![]() |
|
|
Учет и анализ посреднических операций в торговле на примере ООО "Стэка"2.3. Отчетность агента перед принципалом Рассматриваемое предприятие ООО “Стэка” осуществляет посредническую деятельность по агентским договорам. Как было отмечено выше, агент может руководствоваться положениями законодательст-ва, касающимися договора комиссии или дого-вора поручения. Поэтому налогообложе-ние и учет таких операций в ООО “Стэка” проводятся по схеме договора комиссии. Согласно агентского договора, ООО “Стэка” является агентом, который по поручению принципала от своего имени за счет принципала осуществляет сделки по реализации аудио-, видео-, бытовой техники и других товаров народного потребления. Агентское вознаграждение ежемесячно согласовывается между агентом ООО “Стэка” и принципалом ООО “СТДЭ”. ООО “Стэка” по договору обязано реализовать имущество по ценам, указанным принципалом в накладных передачи товара на реализацию. Если ООО “Стэка” совершит сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны принципалом, полученная выгода распределяется между сторонами следующим образом; 100% принадлежит принципалу. За IV квартал 2001 г. в учете ООО “Стека” при расчете с принципалом были отражены следующие операции:
ООО “Стека” ежеквартально предоставляет принципалу отчет, включающий следующие документы: 1. Отчет агента 2. Акт на выполнение услуг и протокол согласования агентского вознаграждения - Счет-фактура на агентское вознаграждение. 3. Акт взаимных расчетов 4. Акт зачета расходов по выполнению поручения принципала - Реестр платежей на оплату расходов, перепредъявляемых принципалу. - Копии платежных документов, подтверждающих расходы, перепредъявляемые принципалу. Копии документов (сч.-ф., акты выполненных работ), подтверждающих расходы, перепредъявляемые принципалу. - Счет-фактура на расходы, перепредъявляемые принципалу. 5. Акт зачета платежей - Реестр перечислений на р/с Принципала в счет погашения задолженности за реализованный товар. - Реестр перечислений по письмам Принципала в счет погашения задолженности за товар. 6. Справка о возвращенном товаре 7. Формирование агентского вознаграждения 8. Товарный отчет 9. Отчет о проведении рекламной акции Кроме того: Счет-фактура на торговую наценку, реестр приходных накладных, реестр возвратных накладных. Обращает на себя внимание достаточно большое количество отчетных регистров агента перед принципалом. Причем принципал может в любой момент увеличить количество документов, которые агент (ООО “Стэка”) должно будет предоставить. Это, конечно, отнимает много времени, ресурсов и отрицательно сказывается на эффективности деятельности. Согласно договора, агентское вознаграждение которое должно быть выплачено агенту (ООО “Стэка”), согласовывается ежемесячно между агентом и принципалом и оформляются актом. Субагенту по его желанию может быть выплачен аванс в размере 10000 (десять тысяч) рублей, засчитываемый при окончательных расчетах между сторонами. В сумму расходов агента по исполнению поручения принципала входят, подтвержденные соответствующими документами следующие расходы: транспортные расходы, расходы по погрузке, разгрузке, хранению имущества принципала, суммы страховых платежей, иные расходы, оговоренные сторонами. Указанные выше расходы возмещаются принципалом по требованию агента.
2.4. Особенности применения счетов-фактур в учете посреднических операций Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 г. № 108) не учитывает особенности комиссионной торговли. В связи с этим на практике сложились два механизма использования счетов-фактур между комитентом, комиссионером и покупателем. Сторонники первой позиции считают, что комитент должен составлять счет-фактуру на стоимость передаваемых комиссионеру товаров. Сторонники второй позиции считают, что комитент вообще не составляет счетов-фактур, так как не производит непосредственной продажи товаров. Поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок применения счетов-фактур при осуществлении комиссионных операций, предприятие вправе самостоятельно выбрать один из существующих способов документооборота. Главным критерием выбора способа должен являться факт правильного определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Способ 1 (счет-фактура передается комитентом комиссионеру) Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру составляет (и передает комиссионеру) счета-фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера. Данный способ рекомендован налоговыми органами [6],[7]. Способ 2 (комитент не передает комиссионеру счет-фактуру) Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 № 108) не составляет, а передает накладные, счета, приемо-сдаточные акты и др. с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера. Вместе с тем, для соблюдения единого документооборота, комитент может составлять для себя в одном экземпляре счета-фактуры и учитывать их в книге продажна всю стоимость реализуемых покупателям товаров на основе данных, предоставленных комиссионером (копий счетов-фактур, переданных комиссионером покупателям). Посмотрим, как выбор вышеперечисленных способов отразится на предприятии -комиссионера: Первый способ (комитент передает счет-фактуру комиссионеру) Комиссионер участвует в расчетах1. Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру составляет (и передает комиссионеру) счета-фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.2. Полученные от комитента счета-фактуры по переданным для реализации товарам хранятся у комиссионера в журнале учета получаемых счетов-фактур.3. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счета-фактуры от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение.4. После перечисления собственнику товара причитающейся ему суммы выручки за реализованный товар комиссионер делает соответствующую запись в книге покупок на основании счета-фактуры, полученного ранее от комитента.Комиссионер не участвует в расчетах1. Счета-фактуры, полученные комиссионером от поставщиков товаров, оприходованные в учете комиссионера и находящиеся у него на хранении, хранятся у него журнале учета получаемых счетов-фактур, но в книге покупок у комиссионера не регистрируются.2. Счета-фактуры покупателям товаров составляются комиссионером на полную сумму отгружаемого в их адрес товара и сумму дохода, получаемого в виде вознаграждения (платы) за оказание посреднических услуг. При этом счета-фактуры, составленные комиссионером, регистрируются у комиссионера в книге продаж только в части полученного дохода (вознаграждения), являющегося оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость у этих организаций.В заключении отметим, что этот способ рекомендован налоговыми органами ( см., например, письмо ГНС РФ от 23 мая 2000 г. № ПВ-6-03/393 “О счетах фактурах”, письмо ГНИ по г. Москве от 24 ноября 2000 г. № 11-13/30414 “О налоге на добавленную стоимость”, письмо Минфина РФ от 30 декабря 2000 г. №04-03-11).
Второй способ (комитент не передает комиссионеру счет-фактуру) 1. Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 г. № 108) не составляет, а передает накладные, приемо-сдаточные акты и другие документы с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера. 2. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счет-фактуру от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение. Указанный счет-фактура учитывается в специальном журнале учета счетов-фактур, выданных в порядке комиссионной торговли; в книге продаж он не отражается. 3. После выполнения услуги комиссионер составляет счет-фактуру на стоимость своей услуги. Первый экземпляр передается комитенту для учета в книге покупок, второй отражается в книге продаж. 000 “СТЭКА” при расчетах с принципалом использует 1-й способ, т.е. при передаче товара агенту принципал составляет счет-фактуру. Данная счет-фактура регистрируется 000 “СТЭКА” в журнале учета и заносится в книгу покупок при оплате. Итак, в книгу покупок предприятие-агент 000 “СТЭКА” заносит: 1 ) Счета-фактуры на товар в части оплаты принципалу на расчетный счет или по письмам 2) Счета-фактуры на товары и услуги, относимые на затраты 3) Счета-фактуры на расходы (например, гарантийный ремонт), в последствие перепредъявляемые принципалу 4) Счета-фактуры на наценку за период 5) В случае возврат товара принципалу, в книге покупок сторнируется сумма возврата, а затем на эту сумму регистрируются новые счета-фактуры принципала в порядке их поступления. 6) Счета-фактуры по договорам на закупку товаров у других поставщиков В книге продаж делаются следующие записи: 1) Ежедневно регистрируется сумма выручки за день по Z-отчету чековой ленты ККМ с обязательным указанием номера чека 2) Счета-фактуры на продажи по безналичному расчету 3) Сторнируется счет-фактура на агентское вознаграждение, так как вознаграждение чаще всего удерживается агентом из выручки, а не выплачивается принципалом дополнительно, затем счет-фактура на агентское вознаграждение заносится ещё раз. 4) Счет-фактура на расходы за счет принципала.
3. Анализ торговой деятельности ООО “Стэка” по посредническим договорам 3.1. Анализ динамики товарооборота Торговая деятельность ООО “Стэка” ха-рактеризуется динамикой объема товарооборота, его ассортиментом и структурой. Проанализируем выполнение плана по общему объему товарооборота. Таблица 1Выполнение плана по общему объему товарооборота, тыс.р.
На 2001 год план товарооборота планировался из расчета: фактический товарооборот за 2000 г. +10%, т.е. 10555,67*1,1 = 11611,23. План по общему объему товарооборота перевыполнен на 19,5%, или на 2262,19 тыс.р. (13873,42-11611,23). Анализ выполнения плана товарооборота проводится не только за год, но и по кварталам и месяцам (табл.2). Это помогает установить, ритмично ли выполняется план товарооборота, равномерно ли удовлетворяется спрос покупателей на товары. Если план за каждый месяц выполняется и перевыполняется, то это свидетельствует о равномерном, ритмичном его выполнении. И наоборот. Таблица 2Анализ товарооборота по месяцам и кварталам, руб.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |