![]() |
|
|
Социальная защита семьиК активно применяемым методам относится так называемая да-терапия -- аутодиагностическая и психокоррекционная ме-тодика, при помощи которой конфликтующие супруги рацио-нализируют свои в целом негативные эмоционально-психиче-ские взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить “да” или “нет” на ряд четко сформулированных во-просов относительно различных сторон взаимоотношений суп-ругов. В результате баланса своих положительных или отрица-тельных ответов супруг может смягчить свое отношение к дру-гому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и оп-ределить свои истинные намерения -- хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика -- популярный на Западе метод “скульптурной группы”: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимо-отношениях, создавая скульптурную группу, причем при об-суждении места в ней каждого члена семьи он реально оцени-вает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оцен-кой других. Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, по-скольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет чле-нов семьи пересмотреть свое поведение. Одна из многосторонних методик -- построение генограммы се-мьи, т.е. это схемы семенной истории, создаваемой по опреде-ленным правилам и отражающей взаимоотношения в поколени-ях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалоги-ческого дерева является одной из глубинных потребностей лю-дей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапев-том и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в еди-ную деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая кар-тина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боко-вых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о не-гативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем. Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осоз-нать и признать необходимость изменения их семейных взаимоот-ношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия наличность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные воз-можности, не продуктивны. Например, методика направленного изменения заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воздейст-вует на того при помощи эмоционального поощрения или нака-зания (под наказанием может подразумеваться отсутствие по-ощрения, эмоциональная холодность). Лишь “хорошее поведе-ние” заслуживает награды. Методика отличается от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном уров-не, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через доста-точно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует награда. К сожалению, прак-тика использования подобных средств в семейной терапии по-казывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпро-дуктивное воздействие прежде всего на самого “манипулято-ра”, так как вместо спонтанных отношений доверия, открытости и взаимоподдержки здесь культивируются отношения односто-роннего воздействия. Более равноправные отношения предусматривает методика “се-мейного соглашения” (не следует пугать с гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа “у него никогда времени на се-мью не остается” или “она всегда всем недовольна” -- в про-цессе подготовки подобные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий супругов. Впоследствии вырабатывается минимальный взаимно приемлемый список обязательств относительно изме-нения поведения обеих сторон на средний срок -- от месяца до полугода (за более краткий срок не удастся констатировать из-менения поведения, более длительный срок не позволит под-вести итоги, угаснет интерес к процессу). Этот список оформ-ляется двусторонним договором и подписывается обоими суп-ругами; разумеется, юридическая сила такого договора ничтож-на, санкций за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально-психологического воздействия тако-го документа. Взятые на себя супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми. По истечении срока договора супруги вместе с социальным терапевтом анализируют выполнение его условий и при необ-ходимости заключают аналогичное соглашение на следующий период -- возможно, уже содержащее новые, возросшие тре-бования. Со временем присутствие социального работника ста-новится ненужным, супруги приобретают навыки самостоя-тельного оперирования этим методом. Социальная работа с семьями военнослужащих различаются в зависимости от характера и глубины их соци-альных проблем, что в значительной степени определяется при-надлежностью к призывному или контрактному контингенту, оп-ределенному составу военнослужащих, длительностью их пребыва-ния на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные огра-ничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семь-ями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специ-альностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведе-нии воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в доста-точно монотонных условиях военной службы, в постоянном окру-жении одних и тех же людей. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военно-служащих, скорректировать их личностные установки, научив тер-пимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отно-шения, характерные для военной службы. Социальная работа с военнослужащими осуществляется кит непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязан-ностью только заместителей командиров по работе с личным со-ставом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны зани-маться социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учрежде-ний. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач -- соблюдение всех прав и льгот, которые по-ложены военнослужащим в соответствии с действующим законо-дательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, ко-торые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несу-щих военную службу. Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых про-явлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках “дедовской” и “земляческой” статусных систем. К сожалению, в настоящих условиях не представляется воз-можным полностью устранить эти уродливые явления -- тре-буется изменить морально-психологический климат в общест-ве, преодолеть столь распространенный культ жестокости, сни-зить степень криминогенное предотвратить приход в Воору-женные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять по-пытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младши-ми командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи без-условно необходимо покончить с практикой замалчивания пре-ступлений против военнослужащих срочной службы, инфор-мировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на об-легчение их существования вплоть до возвращения из армии кор-мильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), соци-альный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно -- в этом случае семье воен-нослужащего срочной службы может быть оказана адресная соци-альная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денеж-ных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудо-устройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку. Социальная работа с родителями пенсионного возраста воен-нослужащих срочной службы аналогична социальной работе с дру-гими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую ра-боту в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых нахо-дятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания. Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военно-служащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловли-ваться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, уста-лость от материальных лишений и частых переездов на необустро-енные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др. Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденнос-ти своего пребывания на военной службе, невозможностью из-менить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба -- это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилпло-щадь для семьи). Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с воен-ной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длитель-ности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с воен-ной службы, степени решенния их социальных проблем. Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людь-ми не всегда оказываются применимыми в гражданских усло-виях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти при-менение своим способностям в условиях рыночных отноше-ний, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, -- социальное и юридическое консультиро-вание по всем вопросам, связанным с их правами и возможностя-ми до и после увольнения, правами членов их семей, защита их ;.. интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция-ми, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информа-цию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановле-нию прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт. Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система дет-ских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном ста-тусе воинской службы, уважение к труду родителей. Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах -- обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-эко-логических условий для военнослужащих. Улучшение условий тру-да и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязне-ния окружающей среды, несомненно, будет способствовать повы-шению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. Одна из важных функций социальной работы -- развитие со-циальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы группо-вой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обуче-ние коммуникативным навыкам, выявление психологической со-вместимости или несовместимости индивидов для комплектова-ния наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Технологии психологического тренинга, психотерапии и пси-хокоррекции наиболее распространены в работе с больши-ми группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологиче-ских реакций и подавление или сглаживание негативных ре-акций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать от-рицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз-можную агрессию со стороны окружающих, разрешать про-блемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоция-ми, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Прове-дение такой работы возможно также в форме групповой те-рапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимо-поддержки. Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, органи-зация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, раз-витие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции кон-сультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и уч-реждениями. Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, пре-дотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значе-ние имеет развитие специальной системы семейного консультиро-вания и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащих нецелесообразно по экономическим или иным со-ображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи. Специфическими задачами социального работника в Воору-женных Силах являются обучение и переобучение уволенных во-еннослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориента-ция и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному измене-нию образа жизни. Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, воз-можно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жиз-недеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреа-ции, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более ши-рокому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответ-ствующим оборудованием и инвентарем. Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочис-ленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиен-тов, так и личностными качествами самого специалиста по семей-ной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, созда-ет собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств -- осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желан-ной стабилизации семьи. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций под-даются коррекции, причем это зависит не только от недостаточно-сти или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблаго-приятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключе-ния. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социаль-ный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем -- это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха. 2.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье.Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” СЗ РФ.-1995.-№50.-ст.4872., который устана-вливает основы правового регулирования в области соци-ального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе со-циальных служб по основным видам помощи: (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных, полустацио-нарных и нестационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги, услуги срочной соци-альной помощи), которые предусмотрены настоящим за-коном. Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 Фе-дерального закона, в которой в числе учреждений соци-ального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги - комплекс-ные центры социального обслуживания населения, терри-ториальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родите-лей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреж-дения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи. Федеральный закон устанавливает полномочия как фе-деральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осу-ществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответ-ствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей. После принятия закона в 1995 году активизировалась работа по развитию в различных регионах территориальных соци-альных служб. На основании статистических данных, по-ступивших из субъектов Российской Федерации, можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи. Динамика основных статистических показателей, ха-рактеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи , свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за последнее время выросло в несколько раз. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям.-М.,1997.-С.12. Наша область тоже не осталась в стороне: в #G0 соответствии с Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 47 было разработано #G0Положение о центре социальной помощи семье и детям комитета по социальной защите населения Администрации Мурманской области (см. Приложение 1); в 1997 году был создан “Экспертно-координационный Совет по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при администрации Мурманской области”. Главные цели которого: ф#G0ормирование и реализация государственной семейной политики на территории области с учетом региональных особенностей; объединение усилий и обеспечение взаимодействия областных, общественных и благотворительных организаций в работе, направленной на улучшение положения семьи и детей в Мурманской области; создание системы комплексной (социальной, экономической, юридической, психологической и иной) поддержки семьи, матери и ребенка на основе обязательного участия всех заинтересованных ведомств. СЗ МО.-1997.-Сборник.№10.-С.85. И все же процесс становления сети учреждений нового типа, ко-торые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к ста-новлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осу-ществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъек-тов Российской Федерации, как Красноярский и Красно-дарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюмен-ская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, Удмуртия, Архангельская, Мурманская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва. Деятельность учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье рассмотрим на примере территориальных центров со-циальной помощи семье и детям различных регионов Российской Федерации ( в работе мною использованы материалы из таких изданий как : "Формы и методы работы с детьми центров социальной помощи детям" и сборника дипломных работ Петрозаводского Государственного университета. В ряду учреждений, предоставляющих социальные ус-луги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры со-циальной помощи семье . Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной соци-альной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |