реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная политика в Агинском Бурятском автономном округе

Одна из приоритетных задач деятельности администрации Агинского Бурятского автономного округа - это обеспечение устойчивости и динамики развития социальной сферы жизни региона, сохранение и наращивание уровня социальной защищённости населения.

Администрация округа заботится об укреплении материально-технической базы учреждений социальной сферы. Средства на эти цели нам дают увеличившиеся количественно и качественно статьи расходов окружного бюджета, а также расширение финансирования из федерального центра.

В числе немногих российских регионов уже в начале 2002 года в округе удалось погасить всю задолженность по детским пособиям и заработной плате. В округе своевременно и в полном объёме выплачиваются пенсии и все остальные социальные выплаты. Агинский Бурятский автономный округ входит в небольшое число субъектов Российской Федерации, где наблюдается прирост населения, и характеризуется как национальное образование с традиционно распространенной многодетностью.

Численность населения округа на 01.01.06 составила 74,2 тыс. человек. За 5 лет численность населения увеличилась на 3,1 тыс. человек или на 4,4 %.

Если в 2000 году родилось 1098 детей, то в 2005 году - уже 1235. Коэффициент рождаемости составил в 2000 году 15,4 на 1000 человек населения, в 2005 году - 17,4.

За последние годы отмечается тенденция увеличения общей смертности. Показатель же младенческой смертности уменьшается (в 2004 году составлял 13,0 % в 2005 год - 8,0 %).

Естественный прирост составляет 4,6 на 1000 человек. Суммарный показатель рождаемости согласно переписи населения 2002 года в округе составил 2,4, а по Сибирскому Федеральному округу - 1,5. Рост рождаемости связан с увеличением численности возрастной группы 18-24 лет, т.е. возрастов интенсивного деторождения.

В 2001-2005 годах в округе наблюдался экономический рост. Основными факторами роста валового регионального продукта округа в 2001-2005 годах стали:

рост производства товаров и услуг;

создание благоприятных институциональных условий для развития

экономики округа;

По темпам роста валового регионального продукта в период 2001-2005 годы Агинский Бурятский автономный округ (11,3 %) входил в группу регионов-лидеров по Сибирскому федеральному округу (средний по Сибирскому федеральному округу - 7,0 %) и значительно опережал средне российские показатели (6,7 %)11 Основные итоги социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа в 2001-2005 годы..

Социально-экономическое положение Агинского Бурятского автономного округа в 2003 году по отношению к 2002 году характеризовалось ростом производства во всех отраслях производства, за исключением промышленности.

Положительные сдвиги отмечаются в социальной сфере. Продолжается рост реальных денежных доходов населения. В 2003 году по сравнению с 2002 годом среднедушевые денежные доходы возросли на 22,6 процента средняя заработная плата - на 18, средний размер назначенных

месячных пенсий - на 9,8 процента. Нет задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. Сократилась общая численность безработных.

Возросла покупательная способность населения, и как следствие увеличился оборот розничной торговли, общественного питания, объём платных услуг. Индекс потребительских цен составил 108,8 %11 Экономика и социальная сфера Агинского Бурятского автономного округа в 2003 году: Статистический сборник / Окркомстат. - Агинское: 2004. - 44 с.

.

На конец 2005 года в органах социальной защиты населения в качестве нуждающихся в государственной социальной помощи, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума, были зарегистрированы 12725 человек. Доля их в общей численности населения округа составила 17,5 %.

В 2005 году по сравнению с данными 2001 года значительно возросла сумма затрат на оказание адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (с 557 тыс. руб. до 1764,7 тыс. руб., рост составил 317%). Средний размер помощи в 2001 году составил 254 руб., против 763 руб. в 2005 году. Это позволило частично выровнить несоответствие реальных доходов части населения прожиточному минимуму, снизить социальную напряженность в обществе.

За анализируемый период сократилось количество получателей ежемесячных пособий на ребенка, которые назначаются и выплачиваются семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте. Так, количество получателей снизилось на 2640 человек и в 2005 году составило 12604 человека, число детей, на которых назначено пособие, уменьшилось на 7535 и составило соответственно 19008 человек. Данные изменения вызваны такими положительными тенденциями, как повышение уровня жизни населения, улучшение социально-экономической ситуации в регионе и в целом по стране.

В связи с принятием Федерального Закона №122 от 22.08.2004г. органами социальной защиты населения были подготовлены 12 Законов автономного округа. Реализация Федерального закона №122-ФЗ впервые позволила обеспечить учет и адресность обязательств государства по отношению к отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке. На территории округа на конец 2005 года получателей ежемесячных денежных выплат насчитывалось 10270 человек. С окружного бюджета на эти цели было израсходовано 44339,7 тыс.руб.

Округ является одним из первых субъектов Российской Федерации, где все участники и инвалиды Великой Отечественной войны, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечены спецавтотранспортом. Начиная с 1998 года обеспечены спецавтотранспортом 334 человека. Всего средств было выделено 24067,4 тыс. руб., из них из окружного бюджета -16243,7 тыс. руб.

Отмечается социальная направленность (всех уровней) бюджетов округа, сформировавшаяся законодательная база системы социальной защиты населения, сложившаяся вертикаль власти, отработанный механизм предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, наличие кадрового ресурса.

Помимо этих положительных моментов есть проблемы: недостаточная эффективность системы социальной защиты населения, слабое влияние существующих программ социальной помощи на уровень бедности, отсутствие экономической заинтересованности негосударственных организаций в решении социальных проблем, работа с семьями на низком уровне. В последние годы наблюдается резкий всплеск инвалидности в регионе, как и в целом по стране. На начало 2006 года насчитывалось 5398 человек, из них 444 детей-инвалидов. Между, тем показатель полной медицинской и профессиональной их реабилитации является невысоким.

В категорию малообеспеченных помимо традиционно уязвимых групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) попадают новые большие группы экономически активного населения, которые способны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей; безработные; военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и другие.

Анализ численности малообеспеченного населения округа показывает, что нет резкого отличия в доле малообеспеченных граждан в общей численности населения по районам. Доля малообеспеченных граждан в Агинском районе - 79,7 %, Дульдургинском - 75,0 %, Могойтуйском - 75,2 %, что позволяет сделать вывод об отсутствии дифференциации уровня жизни населения по территориальному признаку.

Материальное неблагополучие большинства населения округа требует дальнейшего развития и укрепления системы его социальной защищённости и поддержки.

Исходя из этого, необходимо создание условий для вовлечения негосударственных организаций в систему социальной защиты населения путём дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, постепенный переход к частичной оплате социальных услуг гражданами, имеющими достаточный уровень дохода, повышение эффективности государственных целевых программ в снижении доли бедных, приоритет семейной политике, целенаправленный подход по укреплению и развитию системы социальной защиты населения, её адресности, концентрации финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи реально нуждающимся социально уязвимым группам населения, созданию подразделений малой вместимости на территориальном (муниципальном) уровне; упорядочению системы приема нуждающихся в социальных услугах; расширению перечня предоставляемых социальных услуг; созданию необходимых условий для активного формирования негосударственной системы социальных услуг в соответствии с ранее принятыми законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Агинского Бурятского автономного округа, Федеральными законами “О государственной социальной помощи” и “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

Для решения проблем особо нуждающейся части граждан система социальной защиты населения располагает сетью учреждений и структур социального обслуживания: 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

2.2 Анализ эффективности реализации социальной политики Агинского Бурятского автономного округа.

В условиях экономической и политической нестабильности, ограниченности финансовых и материальных средств, становятся всё более актуальными исследования реализуемой социальной политики.

За последние 10 лет в Агинском Бурятском автономном округе произошли ощутимые изменения в сфере социальной защиты населения. Возник целый комплекс новых разнообразных учреждений, которые реализуют социальную политику. Но в силу ряда обстоятельств, этот процесс носит эмпирический характер, порой она осуществляется путём простого переноса тех или иных форм без предварительного проведения каких-либо научно-исследовательских разработок, апробаций, экспериментов и адаптации. В связи с этим реальная эффективность учреждений, которые реализуют социальную политику, а также система управления ими весьма далеки от желаемого.

Эти обстоятельства побудили автора провести исследование реализуемой социальной политики в автономном округе.

Исследование проводилось в марте 2006 года в п.Агинское. Выборочная совокупность составила случайная выборка. Генеральная совокупность- 74,2 тыс. человек, выборочная - 50 человек.

I. Возрастные группы обследованной совокупности расположились следующим образом:

1.до 30 лет - 12 %;

2.от 31 до 50 лет 32 %;

3.старше 51 года - 56 %.

II. По полу: 24 - мужчины; 26 - женщины.

III.По основному роду занятий:

1. студенты;

2. рабочие;

3. безработные;

4. экономически неактивное население (инвалиды, пенсионеры)

Эффективность рассматривается как функция двух переменных: затрат на обеспечение деятельности и её результатов. Применительно к социальной политике понятие её эффективности можно сформулировать следующим образом: эффективность социальной политики - это максимальное удовлетворение потребностей населения при оптимальных затратах. Это определение ориентирует не столько на добывание дополнительных материальных, финансовых средств, а скорее всего на организацию, управление, технологии, профессиональное мастерство. В современных условиях это наиболее правильный путь поиска направления организационной работы персонала учреждений, которые реализуют социальную политику.

При проведении анкетирования было задано 10 вопросов.

На вопрос “Является ли наше государство социальным?” 88 % опрошенных ответили, да, наше государство является социальным; 12 % ответили - нет не является.

На вопрос анкеты: “Как Вы считаете, изменилась ли социальная ситуация в Агинском округе в лучшую сторону за последние два-три года?” - ответы распределились следующим образом: 36 % опрошенных считают, что можно говорить о социальной стабильности в округе, 42 % опрошенных считают, что улучшение в социальной области особенно заметно в сравнении с другими территориями, и более 12 % опрошенных полагают, что хотя изменения в социальной области не столь заметны, но есть надежда на улучшение в будущем. Следовательно, основная часть жителей 90 % опрошенных считает, что за последние два-три года в социальной жизни округа произошли положительные изменения. Только 4 % опрошенного населения утверждают, что в социальной жизни округа никаких положительных изменений не наблюдается, еще 6 % опрошенных не смогли дать оценку социальным изменениям в округе.

Так на вопрос “Что Вы ждёте от социальной политики и социальной защиты?” большинство людей ждут от социальной политики дополнительные денежные выплаты - 62 %, менее важны для респондентов натуральная помощь - 25 % (востребована только престарелыми, пенсионерами), уход и обслуживание на дому - 13 % важны для одиноких и преста-релых инвалидов.

Все остальные виды социальной помощи, о которых мы надеялись услышать от респондентов (информационно-консультативная помощь, профессиональная переподготовка и обучение, помощь в ведении домашнего хозяйства и другие) остались невостребованны. Причинами этой невостребованности может быть недостаток информации о разнообразии форм помощи раз-личным категориям населения или отсутствия у населения четкого понима-ния содержания и характера предлагаемых видов социальной помощи.

На вопрос анкеты: “К какому материальному слою Вы относите себя и свою семью?” - ответы были таковы высокообеспеченный слой 2%, среднеобеспеченный слой 50 %, критический уровень достатка 11 %, ниже черты бедности 5 %. Респонденты относящие себя к среднеобеспеченному слою, являются самой многочисленной частью сообщества и составляют 52% опрошенных. К группе людей живущих ниже черты бедности, и к группе людей с критическим уровнем достатка относится 16% от числа опрошенных. Вместе с тем достаточно многочисленной является группа, чей уровень достатка ниже среднего, - 32 %.

На вопрос анкеты “Пользуетесь ли Вы правом на меры государственной социальной поддержки населения?” 69 % опрошенных ответили, что пользуются этим правом (в основном пожилые люди, инвалиды), 31 % не пользуются этим правом.

На вопрос анкеты “Достаточно ли полно получаете информацию о деятельности учреждений, которые реализуют социаль-ную политику?” выразили следующие мнения: вполне достаточно - 4 %, не совсем достаточно - 32 %, совсем не достаточно - 74 %.

Таким образом, одним из путей повышения качества функционирования учреждений, которые реализуют социальную политику, является повышение уровня информированности населения о своей деятельности.

Анализ ответов на вопрос “Удовлетворяет ли уровень и качест-во работы учреждений, которые реализуют социальную политику?” свидетельству-ет о недостаточной удовлетворенности населения деятельностью данных уч-реждений: удовлетворяет - 3 %; не совсем удовлетворяет - 78 %; совсем не удовлетворяет - 9 %.

Распределение ответов на вопрос “Что Вам, прежде всего не нравится в их работе?” таково: структурные связи внутри системы социальной политики и защиты - 50 %; культура обслуживания - 26 %; срок исполнения - 24 %. При этом характерно, что на вопрос “Назовите наиболее важные факторы улучшения работы учреждений, которые реализуют социальную политику?” отве-ты были такие: более совершенную структуру и организацию труда - 20%; жесткую дисциплину -18 %, организацию непрерывной профессиональной подготовки работников 8 %. Отсюда можно сделать вывод, что особое недовольствие вызывают организационные аспекты учреждений системы соци-альной политики и управления ее деятельностью. Мероприятия по совершен-ствованию структуры и организации труда могли бы повысить качество дея-тельности этих учреждений.

Так же следует отметить, что такой фактор, как культура обслуживания, оставляет желать лучшего. Интересна такая взаимосвязь: 54% ответивших указывают на то, что им не нравится культура обслуживания, относят к фак-торам улучшения работы непрерывную профессиональную подготовку ра-ботников, реализующих социальную политику. Еще одним фактором повы-шения качества деятельности данных учреждений является организация и совершенствование программ повышения квалификации должны разрабаты-ваться с учетом необходимости повышения культуры обслуживания клиен-тов; особое место должно уделяться этическим и психологическим основам работы с клиентами. Данный подход представляется вполне реальным, так как не требует больших материальных вложений. Причиной же неудовлетво-ренности культурой обслуживания клиентов может быть высокая психологи-ческая, физическая напряженность работы.

На вопрос “Оцените качество работы учреждений, реализующих социальную политику в целом?” ответы распределились следующим образом: высокая - 7 %; среднее - 82 %; затруднились - 11 %. Никто из респонден-тов не оценил качество работы данных учреждений как низкое. На основе от-ветов на данный вопрос, можно сделать следующий вывод: население в це-лом положительно оценивает социальную политику, хотя часто она их не со-всем удовлетворяет, не полностью оправдывает их надежды.

К отрицательным факторам, влияющим на состояние и пути решения исследуемой проблемы, относят, прежде всего, несовершенную законодательную и нормативно-правовую базу. Создание предпосылок для наиболее результативной деятельности всех звеньев социальной политики является очень важным ус-ловием повышения качеством их деятельности. К таким предпосылкам мож-но отнести повышение уровня образования и квалификации социальных ра-ботников в соответствии с требованиями, которые предъявляются, рацио-нальную организацию их деятельности, устранение в ней отвлекающих мо-ментов, их собственное стремление к повышению качества оказываемых ус-луг.

Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования результаты подтверждают гипотезу о том, что социальная поли-тика Агинского Бурятского автономного округа за последние годы изменяется в лучшую сторону.

В итоге можно предложить следующие рекомендации по повышению качества работы учреждений реализующих социальную политику:

1. Разработать программу повышения квалификации с учетом повыше-ния уровня культуры обслуживания, особе место в ней должно уде-ляться этическим и психологическим основам работы с клиентами.

2. Разработать мероприятия, которые направлены на повышение информированности населения о деятельности учреждений, реализую-щих социальную политику.

3. Оптимизировать структурные связи внутри учреждений, реализующих социальную политику с учетом требований населения.

4. Выработать и внедрить программу систематической и психологической реабилитации для работников отделов социальной защиты на-селения, чтобы избежать эффекта “выгорания” работников.

Постоянно меняющиеся условия современной жизни приводят к необходимости систематического анализа социальной политики.

Заключение

Сегодня Агинский Бурятский автономный округ стоит на пороге нового этапа развития, от достижения определенных успехов в экономической сфере - к решению со-циальных требований. Социальная политика Агинского Бурятского автономного округа сегодня - это политика, которая направлена на защиту тех слоёв населения, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны общества и защите их прав.

Органы власти разрабатывают и реализуют законы и окружные целевые программы, обеспечивают функционирование учреждений соци-альной сферы, разрабатывают направления адресной социальной помощи.

Эффективная социальная политика предполагает проведение такой по-литики, которая адекватно реагирует на социальное самочувствие людей, способна улавливать рост социального недовольства и социальной напря-женности, предупреждать возможные конфликты.

Агинский Бурятский автономный округ - это динамично развивающийся российский регион. Процессы, проис-ходящие в России, характерны и для Агинского Бурятского автономного округа. Отсюда можно сделать вывод о том, что социальная политика как России, так и Агинском Бурятском автономном округе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, социальная политика регионов Российской Федерации по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственное начало и региональные особенности. Компетенция краев, областей, республик, округов очень широка, но и ограничена ресурсными возможностями территории.

Проблема социальной политики не сводится к финансовому обеспече-нию, которое должно улучшиться по мере экономического роста. Сложной проблемой является рациональное использование денежных средств. Необходимы также изменения в организации социальной сферы, в технологиях обеспечения социальных нужд, в социальной политике, которые бы увеличи-ли социальную отдачу затрачиваемых ресурсов. Уже идет реформирование многих механизмов функционирования социальной сферы. Предстоит осваивать новые механизмы решения социальных проблем на основе социального партнерства. Современная рыночная экономика предпола-гает отказ от централизованного решения некоторых социальных проблем, чтобы решать их на уровне регионов.

На сегодняшний день социальная политика Агинского Бурятского автономного округа активно разрабатывается, дополняется и модернизируется, а значит она находится в стадии активного, позитивного становления и изменяется в лучшую сторону.

Социальная политика, сегодня, - это главная стратегическая цель. Это обеспечение социальной безопасности населения в регионе. Поэтому программа регионального социального обеспечения социальной безопасности должна найти свое достойное место в региональной и федеральной социаль-ной политике.

Список использованной литературы:

Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1994. С.38.

Бойко О.В. Сомнение или надежда: зарубежные образы социальной политики России // Мир России: социология, этнология.- 2003.- №1. Том ХII - С. 85-97.

Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учеб. пособие М., 1996.

Быков С.В. Социальная политика государства: Учеб. пособие Хабаровск, 1997.

Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.

Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 годы. М., 1997.

Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.

Зарубин В.Г. Агинский Бурятский автономный округ: политическая стабильность и устойчивое социально-экономическое развитие (1997-2004): Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 254 с.

Золотарёва М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М.,1999.

Зомбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1906.

Казаков А.Сильная Россия - это Федеративная Россия // Свободная мысль. - 2004. - №6. - С. 13-27.

Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. - 1998. - №8 - С.37-45.

Колков В.В. Социальная безопасность. Ч.1. М., 1998.

Колосницын И.В., Смирнов С.Н. Социальные обязательства государства: Сокращение или реструктуризация? // Мир России. -2000. - №1. - С.46-52.

Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

Концепция стратегии социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа от 15 марта 2006 года.

Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е - первая половина 90-х годов ХХ столетия): Автореф. дисс. … д-ра ист. наук М.2000.

Механизмы проведения государственной политики в социальной сфере // Народонаселение. - 2004. - №2 - С. 18-30.

О социальной политике современной России // Экономические стратегии. - 2004. - №1 - С.64-67.

Основные итоги и социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа в 2001-2005 годы.

Основы социальной работы / Отв.ред. П.Д.Павленок. М.,1997. С.13.

Политика России как социального государства // Народонаселение. - 2002. - №2 - С. 108-114.

Политическая наука: новые направления. / Пер. с англ. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой. - М., 1999. - 816 с.

Проблемы социальной политики // Свободная мысль. - 2003. - №5 -С. 41-47.

Российская статистическая энциклопедия. М., 1998. С.397.

Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999.

Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. - М. Издательский дом ГУ ВШЭ. 2004, - 432 с.

Социальная защита населения / Под ред. Н.М. Римашевкой. М., 2002.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М., 2001.

Социальная политика в стратегии российского развития: последствия экономической трансформации // Россия и современный мир. - 2003. - №4 - С. 5-21.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М., 2002.

Социальная политика России: история и современность. - Новочеркасск, 1999.

Социальная политика: Учебник / Под ред. Волгина Н.А. М., 2003. - 548 с.

Социальная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 438 с.

Социальное государство // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №5 - С.99-105.

Социальное государство и социальная политика // Социальная политика и социология. - 2003. - №4 - С. 25-29.

Тумунов Ж.Т. Ага и агинцы. - Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1993. - 192 с.

Тумунов Ж.Т. Очерки из истории агинских бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988. 176 с.

Управление социальной сферой / Под ред. В.Э. Гордина : Учебник. СПб., 1998.

Устав Агинского Бурятского автономного округа от 10 ноября 1994года.

Формирование правовых основ и механизмов социальной политики // Народонаселение. - 2001. - №4 - С. 4-10.

Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М, 2001. - 204 с.

Хутинаев И. Федерализация системы исполнительной власти Российской Федерации // Власть. - 2006. - №3 С. 45

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учеб пособие. М., 2003.

Экономика и социальная сфера в Агинском Бурятском автономном округе в 2005 году: Статистический сборник / Агинскстат. - Агинское: 2006. - 44 с.

Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой М. Финстатинформ, 1999.

Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - №1 - С.85-93

Array

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.