реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная защита семьи

К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия -- аутодиагностическая и психокоррекционная ме-тодика, при помощи которой конфликтующие супруги рацио-нализируют свои в целом негативные эмоционально-психиче-ские взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить “да” или “нет” на ряд четко сформулированных во-просов относительно различных сторон взаимоотношений суп-ругов. В результате баланса своих положительных или отрица-тельных ответов супруг может смягчить свое отношение к дру-гому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и оп-ределить свои истинные намерения -- хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика -- популярный на Западе метод “скульптурной группы”: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимо-отношениях, создавая скульптурную группу, причем при об-суждении места в ней каждого члена семьи он реально оцени-вает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оцен-кой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, по-скольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет чле-нов семьи пересмотреть свое поведение.

Одна из многосторонних методик -- построение генограммы се-мьи, т.е. это схемы семенной истории, создаваемой по опреде-ленным правилам и отражающей взаимоотношения в поколени-ях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалоги-ческого дерева является одной из глубинных потребностей лю-дей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапев-том и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в еди-ную деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая кар-тина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боко-вых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о не-гативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осоз-нать и признать необходимость изменения их семейных взаимоот-ношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия наличность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные воз-можности, не продуктивны.

Например, методика направленного изменения заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воздейст-вует на того при помощи эмоционального поощрения или нака-зания (под наказанием может подразумеваться отсутствие по-ощрения, эмоциональная холодность). Лишь “хорошее поведе-ние” заслуживает награды. Методика отличается от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном уров-не, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через доста-точно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует награда. К сожалению, прак-тика использования подобных средств в семейной терапии по-казывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпро-дуктивное воздействие прежде всего на самого “манипулято-ра”, так как вместо спонтанных отношений доверия, открытости и взаимоподдержки здесь культивируются отношения односто-роннего воздействия.

Более равноправные отношения предусматривает методика “се-мейного соглашения” (не следует пугать с гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа “у него никогда времени на се-мью не остается” или “она всегда всем недовольна” -- в про-цессе подготовки подобные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий супругов. Впоследствии вырабатывается минимальный взаимно приемлемый список обязательств относительно изме-нения поведения обеих сторон на средний срок -- от месяца до полугода (за более краткий срок не удастся констатировать из-менения поведения, более длительный срок не позволит под-вести итоги, угаснет интерес к процессу). Этот список оформ-ляется двусторонним договором и подписывается обоими суп-ругами; разумеется, юридическая сила такого договора ничтож-на, санкций за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально-психологического воздействия тако-го документа. Взятые на себя супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми.

По истечении срока договора супруги вместе с социальным терапевтом анализируют выполнение его условий и при необ-ходимости заключают аналогичное соглашение на следующий период -- возможно, уже содержащее новые, возросшие тре-бования. Со временем присутствие социального работника ста-новится ненужным, супруги приобретают навыки самостоя-тельного оперирования этим методом.

Социальная работа с семьями военнослужащих различаются в зависимости от характера и глубины их соци-альных проблем, что в значительной степени определяется при-надлежностью к призывному или контрактному контингенту, оп-ределенному составу военнослужащих, длительностью их пребыва-ния на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные огра-ничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семь-ями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специ-альностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведе-нии воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в доста-точно монотонных условиях военной службы, в постоянном окру-жении одних и тех же людей. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военно-служащих, скорректировать их личностные установки, научив тер-пимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отно-шения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется кит непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязан-ностью только заместителей командиров по работе с личным со-ставом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны зани-маться социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учрежде-ний. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач -- соблюдение всех прав и льгот, которые по-ложены военнослужащим в соответствии с действующим законо-дательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, ко-торые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несу-щих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых про-явлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках “дедовской” и “земляческой” статусных систем.

К сожалению, в настоящих условиях не представляется воз-можным полностью устранить эти уродливые явления -- тре-буется изменить морально-психологический климат в общест-ве, преодолеть столь распространенный культ жестокости, сни-зить степень криминогенное предотвратить приход в Воору-женные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять по-пытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младши-ми командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи без-условно необходимо покончить с практикой замалчивания пре-ступлений против военнослужащих срочной службы, инфор-мировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на об-легчение их существования вплоть до возвращения из армии кор-мильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), соци-альный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно -- в этом случае семье воен-нослужащего срочной службы может быть оказана адресная соци-альная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денеж-ных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудо-устройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста воен-нослужащих срочной службы аналогична социальной работе с дру-гими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую ра-боту в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых нахо-дятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военно-служащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловли-ваться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, уста-лость от материальных лишений и частых переездов на необустро-енные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденнос-ти своего пребывания на военной службе, невозможностью из-менить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба -- это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилпло-щадь для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с воен-ной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длитель-ности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с воен-ной службы, степени решенния их социальных проблем.

Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людь-ми не всегда оказываются применимыми в гражданских усло-виях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти при-менение своим способностям в условиях рыночных отноше-ний, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, -- социальное и юридическое консультиро-вание по всем вопросам, связанным с их правами и возможностя-ми до и после увольнения, правами членов их семей, защита их ;.. интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция-ми, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информа-цию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановле-нию прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система дет-ских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном ста-тусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах -- обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-эко-логических условий для военнослужащих. Улучшение условий тру-да и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязне-ния окружающей среды, несомненно, будет способствовать повы-шению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы -- развитие со-циальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы группо-вой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обуче-ние коммуникативным навыкам, выявление психологической со-вместимости или несовместимости индивидов для комплектова-ния наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и пси-хокоррекции наиболее распространены в работе с больши-ми группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологиче-ских реакций и подавление или сглаживание негативных ре-акций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать от-рицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз-можную агрессию со стороны окружающих, разрешать про-блемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоция-ми, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Прове-дение такой работы возможно также в форме групповой те-рапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимо-поддержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, органи-зация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, раз-витие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции кон-сультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и уч-реждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, пре-дотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значе-ние имеет развитие специальной системы семейного консультиро-вания и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащих нецелесообразно по экономическим или иным со-ображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи. Специфическими задачами социального работника в Воору-женных Силах являются обучение и переобучение уволенных во-еннослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориента-ция и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному измене-нию образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, воз-можно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жиз-недеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреа-ции, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более ши-рокому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответ-ствующим оборудованием и инвентарем.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочис-ленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиен-тов, так и личностными качествами самого специалиста по семей-ной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, созда-ет собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств -- осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желан-ной стабилизации семьи. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций под-даются коррекции, причем это зависит не только от недостаточно-сти или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблаго-приятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключе-ния. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социаль-ный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем -- это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

2.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье.

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” СЗ РФ.-1995.-№50.-ст.4872., который устана-вливает основы правового регулирования в области соци-ального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе со-циальных служб по основным видам помощи: (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных, полустацио-нарных и нестационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги, услуги срочной соци-альной помощи), которые предусмотрены настоящим за-коном.

Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 Фе-дерального закона, в которой в числе учреждений соци-ального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги - комплекс-ные центры социального обслуживания населения, терри-ториальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родите-лей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреж-дения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи. Федеральный закон устанавливает полномочия как фе-деральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осу-ществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответ-ствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.

После принятия закона в 1995 году активизировалась работа по развитию в различных регионах территориальных соци-альных служб. На основании статистических данных, по-ступивших из субъектов Российской Федерации, можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи. Динамика основных статистических показателей, ха-рактеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи , свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за последнее время выросло в несколько раз. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям.-М.,1997.-С.12. Наша область тоже не осталась в стороне: в #G0 соответствии с Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 47 было разработано #G0Положение о центре социальной помощи семье и детям комитета по социальной защите населения Администрации Мурманской области (см. Приложение 1); в 1997 году был создан “Экспертно-координационный Совет по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при администрации Мурманской области”. Главные цели которого: ф#G0ормирование и реализация государственной семейной политики на территории области с учетом региональных особенностей; объединение усилий и обеспечение взаимодействия областных, общественных и благотворительных организаций в работе, направленной на улучшение положения семьи и детей в Мурманской области; создание системы комплексной (социальной, экономической, юридической, психологической и иной) поддержки семьи, матери и ребенка на основе обязательного участия всех заинтересованных ведомств. СЗ МО.-1997.-Сборник.№10.-С.85.

И все же процесс становления сети учреждений нового типа, ко-торые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к ста-новлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осу-ществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъек-тов Российской Федерации, как Красноярский и Красно-дарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюмен-ская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, Удмуртия, Архангельская, Мурманская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва.

Деятельность учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье рассмотрим на примере территориальных центров со-циальной помощи семье и детям различных регионов Российской Федерации ( в работе мною использованы материалы из таких изданий как : "Формы и методы работы с детьми центров социальной помощи детям" и сборника дипломных работ Петрозаводского Государственного университета.

В ряду учреждений, предоставляющих социальные ус-луги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры со-циальной помощи семье . Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной соци-альной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.