![]() |
|
|
Внешний российский долг: структура и динамикаРоль и значение МВФ. МВФ - межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе.Его политика и задачи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:- содействие международной валютной кооперации;- обеспечение сбалансированного роста международной торговли;- содействие стабильности валютных курсов;- осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;- обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;- организация форумов для консультаций и обслуживания проблем развития международной финансовой системы.Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: 1) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса; 2) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; 3) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов; 4) отказ от привязки своих валют к золоту.Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США. В МВФ действует принцип взвешенного количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в ка-питале МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,78 %; Германия - 5,53 %; Япония - 5,53 %; Франция - 4,98 %; Россия - 2,9 % (десятая по величине квота в капитале).МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть прак-тически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стаби-лизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финан-сирования бюджетных расходов правительств.Взаимоотношения МВФ и России всегда носили сложный характер. Членство в МВФ налагало на Россию обязательство выполнять следующие требования:Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конверти-руемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных кур-сов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года еди-ный рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностран-ным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть опреде-ляется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Централь-ным Банком самостоятельно.В-третьих, установление информационной открытости.Одним из достижений либеральной внешнеэкономической политики России называют наличие активного сальдо торгового баланса. В России оно достигается в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сы-рья. В принципе, поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из источников производительного накопления, содействовать преодо-лению экономического кризиса. Однако в условиях либерализации механиз-ма валютных связей властям не удается найти действующие рыночные инст-рументы, которые позволили бы направить поток этих средств в сферу про-изводства. В результате, они остаются преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, а также пополняют запасы наличности у населения.Превращение активного сальдо по текущим операциям в дефицит ито-гового платежного баланса объясняется в значительной мере необходимо-стью осуществления платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга. Деятельность МВФ на российском направлении подвергается на Запа-де острой критике. Западные экономисты говорят о том, что МВФ внес свою лепту в беды России тем, что сосредоточил внимание исключительно на показателях, относящихся к бюджетному дефициту и инфляции, игно-рируя проблему доверия к власти, связанную с накоплением задолженно-сти по заработной плате и отсутствия структурных преобразований в Рос-сии. В 1999 году Мишель Камдессю уходит в отставку с поста руководите-ля фонда. Многие обозреватели связывают эту отставку, в значительной мере, с просчетами политики МВФ по отношению к России, долг которой вырос существенно (см.табл. 7). В это время МВФ использовал несколько механизмов финансовой помощи:- программы обычного кредитования stand-by,- программы расширенного кредитования EFF,- программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF),- компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF;- дополнительное резервное кредитование SRF.Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ).Таблица 7Кредиты МВФ России
Источник: А.Селезнев, Государственный долг России : иллюзии и реальность.// Экономист, №3, 2004; официальный сайт МВФ www.imf.orgС середины 1999 года Россия не получала и не просила новых займов.Таблица 8Выплаты России МВФ
Примечание:* - на 01.02.2005 г.К концу 2005г. Россия досрочно полностью рассчиталась по всем своим долгам с Международным валютным фондом, переведя из Стабилизационного фонда 93,5 млрд. рублей.«С долгом мы должны были рассчитаться только в 2008-м году. Но средства фонда все равно лежали мертвым грузом, экономика их не принимала, и их частично решили бросить на погашение всей суммы долга. Теперь, Россия сэкономит 204 миллиарда долларов, которые она должна была заплатить МВФ по процентам, если бы тянула с расплатой до 2008-го. Начиная с этого года эти средства будут использованы, в том числе в целях социально-экономической политики. Это повлияет позитивно на развитие российских финансовых рынков, показывает и прочность, и надежность российских финансовых инструментов». (Источник: интервью Министра финансов РФ Алексея Кудрина РГ от 20.02.2005г.)Хотя Россия больше и не берет кредитов у МВФ, но она все равно продолжает активное сотрудничество с фондом. В целом можно выделить три главных направления. Первое - это участие в обсуждении перспектив мировой экономики. Дважды в год министр финансов России наряду со своими 23 коллегами участвует в проводимых фондом министерских встречах, на которых обсуждаются вопросы глобального экономического развития. Для России это имеет большое значение, так как развитие событий в мировой экономике сказывается на положении дел и в экономике российской. Второе направление - это сотрудничество в вопросах помощи бедным странам. В частности, Россия сотрудничает с фондом по целому ряду соседних государств-членов СНГ, продолжающих, с одной стороны, заимствовать у МВФ, и, с другой, имеющих значительный уровень долга, включая задолженность перед Россией и международными финансовыми организациями - МВФ и Всемирным банком. Здесь сотрудничество России и фонда необходимо, чтобы находить способы выхода из положения по ряду из этих стран. Третье направление - это получение Россией технического содействия со стороны МВФ. Например, фонд активно сотрудничает с Банком России как по вопросам проведения денежно-кредитной политики, так и по вопросам реформирования российской банковской системы, взаимодействует с Минфином РФ по целому ряду аспектов - налоговой реформе, управлению долгом, работе казначейской системы. Всемирный Банк - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1994г. Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. Он представляет собой одно из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, включающее 184 государства-члена. Эти государства-члены совместно отвечают за то, как финансируется учреждение и как расходуются средства. Со временем “Всемирным банком” стали называть Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (МАР). Эти организации совместно предоставляют займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты развивающимся странам. Россия стала членом Группы Всемирного банка в 16 июня 1992 г. Задачей Всемирного банка в России является содействие эффективной реализации комплексной программы реформ правительства по достижению устойчивости экономического роста, который, в свою очередь, приводит к повышению уровня занятости и качества социальных услуг, предоставляемых россиянам. Эти задачи решаются путем финансирования проектов и проведения аналитической и консультационной деятельности, которая стимулирует и поддерживает дальнейшую разработку российской программы реформ. Банк помог России преодолеть последствия экономического кризиса 1998 года, оказал содействие в проведении реформ системы социальной защиты населения, здравоохранения, управления окружающей средой, сельского хозяйства, водоснабжения и канализации, инфраструктуры и управления госсектором Таблица № 9 Помощь Российской Федерации со стороны Всемирного Банка
Источник: официальный сайт Всемирного банка www. www.worldbank.org Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал свою деятельность с 1991 г. Его членами, количество которых превышает 60, являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Акционерами банка являются представители государства, капитал ЕБРР вкладывает главным образом в частные предприятия, как правило совместно со своими коммерческими партнерами. Очень важную роль в деятельности ЕБРР играют экологические проблемы. При этом особое внимание уделяется операциям, направленным на рациональное ресурсов и энергии, сокращения отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляемый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. ЕБРР способствует принятию и совместному выполнению международно признанных экологических норм и стандартов. Таблица 10 Проекты, подписанные между ЕБРР и Россией в 2000-2005 гг.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |