исследовании проблем семейного неблагополучия, как фактора девиантного поведения.

Постановка цели дипломной работы обуславливает решение следующих задач:

- рассмотреть причины формирования неблагополучной семьи;

- охарактеризовать семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье;

- Обозначить асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей;

- изучить семейную политику государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи;

- проанализировать практику и профилактику учреждении социальной реабилитации семей «группы риска»;

- обобщить и систематизировать опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.

Объектом исследования дипломной работы является семейное неблагополучие.

Предметом дипломного исследования является девиантное поведение как следствие семейного неблагополучия.

В качестве гипотезы исследования автором выдвигается предложения о том, что важнейшим условием создания эффективной системы социальной поддержки в условиях российской действительности является совершенствование семейной политики, а также системы социальных служб, развитие новых социальных технологий по оказанию помощи населению, в частности неблагополучным семьям и детям, формирование сети специализированных учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема и расширение перечня оказываемых ими социальных услуг.

Дипломная работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении дается актуальность, степень разработанности данной проблемы, делается постановка цели, задач, определяется объект, предмет и гипотеза исследования.

В первой главе «Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе» анализируется причины формирования неблагополучных семей, семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье, а также асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.

Во второй главе «Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям» рассматривается семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи, дается и практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска», в частности, на примере Кабардино-Балкарской республики обозначается работа социальных служб с неблагополучными семьями.

В заключении делаются обобщающие выводы по работе.

Глава 1. Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.

1.1. Причины формирования неблагополучной семьи.

Экономические, социальные трудности, политические кон-фликты и общая нестабильность жизни общества приво-дят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабиль-ным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличе-ние доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.

Причины семейного неблагополучия вызываются причинами макросоциального и микросоциального характера.

1.Причины макросоциального характера -- кризисные явления в социально-экономической сфере.

2.Причины микросоциальные -- это причины биологического характера, обусловленные генетической, психи-ческой или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и т.д.) и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка).

На современную семью действует ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни.

Дестабилизирующее влияние на современную семью ока-зывают:

ь Миграция населения.

ь Урбанизация.

ь Нравственно-психологическая неподготовленность вступающих в брак.

ь Недостаточная обоснованность этого решения.

ь Социальная незрелость.

ь Малая ответственность за семью и детей.

ь Экономическая и психологическая самостоятельности женщин.

Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживается расхождение во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки. Чаще всего это связано с кризисным периодом в развитии супружеских отношений [20, 89].

В настоящее время понятие «семьи группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска -- это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внеш-ним воздействиям со стороны общества и его криминальных эле-ментов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социаль-но-педагогической помощи и поддержки семьям данной категории не-обходимо четко представлять себе контингент таких семей и их психологическую характеристику.

На протяжении восьми лет экспериментальной работы по со-зданию муниципальной системы социальной и психолого-педа-гогической поддержки семьи были выявлены причины попадания семей в группу риска.

Основными такими причинами являются следующие обстоя-тельства жизни этих семей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, во-ровство, проституция и пр.); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуаль-ное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тю-ремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголиз-ма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (по-бои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); остав-ление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие кры-ши над головой, скитание вместе с родителями без средств к су-ществованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких семей и детей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих усло-вий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в орга-низме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведе-нии, так и в личностном развитии. Им присуща одна характер-ная черта -- нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, не-способность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обсто-ятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, же-стокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсут-ствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нрав-ственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интере-са к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, нарко-тиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.)[20, 93].

Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально демографический, социально-психологический, криминаль-ный характер. Их действие приводит к утрате семейных, связей, росту числа детей, оставшихся без попечения роди-телей, постоянного места жительства, средств к существо-ванию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российс-кого общества. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большин-ство из них -- социальные сироты, т. е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. В 2001 г. комиссиями по делам несовершеннолетних были рacсмотрены проблемы свыше 480 тыс. подростков и дела на почти 290 тыс. родителей, пренебрегающих своими обязанно-стями по отношению к детям; в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей поступило более тыс. человек; около 340 тыс. безнадзорных детей и подрост ков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних [20, 95].

Так, причиной возникновения социальных проблем в полных семьях является в первую очередь малообеспсчпность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждены жить на пособие по безработице либо на детские пособи. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, выполнением обязанностей по уходу за детьми ход от алиментов, если дети имеют на них право, как правило, покрывает не более половины стоим их содержания. Социально-экономические проблемы up щи не всем неполным семьям; во всяком случае, их решить проще, чем социально-психологические проблемы, сутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего, это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собствен-ной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде се-мьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у жен-щин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи -- это мать, одна воспитывающая детей), что является причи-ной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жиз-ненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудную нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, прояв-ил жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность -- затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурных изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношении оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический - стереотип предписывает социальной роли мужчины, черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек не может, а стереотип требует от него доминирования, силы, ественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен об-щения того, как должны вести себя мужчины и женщины в личных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводящий к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически зна-чимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых суп-ругов (или обоих супругов) -- их неадекватная полоролевая социализация [18, 50].

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых де-тей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (воз-можно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория непол-ных семей -- неполные расширенные семьи, которые обра-зуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахожде-ние родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство -- чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Та-кие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к со-жалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения [18, 53].

Многодетные семьи, наиболее распространенные в Рос-сии в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящей время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективнос-ти контрацепции или невозможности в силу состояния здоро-вья женщины прибегнуть к прерыванию беременности). Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

семьи, многодетность в которых запланирована (напри-мер, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, тра-дициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, заг-руженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

семьи, образовавшиеся в результате второго и последу-ющих браков матери (реже -- отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи мо-гут быть и вполне благополучными, но их членам присущие ощущение неполной семьи;

неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда
на фоне интеллектуально-психической сниженности, алко-голизма, асоциального образа жизни. Дети из таких много-детных семей особенно часто нуждаются в помощи, реаби-литации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует раз-делению детей из одной семьи, а усыновить 3--7 детей раз-ного возраста и разной степени социальной дезадаптации
далеко не всегда возможно [24, 46].

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преоблада-ющих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о соб-ственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы и рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолет-них братьев и сестер, что влечет за собой снижение соци-ального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

1.2. Семейное насилие как следствие неблагополучия в семье.

Насилие в семейном кругу чаще всего совершается мужчинами. Домашнее насилие можно определить как физическое оскорбление одним членом семьи другого или других. Исследования показывают, что основными жертвами физического оскорбления являются опять-таки дети, в особенности маленькие, до шести лет. Второй по распространенности тип -- насилие со стороны мужей по отношению к женам, явление. Женщины, однако, также могут быть инициаторами физического насилия в доме, обычно подобное насилие направлено против маленьких детей и мужей.

Фактически, дом -- самое опасное место в современном обществе. Согласно статистическим данным, человек любого возраста и пола станет объектом физичес-кого нападения скорее дома, чем ночью на улице. В Соединенном Королевстве из четырех убийств одно -- это убийство одним членом семьи другого.

Иногда утверждают, что женщины по отношению к детям и супругам почти столь же склонны к насилию, как мужчины. Данные некоторых исследований показывают, что женщины бьют своих мужей так же часто, как и мужья жен. Однако женское насилие более ограниченное и эпизодическое, и вероятность серьезной травмы при этом гораздо меньше. Ситуации, когда муж регулярно избивает («учит») жену, нет эквивалента. Мужчина, физически оскорбляющий ребенка, также с большой вероятностью поступает так постоянно, и это приводит к более тяжким последствиям, чем когда это делает женщина [14, 136].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.