реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная политика в Агинском Бурятском автономном округе

2 Социальная энциклопедия. С. 253..

Среди отечественных авторов выделим точку зрения П.Д. Павленка, по мнению которого, социальная политика государства - это определённая ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей 33 Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М., 1997. С.13..

С точки зрения политико-правовой трактовки рассматривает это явление В.М.Капицын: “Социальная политика” в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия - способствовать формированию общности интересов широких слоёв населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства” 11 Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. №8.. Важным является то, что автор подчёркивает управленческое содержание социальной политики государства. Вероятно, признание структурной сложности явления, рассмотрение его в широком и узком смысле также следует признать содержательным 22 Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 204 с. - (серия "Высшее образование")..

И.Г.Зайнышев сформулировал следующее определение: “Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощённая в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения”33 Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994. С.6..

С точки зрения И.М.Лаврененко: “Социальная политика - это деятельность по управлению социальной сферы общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей”.

С одной стороны, социальная политика - это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений.

С другой - это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения и развития человека 44 Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е - первая половина 90-х годов XX столетия): Автореф. дисс. … д-ра ист. наук М.2000..

По мнению И.А.Григорьевой 55 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. с.56-58, социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодёжью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей.

Таким образом, социальная политика - это многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному - двум показателям и критериям, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., затруднительно давать реальную и исчерпывающую оценку её состояния 11 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. - 548 с..

При формировании эффективной системы социальной политики можно выделить основные направления в этой области.

Первое направление - социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоёв населения. Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Нормативно-статистический метод его расчета предполагает оценку составляющих нормативного набора продуктов питания по средним ценам покупки, а затраты на непродовольственные товары, услуги и т.д. определяется по их фактической доле в общих расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что объем и структура расходов прожиточного минимума дают возможность удовлетворить необходимые потребности различных категорий населения при минимальных затратах.

Теоретически прожиточный минимум является чертой, ниже которой государство не должно допускать снижение жизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку. Поэтому самое сложное - примирить в его величине и наборе компонентов требования научной обоснованности, ресурсной обеспеченности и социальной допустимости.

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь и попечительство.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного лица. Существует два основных вида страхования:

-осуществляется частными компаниями (добровольное);

-осуществляется государством (принудительное);

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не работает.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Однако, этот способ непригоден если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду.

В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства социального обеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода. Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода. Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

- всем лицам, постоянно проживающим на территории Рос-сийской Федерации, полное социальное обеспечение незави-симо от расовой и национальной принадлежности, пола, язы-ка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае бо-лезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в дру-гих предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;

- жесткое исполнение законодательной регламентации пенси-онного обеспечения, недопущение ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;

- осуществление мер по льготному пенсионному обеспече-нию инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инва-лидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развитие их творческих способностей, беспрепятственный доступ к социальной инфраструктуре, а также для медицинской, профессиональной и социальной ре-абилитации;

- проживание в семье;

- сохранение денежных сбережений и ценных бумаг;

- имущественные интересы;

- достойное обеспечение ритуальными услугами.

Второе направление - обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо-дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль-ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы-держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу-тем реформ и революций.

Проблемы социальной устойчивос-ти в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антаго-низма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт сило-вой консервации антагонизмов, подавления восстаний и рево-люций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания меха-низмов социальной направленности антагонистически проти-воречивых процессов. Примеры известны: социальное рыноч-ное хозяйство, социальное государство, международная по-мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в та-ких случаях всегда является крупномасштабное властное (госу-дарственное) перераспределение части эффекта в пользу соци-альных доноров, что и компенсирует их потенциальное массо-вое недовольство социальной несправедливостью эксплуата-торской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяй-ства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: “История напоминает о том, что социальный упадок и унижение большинст-ва народа было слишком высокой ценой за благополучие эли-тарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих спо-собностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы про-гресс мог осуществиться. Она напоминает о том, что расшире-ние индивидуальной свободы остается фразой, пока из нее мо-жет извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне равномерно в пользу этого меньшинства.

Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, ког-да оно возлагает обязанность заботиться об этом на государст-во, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматри-ваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...”11 Брандт В. Демократический социализм: Статьи и речи. М., 1992. С. 345. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задачей остаётся обеспечение социальной устойчивости, динамизма социального развития.

Третье направление - обеспечение права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии.

Обобщив трактовки категории “социальная защита”, можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать свои способности к экономической самостоятельности, не ущемляя при этом интересов сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбереже-ния, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благопо-лучия человека, и никто не имеет право посягать на них. Чело-век труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации, будь то болезнь, временный период безработицы, другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоя-тельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, для чего в стране и в кон-кретных регионах есть все условия.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препят-ствующих:

- эффективной занятости человека;

- предоставлению регламентированных дополнительных га-рантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудно-сти в поиске работы, в том числе: молодежи; одиноким и много-детным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лицам предпенсионного возраста; во-еннослужащим, уволенным в запас; бывшим воинам - участни-кам военных конфликтов; инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пост-радавшим в военных конфликтах; лицам, продолжительное вре-мя не имеющим работы; лицам, отбывающим наказание или на-ходящимся на принудительном лечении по решению суда;

- выплате и получению заработной платы и всех видов соци-альных пособий в размерах и сроках, предусмотренных россий-ским законодательством;

- охране здоровья работающих и профилактике неблагопри-ятных условий их труда;

- оказанию материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации, и получению этой помощи;

- равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образова-нию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры по расширению участия жен-щин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, а также меры содействия повышению их деловой активности. Особое внимание необхо-димо уделять женщинам-матерям и готовящимся стать матеря-ми. У этих женщин многократно возрастают социальные рис-ки, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

- реализации молодежью своего потенциала в образователь-ном, научном, культурном и спортивном плане.

Четвёртое направление - социальная защита детей, детства и отрочества. Она должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они роди-лись и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, для материального благополучия, свободного, до-ступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Особое внимание необходимо уделять детям сиротам, а так-же детям из неблагополучных семей. Надо заботиться об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужден-ными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным. Необходимо искоренить такие явления, как бродяжничество и безнадзор-ность детей, попрошайничество вместе со взрослыми или под их давлением. У каждого ребенка должен быть дом, как бы он официально ни назывался, -- родительский, социальный или по-иному. Но это должен быть дом - теплый, добрый и вместе с тем строгий.

Однако вышеназванные проблемы не исчерпывают круг за-бот государства о детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, нарушенность семейных связей поколений привели к практической бесконтрольности в отношении детей. Уменьшилась значимость школы в деле воспитания. Сложившаяся ситуация требует срочного вмешательства. Необходимо провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программ-ных документов, касающихся проблем детей, выявить степень их исполнения и необходимость корректировки.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, прежде всего в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образова-ние, имущественных интересов детей крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохрани-тельных органов, а также разнообразных структур, подведомст-венных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Одним из основных принципов социальной защиты и социальной полити-ки в целом должен стать “детоцентризм”.

Социальная защита детей, детства и отрочества призвана эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также пери-одов развития от социальных рисков, обусловливающих: мертворождение и патологические роды; врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания; голо-дание и нерациональное для детей питание; безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуата-цию; пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакоку-рению, наркотикам и др.); негативное психологическое воздей-ствие, дискриминацию по национальным, половым, имущест-венным или любым другим критериям; вовлечение в политиче-скую активность и военные действия; проживание в экологиче-ски неблагополучной среде; вовлечение в антигуманные рели-гиозно-культовые организации и движения; препятствующих: охране здоровья; пребыванию ребенка в семье; получению образования и духовно-нравственного вос-питания; формированию комфортного психологического кли-мата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в реги-оне проживания, в стране; развитию потенциальных професси-ональных, творческих и иных общественно полезных способ-ностей; приобщению к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом; созданию условий для игр, дру-гих форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания; целевому использованию пособий и денеж-ных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном уровне следует однозначно определить-ся по вопросу идеологии детских пособий, либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности - тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рас-сматривать такие пособия как проявление государственной по-литики поддержки отечественного генофонда и рождаемости -- в таком случае выплата пособий не должна зависеть от достат-ка семьи.

Шестое направление - политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодёжная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.) Семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохране-ния и развития семьи, -- это неотъемлемая часть социальной за-щиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полно-ценными, не унижающими человеческое достоинство, макси-мально ориентированными на профилактику и способы поло-жительного разрешения отдельной личностью сложных крити-ческих ситуаций. Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негатив-ных влияний на человека и способствовать как предупрежде-нию, так и ликвидации этих влияний. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы со-циальной защиты или возникают нестандартные, непредусмот-ренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявить о том, что нуждается в социальной помощи или услуге, в соответствующие органы.

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям: определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов; нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством; разработка государственных стандартов услуг в здравоо-хранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспро-изводства рабочей силы и населения) для их адресного исполь-зования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения; нормативно-правовое регулирование профилактики свер-шения социальных рисков; разработка стратегических сценариев развития социально-го комплекса; разграничение полномочий между федеральными органа-ми и органами власти субъектов Российской Федерации по со-циальным вопросам; разработка структурного реформирования государствен-ного управления социальным комплексом, включая норматив-но-правовое обеспечение его развития; институциональные и организационные преобразования социального комплекса: демонополизация; развитие инфра-структуры, приватизация социальных объектов, регулирование платных социальных услуг; инвестиционная политика в социальной сфере; определение приоритетов развития социальной сферы; инновационная политика в отношении социальных тех-нологий; формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами; формирование федерально-региональных, межрегиональ-ных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения; создание системы информационного обеспечения населе-ния, доведение до него информации о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли го-сударства в этом процессе.

Глава II. Проблемы и эффективность социальной политики в автономном округе (на примере Агинского Бурятского автономного округа)

2.1 Проблемы социальной политики в Агинском Бурятском автономном округе.

Экономическое и социальное развитие нашего округа неразрывно связано с развитием общества в Российской Федерации в целом. Российское общество приняло курс развития капиталистической системы. Поэтому государство ставит перед органами власти и гражданами страны задачу развития гражданского общества, в котором неизбежно резкое социальное расслоение, связанное с объективными причинами его развития, с чрезмерной поляризацией доходов граждан. Появление бедных и нуждающихся в социальной помощи граждан делает необходимым усиление роли государства в решении проблем преодоления бедности, обеспечения социально-политической стабильности, повышения общественного благосостояния и улучшения качества жизни граждан, составляющих общество.

В этих условиях особая роль отведена системе социальной защиты населения. Назначение системы социальной защиты населения - это поддержка наиболее уязвимых слоёв населения с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов.

Социальная поддержка граждан, которые самостоятельно без вмешательства со стороны государства, не могут преодолеть трудные жизненные ситуации, в которых они находятся, является областью социальной политики, проводимой администрацией округа в лице органов социальной защиты населения.

В основном, система социальной защиты населения сводится к назначению пенсий, пособий, предоставлению льгот, компенсаций, помощи, а также различных услуг, которые оказывают учреждения социального обслуживания населения.

Финансирование расходов на социальную защиту населения округа производится за счёт различных источников финансирования: средств федерального бюджета, окружного бюджета, местных бюджетов, фондов страхования, благотворительных общественных фондов, а также предприятий, учреждений и организаций.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.