1. получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах;
2. принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов;
3. анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели деятельности предприятия;
4. своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
Недостаток денежных средств на предприятии приводит к сбоям в производственно-финансовом процессе, а избыток свидетельствует о том, что руководство предприятия не умеет выгодно размещать денежные ресурсы с целью получения дополнительной прибыли.
Следует иметь в виду, что инфляционные процессы с течением времени обесценивают денежные ресурсы.
Разработка прогнозируемого баланса предприятия
Цель разработки прогнозируемого баланса является оценка экономического потенциала предприятия, т.е. определение величины и динамики изменения стоимости активов, чистого оборотного капитала (рассчитывается как разность между текущими активами и краткосрочными обязательствами (счета к оплате), а также оценка ликвидности баланса, способности предприятия выполнять свои обязательства.
Баланс позволяет определить, какими средствами финансирования обладает предприятие и как их использовать.
Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой основной статьи баланса:
- основной капитал (учитывается стоимость основного капитала на начало периода, инвестиционные затраты за период; при оценке его балансовой стоимости учитываются ежегодные отчисления на амортизацию);
- текущие активы, в том числе сырье, незавершенное производство и готовая продукция, наличность (данные о нормируемых оборотных средствах), а также прогнозируемая дебиторская задолженность;
- собственный и заемный капитал, в том числе краткосрочные обязательства, необходимые для бесперебойной работы предприятия.
Пассивная часть баланса формируется по данным о предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.
При составлении баланса необходимо обратить внимание на величину чистого оборотного капитала. Увеличение его соответствует оттоку реальных денег. Он должен финансироваться за счет акционерного капитала или долгосрочных обязательств. Сопоставление активов и собственного капитала и долгосрочных обязательств позволяет определить потребность в краткосрочных обязательствах. Таким образом, составляется первоначальный вариант прогнозируемого баланса. Составлением прогнозируемого баланса заканчивается первый этап работы над генеральным бюджетом. Затем необходимо провести анализ баланса, т.е. оценить, как планы руководства предприятия повлияют на финансовое состояние предприятия. Если в результате анализа возникнут проблемы, отрицательно влияющие на уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, то разработанные ранее частные сметы корректируются. При этом планирование и составление бюджета являются единым процессом управления.
Наше предприятие специализируется на выпуске сельхоз продукции. Рыночная цена единицы продукции в отчетном периоде составляла 1,8 тыс. руб. Объем продаж в отчетном периоде - 400 тыс. единиц. Руководство предприятия на основе результатов анализа рынка сбыта продукции принимает решение об увеличении объема продаж на 50%.
Необходимо разработать генеральный бюджет, используя данные о производственном процессе и балансовой отчетности, приведенные в приложении (баланс предприятия).
Исходные данные.
1.балансовая отчетность предприятия.
Баланс предприятия на 1 января 2005 года (тыс.руб.)
Актив
Значение
пассив
Значение
1. Основные средства
4000
1. Собственные средства
6600
2. Производственные запасы
2000
2. Краткосрочные кредиты и займы
600
3. Готовая продукция
800
2. Кредиторская задолженность перед поставщиками
500
4.Дебиторская задолженность
500
3.Задолженность перед бюджетом
200
5.Денежные средства в кассе и расчетах
600
Итого активов
7900
Итого источников
7900
2.Для производства продукции необходимо использовать сырье трех видов. Известны нормы расхода каждого вида сырья на единицу продукции, цена сырья в отчетном периоде, его запасы на начало прогнозируемого периода, а также возможный темп роста цен на соответствующие виды сырья. Запасы сырья на конец периода по решению специалистов должны составлять по каждому виду соответственно: 30, 20 и 15% от объема, необходимого для производства продукции.
Сырье
Норма расхода на единицу продукции, усл.ед.
Запас сырья на начало периода, тыс.усл.ед.
Цена сырья в отчетном периоде, руб.
Возможный темп роста цен на сырье
Пшено
2
8
150
1,05
Свекла
0,5
10
40
1,10
КРС
0,1
4
100
1,02
3.Для выполнения данной программы продаж необходимо увеличить производственные мощности на 30%.
Составим частные бюджеты на основе данной информации.
Формирование бюджета продаж сельхоз продукции
Прогнозируемый объем продаж - 600 тыс.ед.продукции, в 1-ый квартал - 120 тыс.ед., а в каждый последующий - по 160 тыс.ед. С учетом роста инфляции руководство предприятия решило увеличить цену реализации на 2% ежеквартально. Смета продаж представлена ниже.
Смета продаж продукции на 2006 год (по кварталам)
Показатель
I
II
III
IV
1.Объем продаж, ед.
120 000
160 000
160 000
160 000
2.Цена реализации, тыс.руб.
1,8
1,8
1,8
1,8
3.Темп роста цены
1,02
1,04
1,06
1,08
4.Индексированная цена (стр.2xстр.3), тыс.руб.
1,84
1,87
1,91
1,94
5.Выручка от продаж, тыс.руб.
220 800
299 200
305 600
310 400
6.Общая выручка за год
1 136 000
Руководство предприятия решило предоставлять кредит своим покупателям. Условия кредитования: 40% - продукции в кредит; погашение кредита: в I квартал - после продаж 40% кредита, во II и III кварталы - соответственно 50 и 10% кредита.
С учетом условий кредитования составим план поступления денежных средств от реализации продукции в кредит.
График ожидаемых поступлений денежных средств от продажи продукции по кварталам
Показатель
I
II
III
IV
1.Прогнозируемая выручка, тыс.руб.
220 800
299 200
305 600
310 400
2.Выручка с нарастанием
220 800
520 000
825 600
1 136 000
3.Поступления от продаж в данный период (тыс.руб), в том числе:
1-й период
220 800х0,6=132 480
88 320х0,4=35 328
88 320х0,5=44 160
88 320х0,1=88 320
2-й период
299 200х0,6=179 520
119 х0,4=47 872
119 680х0,5=59 840
3-й период
305 600х0,6=183 360
122 240х0,4=48 896
4-й период
310 400х0,6=186 240
4.Итого поступит за период
132 480
214 848
275 392
383 296
5.Поступление средств с нарастанием
132 480
347 328
622 720
1 006 016
6.Остаток долга на конец периода (дебиторская задолженность на конец периода), тыс.руб.
88 320
172 672
202 880
129 984
7.Остаток долга на начало периода (дебиторская задолженность на начало периода), тыс.руб.
500
88 320
172 672
202 880
8.Средняя дебиторская задолженность за период, тыс.руб.
44 410
130 496
187 776
166 432
9.Доля дебиторской задолженности в выручке, %
20,11
43,61
61,45
53,62
При таких условиях реализации продукции доля дебиторской задолженности в прогнозируемой выручке значительная.
Формирование бюджета коммерческих расходов по продукции.
При формировании коммерческих расходов нормы расходов по основным статьям учитываются в процентном отношении от выручки от продаж. Предполагаемые нормы расходов по основным статьям коммерческих расходов: на упаковку - 0,1%; хранение - 1,5%,; транспортировку - 1,4%; рекламу - 0,5%; оплату труда торговых агентов - 0,2%; представительские расходы - 0,1% от выручки от продаж.
Бюджет коммерческих расходов на 2006 г. (тыс.руб.) (по кварталам)
Показатель
I
II
III
IV
1.Прогнозируемая выручка
220 800
299 200
305 600
310 400
2.Расходы на упаковку продукции
221
299
306
310
3.Расходы на хранение продукции
3312
4488
4584
4656
4.Расходы на транспортировку
3091
4189
4278
4346
5.Расходы на содержание складских помещений
1200
1200
1200
1200
6.Расходы на рекламу
1104
1496
1528
1552
7.Расходы на з/п торговым агентам
442
598
611
621
8.Представительские расходы
221
299
306
310
9.Итого коммерческих расходов, (стр.2-стр.8)
9591
12 569
12 813
16 516
10.Индекс роста коммерческих расходов
1,01
1,015
1,02
1,025
11.Коммерческие расходы с учетом индексации
9687
12 758
13 069
16 929
Коммерческие расходы за год
52 443
Оценка потребности в оборудовании для производства продукции
Стоимость оборудования на начало планируемого периода составляет 4000 тыс.руб. Для организации планируемого количества продаж необходимо закупить оборудование, стоимость которого - 28000 тыс.руб. Общая стоимость основных средств в прогнозируемом периоде составит 6800 тыс. руб.
Предприятие планирует взять кредит для закупки оборудования в размере 2500 тыс.руб. Условия: кредит на год, ставка - 24% годовых, погашение ежеквартально.
План погашения кредита (тыс.руб)
Долг на начало квартала
Основной долг
Плата за кредитные ресурсы
Общие выплаты
Долг на конец периода
2800
700
2800х0,06=168
700+168=868
2100
2100
700
2100х0,06=126
700+126=826
1400
1400
700
1400х0,06=84
700+84=784
700
700
700
700х0,06=42
700+42=742
0
итого
2800
420
3220
Плата за кредитные ресурсы будет учитываться в дальнейшем при формировании бюджета управленческих расходов.
Формирование бюджета производства.
Составим бюджет производства продукции при следующих условиях;
Вероятность брака по технологии - 0,01%,
Запас готовой продукции на конец квартала - 0,2% от объема продаж;
Запас готовой продукции на начало прогнозируемого периода - 400 ед.
Смета производства продукции на периоды 1-4
Показатель
1-й
2-й
3-й
4-й
1.Объем продаж, ед.
120 000
160 000
160 000
160 000
2.Запас готовой продукции на конец периода, ед.
240
320
320
320
3. Запас готовой продукции на начало периода, ед.
400
240
320
320
4.Возможный брак, ед.
12
16
16
16
5.Объем производства в натуральном выражении, (стр.(1+2-3+4)), ед.
119 852
160 096
160 016
160 016
6.Объем производства за год, ед.
599 980
Формирование бюджета прямых материальных затрат.
Определим стоимость сырья и материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей объема производства. При расчете используем информацию о запасах каждого вида сырья на начало прогнозируемого периода, цене сырья. Количество материалов в натуральных единицах измерения определим по формуле:
КМ=КМпр-КЗмн,
Где КМпр - количество материалов, необходимых для выполнения производственной программы; КЗмн - количество запасов материалов на начало периода.
Смета прямых материальных затрат на производство продукции
Показатель
Пшено
Свекла
КРС
1.Остаток сырья на начало периода, тыс.усл.ед.
8
10
4
2.Цена сырья, тыс.руб.
150
40
100
3. Стоимость запасов сырья на начало периода, тыс.руб.
1 200
400
400
4.Норма расхода на 1 ед. продукции, усл.ед.
2
0,5
0,1
5.Потребность в сырье на объем производства (599 980хстр.4), тыс.усл.ед.
1200
230
60
6.Объем закупок сырья (стр.5-стр.1), тыс.усл.ед.
1200-8=1192
230-10=220
60-4=56
7.Индекс роста цен на сырье
1,05
1,10
1,02
8.Индексированная цена на сырье, тыс.руб.
157,5
44
102
9.Стоимость материальных ресурсов на объем производства, тыс.руб.
187 740
9680
5670
10.Общая стоимость материалов (стр.3+стр.8), тыс. руб.
188 940
10 080
6 070
11.Итого потребность в материальных затратах на производство, тыс,руб.
188 940+10 080+6 070=205 090
12.Материальные затраты на производство единицы продукции, руб.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.