![]() |
|
|
Н.И. Кареев: основные области социалогического творчестваН.И. Кареев: основные области социалогического творчества2 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра социологии и политологии Курсовая работа по дисциплине «История социологии» Н.И. КАРЕЕВ: ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Студентка гр. 820461 Киселёва Н. Е. Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Мартынова Т. М. Тула 2007 ПЛАН Введение 1. Н. И. Кареев в истории социологии. 2. Теоретико-методологическое обоснование специфики русской субъективной школы Н. И. Кареевым. 3. Понимание сути общества и его структуры в сочинениях Н. И. Кареева. 4. Теория прогресса в социологической концепции Н. И. Кареева. Заключение Библиографический список Введение Российская социология как мощное течение общественной мысли была и оставила после себя богатейшее наследие, которое только в последние годы стало входить в научный оборот. Конечно, она развивалась в поле мировой социологии, но достаточно самостоятельно, по многим направлениям в чём-то и предугадывая, хотя бы на уровне замыслов, тенденции развития мировой социологии. Научная и практическая деятельность Н. И. Кареева связана с формированием и институционализацией профессиональной социологии в России. Он - автор первого в России учебника по социологии «Введение в изучение социологии», который дважды переиздавался - в 1907 и 1913 гг. Так или иначе Кареев имел отношение ко всем значимым для социологии теоретико-методологическим достижениям своего времени. Он занимал самостоятельную позицию в рамках субъективной социологии. Данное направление подробно рассматривается в истории социологии - одной из первых общепрофессиональных дисциплин, с изучения которой начинается знакомство с социологической наукой и становление будущего специалиста в этой сфере знания. Потому выбранная тема имеет большое значение для профессиональной подготовки социолога. Цель исследования в рамках курсовой работы - определить роль научного творчества Кареева в истории социальных идей в России и рассмотреть центральную проблему социологии Кареева. Задачи исследования. 1. Рассмотреть историческую эпоху, в которой развивалось творчество Н. И. Кареева. 2. Изучить социологические работы Н. И. Кареева. 3. Сделать вывод о вкладе Н. И. Кареева в историко-критическое обозрение социологических учений. Объект данного изучения - социологические проблемы, рассматриваемые Н. И. Кареевым в его творчестве. Предметом исследования являются соответственно основные социологические труды Н. И. Кареева. В теоретическом исследовании выбранной темы применялся аналитический метод - рассмотрение признаков, сторон и характерных свойств творчества Н. И. Кареева, метод синтеза - представление в обобщённой форме уровня научного понимания проблемы во всей социологии того времени, логический метод - в идее прогресса Н. И. Кареева чётко просматривается смысл «субъективной методологии» в познании общественной жизни - смысл, который наполнен большим научным содержанием и гуманистическим видением. В данной КР были использованы такие произведения Н. И. Кареева, как «Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох», «Основы русской социологии», «Прожитое и пережитое». Теоретической основой являются выводы работ Голосенко И. А., Козловского В. В. «История русской социологии XIX-XX вв.», Е. И. Кукушкиной «Русская социология XIX - начала XX века», А. Н. Медушевского «История русской социологии», Миненкова Г. Я. «Введение в историю российской социологии», Новиковой С. С. «Социология: история, основы, институционализация в России». 1. Н. И. Кареев в истории социологии Николай Иванович Кареев (1850 - 1931) - выда-ющийся российский историк и социолог, обще-ственный деятель, педагог, «пионер русской социологии» (М. М. Ковалевский). Родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Московского универси-тета. Благодаря уже первому своему труду - маги-стерской диссертации «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (М., 1879) - Кареев приобрёл широкую известность в российской и мировой исторической науке и по праву считается одним из основоположников русской исторической школы. В начале 80-хгг. Каре-ев - профессор Варшавского университета. С 1885г. он преподавал в Петербургском универси-тете и других столичных учебных заведениях. Боль-шое внимание Кареев уделял вопросам самообра-зования: начиная с «Писем к учащейся молодежи о самообразовании», он опубликовал серию работ по этому поводу, вызвавших живой и широкий отклик. В 80-90-е гг. Кареев разрабатывал свою философско-историческую и социологическую теорию. Первым в истории российской социологической науки он с 1891 г. начал читать систематический курс социологии. Им написано первое в России учебное пособие по социологии «Введение в изучение социологии» (1897). В 1899 г. по политическим причинам Кареев был изгнан из уни-верситета и вернулся туда только в 1905 г. Избирался депутатом I Госдумы от партии кадетов. После октябрьской революции, воспринятой им как объективный и неизбежный факт, Кареев публиковал только чисто исторические работы. В 1929 г. Кареев был избран почётным членом АН СССР. Последние месяцы его жизни были омраче-ны вздорными политическими обвинениями в рамках разобла-чения «вредительской» деятельности «буржуазных» историков. Потрясённый «новой моралью», Кареев направил письмо протеста в Академию наук. Но кого уже могли в чём-то убедить письма «буржуазного учёного»? Научное наследие Кареева огромно. Оно включает (вмес-те со значительным количеством ещё не опубликованных ра-бот) свыше 450 названий. В социологическом плане наиболее значимы следующие его исследования: «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического про-цесса и роль личности в истории» (1889), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Историология» (1915), «Общие основы социологии» (1918) и др. Преодолевая характерную для российского обществоведения публицистичность, Кареев стремился к чёткому оформлению социологии как особой науки и системы знания, разработке её категориального аппарата, оп-ределению её места среди других социальных наук. Обычно социологическую концепцию Кареева считают позитивистской, но это не совсем так. Считая позитивистс-кую методологию наиболее адекватной для построения научной социологии, к конкретным идеям основателей позити-визма Кареев относился, примерно так же, как и его едино-мышленники по субъективной школе. В социологии О. Конта, подчёркивал учёный, необходимо отличать замысел от исполнения. Замысел программы Конта - открытие законов, управляющих социальными явлениями, - имеет непреходящее значение, исполнение же оказалось неудачным. Конт не смог создать социальной науки потому, что, во-первых, от биологии сразу перешёл к социологии, минуя психологию. Во-вторых, Конт отождествил эволюцию с одной из её сто-рон, историей миросозерцания, и, хотя он стремился изгнать метафизику, оказался в метафизической ловушке конструи-рования истории Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох. - Заокский: Источник жизни, 1993. - С. 82.. В молодости на Кареева значительное влияние оказали взгляды радикального крыла русской интеллигенции, особенно Д. И. Писарева. Как социолог Кареев, развивался в русле идей Н. К. Михайловского и особенно П. Л. Лаврова, с которым его связывали тесные дружеские отношения. Однако при общности исходных идей он занимал, достаточно самостоятельную позицию в рамках субъективной социологии, лидером которой в 80-90-е годы стал. В той или иной форме Кареев отозвался фактически на все социологические достижения своего времени. Его с пол-ным правом можно назвать одним из первых историков мировой и российской социологии. Существующие социологические подходы Кареев классифицировал на четыре направления: органическое, дарвинистическое, экономический матери-ализм, социально-психологическое. Последнее направление противопоставляется остальным как натуралистическим. Органическая теория, отмечает Кареев, хотя и является «совершенно законной реакцией» на ненаучные концепции общества, реакцией, произвёдшей переворот в общественных науках внесением в них идеи закономерности, тем не менее дальше всех от истины. «Эта теория кое в чём помога-ет понять природу общества, но в большинстве случаев не по вопросу о том, что есть общество, а по вопросу о том, чем общество не есть и быть не может» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. - С. 132.. Главный недо-статок органицизма - игнорирование личности, что прису-ще и социал-дарвинизму, который, абсолютизируя борьбу за существование, сводит человека к животному. Значительное место в исследованиях Кареева занял кри-тический анализ экономического материализма. По его мнению, это течение ближе к истине, чем органицизм, ибо стре-мится к социологическому анализу общества. Однако в це-лом данная теория аксиоматична, фактически не разработана, догматически абсолютизирует значение одного из начал общества. Экономический материализм к тому же проигнорировал достижения новейшей социологии и фактически остался на доконтовском уровне. Значимость же его заключается в том, что он внёс в социологию экономический ана-лиз социальных явлений. Адекватной основой для построения научной социологии Кареев считает психологизм, но не в духе чисто интеллектуальной психологии, а с учётом эмоционально-волевой сторо-ны психики человека, шире - коллективной психологии Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. - М.: Онега, 1995. - С. 214.. Тем не менее, приходит к выводу учёный, все четыре направления социологии носят гипотетический характер, с разной степенью глубины выявляя особенности социальной жизни. Следовательно, социология должна синтезировать на основе психологизма верные выводы, вытекающие из раз-личных подходов. За подобную ориентацию аналитики часто упрекали Кареева в эклектичности. Отвечая на это, Кареев подчёркивал, что в принципе эклектическим путем выбора и синтеза приемлемых, то есть логически и фактически обоснованных, положений развивается всякая наука, и в этом нет ничего зазорного. (2)Сейчас мы бы назвали это принципом дополнительности объясняющих моделей в соци-ологическом познании. 2. Теоретико-методологическое обоснование специфики русской субъективной школы Н. И. Кареевым Кареев постоянно обращался к методологическому анали-зу природы гуманитарного знания. Науки об обществе, отме-чал он, зачастую подражают естествознанию, что имеет и положительное значение, ориентируя социальное познание на изучение законов. Однако при этом важно учитывать специ-фику общества, роль в нем должного, идеалов, что, в свою очередь, не должно вести к смешению научного анализа социальных явлений с их этической оценкой. В конечном счете «личность, общество и их история - вот три понятия, сблизившие между собой отдельные социальные науки и придав-шие им действительно гуманитарный характер» Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - С. 117.. Обществознание, подчеркивает Кареев, должно отказаться от метафизической ориентации на познание «скрытых сущ-ностей» вещей и исходить из следующих принципов: изуче-ние области явлений, исключительно опытное обоснование выводов, применение к духовным явлениям идеи закономерности. Полученное подобным образом знание, и здесь уже специфика гуманитаристики, требует философской полноты, стройности и целостности, что достигается вненаучным творчеством идеалов как неких упорядочивающих знание гипотез Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - С. 74.. Гуманитарное знание представляет собой весьма сложный комплекс, что побудило Кареева к рассмотрению во многих работах проблемы предметной дифференциации и классифи-кации социальных наук на основе специфики их подходов к изучаемым объектам. «Все, доступное нашему познанию, - отмечал ученый, - есть совокупность явлений, управляемых законами... Отсюда два рода наук - феноменологические, име-ющие дело с данными явлениями, и номологические, имеющие дело с известными категориями законов Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. - С. 69.». Впос-ледствии вместо термина «феноменологические науки» Кареев стал употреблять термин В. Виндедьбанда «идиографические науки». В поздних работах он выделяет еще и типологические науки, изучающие и обобщающие на основе сравнительного метода признаки какой-либо группы (системы) предметов и занимающие промежуточное положение между идиографией и номологией. История - наука идиографическая, политэкономия, право, политика - науки типологические, психология и социология - номологические. Понятно, что только в единстве и взаимодействии эти науки могут дать продуктивное социально-гуманитарное знание. В структуре гуманитарного знания Кареев прежде всего выделяет следующие части: история, теория исторического процесса, социология и психология, философия истории. Логика движения гуманитарного познания выстраивается у Кареева определенным образом. Он всегда был и оставался историком, понимавшим, однако, что глубокое знание прошлого невозможно без разработки философии истории. Начав с последней, Кареев переходит к теории исторического процесса и исторического познания, что ставит проблему социологических и психологических законов, решение кото-рых вновь выводит к философии истории, но уже научно фундированной. «Философия истории, - отмечает Кареев, - есть абстрактная феноменология социальной и культурной жизни человечества, долженствующая ответить на вопрос о том, что получило, получает и может еще получить человечество от своей исторической жизни», это «искание смысла в целом общественно-исторического процесса», что достигается сравнением «действительного хода истории с идеальной формулой прогресса» Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - С. 91.. Философия истории, иначе говоря, осуществляет, «суд над историей». Но где гарантии того, что суд этот будет справедливым и праведным и не окажется очередным, навязыванием истории некоего провиденциального плана? Такие гарантии, полагает Кареев, возможны только в случае разработки науки о законах общественной жизни. В рамках философии истории переходом к номологическим наукам об обществе являются теория исторического знания (историка), исследующая методологию исторического познания, и теория исторического процесса (историология), объект которой - «всеобщие формы свершения истории» вне зависимости от пространства и времени. Для наших целей особый интерес представляет историология, ибо именно через неё Кареев выходит к социологии, причём так до конца и не прояснив различия между ними. Историология, согласно Карееву, обращена к тому, как получаются реальные социальные результаты в ходе изменения социальных форм и структур, почему эти результаты оказываются повторяющи-мися и общезначимыми, то есть закономерными. Особенно значимо при этом деление Кареевым истории на прагматическую и культурную, что мы должны постоянно иметь в виду, поскольку здесь находит выражение централь-ная идея и связующая нить всей кареевской концепции социального познания. Историческая прагматика есть совокуп-ность социальных действий людей с их конкретными целями и желаниями, последовательность каузально связанных не-повторимых событий. Культура же есть совокупность состо-яний или социальных форм и условий деятельности; история в этом аспекте предстает как последовательность фазисов изменения форм. Прагматика свидетельствует о том, что, почему и для чего делали людей, культура - как они дей-ствовали Медушевский А. Н. История русской социологии. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 139.. Социология, согласно Карееву, изучает общество как та-ковое в номологическом плане, являя собой общую теорию социального. Однако представления русского ученого о пред-мете социологии эволюционировали, как и его концепция в целом. Так Кареев подчеркивал, что предметом социологии является «со-циальная организация, регулирующая отношения индивиду-умов и соединяющая их кооперацией» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. - С. 15.. Очевид-но наличие оценочных элементов в этом определении. Далее оценочность полностью снимается: «...социология есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы всё это ни существовало и ни происходило» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. - С. 16.. Социальная организация, отмечает Кареев, может изучаться с трёх точек зрения - экономической, политической и юридической. При этом из ранних трудов социолога, при всех его оговорках, можно заключить, что социология есть простая сум-ма соответствующих наук или, по крайней мере, сводка их наиболее значимых результатов. В дальнейшем исследователь уточнял свою позицию в сторону большей ее чёткости, под-черкивая синтетический характер социологического знания. Уже во «Введении в изучение социологии» отмечается, что «социология не может быть простым механическим соедине-нием общих теорий политики, юриспруденции и экономики», поскольку она изучает «не три различные предмета - госу-дарство, право и народное хозяйство, а один предмет - общество». А в «Общих основах социологии» три стороны организации рассматриваются уже как три ряда параллельных явлений, где личность берется в трех разных аспектах: гражданин (политика), субъект или объект (право), производитель или потребитель (экономика). Задача социологии - интегрировать выводы специальных общественных наук, постичь «законосообразность общего социального консенсуса», показать, какие взаимоотношения и взаимодействия происходят в обществе, взятом в его цельности в контексте эволюции социально-культурных форм. Названные виды организации - это стороны (или строй) целостной структуры общества, к тому же опосредованной духовной культурой в её разнообразных и многосложных проявлениях Кукушкина Е. И. Русская социология XIX- начала XX века. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. - С. 92. . Что касается соотношения историологии и социологии, то у Кареева мы так и не находим однозначного ответа. В прин-ципе, историология, будучи изучением социальной динамики, есть часть социологии. Признавая это, Кареев тем не менее очень неохотно отдает её социологии. Социология, считает ученый, больше интересуется результатами социальных изме-нений, тем, что получилось, историология же - тем, «как эти результаты получились, или процессами, изменяющими стро-ение, формы общества» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. - С. 28.. Очевидна искусственность этого разграничения, видимо, понятная и Карееву. Кто против умножения наук, замечает он, может включать историологию в социологию, конкретно - в социальную динамику, «но пусть последняя подразделяется на динамическую морфологию об-щества, изучающую его изменения в их результатах, и на историологию, изучающую процессы, результатами которых являются, между прочим, и эти изменения» Кареев Н. И. Указ. соч. - С. 29.. В ранних работах Кареев чётко обозначает практическую функцию социологии, которая, открывая, социальные законы, должна учить тому, как сознательно ориентировать социальную жизнь в должном направлении. В поздних же трудах, вероятно, не без влияния неопозитивистской критики, акцент у Кареева значительно метается. Социология, подчеркивает он, лишена прикладного характера, и если она желает быть наукой, то не только не должна ре-шать вопросов о наилучшем устройстве общества, но и вооб-ще не должна их ставить Новикова С. С. История развития социологии в России. - М.: Институт практической социологии; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. - С. 98.. Ключевым принципом концепции Кареева является ана-лиз психологической основы социальной жизни. «Поскольку, - отмечает социолог, - общественные явления немыслимы там, где не существует духовной жизни, мы обязаны видеть в явлениях социальных продолжение и осложнение явлений психических», а потому «между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а кол-лективную» как «истинную основу социологии» Кареев Н. И. Указ. соч. - С. 47. . Кареев внёс значительный вклад в становление и развитие социальной психологии, суть которой он видел в том, что она комплексирует в типичные образования индивидуальные (интраментальные) духовные процессы в форме интерментальных (межличностных) фактов, и с этого рубежа начи-нается переход к собственно социологии. Логика Кареева та-кова: психическое взаимодействие порождает психический обмен, обмен - традицию, а прочная традиция - историю в форме эволюции социальной организации, экстраментального мира. В коллективной психологии социально-культурные формы как бы оживляются. Понятно, что Кареев в силу задач и логики своей концеп-ции не мог обойти вопрос о специальной социологической методологии, призванной устанавливать способы, при помо-щи которых можно было бы открывать социальные законы. В этой связи, продолжая и уточняя традицию П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, Кареев подробно останавливается на проблеме субъективизма в социально-гуманитарном познании. Оценка и научность, считал ученый, не противоречат друг другу; вся проблема в том, как избежать произвола в оценках. Спор вокруг субъективного метода возник по недоразумению ибо «стали различать между двумя методами в социологии - объективным и субъективным, тогда как речь должна была бы идти не о методах двоякого рода, а о двоякого рода отношениях (или точках зрения)» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. - С. 57.. Никакого особого субъективного метода нет и быть не должно, речь может идти только о субъективном элементе, без которого не может обойтись социальная наука. При этом возможны два вида субъективизма - случайный и законный. Вид случайного субъек-тивизма - пристрастие, односторонность, произвол. Здесь выявляются социальные, профессиональные, конфессиональные, политические, национальные и тому подобные предпочтения исследователя, причем особенно глубоко и зачастую бессознательно действу-ет его принадлежность к тому или иному общественному союзу Социология в России XIX- начала XX веков: Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. - С. 104.. Понятно, что необходим безоговорочный отказ от случайного субъективизма. Однако объективное беспристрастие не означает социального бесстрастия, индифферентизма. Более того, полное отречение от человеческой точки зрения на объект тоже есть проявление случайного субъективизма в форме пренебрежения лич-ностью. Законный (необходимый) субъективизм снимает, считает Кареев, крайности произвольных оценок и социального индифферентизма и сводится к субъективному (этическому) отношению исследователя как личности к человечеству как совокупности таких же личностей. «Самый принцип научно-го объективизма требует, чтобы предмет изучался со всех сторон, во всех проявлениях, и раз мы найдем субъективную сторону в исторических фактах, мы не имеем права не допустить субъективного элемента в его изучении» Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: Издательствово Ленинградского университетата, 1990. - 124 с. 2 Кареев Н. И. Указ. соч. - С.129. . Иными словами, Кареев рассуждает в ключе того, что впоследствии получило название «метода понимания», «понимающей социологии». Мы должны знать объективные социальные факты, подчёркивает социолог. Но необхо-димо еще и понять поступок человека, мотивы его поведения, что возможно только через наше переживание внутрен-него состояния личности в конкретной ситуации. Следовательно, естественно обращение исследователя к идеалу как основе понимания изучаемых фактов. И такая идея есть уже дело субъективного выбора. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |