![]() |
|
|
Внешний российский долг: структура и динамикаИсточник: официальный сайт ЕБРР www.ebrd.com 2.1.2 Заимствования России у правительств иностранных государств (Парижский клуб кредиторов) Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обслуживания и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года. Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 гг. последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г. Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет, а оставшиеся 55% будут выплачиваться в течение 21 года. В соответствии с условиями погашение реструктуризуемой части долга начнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Таблица 11 Государственный внешний долг Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов (млрд. долл.)
Источник: Счетная Палата «Отчет о результатах проверки формирования внешних долговых обязательств РФ по странам-членам Парижского клуба кредиторов». Примечание: * - по состоянию на октябрь 2005 года. 13 мая нынешнего года Россия и страны-кредиторы договорились о досрочном погашении части долга объемом 15 млрд. долларов из общей суммы в 40 млрд. долларов. В общей сложности 16 странам-кредиторам бывшего СССР выплачено 15 млрд. долларов. 13 млрд из них было переведено двумя траншами 15 и 29 июля этого года. Выплаты произведены всем странам-кредиторам бывшего СССР. (Источник: РИА «Новости»). 2.1.3 Соглашение между Россией и Лондонским клубом кредиторов Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком"). Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам. Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 году, когда Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков - крупнейших кредиторов России. Главная и единственная задача совета формулировалась как: урегулирование задолженности бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет - БКК стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности). В итоге 17 ноября 1995 года состоялось подписание предварительного соглашения по реструктуризации долга бывшего СССР - на 25 лет и с отсрочкой на 7 лет. Решено было переоформить весь долг вне зависимости от даты погашения и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997. При этом на невыплаченные проценты за 1991-1995 гг. Внешэкономбанк выпустит процентные облигации, а проценты за 1996 и 1997 годы Россия должна выплатить живыми деньгами - около 380 млн. долл. и 700 млн. долл. соответственно. 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать. В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Парижскому Клубу был переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того, что некоторые кредиторы по ряду причин (ограниченность времени для согласования и направления заявок на обмен, вовлечение инструментов в какие-либо собственные коммерческие и иные операции) не успели обменять принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно. В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям. 2.2 Частные внешние заимствования на современном этапе Вплоть до недавнего времени частные компании в странах с развивающейся экономикой имели лишь ограниченный доступ к кредитам иностранных банков. Еще проблематичнее для них было привлечь средства путем размещения облигаций на национальном или международных рынках. Это особенно относилось к России, правительство которой в 1998 году допустило дефолт, сопровождавшийся мораторием на выплаты по внешним обязательствам, и дефолтами частных эмитентов. Однако в последнее время российские корпоративные заемщики значительно расширили объемы заимствований на зарубежных финансовых рынках. В проведенном недавно исследовании международного рейтингового агентства Fitch отмечен интенсивный рост внешних заимствований частного сектора. «Рост корпоративной задолженности во внешнем долге РФ обусловлен инвестиционной привлекательностью Российской экономики», полагают эксперты (источник: «Независимая газета», публикация от 04.07.2005г.) Причиной решения иностранных банков расширить кредитование российских заемщиков не только в росте кредитного рейтинга страны и урегулировании Россией вопросов по внешнему долгу, но и из-за отсутствия на внутреннем денежном рынке страны ресурсов, необходимых российским производителям, в последнее время стремительно увеличивающих производственные мощности. В то же время одновременное сокращение внешнего государственного долга и рост частного долга наводит на мысль о том, что рост внешних заимствований частных корпораций вызван не только стремлением расширить выпуск продукции. В основном последнее время кредиты берутся не для наращивания активов, а для реструктурирования пассивов. Как известно, самый «плохой» пассив у нас -- это налоговая недоимка, которая нарастает из года в год: ее обслуживание в виде штрафов и пеней может обойтись не дешевле, а то и дороже банковского процента. Поэтому для предприятий выгодней всего погасить ее за счет банковского кредита (особенно иностранного банка) и больше не иметь проблем с налоговой инспекцией. Впрочем, даже если корпорация свободна от налоговых долгов, у нее наверняка есть рублевые кредиты, полученные по процентным ставкам -- гораздо более высоким, чем проценты по валютным облигациям. Поэтому замена относительно дорогого рублевого кредита на относительно дешевый долларовый может существенно снизить расходы на обслуживание привлеченных средств. В настоящее время сумма негосударственных заимствований составляет 120,7 млрд. долларов. Доля же государственных компаний в общем объеме внешнего корпоративного долга России к концу 2006 года может составить 50%. В настоящее время эта доля составляет более 30%, но меньше 40% (источник: по материалам агентства РИА «Новости»). Государство может регулировать внешнюю задолженность государственных компаний через участие своих представителей в их советах директоров. Эксперты негативно оценивают намерения правительства ограничить госкомпании в праве привлекать западные кредиты. Тем самым государственные компании ставят в нерыночные условия по сравнению с их частными конкурентами, у которых таких ограничений нет. То есть государство наносит вред самому себе. Уже в первом квартале 2006 году правительство предполагает ввести механизмы, ограничивающие внешние и поощряющие внутренние заимствования государственных компаний. Это связано с тем, что, во-первых, займы госкомпаний резко увеличивают приток долларов в экономику, что по мнению Минфина, ведет к росту инфляции, как и в случае с нефтедолларами, а во-вторых, в случае возникновения проблем решать их придется за счет госбюджета или имущества самих госкомпаний, и тогда госмонополии могут перейти в руки кредиторов. Со слов Алексея Саватюгина: «Правительство не будем запрещать внешние займы, но будет ограничивать их, стараться заменить внешний заем на внутренний». Это может означать создание определенных финансовые условий, близких к тем, что существуют на развитых финансовых рынках: длительное кредитование и низкие процентные ставки. Но поскольку таких инструментов в России пока нет, то, похоже, что Минфин намерен обязать госкомпании в добровольно-принудительном порядке брать кредиты на внутреннем рынке. (Источник: «Коммерсантъ» от 09.12.2005г.) В последнее время многие международные рейтинговые агентства довольно высоко оценивают положение России даже не смотря на растущий быстрыми темпами корпоративный долг. Увеличивающийся объем негосударственных займов требует особого внимания со стороны правительства. В апреле 2005 года Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования была опубликована «Программа платежного баланса России на 2005-2008 годы». Рис. 1 Ссуды и займы негосударственного сектора и негосударственный внешний долг (млрд. долл.) Рис. 2 Отношение негосударственного внешнего долга к экспорту товаров и услуг (%) ** Чистый приток зарубежных ссуд и займов существенно сократится (к 2008 г. - приблизительно вдвое). Причины: *приближение объема внешнего негосударственного долга к критическому, с точки зрения внешней ликвидности, порогу; *рост процентных ставок на внешних рынках; *снижение номинального курса рубля, повышающее стоимость внешних займов На графике, отражающем прогноз отношения негосударственного внешнего долга к экспорту товаров и услуг, показана стабилизация этого отношения в 2007-2008 году около "порогового" уровня 60% (строго в соответствии с графиком, 2007 год - 61%, 2008 год - 62%). Различие всего в 1 проц. пункт между прогнозными показателями 2007 и 2008 годов следует интерпретировать не как рост, а как стабилизацию. Это очевидно, если посмотреть на прогнозируемую динамику предшествующего периода: 2005-2006 гг. - повышение показателя на 9 проц. пунктов, 2006-2007 гг. - на 4 проц. пункта. «В странах с развивающимися рынками, столкнувшихся с кризисом внешней задолженности негосударственного сектора, ее уровень в предкризисный период превышал 60% от экспорта товаров и услуг. За последние годы Россия существенно приблизилась к пороговому уровню внешней задолженности, - сообщается в докладе ЦМАКП. По данным Центра, отношение негосударственного внешнего долга к экспорту товаров и услуг за последнее время в целом увеличивалось. В 2004 году оно составило 45%. Расчеты ЦМАКП предрекают: в 2006 году этот показатель достигнет 56%, а в 2007 перевалит за 60% и продолжит расти». В апреле 2005 года в газете «Бизнес» в статье «России осталось три года до дефолта» (№ 67 от 15.04.05) отмечено, что в 2008 году российскую экономику опять ждет дефолт, что следовало из материалов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) - «Прогноза платежного баланса России на 2005-2008 годы». Предсказания были основаны на математических расчетах, которые строятся на основе разработанных Минэкономразвития среднесрочных сценариев развития экономики". Очевидно, что пороговый уровень долговой нагрузки нельзя определить с точностью до одного-двух процентных пунктов, причем одинаковым для всех стран с развивающимися рынками. Понятно, что речь идет о приблизительном "пороговом" уровне. Соответственно, вывод о том, что при уровне 60% дефолта не будет, а при 62% - будет обязательно, является "спорным". Тем не менее за период с 2001 по 2005гг. корпоративный долг России вырос почти втрое - с 37 до 120 миллиардов долларов, а в 2005 году превысил 120 млрд. долларов. Причем, по мнению независимых экспертов, львиная доля прироста - свыше 60% ложится на сырьевые компании - "Газпром" и "нефтянку". Таблица 12 Замещения государственных внешних заимствований России корпоративными заимствованиями и их соотношение (млрд. долларов США)
Источник: материалы проекта закона «О федеральном бюджете на 2006 год» «Газпром» с объявил о "национально значимых проектах", из которых самым значимым (по объему вложенных средств) оказалась покупка нефтяной компании "Сибнефть" - более 13 миллиардов долларов. Средства на осуществление столь масштабного проекта «Газпром» взял в форме кредита у группы западных банков: "Дрезднер банк", "Ситигруп", "Креди Сюисс Ферст Бостон", "Голдман Сакс" и "Морган Стэнли". Условия предоставления кредита держатся в секрете - коммерческая тайна… Незадолго до этого было объявлено о строительстве Северо-Европейского газопровода. И опять - синдицированный кредит почти на 6 миллиардов долларов. Опять же у иностранных банков - на строительство "трубы века". И опять условия остаются «закрытыми». Кроме того, имеются еще проекты в Иране. И в Китае. И все на миллиарды и десятки миллиардов долларов. Получается, что, когда правительство говорит о досрочном погашении некоторой части внешнего и о небывалой экономии на процентах, государственная же компания делает новые долги - на куда как большие суммы. Казалось бы - если эти проекты такие выгодные, так и кредитовать их государственными деньгами. Стабфонд позволяет, с другой стороны, во всем мире так и делают, средства, полученные от сверхприбылей компаний, направляют на развитие. Причина в - «цене» заимствований - западный кредит дешевле отечественного. А при нынешних сверхвысоких ценах на энергоносители да при укрепляющемся по отношению к доллару рубле брать взаймы дело выгодное - реальная ставка по кредиту какое-то время может быть даже отрицательной. Но! Вот именно - какое-то время при нынешних условиях. А если (и когда) они изменятся? Проблема корпоративного внешнего долга может в ближайшее время обостриться. Вспомним - кризис в Юго-Восточной Азии начался с Индонезии, у которой была точно такая же ситуация. А именно - небольшой госдолг при гигантском корпоративном. И как только несколько крупных компаний не смогли расплатиться по долгам, начался мировой "эффект домино", докатившийся до нас в августе 98-го. В случае падения цен на энергоносители и совпадении этого момента с пиком выплат по корпоративным долгам. Итог - массовое банкротство российских компаний, начиная с "Газпрома". В таком случае кредиторы могут требовать погашение обязательств имуществом. Глава 3. Глава 3. Проблемы совершенствования управления общим объемом внешних заимствований и внешнего российского долга стр.40 Проблема государственного и общей величины внешнего долга, включая корпоративный, является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Объем государственного долга Российской Федерации в настоящее время составляет около 40% ВВП, что является высоким показателем, учитывая зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры цен на энергоносители. Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономического развития. В этой связи ситуация в области государственного долга будет находить отражение в финансовой и фискальной политике государства в ближайшем будущем, а также в возможностях страны по привлечению средств на международном рынке в целях финансирования расходов бюджета, в том числе по обслуживанию и погашению государственного долга. Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание (Приложение №1 и 2). По состоянию на 1 января 2005 года государственный внешний долг Российской Федерации составляет 3014,7 млрд. рублей (16,1 % ВВП, по сравнению с 89,5% на начало 2000 года.) Рис. 3 Доля внешнего долга России в ВВП Источники: Центробанк РФ, Бюро экономического анализа, МВФ. В период 2004-2005 гг. объем погашений внешнего государственного долга составил более 20 млрд. долларов. Начиная с этого года правительство планирует менять внешний долг на внутренний. Одновременно с расширение эмиссии рублевых долговых бумаг правительство добивается досрочного погашения своих долгов перед Парижским клубом кредиторов. Формально такая политика мотивируется дороговизной обслуживания внешнего долга. Однако при значительно снизившейся в последние годы доходности рублевых облигаций стоимость обслуживания внутреннего долга остается вполне сопоставимой с внешним долгом. Реальный мотив проводимой политики замены долга является желание МинФина чувствовать себя более комфортно. Быть должником российских кредиторов, значительная часть которых представлена госбанками и государственным Пенсионным фондом, значительно приятнее и спокойнее, чем иметь дело с привередливыми иностранцами. Нынешний курс доллара автоматически удешевляет российский внешний долг. Скорее всего можно было бы опасаться падения нефтяных цен и соответственно притока валюты в страну. Можно, если забыть о том, что валютные резервы Центрального банка России уже превысили государственный внешний долг. Более того, главный банк страны уже пару лет ломает голову над тем, как хотя бы удержать стабильный курс рубля к доллару, неудержимо растущий как раз под влиянием притока нефтедолларов в страну. Досрочные выплаты по внешнему долгу и стабильное экономическое положение России позволили вернуть доверие международных кредиторов и повысить кредитный рейтинг страны. Возобновилось кредитование негосударственного сектора экономики. В настоящее время сумма негосударственных заимствований составляет примерно 110 млрд. долларов, и эта цифра по оценке специалистов будет расти. В 2006 году доля корпоративных заимствований может составить 50% государственного внешнего долга. Причиной тому является отсутствие на внутреннем денежном рынке страны необходимых ресурсов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |