![]() |
|
|
Дизайнерская разработка экспозиционных макетов моделей женской одеждыЖенское население Рязанской губернии было неравнодушно к украшениям и с удовольствием носило янтарные бусы, реже -- цепочки, плетеные из бисера («жерелки», «гайтаны»). Из гусиного пуха делали шарики («пушки» или «гуски»), украшали их бисером и на ремешке прикрепляли к головному убору. Также из пуха делали и «венцы». Черный и белый бисер нанизывали на отдельные нитки, а затем волнообразно переплетали их -- так создавал украшение «разметки». Сарафан в Рязанской губернии не имел такого важного значения, как в других регионах России. В некоторых уездах бытовали сарафаны из прямых полотнищ -- «китайник», но носили также и косоклинные, и сарафаны из раскосных полотнищ рисунок 13. Гораздо более важным элементом рязанского костюма была понева, которая надевалась на скромно украшенную рубаху. Понева является наиболее древним видом одежды и упоминается в письменных источниках, датируемых периодом до нашествия монголов, где термин «понева» употребляется в значении полотнища ткани. Интересно, что наибольшее количество обрядов и верований, связанных с переходом из одной возрастной группы в другую, относится к поневе, поясу и головным уборам. На севере губернии понева выделяется не столько кроем, сколько своеобразием техники тканья, цветовой гаммой и орнаментом. Для Касимовского уезда Рязанской губернии была характерна «синятка» -- синяя тяжелая понева. Черная однотонная понева характерна для Сапожковского и Спасского уездов, где ее закладывали в мелкую складку. Полосатые куршинские поневы назывались «поньками со жмеями», то есть со змеями. На древность происхождения куршинских понев указывают и орнаменты, в которых встречается солярный знак, являющийся символом благополучия и ассоциирующийся с солнцем или с «крутящейся водой». Большое значение понева имела и в одежде для свадебных обрядов, которая резко различалась в досвадебный период и после венца. Не менее распространенным видом одежды в Рязанской губернии был и передник («занавеска», «завеска», «запон»), целиком закрывавший спереди женскую фигуру и украшавшийся вышивкой или тканым узором. Чаще всего он был выполнен из полотнища материи, сложенной пополам, где делался вырез для ворота спереди и разрез по спинке сзади рисунок 14. Для некоторых передников два длинных полотнища ткани сшивали, собирали сверху в сборку, делали на обшивке и носили высоко на груди. Сверху рубахи и поневы надевали «навершник» (или «нагрудник», «желтик») рисунок 15 (а). Это простая по покрою, но очень красочная ту-никообразная одежда без рукавов. Навершник обычно шили из холста, украшали тканым узором, прошивкой и кружевом. К нагрудной женской одежде относится и «шушпан» из белой шерстяной ткани со вставками из полос темно-красной шерстяной материи. Рукава и подол были затканы. Подол, кроме того, украшался бахромой из шерстяных ниток, полочки по линии груди были вышиты. Как правило, шушпан надевался через голову, но иногда делался распашным рисунок 15 (б). Таким образом, из всего многообразия ярких элементов и создавался статичный и многослойный рязанский костюм, придающий женской фигуре дородность и монументальность. И сегодня по прошествии долгого времени мы чувствуем излучаемое им спокойствие, а его яркая цветовая гамма создает ощущение радости и красоты.[24] 4.1.1 Композиционное строение народного костюма Художественный образ народного костюма в данном дипломном проекте рассматривается как специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение ее с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме. Образы народных костюмов, создаваемые поколениями людей, представляют собой результат осмысления, отражения действительности через внешний облик. При составлении композиции костюма Рязанской губернии принимались во внимание музейные и литературные материалы - описания, аннотации, иллюстрации. Элементами женского рязанского костюма являются в основном рубаха, понева, сарафан (редко), передник, навершник, шушпан, пониток, свита, шуба, головной убор, обувь, навесные украшения.[14] Рязанский костюм рисунок 16 необычайно лаконичен: он состоит из рубахи, запона (передника) с декоративной "грудинкой" (лифом), сарафана, головного убора. Низ сарафана обшит тесьмой и атласными лентами. Выделяется несколько композиционных центров - грудь, линия плеч, рукава, передник, преобладает при этом линия низа поневы. Линия талии в целостном костюме выявлена незначительно, членение костюма - по принципу тождества или нюанса, что делает женскую фигуру в таком костюме статичной, монументальной. Этому способствуют также объемные рукава, собранные внизу на манжеты, поперечное расположение декоративных полос в костюме. Основной цвет костюма - красный. Костюм строится на богатстве тонов: преобладание белого-красного с оттенками желтого, в небольших количествах - синий, голубой, зеленый, черный.[10] Насыщенность красного цвета усиливается сверху вниз. В орнаменте и навесных украшениях присутствуют в небольшом количестве желтый и зеленый цвета, которые как бы озвучивают костюм, делают его еще более нарядным. Массивность, монументальность костюму наряду с прямыми и овальными линиями, строящими форму в целом, придает также обилие вышивки, нашивок в виде атласных лент, украшений шейных и головного убора. В костюме необычный ритм полос на переднике, рукавах рубахи. В комплексах рязанского костюма ярко выражена многослойность, причем каждый составляющий его элемент, надеваемый поверх предыдущего, в какой-то мере повторяет его форму, являясь в то же время более коротким и объемным. Передник надевается поверх рубахи и поневы и завязывается на талии. Головным убором является орнаментированный кокошник. Костюм завершается своеобразными декоративным нагрудным украшением из бисера.[9] Композиционное равновесие должно предусматривать условие восприятия костюма со всех сторон: спереди, в профиль, сзади. Для этого был выполнен и представлен, эскиз русского народного костюма Рязанской губернии в трех проекциях на рисунке 17. На техническом эскизе использованы следующие обозначения. По вертикали: 1 - средняя задняя линия 2 - линия основания шеи сбоку 3 - линия проймы спинки 4 - боковая линия (внутренняя и внешняя на рукаве) 5 - линия проймы переда 6 - центр груди 7 - средняя передняя линия По горизонтали: 0 - верхушечная линия 1 - шейно плечевая линия 2 - лопаточная линия 3 - грудная подмышечная линия 4 - талиево-локтевая линия 5 - линия бёдер 6 - линия подъягодичной складки 7 - линия колена 8 - линия икры 9 - линия низа изделия Для разрабатываемого макета народного рязанского костюма, были подобраны материалы и ткани разные по цвету и фактуре. Материалы выдержаны в красной и белой гамме, также в костюме присутствуют различная отделка: тесьма, подобранная к цветовой гаме материала, вязанное кружево. В качестве украшения используются бусы и головной убор расшитый бисером и разноцветной тесьмой. Все образцы ткани, отделочных материалв и фурнитуры представлены в собирательном коллаже на рисунке 18. 4.1.2 Конструктивное строение народного костюма В основе создания народной одежды лежат принципы и характерные особенности, согласно которым формировался покрой, располагались орнаменты, отдельные части соединялись в тот или иной ансамбль. Обычаями и временем было установлено, когда, какую и в каком сочетании одежду надевать. Непосредственно связанная с трудовой деятельностью человека, народная одежда отличается большой целесообразностью покроя. В большинстве своем он прост и экономичен, так как обусловлен шириной домотканого полотна, стремлением создать удобную для человека форму и полностью утилизировать ткань. Такой костюм не стеснял движений и был одинаково хорош и для тяжелого крестьянского труда и для празднеств. В народной одежде встречаются формы прямо кроенной и косоклинной одежды. Например, основная часть одежды у многих народов - рубаха - кроилась из прямоугольных кусков полотна. Стан, рукава, вставки под мышками и на плечах (ластовицы, полики) рисунок _. Они представляли собой прямоугольники разной длины и ширины. Более поздняя одежда имеет клинья и сборки у горловины, на концах рукавов, у пояса. Разнообразием формы и покроя отличается такой вид народной одежды, как сарафан. Для русской народной женской одежды характерны сарафаны косоклинный, прямой сборчатый. Сарафан изготовлялся из гладких шерстяных тканей, пестряди, набивных льняных тканей, ситца. Декор в виде полос из лент, тесьмы, позумента располагался по подолу, средней линии, в верхней части. Русскому сарафану свойственна большая пластика формы и выразительность. Немаловажную роль в этом играл покрой. Например, необычайно стройная форма у косоклинного сарафана: низ его, падая крупными фалдами, создавал впечатление каннелированной колонны. Косоклинный сарафан был известен как девичья одежда. Он изготовлся из трех прямых полотнищ (два - спереди, одно - сзади) и двух-шести клиньев по бокам рисунок 19. Подол обшивали синей китайкой, разноцветными лентами, позументом.