реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная защита семьи

Социальная защита семьи

35

ПЛАН

1. Введение.

2. Сущность социальных проблем современной семьи.

2.1. Общие проблемы семей.

2.2. Социальные проблемы отдельных категорий семей.

3. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание.

3.1. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей.

3.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания

в оказании помощи семье.

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Приложения

1. ВВЕДЕНИЕ

Положение семьи в Российской Федерации в современ-ных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям. Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами.

Однако, важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов происходящих в России бурных перемен является возвращение человеку истинно человече-ских ценностей. Выходя на столбовую дорогу человече-ской цивилизации, мы должны раз и навсегда отказаться от грандиозных планов строительства воздушных замков и на-чать с малого, т.е. возрождения первоосновы человеческого общества -- семьи.

Что же такое семья? “Семья -- это основанная на браке и/или кровном семьи родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отно-шению друг к другу”. Справочное пособие по социальной работе.-М.,1997.-С.69.

Прежде всего следует обратить вни-мание на различие понятий “семья” и “брак”. Часто пер-вое -- более широкое понятие -- сводят ко второму. Но семья --это не только супружеские отношения; при попытке дать определение семьи необходимо рассматривать и вертикальные свя-зи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, т. е. отношения между братьями, сестра-ми, зятьями, невестками, деверями, золовками, шурина-ми, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого оби-хода, что в принципе отражает реальность -- обеднение семейных и разрушение родственных связей.

В семье человеческая индивидуальность присоединяет-ся к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культу-ре, начиная с ее элементарных продуктов -- ложки и гор-шка, а вместе с ними сказках о Белом бычке, о Колобке. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превра-щаются в личностные характеристики, формируют даль-нейшие жизненные поступки и поведение. Семье принад-лежат “монопольные” права и обязанности на приобще-ние своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.

В то же время каждая семья создает собственную куль-турную среду в рамках общей культуры определенного на-рода, конфессии, государства. Семья придает своим чле-нам, причем не только новорожденным, но и тем, кто всту-пив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому “войти в семью” -- означает принять и усвоить ее субкуль-туру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще все-го отторгает.

Семьей также называется “социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осущест-вляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные от-ношения, деторождение и первичная социализация детей, значитель-ная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслу-живания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого воз-раста”. Семья: 500 вопросов и ответов.-М.,1992.-С.5.

К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жи-лища, одежды); создание культурной непрерывности, пе-редача новым поколениям общественного культурного на-следия; стабилизирование социальной структуры с помо-щью своих детей определенным социальным положением. Материальное состояние, образование родителей во мно-гом определяют будущую карьеру детей; создание эмоцио-нального комфорта и безопасности для своих членов, та-ким образом, предотвращают дезинтеграцию личности.

Знаменитую гамлетовскую фразу: “Распалась связь вре-мен!” -- можно читать и как крик души о распавшейся семье. Все семейные функции, собственно говоря, сводят-ся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного разви-тия человечества. Благодаря реализации семейных функ-ций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, со-храняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приори-тетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной яв-ляется биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.

В своем единстве перечисленные функции представля-ют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодей-ствии как целого, приводит систему в аномальное состоя-ние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

В Российской Федерации насчитывается около 40 тыс. семей. Семья в России:Стат.сборник.-М.,1996.-С.34. Наиболее распространенный тип -- нуклеарная семья (от лат. nu-cleus -- ядро), состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми. Таких семей около 12%. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи (при-мерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).

Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит название расширен-ной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширен-ной семьи в настоящее время занимает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества) ; можно считать, что этот процесс был бы еще более значимым, если бы не жилищные труд-ности, вынуждающие несколько семей жить под одной крышей. Семьи различаются также по наличию или отсутствию детей и по их числу. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности 1,1, среднее число детей в семье, их имею-щей, -- 1,6. Семья в России:Стат.сборник.-М.,1996.-С.38.

Дети растут преимущественно -в одно-двухдетных семьях; много-детность на большинстве территорий Российской Федерации фикси-руется при наличии трех и более детей, и всего таких семей в стране чуть более трех миллионов. Причем большинство из них -- трех- или четырехдетные; семей, где детей семь и более, всего доли процента.

Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно нахо-дятся в состоянии жизненного затруднения.

Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспечен-ные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. много-детные пли имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитываю-щие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих сроч-ной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и уч-реждениями, где не выплачивают заработную плату.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отноше-ний, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивен-ческой нагрузки на одного работающего члена семьи (мно-годетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чер-той бедности. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция. Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. Медицинские: хрониче-ские инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, им-потенция.

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

Социальное обслуживание - понятие в нашей жизни, совсем недавно вошедшее в обиход. На первый взгляд можно представить, что такое обслуживание заключается в оказании натуральной и материальной помощи. Однако под этим мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в условиях дестабилизации общества.

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.

Задачи курсовой работы работы:

- исследование проблем семьи;

- анализ современного состояния социальной защиты семьи;

- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;

- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;

- изучение практической социальной работы с семьей.

Для исследования данной темы, мною использован широкий спектр источников: учебная литература , материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, и прежде всего документы, в которых содержаться основные положения государственной социальной политики: законы, акты нормативно-правового характера. Законы в области государственной семейной политики публиковались в официальных изданиях - "Собрание законодательства Российской Федерации", сборниках постановлений Минсоцзащиты РФ, Министерств труда и социального развития РФ, а также в ведомственных сборниках и других изданиях. Изучение этих документов позволило уточнить результативность мер по смягчению социальной напряженности в обществе.

1. Сущность социальных проблем современной семьи.

1.1. Общие проблемы семей.

Можно сказать, что основной проблемой всех ти-пов семей является разрешение вопроса о предна-значении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредото-чивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фак-том, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид дея-тельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья -- исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека не-возможно.

Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что эконо-мически благополучные страны, не пережившие в последние годы та-кого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа раз-водов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три вновь заключенные брака в год совершается два развода, не является уникальным: в Соеди-ненных Штатах разводов совершается еще больше, хотя и число бра-ков, и в целом динамизм семейной жизни там выше. Будущее России и новейшие социологические подходы.-Ч.2.-М.,1992.С.28.

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каж-дая страна, вступавшая в индустриальную эпоху, переживает так назы-ваемый первый демографический переход от нерегулируемой рождае-мости на уровне “естественной фертильности”, т.е. когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологичес-ки может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все меры воспрепятствовання, в виде юридичес-ких или религиозных запретов, оказываются бессильны.

В настоящее время большинство развитых стран переживает (или уже осуществило) “второй демографический переход” от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот переход вызван не эконо-мическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущест-венно в одном ребенке, а не в нескольких детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения. Минимально необходимый уровень образования сегодня достаточно высок, а для успешного социального старта желательно образование максимально престижное, высококачественное. Предоставление необходимого запа-са впечатлений и предметов для адекватного функционирования в со-циальной среде требует расходов на путешествия, культуру и отдых, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подрост-ковом кругу. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли “второй демографический пере-ход”, или это временный, возможно, циклический процесс, и стереоти-пы семенной жизни вновь возродят модель среднедетной или даже многодетной семьи.

Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Иногда можно заметить стремление женщин, особенно зрелою воз-раста, не имеющих возможности удовлетворить свои семейные и мате-ринские потребности другим путем, создать семью путем рождения ребенка, причем нередко в присутствии мужа в такой семье они не нуждаются.

Но чаще всего здесь сказывается кризисное стремление уменьшить семью: мужчины не считают себя обязанными связывав свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Здесь мы имеем ситуацию фактического брака со свойственным ему наличием ряда семейных связей, но с общей неус-тойчивостью отношений Нередко рожающие вне брака женщины отно-сятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных

Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ре-сурсам, с семейным или социальным неблагополучием. Работники уч-реждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери; как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ве-дущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности -- общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России.

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни мож-но считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизнен-ного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде че-ловек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых стра-нах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди мoгут тратить для собственного развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные. “Индустрия услуг” обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни -- детей. Кстати, в подобном образе жизни пол партнера по сексуальным отношениям может быть различ-ным: отмечается, что в Соединенных Штатах после первого развода до пятой части всех мужчин предпочитают в дальнейшем строить сексу-альные отношения с лицом своего пола.

В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тен-денции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от созда-ния семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактичес-кого, а не юридического брака -- симптомы внешнего социально-эко-номическою неблагополучия. Но совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать при-вычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвер-дившимся стереотипом.

Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и про-ведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографи-ческое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых ре-зультатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформа-ции сложившейся демографической структуры, а вовсе не к измене-нию стратегии рождаемости.

1.2. Социальные проблемы отдельных категорий семей.

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ-ной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем непол-ным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социаль-но-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после раз-вода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи -- это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им доста-точно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вы-мещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность -- затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует сте-реотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.