реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковская система Китая

В отличие от государственных коммерческих банков национальные и региональные коммерческие банки не обязаны предоставлять "политические" займы в рамках государственного кредитного плана. Напротив, в соответствии с "Законом о коммерческих банках" (1995 г.) они могут принимать самостоятельные решения о кредитовании в соответствии с экономическими критериями, хотя и подвергаются влиянию со стороны ведущих коммерческих групп и государственных инвесторов. Новые коммерческие банки владеют примерно четвертью банковских активов страны. В капитале некоторых коммерческих банков участвуют даже физические лица. Тем не менее, все банки страны подконтрольны государству.

"Политические" банки. Банки некоммерческого кредитования, или, как их называют, "политические банки", заняты кредитованием коммерчески невыгодных, но социально значимых программ и объектов. Сегодня таких банков три (все созданы в 1994 г.): Экспортно-импортный банк, главная задача которого -- финансирование экспорта оборудования; Государственный банк развития, кредитующий наиболее крупные проекты, и Китайский банк развития сельского хозяйства, обслуживающий сельскохозяйственные закупки (см. таблицу 1).

Присутствуют на китайском финансовом рынке и порядка 200 иностранных банков, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных регионах. Их активность регламентирована государственной лицензионной системой со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможным настоящую конкуренцию между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доля на рынке мизерна. Однако, несмотря на существующую систему валютных ограничений, таких факторы, растущее число валютных операций и вступление Китая в ВТО, создают надежду на усиление конкуренции не только в банковском секторе, но и экономике в целом. Результатом такой конкуренции должна стать концентрация усилий на динамично развивающихся регионах путем создания собственных дочерних банков или слияние с частными банками, или - как это имеет место у ряда немецких банков - сотрудничество с четырьмя государственными банками. Передовой в данном отношении Ситибанк (США) уже применяет здесь дифференцированную политику в работе с филиалами и китайскими частными клиентами. Немецкие банки в основном работают, преимущественно, с зарубежными банками. Сделки с участием китайских компаний из-за высокого риска немногочисленны. Депозитные сделки с населением иностранные банки начали осуществлять с начала 2005 года.

1.2 История развитие банковской системы Китая

Китайская банковская система имеет богатую историю. Достаточно напомнить, что первые бумажные деньги появились именно в этой стране. Тем не менее, современная банковская система Китая сравнительно молода и пока уступает по уровню развития западной. Китайская экономическая реформа, начавшаяся в 1979 г., создала условия для быстрого преодоления этого отставания.

В своём развитие современная банковская система Китая прошла четыре этапа.

Первый этап (1848 - 1911 гг.). На первом этапе, который начался в эпоху правления последней династии Цин (1644 - 1911 гг.), в Китае сосуществовали традиционная и современная банковская системы. Традиционная банковская система насчитывала многовековую историю. Однако она не могла обеспечить развитие современной экономики, так как по своему духу и традициям была исключительно феодальной. Рыночные отношения не являлись регулятором традиционной банковской системы. Банковские сделки осуществлялись на основе древних конфуцианских норм и обычаев. Традиционные банки назывались "банками Шаньси", обслуживали в основном торговлю и работали с векселями. Первые современные банки Китая были филиалами иностранных банков. На первом этапе практически неограниченную монополию на банковские операции в Китае имели филиалы банков Великобритании, в том числе первый иностранный банк в Китае - Oriental Banking Corp., открывшийся в 1848 г. В Шанхае, Chartered Bank of India, Australia and China, а так же HSBC.

К концу 1860-х гг. в Китае появилось до десятка филиалов европейских и американских банков.

Первый современный китайский коммерческий банк открылся в 1897 г. Это был банк с государственным участием, который назывался Императорский банк Китая и был призван финансировать строительство китайских железных дорог. Первый современный государственный китайский банк "Hu Bu" был основан в 1905 г., впоследствии он стал называться Да Цин, а затем - Банк Китая. В 1907 г. был основан Communication Bank, который обслуживал почту, телеграф, железную дорогу и судоходство.

В результате неравноправных договоров, навязанных Китаю Западом в 1842, 1860 и 1895 гг., иностранные банки стали диктовать свои условия в банковском деле.

Второй этап (1912 - 1948 гг.). После демократической революции 1911 г. Новое китайское правительство оказывало всякую поддержку двум банкам: Банку Коммуникаций и банку Да Цинн. Тем не менее, оба упомянутых банка находились под финансовым контролем иностранного бизнеса, не располагая достаточной финансовой мощью.

В 1928 г. Китайское правительство основало третий банк - Центральный банк Китая в Шанхае после объединения Китая под властью гоминьдана и переноса столицы в Нанкин. Этот банк был объявлен центральным банком Республики Китай, получил особые права на использование государственных фондов и управления ими, выпуск банкнот, чеканку монет и печатание казначейский государственных билетов, а также ведение расчетов по внешним и внутренним займам.

В 1928 г. Произошла очередная реорганизация Банка коммуникаций, в обязанности которому было вменено развивать китайскую промышленность и торговлю.

Банк Китая специализировался на внешней торговле и превратился в в центр особой банковско-коммерческой группы.

В 1935 г. Появился крестьянский банк Китая. Он был создан на основе Крестьянского банка провинций. Данные четыре банка сформировали так называемую "большую четверку". Они контролировали политику на национальном финансовом рынке. Всего же на втором этапе действовало 164 банка. Вместе с тем банковская система страны была хаотичной и слаборазвитой. Четкое разделение ее на два уровня не существовало.

Третий этап (1949 - 1978 гг.). На третьем этапе банковская система Китая в целом развивалась и функционировала по примеру советской модели.

1 декабря 1948 г. Был основан Народный банк Китая - НБК на основе слияния Северного китайского банка, Банка Северного (Желтого) моря и Северо-Западного крестьянского банка. До победы народной революции на территории всей страны его главный офис находился в г. Шицзяжуан.

После окончания КНР в октябре 1949 г. НБК монополизировал все функции китайских и иностранных банков на территории страны. НБК выполнял функции центрального банка и национального казначейства, управлял и наблюдал за действием всех специализированных банков, небанковских финансовых институтов и страховых компаний.

В течение 1949 - 1978 гг. НБК, созданный по полной аналогии с советской моделью, являлся основным кредитным, расчетным, а также эмиссионным центром страны. Структура НБК изображена на рисунке 1. НБК выполняет следующие основные функции: контроль за денежным обращением и эмиссией национальной валюты; осуществление кассового исполнения государственного бюджета; краткосрочное кредитование народного хозяйства под сравнительно небольшой процент; выполнение расчетных операций между государственными и кооперативными предприятиями и учреждениями; исполнение функций государственного казначейства; привлечение сберегательных вкладов населения.

На протяжении 1949 - 1978 гг. норма капиталовложений в Китае составляла примерно 40%, и НБК размещал эти капиталовложения в народном хозяйстве, в соответствии с государственными пятилетними планами 90% инвестиций направлялись в крупные государственные предприятия.

Рис. 1 Структура Народного банка Китая (1949 - 1978 гг.)

В 1979 г. Началась всесторонняя экономическая реформа, которая ознаменовала собой нынешний, четвертый этап развития банковской системы Китая.

1. 1978 - 1984 гг. - становление банковской системы.

В 1978 г. III Пленум 11-го Созыва Всекитайского съезда народных представителей постановил: основное направление работы правительства - коренная модернизация экономики Китая. Это послужило началом реформ, развернувшихся в начале в сельских районах, а потом в городах. Чтобы соответствовать требованиям реформ, банковская система Китая также начала делать первые шаги на пути преобразования. В октябре 1979 г. Дэн Сяопин сформулировал задачу сделать банки действительно банками. На этом этапе в ходе реформ банковской системы решались две основные задачи.

Первая задача - упорядочить отношения банков и государственных финансов, изменить сложившуюся установку "большие финансы, маленькие банки".

Вторая задача - урегулировать взаимоотношения между различными банками в рамках создаваемой современной банковской системы.

· в 1978 г. было принято решение о разделении Министерства финансов Китая и банковской сферы.

· Из структуры НБК был выделен ряд специализированных государственных банков.

· Создается новая структура центрального банка Китая. Его главной задачей стало регулирование денежно-кредитной политики.

2. 1984 - 1992 г. - углубление реформ банковской системы Китая.

В сентябре 1985 г. 7-й пятилетний план экономического развития Китая определил основную задачу - кардинальную реформу банковской системы.

· Усиление роли народного банка Китая как центрального банка страны. Все операции кредитных организаций должны регулироваться НБК.

· Направление государственных специализированных банков на работу с государственными предприятиями, расширение кредитования ими этих предприятий, постепенное превращение их в коммерческие банки.

· Создание акционерных коммерческих банков.

3. с 1992 г. До сегодняшнего дня - совершенствование банковской системы Китая.

1992 г. был историческим для реформ экономической и финансовых систем страны. В октябре 1992 г. XIV съезд КПК конкретизировал ход реформ в стране. С этого момента реформа банковской системы стала стремительно развиваться.

1.3 Реформирование банковской системы

Политика реформ в Китае была начата Дэн Сяопином в 1978 г. с "четырех модернизаций" - в сельском хозяйстве, промышленности, военной сфере и науке. Реформирование банковского сектора, по-видимому, вначале не предполагалось: для обеспечения своей политической власти политики КНР нуждались в экономической власти денег. Прежде всего ставилась задача обеспечить социальную стабильность всех экономических реформ. Абсолютный приоритет был отдан реформированию государственных предприятий, при этом весь финансово-банковский сектор оставался в руках государства. Следствием политики экономических реформ стал значительный экономический подъем, продолжающийся несколько десятилетий.

Государственный банковский сектор оставался неизменным в течение почти 20 лет. Его реформирование началось только в 1997 г. Становой хребет китайского банковского рынка образуют четыре крупных государственных коммерческих банка: Банк Китая, Строительный банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая.

Изменение стратегии в целях оздоровления банковского сектора было принципиально ориентировано на рыночную экономику. Ставилась цель заменить систему политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив сверху и работоспособной системой банковского надзора. Высшей целью всех изменений и рыночных нововведений являлось сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые в свое время произошли в Японии, России и Аргентине.

Руководством Китая был разработан следующий комплекс мер:

коммерциализация банковского сектора;

создание компаний по управлению активами;

создание банков развития.

Под коммерциализацией следует понимать добровольное повышение ответственности банков и обязанность разработки ими реального рейтинга кредитоспособности заемщиков, в частности, государственных предприятий". Такая оперативная независимость была гарантирована государственным банкам законом КНР о коммерческих банках от 1996 г.

Для укрепления новой политики кредитования государственным банкам:

в директивном порядке определяются бюджеты;

предписывается действовать исходя из соображений рентабельности.

Со своей стороны банки должны адаптировать к новым условиям систему менеджмента, сформировать политику кредитования с использованием таких критериев, как степень риска и рентабельность, а также нанять и обучить необходимый персонал.

Осуществлением коммерциализации преследуется тройная цель: выведение оперативной деятельности банков из-под влияния общегосударственной политики, при этом государство оставляет за собой функции надзора и управления; приобретение банками экономической независимости; оказание давления на нерентабельные и слабые государственные предприятия с целью их санации.

Коммерциализация означает шаг в направлении рыночной экономики и экономического мышления в банковской и производственной сферах. Кроме того, ставится задача освободить банки от деятельности не экономического характера, т. е. от выполнения политических установок. Должно быть уменьшено, а затем и полностью ликвидировано влияние чиновников и идеологов на кредитную политику, повышена прозрачность деятельности и улучшено управление на высшем уровне.

В помощь четырем крупнейшим государственным банкам были созданы четыре компании по управлению активам: "Хуажун", "Циньда", "Чан-чэн" и "Дунфан". В связи с предоставленными им правами эти компании стали акционерами соответствующих государственных предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. Им предстояло поменять руководство предприятий и взять под контроль процесс принятия решений, влияющих на производственный процесс и движение к рыночным отношениям.

Как показала практика, попытка использования реструктуризации долгов для акционирования предприятий не дала в полной мере ожидаемых результатов, так как квота возврата наличных средств составила всего 30%.

Значительная часть несостоятельных долговых обязательств возникла у государственных банков вследствие "принудительного" кредитования государственных, региональных и местных проектов в области инфраструктуры. Кредиты банков воспринимались как дарение, их возврат, вероятно, планировался государством лишь в редких случаях, и банки своих денег обратно практически не получали.

Для прекращения подобного "принудительного" финансирования, которое и стало причиной большей части безнадежных долгов, были учреждены три банка развития. Именно эти кредитные учреждения, а не четыре крупнейших банка несут теперь ответственность за кредитование государственных проектов в сфере инфраструктуры. После завершения этого преобразования случаи невозврата кредитов могут возникать только в результате собственной неспособности банков распознать кредитные риски и управлять ими.

Деполитизация и приватизация банков

В настоящее время существует смешанная система управления, состоящая из политических факторов, трудностей производственного характера и недостатков самих банков. Политический фактор состоит в том, что банкам в рамках коммерциализации была предоставлена большая свобода и расширена сфера ответственности, а политические указания были заменены директивами. В явном противоречии с объявленной политикой коммерциализации находится также тот факт, что от государственных банков требуют разработки новых программ кредитования для стимулирования несколько ослабевшей конъюнктуры.

Следующий фактор - относительная внутренняя слабость государственных банков. После их коммерциализации были введены новые правила менеджмента кредитных рисков, и некоторые кредиты по экономическим соображениям больше не предоставлялись. Одновременно банкам еще не хватает внутренней надежности и достаточного опыта, знания современных методов составления балансов и систем оценок.

И, наконец, производственный фактор - ограниченная рентабельность государственных банков, что объясняется целым рядом причин, в том числе:

общими недостатками системы управления,

плохим внутренним контролем за расходами,

слишком высокими налогами и сборами.

Несмотря на все эти трудности идет процесс по подготовке к приватизации государственных банков. Произошло изменение в идеологии центрального банка Китая, который теперь допускает преобразование государственных банков в акционерные общества.

Следует отметить, что в течение последних 10 лет государственные коммерческие банки в значительной степени изменили свой имидж с точки зрения оборудования, банковских технологий и архитектуры. По сравнению с остальными китайскими банками они лучше оснащены капиталом, техникой и имеют хорошо обученный персонал. Шанхай буквально перегружен банками и более интернационален, чем Пекин. Гонконг занимает особое положение и служит образцом динамичного развития и консультантом по реформированию. В результате неоднородности страны и несовпадающих друг с другом региональных интересов между центральными офисами банков и отдаленными провинциями существуют значительные расхождения.

Для Китая современный облик столичных банковских небоскребов и низкий качественный уровень провинциальных банков - это не противоречие, а выражение стремительного развития и неоднородности страны.

Все изменения проводятся с большой осторожностью. Быстрые и радикальные перемены считаются не подходящими для Китая и отвергаются. Нельзя не заметить при этом некоторой фрагментарности финансово-банковской реформы и отсутствие единой стратегии действий.

Процесс реформирования затронул Народный банк Китая. После проведенной в 1983 г. реорганизации и принятия в 1995 г. Закона "О Народном банке Китая" он взял на себя функции надзора за банками и ответственность за денежную политику, обеспечение народного хозяйства деньгами и осуществление платежного оборота.

Важной задачей центрального банка является либерализация процентной политики, введение свободных процентных ставок по депозитам и кредитам, а также разрешение рыночного ценообразования.

Важной особенностью банковской системы КНР является то, что на вклады идет примерно 40% доходов населения. Это весьма высокий показатель. Такое положение можно объяснить, с одной стороны, уже ставшей поговоркой китайской бережливостью. С другой стороны, подобная ментальность населения вытекает из самого состояния экономической системы, необходимости иметь сбережения на случай социальных потрясений, желания получить хорошее образование, возможно, даже за рубежом, но может объясняться также и отсутствием альтернатив сберегательным вкладам, таких, как финансовые рынки и рынки капитала.

Защита депозитов и банковский надзор. Системы защиты частных сберегательных вкладов в современном понимании нет ни в Китае, ни в Гонконге. Три четверти всех депозитов находятся в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Специальная же система защиты частных вкладов необходима, в первую очередь по двум причинам. Во-первых, потому, что только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов поможет решить проблему морального риска и справедливо распределить затраты по защите вкладов населения.

Во-вторых, потому, что все сберегательные вклады, а не только лежащие в государственных банках, должны быть защищены от потери с помощью специального института. Именно на том этапе, когда банки постепенно приобретают самостоятельность, возникает вопрос их надежности. Система защиты депозитов снижает опасность системных рисков, способствует росту доверия к банкам, развитию конкуренции и созданию новых частных банков.

До недавнего времени не существовало и реального банковского надзора. Он возник лишь совсем недавно весной 2003 г. в лице государственной комиссии по банковскому надзору и регулированию. Надзор должен прежде всего быть адаптирован к новым финансовым отношениям и растущему числу китайских и иностранных кредитных организаций.

В целях повышения прозрачности и борьбы с безнадежными долгами Народный банк Китая внедрил у себя компьютерную систему с короткими отчетными периодами и инструментами, аналогичными тем, которые использует Немецкий федеральный банк.

Большие надежды связаны с комиссиями, образованными Народным банком, но работающими независимо от него. Они призваны обеспечить более строгий контроль.

Банковская реформа и ВТО. Признание правил ВТО рассматривалось не как ослабление политической системы реформирования или угроза ей, а как внешняя помощь в интересах санации всего финансового сектора, в том числе и для убеждения внутренних критиков и обоснования необходимости частичного ускорения темпа реформ. Согласно прогнозам к 2008 г. банковский сектор будет полностью открытым. Следствием этого станет конкуренция иностранных банков с национальными, прежде всего государственными банками. Иностранные банки смогут осуществлять сделки в иностранной валюте с физическими и юридическими лицами, с предприятиями и населением Китая.

К этому времени должны быть сняты также все региональные ограничения деятельности иностранных банков.

Рекапитализация и санация. Вступление в ВТО и конкурентное давление на банки стимулирует более интенсивное движение по пути реформ и вынуждает банки систематически совершенствовать технологии менеджмента и кредитного контроля, а также работать более прибыльно. Уже сейчас управление банками стало более самостоятельным и уверенным. Для многих предприятий стало гораздо труднее получить кредиты.

Остро стоит и проблема санации банков. Возможны следующие варианты ее решения:

санация государственных банков путем списания безнадежных долгов;

ежегодное снижение на 3% государственными банками суммы безнадежных долгов, чтобы через семь лет достичь приемлемого по международным меркам уровня в 5 - 6%. Этот метод "взросления" наряду с общеэкономическим ростом и ростом кредитов предполагает получение прибыли, за счет которой можно бы было провести списание старых безнадежных долгов. Давно назревшая рекапитализация могла бы быть осуществлена путем выпуска акций государственных банков. Хотя коммерциализация началась уже несколько лет назад в качестве первой ступени санации, но пока стратегические инвесторы готовы иметь дело только с высоко прибыльными здоровыми предприятиями, а не со слабыми банками.

Выделение в особую статью проблемных кредитов представляется неизбежным. В ином случае банковский сектор станет ахиллесовой пятой и тормозом реформ. Только повторная рекапитализация за счет государственных средств выведет банки Китая на международный уровень и тем самым будет способствовать стабильности банковского рынка. Применимая на практике стратегическая концепция могла бы состоять из следующих мероприятий:

эмиссия государственных ценных бумаг;

прямые платежи из средств центрального и региональных бюджетов;

радикальное, но временное снижение налогового бремени;

опережающая либерализация процентных ставок;

ускоренное реформирование аудиторской системы специально для государственных банков в целях предупреждения возникновения новых безнадежных долгов в результате предоставления "политических" кредитов и применения международных стандартов;

ускорение либерализации финансового рынка.

После реального отказа от "принудительных" кредитов шаг за шагом произойдет оздоровление государственных банков, но при этом одновременно усилится напряжение на государственных предприятиях, которые лишатся прежде всегда существовавшей возможности получения ликвидных средств и во многих случаях будут вынуждены пойти на увольнения. Если подобные увольнения окажутся для руководства страны по социальным соображениям неприемлемыми, то наилучшим путем по-прежнему останется прямое субсидирование этих предприятий. Перенос тяжести адаптации к реформам с банков на предприятия уже давно назрел и должен теперь быть проведен, в том числе и по причинам социального характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.