реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влиятельные религии в России

Отношение православия к государственной власти

Для сотрудников правоохранительных и иных государственных органов полезно знать отношение наикрупнейшей традиционной российской религии - православия к государственной власти.

Государство, согласно учению православия, - богоустановленный институт.

Сам Господь, Сын Божий через вочеловечение подчинил Себя, в частности, и представителям государственной власти.

Апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13.1 -8.). Апостол Петр учит: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Петр.13-17.). Апостол Матфей указывает: «Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22.21.).

Русская Православная Церковь стремится к укреплению общественной нравственности (включая любовь к отечеству как нравственный, религиозный и священный долг каждого гражданина) и духовной безопасности в государстве. Кроме того, Церковь заинтересована в соблюдении правопорядка. Она призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится духовно-нравст-вен-ный смысл существования государства.

Выше государственной лояльности Православная Церковь ставит только дело спасения людей в любых условиях и при каких угодно обстоятельствах.

В этом беспрестанно изменяющемся мире Русская Православная Церковь, будучи богоучрежденным и Богочеловеческим живым Организмом, как религия Любви, ставит одной из своих важнейших задач все доступные виды социального благотворительного служения в любой общественно-политической ситуации. Активное соработничество Церкви и государства, несомненно, должно осуществляться и в сфере духовной безопасности государства, общества, семьи и личности.

Православная Церковь может обращаться ко всякой государственной власти с насущными просьбами. В первую очередь они относятся к защите Ее членов от правонарушителей, защите храмов и иных культовых зданий. Далее идут проблемы:

восстановления исторической справедливости в отношении Православной Церкви;

приведения в соответствие юридического статуса Православной Церкви ее реальной общественной значимости;

соблюдения прав верующих в социальной сфере;

государственной поддержки социально важных инициатив Православной Церкви;

разоблачения дезинформации и диффамации о Православной Церкви и пресечения информационной агрессии против нее;

эффективной государственной защиты церковных структур и ее членов от агрессивных действий со стороны деструктивных культов;

беспристрастного изложения сведений об истории Православной Церкви, ее социальной роли, ее вероучения (особенно духовно-нравст-вен-ной части) в учебно-методических пособиях и иных материалах, предназначенных для государственной системы образования;

объективного и своевременного решения возникающих конкретных правовых, социальных и иных коллизий.

Православная Церковь никогда не воспринимала себя как часть государственных институтов и противится подобным попыткам. Однако она не отгораживает себя от государственной и общественной жизни. В частности потому, что члены земной Православной Церкви являются одновременно и гражданами конкретных стран.

Абсолютизация «свободы совести» привела к появлению так называемого «светского» государства, декларативно отделенного от всех религиозных объединений. Современное широкое толкование «светского» государства есть фактически признание как идеала безличной внерелигиозности, безверия и обездушивания, механизированности государственных институтов. При этом чиновник госаппарата воспринимается как якобы запрограммированный ведомственными инструкциями автомат, что заведомо ведет к процветанию двойной морали. Понятно, какой духовности это выгодно.

Тем не менее, уважая закон, Православная Церковь принимает во внимание, как правовую реальность, и принцип «свободы совести». Однако имеет в отношении его свое понимание (также как и любые иные вероучения и идеологии). Русская Православная Церковь считает неотъемлемым право формируемой личности на свободу, но не на беспредел. С момента своего уникального и неповторимого возникновения бесконечно чтит Православная Церковь внутреннюю свободу воли каждого человека, ибо сама эта свобода есть дар Божий. Люди любых вероисповеданий и мировоззрений воспринимаются Православной Церковью как образ Божий, то есть с высочайшей любовью к их личности и природе. Православная Церковь учит ненавидеть грех, а не грешника. В этом смысле, как внутренняя свобода воли, «свобода совести» признается Православной Церковью во все времена. Православие знает еще и свободу духовную - власть личности над собой, над своей природой, в первую очередь над своим эгоизмом, своими страстями и недостатками, греховными чувствами и влечениями. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3.17).

Любое, в том числе и юридическое понимание свободы тесно связано с осмыслением термина «личность». Современное же европейское, ставшее, фактически, официально международным, осознание неповторимого назначения и целостной сущности внутренне свободной личности в своей основе целиком обязано истинному христианству. Ведь любые критики православия воспринимают самих себя как значащие и самоценные личности исключительно благодаря дару этой религии, основанной и охраняемой Самим Иисусом Христом. В дохристианских государствах рабы перед лицом суда были только бесправными телами (в современных деспотических странах многие граждане оказываются в аналогичной ситуации).

Русская Православная Церковь является естественным охранителем духовной безопасности нашей страны, так как она выдвигает высочайшие требования к личной и общественной совести людей, а также создает самые необходимые условия для ее правильного развития и укрепления. Поэтому православным свойственны такие качества, как милосердие, жертвенность, патриотизм, уважение к власти, жизненная и гражданская активность, социальная терпимость к иноверцам, уважение к национальному самовыражению. Православие призывает любить ближнего. А для этой религии ближний - любой человек, независимо от веры, национальности, гражданства, возраста и иных факторов. Церковь, имея вселенский характер, обращает свою любовь на всех людей, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3.11). Православной этике чуждо деление народов и национальностей на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской общности. Русская Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями, не поддерживает и осуждает межэтнические конфликты.

Богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» людей и Бога. Миссия Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. В делах благотворения, милосердия, сохранения и улучшения духовно-нравственного и материального состояния мира православие стремится к симфонии (то есть, к созвучию) с государственной властью. Более того, Церковь молится за государственную власть. Принцип взаимной свободы Церкви и государства предполагает и такое сотрудничество, в котором сама Церковь становится совестью общества, призывающей всех к единению и исполнению заповедей любви, а также обличающей зло с целью укрепления духовной безопасности. Понимаемой, например, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12.25).

По мнению Русской Православной Церкви одним из важнейших факторов укрепления духовной безопасности России необходимо назвать духовно-нравственный уровень людей, их осознание призвания, долга и обязанностей в этом мире. Человек является центром и целью всей социально-экономической и культурной жизни. Формируя духовно-нравствен-ную личность на основе высочайших божественных заповедей, уважая и развивая ее человеческое достоинство, освящая семью, Церковь создает необходимые условия для развития созидательных общественных структур и процессов, для нравственного, экономического и социального благополучия всего нашего общества.

Православие о взаимоотношении веры и знания

Проблема взаимоотношений веры и знания возникла в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Как до этой эпохи, так и после нее, подавляющее большинство ученых были людьми верующими. Их познания нисколько не противоречили их вере и не умаляли ее. Напротив, новые открытия о мире и человеке воспринимались ими как свидетельство о величии и премудрости Творца.

Однако серьезные искажения в вере и церковной жизни западных христиан привели к тому, что для многих Бог перестал быть фактом жизненного опыта. Когда Бог перестает быть реальностью в личной жизни человека, то сам человек начинает понимать веру, как принятие без доказательств того, что говорит о Боге церковь. Не имея опыт личного общения с Богом, такой человек не представляет себе, что другие люди этот опыт могут иметь. Когда же людей, не знающих Бога, становится много, они, общаясь друг с другом, приходят к мысли о необоснованности и ненужности веры. Если при этом они, ради сохранения своего положения в обществе, не разрывают своих связей с христианской общиной, тогда, действительно, церковь для них становится обременительной безжизненной формальностью. Изначальная любовь к церкви у таких людей превращается в отчуждение или ненависть. Это чувство толкает их на поиск любых средств для уничтожения того, что неприемлемо.

В XVIII веке такими средствами стала философия, литература, политика и наука. Наука, благодаря своим успехам, стала самой популярной областью человеческой деятельности, и именно ей был приделан ярлык врага веры. Несмотря на то, что вплоть до наших дней большинство крупных ученых заявляют о своей вере в Бога, в атеистических кругах продолжаются споры о том, что вера в Бога есть следствие недостатка знания, и что наука якобы опровергает веру.

На самом деле, реальных столкновений науки с верой было только два, причем в одном из них свои полномочия превысили представители веры, а в другом - представители науки. Эти два случая - споры о гелиоцентрической системе и о дарвинизме. В первом случае католическая церковь выступила против открытий Коперника и Галилея, решив, что дело католической церкви - за-щита тех или иных естественнонаучных представлений об устрой-стве мира и что эти представления можно буквальным образом чер-пать из Библии.

Во втором случае, не удовлетворившись созданием теории раз-вития жизни и человека на Земле, некоторые ученые заявили, что движущей силой возникновения видов и человека был не Бог, а случайность (мутации и естественный отбор). Это заявление со-вершенно ненаучно, так как основано исключительно на убеждении в силе и творческих способностях слепого случая. Такая позиция никак не может быть научно доказана.

Вообще, без веры невозможна никакая человеческая деятель-ность, в том числе и наука. Мы живем и что-то делаем, потому что верим в то, что жить стоит, и что наши дела имеют смысл. Мы ве-рим, что жизнь завтра будет продолжаться, и мир будет оставать-ся в основном таким же, как и сегодня. Наука верит, что законы природы действуют одинаково везде и всегда. Да и само сущест-вование мира не может быть удовлетворительно доказано с точки зрения философии - все мы просто верим в это.

Рассмотрим подробнее, что же такое вера в Бога, о которой свидетельствуют многие вероучения. Вера - это состояние души, в котором проис-ходит встреча и общение человека с Богом. Вера - это очень бо-гатое и многоплановое явление. Всякий, встретившийся с реальностью Бога, не сомневается в том, что Бог есть. У такого человека поэтому, безусловно, есть знание о существовании Бога. Однако это знание всегда бывает только личным. Его невозможно пере-дать другому с помощью доказательств. Это объясняется тем, что Бог дает о Себе знать только тогда, когда Сам этого захочет. И когда сам человек чистосердечно этого хочет.

Объекты, которые изучает наука, можно зафиксировать, за-ставить проявиться. Но с Богом такого сделать нельзя. Он нико-гда не бывает объектом, к которому можно подойти и наблюдать со стороны. Его нельзя «уловить».

Научное знание основано на повторяемости явлений и вос-произво-ди-мости результатов эксперимента (в одинаковых усло-виях - одинаковый результат). Но встречу с Богом воспроизве-сти невозможно, если этого хочет только человек. Он - свободная все-могущая Личность, встреча с Которой происходит только в случае Его пожелания.

Для научного наблюдения не имеет значения личность наблю-дателя: добрый или злой исследователь увидят одно и то же. Но не-раскаявшийся человек с нечистым сердцем Бога увидеть не может. И напротив, только «...чистые сердцем... Бога узрят» (Мф.5.8).

Однако знание о существовании Бога - не самое главное в вере. Вера - это область живых отношений с Богом. Верующие христиане называют себя верными. Верные, в библейской традиции, - это те, которые сохраня-ют верность своему Возлюбленному. Вера-верность как отношение двух возлюбленных, Бога и че-ловека, Христа и Церкви, включает в себя также уверенность в Любимом и доверие к Нему, Христианин уверен в Боге, что Бог не обманет, что Он исполнит Свои обещания тем, кто в Него уве-ровал. Христианин доверяет Богу, что Тот его не оставит на про-извол судьбы, но всегда и в радости, и в горе (через которое также надо пройти) Он будет рядом и не оставит без Своей поддержки, а в случае опасности защитит от зла.

Вера - это и преданность. Бог первым показал нам Свою пре-данность, когда ради нас умер на Кресте. Верные христиане в ответ на это посвящают и отдают всю свою жизнь Богу, зная, что тогда Бог берет их жизнь под Свой покров и Сам ведет их ко спасению. Вера устанавливает связь, общение человека с Богом, которое затем Сам Бог наполняет любовью. Но так как соединение с Бо-гом - это и есть спасение, ключ к спасению находится в вере.

Осуждение - это не наказание за неверие. Это следствие то-го, что человек отказался соединиться с Источником жизни. Ис-тинная вера - это способность найти этот Источник - Христа, соединиться с Ним и более с Ним не разлучаться.

Многие знаменитые ученые искренне сообщали о своей вере. Приведем некоторые из их высказываний. Блез Паскаль (1623-1662), французский философ, математик и физик писал: «Есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастны. Третьи не нашли Бога и не ищут Его. Они безумны и несчастны». Исаак Ньютон (1643-1727), английский естествоиспытатель, математик, физик и астроном, писал: «Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог». Майкл Фарадей (1791-1867), английский физик и создатель учения об электромагнитном поле, писал, имея в виду Библию и Природу: «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудную книгу Откровения?!». Макс Планк (1858-1947), физик, лауреат нобелевской премии, писал: «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога. Для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) - в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки - венец разработки миросозерцания». Альберт Эйнштейн (1879 -1955), физик - теоретик, лауреат нобелевской премии, писал: «Я верю в Бога как в Личность, и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом».

Сравнение православия с деструктивными культами

При раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых деструктивными культами по религиозным мотивам, зачастую возникает необходимость уточнения их вероучительных особенностей. В силу широкого влияния православия в нашей стране (прежде всего на этнокультурном уровне) удобно осуществлять сравнение именно с ним. В качестве образца возьмем самую распространенную, внесшую наибольший созидательный вклад в развитие народов в Российской Федерации религиозную организацию - Русскую Православную Церковь (РПЦ).

Для понимания отличия православия от деструктивных культов приведем сравнительную таблицу некоторых их основных признаков.

Сравнительная таблица религиозных и поведенческих признаков

Русской Православной Церкви и деструктивных культов (сект)

Основные религиозные признаки

Признак

Русская

Православная

Церковь

Деструктивные

культы

1. Догмат о Троичности Бога

Основной догмат

Большинство не признает

2. Догмат о Боговоплощении

Основной догмат

Большинство не признает

3. Догмат о воскрешении Христа из мертвых и о будущем всеобщем воскресении с телом

Основной догмат

Большинство не признает

5. Открытость учения

Полностью открыто и доступно, нет уровней посвященности (постижение зависит от внутренней готовности)

Строжайшие уровни посвященности, утаивание истинных целей от нижних уровней и посторонних, частый обман, приукрашивание

6. Переселение душ (реинкарнация)

Отвергает (абсолютные ценность, цельность и неповторимость каждого человека)

Большинство признает (расчленение человека)

7. Почитание икон и мощей

Да (вытекает из основных догматов)

Большинство не признает

8. Почитание святых отцов

Да (основа их авторитета - святость их жизни), бережное отношение к их словам

Основа почитания лидеров - положение в иерархии, конъюнктурные изменения их высказываний или утаивание

9. Молитва за умерших

Да (непрерывная связь живых и усопших)

Почти никто не признает

10. Крест

Главный символ (в строгом соответствии с Новым Заветом)

Большинство категорически не признает (некоторые признают, но второстепенным символом)

11.Устойчивость гла-в-ных религиозных приз-наков

Строгая, с апостольских времен

Конъюнктурные изменения

Основные поведенческие признаки

Признак

Русская

Православная

Церковь

Деструктивные

культы

12. Отношение к государственной власти и к государству

Подчинение, правопослушность, патриотизм

Скрытая или явная отчужденность, вражда

13. Отношение к традиции и культуре

Уважительное, конструктивно-творческое

Деструктивное и пренебрежительное

14. Отношение к семье и работе

Уважение, бережность и ответственность

Не деструктивные секты - с уважением, деструктивные - обычно с пренебрежением

15. Соблюдение моральных норм и законов

Обязательно, в полном объеме

Не деструктивные секты - с уважением, деструктивные - обычно с пренебрежением и конъюнктурным подходом вплоть до правонарушений

16. Отношение к личности

Уважение и всестороннее развитие

Стремление к скрытому или явному подавлению, управлению

17. Свобода критики внут-ренней жизни

Полная, без ограничений по отношению ко всем уровням иерархии, но в рамках общих приличий

Категорический запрет критики верхних уровней иерархии и любых сторон внутренней жизни сект

18. Соблюдение права на свободу получения информации

Да

Преимущественно конъюнктурный подход, ставка на обман, утаивание

При потребности более углубленного изучения особенностей мировоззрения и «почерка» деструктивных культов можно воспользоваться нижеследующим сравнительным перечнем.

Основа отношений Православия с государством - симфония властей и Церкви. Православие придерживается принципа избежания крайностей, предпочитая путь «золотой середины» и невмешательства в дела управляющих государственных структур, так как считает, что власть - от Бога. Однако РПЦ неизменно занимает активную позицию в социально-нрав-ственной сфере. Оценка событий и выбор конкретных действий осуществляются РПЦ, исходя из миротворчества, милосердия, уважения и терпимости, при этом полностью отвергается экстремизм. В социально-полити-чес-ком плане оно терпимо к иным мировым религиям, признавая за ними конкретную историческую миссию и роль. Православие является стержнем исторически сложившейся славянской (в том числе и русской) традиционности и культуры. РПЦ выступает за сохранение России при любых условиях и последовательно заботится о русском народе, но без фанатичного национализма и ущемления иных народностей.

Подавляющее большинство сект рассматривает государство как чужеродную и враждебную силу, которую необходимо обманывать и использовать для себя всеми доступными способами. Оценка действий государства производится только с позиции интересов секты. Секты безразличны или враждебны к традиционной российской культуре, стремятся к ее дискредитации, расчленению и ослаблению. Даже внешне респектабельные секты игнорируют такое понятие как патриотизм.

Православие признает многогранность человеческой природы и разнообразие ее проявлений в обществе. РПЦ не отвергает никакой положительной стороны человеческого бытия. Ценность любого человека для Православия бесконечна. Человеку дана в этом мире лишь одна жизнь без повторных перевоплощений, т.к. самоценна именно конкретная уникальная личность каждого человека. Предпочтение того или иного (светлого или темного, хорошего или плохого) поступка в любой ситуации есть выбор свободной воли личности. Возможность выбора прекращается земной смертью человека, далее осуществляются уже независящие от его воли последствия этого шага. Искреннее покаяние - необходимое условие исправления ошибки и самого себя.

Большинство сект пытается сузить, изолировать и подчинить себе жизнь человека. Задача всех сект - формирование у своих членов зависимого типа личности. Личность человека для сект не имеет абсолютной ценности, а теория перевоплощения обесценивает ее полностью.

В православном христианстве утверждается иерархия человеческих ценностей и потребностей: высшая - духовная, ниже - душевная и телесная. Вместе с тем одной из целей православного воспитания рассматривается взаимная гармония духа, души и тела при оптимальном совместном их развитии в социальной среде. Главным для РПЦ является достижение внутренней чистоты и цельности человека на пути его уподобления Богу. Православная Церковь учит правильному различению добра и зла. Основа взаимоотношений между людьми для Православия - любовь (даже к врагам). Много сил РПЦ уделяет укреплению семьи и воспитанию детей. Она старается формировать у людей добросовестность к своим обязанностям, работе и дому, а также бережливость к природе и вещам. Православие считает священным долг по защите Отечества от агрессоров и правонарушителей. Тем не менее, оно всегда различает грех (ненавидя его и борясь с ним) и грешника (любя и жалея его человеческую сущность, надеясь на его исправление).

В сектах все подчинено их интересам. Любовь - такое же допустимое средство, как обман и ненависть. Проповедуется уклонение от воинской обязанности, и допускаются, если нужно секте, правонарушения, уход из семьи, пренебрежение к работе. Альтернативная служба была введена в России в значительной степени из-за сектантов.

Особенность православного вероисповедания - открытость вероучения, отсутствие тайных доктрин. Сконцентрированная сущность православной веры изложена в Символе Веры, выработанном соборным сознанием Церкви в Духе Святом. Символ Веры обозначает допустимую границу разнообразных частных мнений христиан, которые не осуждаются, если способствуют более точному пониманию истины. Неподвержены критике лишь догматы, но их в Православии не много. Всегда действует принцип минимизации жестких установок и границ: если что-то можно не догматизировать, - лучше воздержаться от введения новой догмы. Вся жизнь и мировоззрение Православия базируются на живом Откровении Бога, а не на учении какого-либо пророка или учителя.

В подавляющем большинстве сект имеются тайные доктрины и уровни посвященных. Одни секты считают лишь свое учение истинным, а другие трактуют все религии, как части более общей истины. Носителем этой истины и источником ее считается руководство секты. Секты всегда нарушают конституционные права человека на свободу получения информации.

Вероучение Православия основано на Священном Писании (письменном слове Божием) и Священном Предании (живом слове Божием), согласными между собой. Священное Писание состоит из взаимосвязанных Ветхого и Нового Заветов. Окончательный состав (канонический) книг Нового Завета формировался Православием несколько веков, исходя имен-но из Священного Предания. При этом Церкви пришлось бороться с авторами и сторонниками огромного количества ложных сочинений.

Священное Предание для Православия есть не догма, а живое слово Божие, реальная жизнь и сознание Православной Церкви (Тела Христова) в Духе Святом. Сущность Священного Предания остается полной и неизменной со дня Пятидесятницы. Основание христианской жизни - любовь, средства для нее - закон Божий внутренний (совесть) и закон Божий внешний (заповеди Божии). Десять заповедей закона запрещают греховные поступки. Иисусом Христом дано девять заповедей блаженства (закон Божественной любви), указывающих путь достижения христианского совершенства или святости. Устные нормы этой реальной жизни Православной Церкви существовали изначально и были в ходе борьбы с ересями письменно по необходимости зафиксированы в книгах Нового Завета и соборном учении святых отцов, стяжавших Духа Святого.

Семью Вселенскими Соборами были определены главнейшие правила, регламентирующие (как противодействие расколам и ересям) все существенные стороны жизни Православной Церкви; поэтому после этих Соборов был установлен праздник Торжества Православия. И, держась этих правил, Православие не приемлет умствования над тем, что разум вместить не способен. Однако Священное Предание, при необходимости, может и в дальнейшем уточняться по своей внешней форме соборным сознанием Православной Церкви. При этом нужно различать мнение Православной Церкви и частные мнения христиан, иногда несовпадающие друг с другом. Правильное познание Священного Писания и Священного Предания, то есть вхождение в Православную Церковь, воцерковление возможно лишь в постепенном их освоении (как целого, а не в искусственно выделенных фрагментах) через жизнь в Православной Церкви и требует значительного труда.

Большинство сект, пользующихся теми же текстами Библии, отвергают православное Священное Предание, однако стремятся создать свое безблагодатное самочинное предание. Их метод - составление правдоподобных цепочек из специально вырванных фрагментов цельного текста Библии с собственным их толкованием под заранее сформированную концепцию.

Важно знать, что многие стороны и разъяснения христианского мировоззрения изложены в богослужебных книгах на специальном церковно-славянском языке, достаточно близком к русскому. Этот язык используется по нескольким причинам. Его средствами достигается наиболее точный (калькированный) богословский перевод древнегреческих и древнееврейских библейских текстов. Существенно, что он обладает особыми духовно-мистическими свойствами (внешне это выражается, например, в том, что каждой букве алфавита присвоено имя, числовое значение и особая графика шрифта, кроме того, имеются специальные сакральные знаки). С его помощью поддерживается языковое единство богослужебного общения всех славянских Православных Церквей. Язык богослужения в духовно-пси-хо-логическом плане возвышается над обыденным языком. Его слова имеют понятийную емкость и метафоричность, большую по сравнению с современным языком. Он удовлетворяет особенным требованиям к музыкальности произношения и пения.

Православие в богослужении, богообщении и молитве опирается на три священных (обладающих вышеуказанными свойствами) языка: церковно-славянский, греческий и древне-еврейский. Церковно-славянская Библия, исходя из богоустановленного Священного Предания, наиболее полно, точно и бережно (сравнительно с любыми иными переводами) воспроизводит первоисточники - древние Библейские писания.

Секты предпочитают использовать упрощенный современный язык со своим пониманием богословских терминов или вводят свои термины (новояз). Часто они сознательно искажают текст Библии, подгоняя его под свои вероучения.

Православие считает, что вера и научное мировоззрение не только вполне совместимы, но и дополняют друг друга. Многочисленные примеры показывают, что подлинно глубокие научные знания приводят к христианской вере. Православие имеет хорошо разработанное научное богословие (догматическое, нравственное, сравнительное, пастырское). Основной догмат Православной Церкви - Троичность Бога: Бог в своем бытии есть Пресвятая Троица - единый Бог (Божество) по природе (сущности) и три Лица по личности (ипостаси): Отец, Сын и Дух Святой. Но сам Бог выше и полнее понятий «один» и «три», «я» и «мы». Его сущность превыше любых явлений мира и непостижима для людей. Какие-то познания о Ней люди могут получать лишь через Откровения Бога. Вторая Ипостась единосущной и нераздельной Пресвятой Троицы - Иисус Христос есть основатель и глава единственной Православной Церкви.

Большинство сект отвергает догмат о Пресвятой Троице, Божество Иисуса Христа и Личность Святого Духа, не признает Боговоплощения, Воскресения (или значительно искажает учение о них).

Согласно православному учению, Господь Иисус Христос основал единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь - Православную. Он предупредил, что Его Церковь никто и никогда не сможет одолеть и разрушить. Она будет существовать до скончания всех веков, хотя может и сильно уменьшиться в количественном отношении. Поэтому истинная Православная Церковь никогда не разделялась и не исчезала. Православная Церковь возникла раньше книг Нового Завета и первична по отношению к ним. Все книги Нового Завета есть переписка православных христиан между собой по конкретным поводам. С момента создания и до ныне Православная Церковь непрерывно живет в Духе Святом. Искупившая все жертва Иисуса Христа гарантирует вечную жизнь любому человеку, признавшему ее очищающую силу, через полное прощение грехов в Таинствах Церкви.

Каждая секта (без исключения) утверждает, что Православие и все прочие конфессии давно отпали от Бога, и лишь именно эта секта возродила истинную чистоту и правоту учения. Большинство сект не признает догмата об Искуплении человечества Иисусом Христом.

Неизменная сущность православных Таинств и главнейшие элементы их обрядов были даны (установлены) самим Господом Иисусом Христом, а второстепенные детали их внешней формы приобрели некоторые конкретно -исторические и конкретно -этнографические изменения и разнообразие. Слово «Таинство» означает не секрет, а по сути своей непостижимое, таинственное для человека, богоустановленное событие. В Таинствах люди совершают заданную последовательность действий и молитв, а в итоге по воле Бога и по своей вере они получают искомый результат. Центральное Таинство Православия - Причащение (Евхаристия). В нем в Святых Дарах с определенного момента истинно присутствует сам Бог. Хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы, а не в Его образы. В этом Таинстве происходит соединение причащающегося человека с Христом. Всех Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак (Супружество), и Елеосвящение (Соборование). Кроме Таинств, в Православии используются и различные священнодействия: благословение, освящение, отпевание и т.п. Господом вручены Православной Церкви все благодатные средства, необходимые для полноценной жизни и истинного спасения людей.

Все секты отвергают суть и форму Православных Таинств, а вместо них предлагают свои театрализованные эмоционально-мистические обряды, иногда строго тайные, а иногда подчеркнуто массовые (стадионные). Ни одна из сект не признает и не имеет истинного Причастия.

Православная Церковь находится в постоянном общении с Богом через Таинства и молитвы. Православная молитва есть общение с Богом напрямую или при помощи (через) святых угодников. Молитвы могут быть сотворены мысленно, голосом, письменно, изображением, ваянием, зодчеством и т.п. Молиться можно в полноте и взаимной согласованности всех органов чувств и общения. Православие всегда и во всем стремится к молитвенной гармонии между содержанием и формой совокупной системы богослужения. Православное богослужение в силу глубины и полноты его содержания можно назвать поющим богословием. Вместе с тем Православию чужда душевная экзальтация в молитвах и обрядах. Духовная практика Православия основана на трезвении.

Во многих сектах вместо Библии предпочитают чтение литературы своих основателей, учителей, руководителей. Большинству сект свойственна искусственная экзальтация при совершении молитв и обрядов, подменяющая истинную духовность чувственностью и эмоциональностью, разрушающая психику. Одни из них культивируют механистичность молитв, магизм, а другие - бездумное повторение мантр.

Икона для Православия принципиально отличается от идола или кумира, поклонение которым категорически запрещено Богом. Реальность и необходимость икон вытекает из факта видимого Боговоплощения, видимых явлений Бога и ангелов. Икона есть зрительно-пространственная молитва и место встречи человека с Богом. Она концентрирует (собирает) духовность человека. Православие определяет икону как богословие в красках. Известны многочисленные случаи чудес и мироточивости икон. Сам человек представляет собой икону (по образу и по подобию) Бога. Прообразы иконы и Креста даны в Ветхом Завете. Для Православия Крест - это орудие казни и искупительных страданий Иисуса Христа, символ, оружие победы Иисуса Христа над смертью, оружие защиты христианства от язычества, оружие защиты каждого христианина от страстей. Крест - знамя христианства, знамение Господа Иисуса Христа при Его втором пришествии на землю. Крестное знамение является образом Креста, печатью Бога. В большинстве книг Нового Завета присутствуют ясные указания на исключительную важность Креста и крестного пути. Имеются и другие христианские символы: рыба, корабль и т.п.

Практически все секты отвергают всякие иконы и Крест.

По учению Православия священство и его иерархия (три степени) установлены самим Богом сначала в Ветхом, а затем в Новом Заветах. Основа передачи и главный признак истинности христианского священства - преемственное апостольское рукоположение, без которого невозможно совершать подлинные богоустановленные Таинства. Без этой передачи власти и права от Апостолов посредством специальных богослужений, молитв и возложения рук осуществление Таинств духовно не действительно. Отсюда так важно, кто именно рукополагает конкретного священнослужителя, имеет ли сам рукополагающий правильное (законное), а не ложное (самочинное), рукоположение.

Все секты без исключения потеряли или изначально не имеют преемственное богоустановленное апостольское рукоположение и заменили его выбором всеми членами секты или начальством. Часто они применяют собственные произвольные самочинные обряды рукоположения. Они также вводят свои степени служителей, но, как правило, отрицают и критикуют православную священную иерархию.

Монастыри являются духовным центром и стержнем Православия, концентрацией его духовно-мистической жизни. Только в монастырях богослужение приближается к совершенной норме апостолов и их ближайших учеников, которой неукоснительно следовали древние христиане. Монахом стать весьма непросто и лишь по призванию. В монахи приводит Сам Бог.

Все секты без исключения не признают православных монастырей, многие отрицают монастыри вообще, хотя иногда и пытаются создавать некие свои подобия их, например, коммуны.

Православные храмы (церкви) предназначены для законного осуществления в них общих молитв, особенно божественной Литургии, богоустановленных Таинств и священнодействий. Храм (Дом Божий) существовал уже в Ветхом Завете. В ветхозаветном Храме были прообразы всех основных элементов православного храма. Православный храм со всем содержимым, по сути, является молитвой в пространстве и времени, зрительно показывает и разъясняет прихожанам благую евангельскую весть, а также отображает в себе всю Вселенную, видимый и невидимый миры.

Большинство сект объявляют не нужными православные храмы, однако, создают свои храмы или дома для совершения обрядов, более простые, профанные и приземленные.

Православие считает, что в духовно-мистической жизни Церкви активно участвуют и усопшие христиане. Православие не признает абсолютной смерти человека и верит в воскресение мертвых. Православная Церковь состоит из трех непрерывно взаимодействующих, общающихся между собой уровней: Бога, невидимого («небесного») и видимого («земного») миров. Отсюда вытекает православная практика изображения святых подвижников на иконах и обращения к ним с молитвенными просьбами о помощи. Святость души христианского подвижника передается его телу и даже его вещам. Об этом написано в некоторых книгах Ветхого и Нового Заветов. В святых прославляется Иисус Христос. Поэтому в Православии с древнейших апостольских времен существуют поклонение мощам святых и выполнение над ними ключевых обрядов наиболее важных Таинств.

Многие секты отрицают существование души, жизнь после смерти тела и воскресение, общение с усопшими. С другой стороны, есть секты, верящие в переселение душ, ненужность тела, а также во зло (греховность) материи. Но они практически никогда не молятся за усопших, обычно не имеют своих святых, а почитают таковыми живых руководителей сект.

Все предметы и вещи, используемые в православном богослужении, кроме своего прямого функционального назначения, имеют и разноплановое символическое содержание, напоминающее о конкретных событиях Нового и Ветхого Заветов. Однако Православие отвергает спекулятивные эзотерические толкования своих символов, не принимая изощренного и субъективного умствования.

Все секты, отрицая или извращая православную символику, создают свои системы символов и свои толкования их (иногда строго засекреченные). Некоторые секты используют элементы православной символики, но вкладывают в нее свое извращенное содержание. Наиболее деструктивные секты зачастую применяют православную символику для действий, направленных на осквернение христианства. Есть секты, наносящие своим членам специальные татуировки в соответствии с уровнями посвященности.

В истории человечества часто наблюдаются процессы появления новых верований, расколов, ересей и сект, претендующих на религиозную истинность. Православие объясняет это вмешательством темных сил зла и лжи, а также влиянием отрицательных качеств конкретных людей: гордыни, тщеславия, трусости, ограниченности, заблуждения, лукавства, страстности и т.п. По мнению Православия, всякая ересь есть не открытие новой истины (или якобы возврат к забытой), а отпадение от полноты и цельности жизни в Боге, что сказывается, прежде всего, на внутреннем устроении сектантов. Православие, действуя в исторически изменяющемся мире, осуществляет и свое гармоничное развитие. Однако основа Православия, данная самим Богом, строго неизменна. За этим тщательно следит соборное сознание Православной Церкви, что с апостольских времен осуществляется через Иисуса Христа в Духе Святом. Поэтому несовершенства и греховность отдельных христиан или священнослужителей не действуют и не способны повлиять на святость и чистоту учения Православной Церкви в целом.

Секты часто меняют и адаптируют свои учения, исходя из конъюнктурных соображений и в зависимости от того, кто стоит во главе их. Отклонение в поведении и привычках руководства секты может радикально изменить все ее учение. Большинство культов (особенно атеисты и примыкающие к ним оккультно-мистические учения) имеет в своих учениях утопические программы овладения миром, покорения Природы и создания нового типа управляемого человека (якобы на самом деле свободного) как одну из главных целей.

При сравнении православного и сектантских вероисповеданий нужно знать также то, что христианская и языческая символика и, даже, терминология зачастую имеют некоторое внешнее сходство. Однако их сущность и назначение глубоко и принципиально различаются. Кроме того, в целях борьбы с деструктивными культами (замена содержания праздника и т.п.), для церковной рецепции культуры (бережного учета ее местных особенностей, не противоречащих православному вероучению) или по объективным космологическим причинам (природные циклы и т.п.). Православие специально совместило даты некоторых своих и отмененных языческих праздников.

Секты активно спекулируют на внешней похожести формы некоторых православных и языческих символов и терминов, в частности, обвиняя Православие в язычестве. Чаще всего объектом нападок является православный Крест.

Из вышеизложенного следует, что православное вероучение на самом деле по своей внутренней сути принципиально отличается от деструктивных культов. Оно не сводимо ни к одному из них, в том числе к пытающимся претендовать на всеохватность и универсальность. Оно несовместимо с экуменизмом и любой эклектикой. В силу полноты вероучения Русская Православная Церковь - российская религиозная организация, имея веру наднациональную и сверх-государственную, всегда реально стремится к усилению, единению и развитию нашей страны, к гармоничному воспитанию всех ее граждан на основе национального самосознания. Истинный гармоничный патриотизм - характерное свойство всех поместных православных Церквей.

Иные христианские объединения

Католицизм

Католицизм является крупнейшим по численности современным направлением мирового христианства. Католическая церковь объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют главным образом в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки. Практически все специалисты по религиям относят католицизм к культуро-созидательным и государственно-образующим религиям.

Католичество преимущественно состоит из духовных орденов, мужских и женских ассоциаций: иезуитов, бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев и т.д. Существуют также религиозные общины: пассионарии, редемптористы, винцентиане, мариане и т.д. Некоторые католические дви-жения активно участвуют в политике (в том числе и российской), например, иезуиты и «Опус Деи».

В России католицизм исторически существует преимущественно на этнической основе: немецкие, польские и иные этнические группы. Для этих групп католицизм, безусловно, играет позитивную роль. Однако тема католицизма в нашей стране становится сейчас актуальной также и для правоохранительных органов в связи с интенсификацией и расширением их деятельности, усилением их противостояния с традиционными для нашей страны религиозными течениями, прежде всего, православием. Определенные противоречия наблюдаются между католичеством и протестантизмом. Это зачастую порождает социальную напряженность, принимающую иногда даже противоправный характер. Сотрудникам правоохранительных органов необходимо знать, что расхождения между католицизмом и православием (а во многом и с протестантизмом) носят не конъюнктурный политический характер, но вызваны серьезными и глубокими противоречиями в вере. Поэтому в настоящем разделе сделан акцент на тех вероучительных и иных особенностях католицизма, которые вызывают означенные негативные явления в российском обществе.

Слово «католический» - греческого происхождения, означает «всеобщий, всецелый, всемирный». Исходя из распространенности именования Рим-ской церкви как католической, оно считается условным для нее.

До середины XI века восточные и западные христиане, несмот-ря на частые разногласия, находились в единстве. Восточные христиане объединялись в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные в один - Римский, в котором патриарх носил древний титул папы.

В силу различных, в первую очередь богословских, а также политических и этнокультурных причин между западными и восточными христианами постепен-но нарушалось согласие в понимании единства Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что собор-ной (всеобщей, католической) Церковью является каждая христи-анская община, совершающая Евхаристию по бла-гословению местного кано-нического (то есть законно-го) епископа.

Первыми по чести сре-ди всех епископов Древней Вселенской Церкви считались епи-скопы (патриархи) Рима, Константинополя, Алексан-дрии, Антиохии и Иерусали-ма. Но благодать и власть у всех епископов была абсолютно одинакова: ни один из них не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа без при-глашения. В Риме же постепенно в силу ряда причин власть папы стали понимать по иному. Папы пришли к мнению, что их власть распространяется на всех епископов и христиан во всем мире.

В соответствии с учением древнего христианства (и большинства современных христианских направлений) Главой Вселенской Церкви и ее единственным Первосвященником неизменно был, есть и будет Иисус Христос. Верховной человеческой властью в земной Церкви христиане всегда наделяли со-бор епископов, беря пример с апостолов, которые важные реше-ния принимали на своем соборе в единстве духа и веры. Ни один апостол не имел права сам решать, что обязательно для всех остальных. Подобные постановления готовились только всеми вместе. Рим упразднил это традиционное правило и провозгласил, что папа самостоятельно распоряжается всеми вопросами во всей Церкви. В конце концов, власть папы была поставлена даже выше полномочий Вселенских соборов, с чем восточные христиане согласиться не могли, потому что это не соответствовало богословским и историческим основам христианства.

Окончательный разрыв единства западных и восточных христиан случился по инициативе Рима. В 1054 г. посланник па-пы на переговорах с восточными христианами обвинил православных в том, что они изъяли из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца: «Ве-рую... и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго». Он требовал, чтобы было «Иже от Отца и Сы-на исходящего». Позднее католики признали ошибочность претензий посланника, но исправить положение не смогли. Посланник папы пре-дал анафеме (отлучению от Церкви) Константинопольского патриарха и всех, находящих-ся с ним в единстве. В ответ на это Собор православных еписко-пов в Константинополе предал анафеме самого посланника папы и, на ос-новании действительного самовольного изменения Символа веры Римом, вычеркнул папу из списка поминаемых на богослужении патриархов.

История изменения Символа веры вкратце такова. Текст Сим-вола веры был принят на I и II Вселенских соборах, а III Вселен-ский собор запретил вносить в него изменения. В нарушение этого запрещения в некоторых областях Западной церкви с VII века к Символу веры стали добавлять слова «и Сына» (по латыни «Filioque»), вопреки словам Христа, что Святой Дух исходит от Отца. С этим искажением Символа веры первоначально боролись даже сами римские папы, но в начале XI века все же утвердили Символ веры в его новом измененном виде. До сих пор «Filioque» остается главным препятствием к восстановлению единства Рима с православием. Это нововведение имеет весьма серьезное богословское значение, влекущее конкретные последствия в духовной, нравственной и социальной жизни. По мнению православных богословов Filioque - точка разрыва между восточной и западной Церковью.

Второе серьезное препятствие - притязание римского папы на власть над всей Христианской церковью (так называемый «примат папы»). Поместные православные церкви осознают себя совершенно самостоятельными в своих внутренних делах, отвергают властолюбие и могут, в случае восстановления единства, согласиться только с первенством чести (но не власти) римского первосвященника.

Первый Ватиканский Собор (20-й экуменический собор католической Церкви) утвердил догмат о непогрешимости папы. 18 июля 1870 года этот Собор торжественно принял положение, согласно которому всякий раз, когда папа говорит «ex cathedra - экс катедра» (лат. с кафедры) по вопросам веры и морали, его слова обладают высшим авторитетом. Непогрешимость папы утверждается и в некоторых других ситуациях. Это же подтвердил II Ватиканский Собор (1962 - 1965 гг.) в 1963 г. На этом Соборе была подтверждена безошибочность папы, даже когда он не говорит «ex cathedra». Собор заявил, что «определения его справедливо называются непреложными сами по себе, а не из согласия Церкви… не нуждаются ни в каком ином утверждении и не подлежат никакой апелляции в другой суд». По сути дела, папский примат представляет собой фундамент, на котором зиждется институт папской власти. Римский папа называется верховным понтификом, заместителем Христа, средоточием единства Церкви, ключником Царства Небесного, Верховным или Римским Первосвященником и т.п.

Но в истории известны неоднократные случаи, когда, к сожалению, папы явно заблуждались, бывали еретиками, преступниками и когда ошибались даже Соборы. Православие, указывая на эти случаи, а, также, основываясь на обещании Иисуса Христа, что врата ада Церковь не одолеют, верит в непогрешимость только всей Церкви в целом и отвергает претензии на непогрешимость какого бы то ни было человека. Православие считает непогрешимым только Богочеловека Иисуса Христа и не берет в толк, как в Церкви при непрерывном присутствии Иисуса Христа может появиться Его «заместитель». Кроме того, согласно Новому Завету, единственным и незаменимым Первосвященником у христиан является Сам Иисус Христос.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.