[9] Опыт, интуиция, талант народных портных позволили создать образцы пластической формы одежды, в которой выразительность контуров силуэта находилась в тонком пропорциональном взаимодействии с внутренними членениями. Линии конструкции - это не просто необходимые швы. Их расположение обуславливает динамику формы, ее внутренний рисунок, часто поражающий своей красотой. Особо интересны в этом отношении линии покроя верхней народной одежды, которая в создании художественной выразительности вещи играла ту же роль, что и вышивка на рубашках. Конструктивные линии различных видов одежды - рубах, сарафанов, верхней одежды - похожие внутри того или иного вида, не повторяют друг друга в решении строя отдельной вещи. Они разнообразны, что свидетельствует об изобретательности народа, о его способности к импровизации. В настоящее время существуют методы построения одежды, основанные на использовании измерений типовых фигур, прибавок, данных о типовом членении деталей и способа их формообразования. К ним относятся приближенные способы проектирования одежды: муляжный метод и расчетные способы конструирования (системы кройки). В данном дипломном проекте детально изучается народный костюм Рязанской губернии. Для разработки и последующего выполнения экспозиционного макета народного костюма необходим чертеж. Из-за того что создается сценический костюм и возможна стилизация костюма, была выбрана современная оптимальная система конструирования - методика ЕМКО СЭВ. Она наиболее полно отображает структуру модели и раскрывает форму костюма. Для построения конструкции автор берет размерные признаки на типовую фигуру 168- 92-100. Опорой для одежды служит человеческая фигура, поэтому необходимо видеть и понимать взаимосвязь одежды с формой тела человека. В конструкции эта взаимосвязь проявляется в соотношении самой конструкции и измерений тела человека. Построение чертежей базовой конструкции с учетом использования методики ЕМКО СЭВ включает в себя: - построение базисной сетки, определяющей основные параметры будущей конструкции. - построение конструктивных линий деталей. Для построения чертежей рязанского костюма использовалась не только методика ЕМКО СЭВ, но так же и народный крой. В состав костюма входят: рубаха, юбка, передник. Рубаха строилась с использованием народного кроя. Она состоит из полочки, спинки рисунок 20 и рукава с цельнокроеными поликами рисунок 21. Передник и юбка строились по методике ЕМКО СЭВ рисунок 22. На чертеже показана верхняя часть передника. В качестве нижней части передника выкраивается прямоугольный кусок ткани по ширине 90см и длине 110см. Готовые чертежи народного костюма Рязанской губернии представлены на рисунках 20, 21, 22. 4.2 Изготовление макета народного костюма Основная проблема дипломного проекта состоит в том, чтобы создать сценический народный костюм, который должен соответствовать по крою, отделке, по виду одежды и способам ее ношения - народному костюму Рязанской губернии, для этого необходимо правильно и точно воспроизвести форму, отделку и аксессуары. Перед тем как начать работу непосредственно с костюмом, было исследовано множество научной литературы, журналов по народному костюму Рязанской губернии. Были использованы Интернет ресурсы в качестве источника информации. После изучения всего объема информации о народном рязанском костюме, автор провел работу с подбором материалов и отделок. Выбор свойств и предъявление требований к материалам - ответственный и наиболее трудоемкий этап. Они устанавливаются в зависимости от моделей - предложений, особенностей, конструкции, применяемой технологии, назначения изделия и условий его эксплуатации. В соответствии с назначением применяемые материалы должны иметь свойства, определяющие эстетический вид изделия, срок эксплуатации, гигиенические свойства. Кроме того, материал определяет выбор конструкции и параметры технологической обработки. В дипломном проекте за разработку берется народный костюм Рязанской губернии. Костюм предназначен для сцены поэтому должен соответствовать гигиеническим, эксплуатационным, эстетическим, функциональным, технологическим и экономическим требованиям. Для изготовления народного костюма были выбраны натуральные хлопчатобумажные ткани. Их характеристика предложена в таблице 2. Таблица 2 Характеристика материалов
Подбор отделочных материалов был самой сложной ступенью в изготовлении народного костюма. В качестве отделки выступает тесьма. На сегодняшний день существует огромное количество видов тесьмы различной по цвету, размеру, фактуре. Но из всего многообразия отделки предлагаемого на рынке было сложно выбрать ту тесьму, которая подходит для разрабатываемого костюма. Ведь очень важно чтобы выбранный отделочный материал полностью соответствовал эскизу, сочетался по цветовой гамме не только между собой, но и с основным материалом и выглядел гармонично. Все образцы тканей, ниток, тесьмы и фурнитуры представлены в конфекционной карте таблица 3. Следующим этапом в разработке экспозиционных моделей женской одежды являлось построение конструкции лекал костюма используя народный крой и современные методики конструирования. Затем были выкроены детали изделия и сметаны для первой примерки. В ходе проведения примерки были исправлены все неточности конструкции. Технологическая сборка костюма шла в следующей последовательности: - настрачивание тесьмы на рукава рубахи со стороны спинки; - настрачивание тесьмы на сарафан и передник; - сборка костюма в одну целостную композицию; - влажно тепловая обработка. С учетом характеристик показателей конструктивно-технологических свойств материалов, составляющих пакет изделия, были выбраны технологические режимы обработки изготавливаемого изделия. Методы обработки определяют уровень качества изготовленных изделий и их экономическую эффективность.[11] При выборе методов обработки были учтены следующие факторы: применяемое оборудование, выбранные основные, прикладные и скрепляющие материалы. Методы обработки всех узлов представлены, в виде схем с указанием последовательности выполнения операций на рисунке 23. При выборе оборудования для изготовления разрабатываемой модели учитывалась степень универсальности, характеризующая возможность выполнения нескольких операций на одном виде оборудования. Характеристика выбранного оборудования представлена в таблице 4. Таблица 4 Характеристика швейных машин
5. Решения по ценообразованию В условиях рыночных отношений регулирование производства осуществляется законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Цена является показателем благополучия предприятия. Цена - важный элемент комплекса маркетинга. Предприятия стремятся не поддаваться стихии рынка, пытаются сами сформировать выгодные и им, и потребителю цены. Ценообразование - это сложный процесс. Выбор методов ценообразования является одним из важнейших этапов формирования цены. Расчет цен по методу «средние издержки плюс прибыль». Самый простой метод ценообразования. Производитель для определения уровня цены товара оценивает себестоимость, как сумму средних постоянных и переменных издержек на единицу изделия, и добавляет желаемый размер прибыли, с учетом уровня проектной рентабельности.[15] Данная методика популярна по ряду причин: - некоторые экономисты считают, определение цены по методу «средние издержки плюс прибыль» наиболее справедливым по отношению к покупателям и продавцам; - руководители чаще всего больше знают об издержках, чем о спросе. Для проектного изделия был выбран затратный метод. Выбор метода обусловлен простотой технологического изготовления и современностью проектируемого изделия. 5.1 Калькулирование себестоимости изделия Для выявления затрат на производство и реализации изделия проводится калькулирование себестоимости изделия. В понятие калькулирования входит совокупность способов, используемых для исчисления себестоимости всего выпуска и единицы отдельных видов продукции, услуг по установленной номенклатуре затрат. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |