![]() |
|
|
Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования-- добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо-те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя. Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв-ление в его личном социально-педагогическом опыте -- во вну-тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога. 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста. Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности -- это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает: а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек; б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де-ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессио-нальной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене-ние стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности; в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей ра-боте с ним; г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности соци-ального работника через: -- реализацию педагогических технологий, методов и мето-дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго-гическая подготовка способствует наиболее полному проявле-нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су-щественное влияние на ее результативность; -- проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240]. 3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога. Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы. Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения. В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным правом могут быть названы профессионально-этческим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные положения: · Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. · Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума. · Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы. · Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность во взаимоотношениях. · Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль-но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест-ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу-ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан-ные им как частным лицом и как представителем этой профессии. Эти этические нормы--ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14]. Глава II. Профессиональное становление социального педагога 1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования Профессиональная культура -- сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переос-мыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социаль-но-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных ме-тодов и методик. Деятельность социального педагога на-правлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, кото-рые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо. Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свобо-ду подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в ре-зультате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то сложных, экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и душевное состояние. Более того, ему не только приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навы-ков, опыта, авторитета. Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношени-ях и в результате получается, что первичным «рабочим инструментом» социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура. На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог--высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенст-вующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции[16, 130]. 1.1. Непрерывное образование социального педагога На протяжении всей деятельности социального педагога, соци-ального работника должна осуществляться его личностная и про-изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки -практики. Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций. По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание. Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования...». В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования... Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от воз-раста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить воз-можность учиться или подняться на новый уровень профессио-нальной подготовки» (58). На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в те-чение всей жизни человека» (58). Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования. Во-первых, работа высших учеб-ных заведений должна быть построена таким образом, чтобы лю-бой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой не-зависимо от ее степени и в различные периоды своего профессио-нального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессио-нального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить. Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса. На первом, довузовском этапе, профессионального вы-бора происходит достижение уровня социальной зрелости, доста-точного для решения проблем морально-профессионального само-определения и выбора образовательного маршрута в области «че-ловек--человек». Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагоги-ки, социальной работы. Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потен-циала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215). Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов. Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику. Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Каждая из всевозможных частных методик также тре-бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо-кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135] 2. Профессиональное становление социального педа-гога и его этапы Каждый из этапов профессионального становления спе-циалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него -- педагог, психолог, социальный пе-дагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их реализации: 1. формирование профессиональных намерений и со-знательный выбор профессии; 2. продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего и обуча-ющихся в процессе воспитания; 3. активное вхождение в профессию; 4. полная реализация личности в труде. Первый этап -- формирование профессиональных на-мерений и сознательный выбор профессии -- связан с профориентационной работой, особенность которой состоит в знакомстве абитуриентов с ценностными представлени-ями о самой профессии, о значимости ее для общества в современных условиях, выявлении личностных особенно-стей абитуриентов и профессиональной направленности как системы эмоционально-ценнностных отношений.. Здесь важна эффективная профориентационная работа в школах, в системе довузовской подготовки. Этот период очень важен, ведь именно на начальном этапе профессионального обучения особую роль играет мо-тивация выбора профессии. Важно определить к чему че-ловек имеет способности, чем ему нравится заниматься, и если выбор сделан правильно, то задачи следующего пери-ода становятся более конкретны. Второй этап -- усвоение профессиональных знаний, на-выков и умений -- будет проходить эффективнее при на-личии сформированной мотивации к обучению данной про-фессии. Следующий, третий этап -- активное вхождение в профессию -- предполагает самостоятельную профессионально-учеб-ную деятельность студентов, к которой можно отнести как практическую, так и научную деятельность. Вхождение в профессию -- очень важный этап для бу-дущего профессионала, так как практика показывает, на-сколько студент владеет необходимыми знаниями, умени-ями, практика позволяет сверить свои ожидания с реаль-ной профессиональной деятельностью. Последний этап -- полная реализация личности в тру-де. Профессиональное становление личности -- сложный процесс, проходя который, человек преодолевает трудно-сти, находит выход из кризисных ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получаст способность при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54]. 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога 3.1 Альтруизм--один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность. Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству -- к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного про-цесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможно-стей помогает другому человеку, попавшему в беду (215). Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим повыше-ние образования, развитие профессиональной культуры социально-го педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия. 3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль-ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором.. Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про-фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону-кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея-тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес-сионализацию специалиста. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван само-стоятельно и творчески подходить к определению и решению про-фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д. Отсутствие условий для нормального осуществления социаль-но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де-формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио-нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики. Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль-турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про-фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче-ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д. Все это в значительной степени может регулироваться и фор-мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес-сионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществ-лении социально-педагогической деятельности может быть про-фессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на-правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры. Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть самораз-вивающую способность профессиональной культуры, которая мо-жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра-зовании социального педагога, социального работника[13, 133]. 3.3. Развитие профессионального самосознания - условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы. Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности. Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999). Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности. Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. Показатели развития профессионального качества - профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов). В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству. Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач: - развитие личностного интереса к выбранной профессии; - формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |