![]() |
|
|
Мировая экономикаб) ВВП на душу населения, взятый по рыночному обменному курсу валюты и по паритету покупательной способности. Замечено, что ВВП, исчисленный по обменному курсу валюты и по ППС, для развитых стран совпадает, а вот для развивающихся стран ВВП по ППС в 2-5 раз превосходит ВВП по обменному курсу. Для экономических сравнений чаще используется ВВП по обменному курсу валют, а для социальных - ВВП по ППС. Именно по этому показателю производится классификация стран на: - развитые, с высоким ВВП на душу населения (обычно к развитым относят страны с месячным ВВП на душу населения в 1 тыс. долл. в месяц); - развивающиеся, с меньшим, чем 1 тыс. долл. в месяц. В эту группу все чаще включают так называемые страны с переходной экономикой, в которую входили бывшие страны народной демократии Восточной Европы, страны бывшего СССР и азиатские социалистические страны (Китай, Вьетнам, КНДР). Сейчас обозначилось четкое разделение стран с переходной экономикой. Многие страны Восточной Европы, такие как Чехия, Словения, Венгрия, Польша, вплотную приблизились к развитым странам и вскоре войдут в эту группу. Другие страны, включая Россию, уже по всем параметрам соответствуют группе развивающихся стран. 6. Социально-демографическое развитие определяется следующими основными показателями: - абсолютным и относительным приростом населения; - коэффициентами рождаемости и смертности; - показателями миграции населения; - ожидаемой при рождении продолжительностью жизни и связанными с ней показателями - уровнями образования, здравоохранения и культуры. 2.2. Классификация государств по их месту в экономике Из многих возможных классификационных признаков, по которым можно выстроить после- довательности моделей государств, широко используют следующие: - «удельный вес» государства в экономике; - социальная направленность государства; - открытость государства для внешних рынков и направленность его внешнеэкономи-ческой политики; - роль государственного сектора в экономике; - степень бюрократизации и коррупции в государственном аппарате. Удельный вес государства в экономике чаще всего определяют по доле государственных расходов в ВВП. Здесь имеется одна важная закономерность, получившая наименование «закон возрастающей активности», или закон Вагнера, который констатирует неизменный рост государственных расходов с развитием страны. Действительно, с 1870 г. по наши дни государственные расходы, взятые в среднем по 17 развитым странам, выросли с 9 до 47% ВВП. В развивающихся и относительно бедных странах доля государственных расходов в ВВП гораздо ниже и находится на уровне 20% ВВП. При этом важно отметить, что в «либеральных», в основном англоязычных странах (США, Австралия, Новая Зеландия), доля государственных расходов в ВВП заметно ниже (порядка 30-35% ВВП), чем в странах с социально ориентированной экономикой (почти во всей Западной Европе эта доля составляет около 50%, а в Швеции свыше 60%). Постсоциалистические страны с переходной экономикой разделились на три группы Страны Восточной и Центральной Европы пошли, в основном, по западноевропейскому пути с долей госрасходов в ВВП около 50%, азиатские страны имеют 20-30% ВВП, и они уже пополнили список бедных развивающихся стран; Россия, Белоруссия и Украина имеют долю госрасходов 30-35% ВВП, и пока не ясно, то ли они осознанно пошли по американскому пути, то ли постепенно спускаются в группу развивающихся стран. Однако, наряду с долей госрасходов в ВВП для более детального и достоверного анализа необходимо рассматривать структуру этих расходов. Анализ структуры государственных расходов позволяет оценить социальную направленность государств, которую можно количественно охарактеризовать долей общественных благ в ВВП, производимых государством, социальных трансфертов в ВВП. Здесь первенствует Швеция (по 25% общественных благ и трансфертов), за ней следуют другие западноевропейские страны, за ними либеральные страны ОЭСР и далее более бедные развивающиеся страны. Степень социальной направленности государства отражает также децильный коэффициент, показывающий, во сколько раз 10% наиболее богатых людей имеют большие доходы, чем 10% наиболее бедных. На одном из первых мест по этому показателю - Бразилия (73 раза), имеющая, кстати, всего 7% ВВП, расходуемых на социальные блага и 4% трансфертов. У США этот показатель равен 15, у западноевропейских стран около 3-7. Открытость государства для внешних рынков может быть охарактеризована средним уровнем импортных тарифов, импортными тарифами по группам товаров и другими мерами протекционистской политики. Важным показателем является также доля экспорта в ВВП. Высокая степень протекционизма характерна для стран, по различным причинам неспособных на равных конкурировать на мировых рынках (невыгодные природно-климатические условия, технологическая отсталость, традиционно высокая оплата труда, делающая некоторые группы товаров неконкурентоспособными). Причины протекционизма разнообразны, поэтому довольно высокую степень защиты по ряду товаров демонстрируют как развитые европейские страны и Япония (например, по продовольственным товарам), так и развивающиеся страны Южной Азии (средний уровень тарифа - 52,7%) и Африки (36,6%). Классическими примерами либеральных и предельно открытых экономик оставались в конце 20 века Гонконг и Сингапур. Одной из самых отрытых является в то же время социально ориентированная экономика Швеции, которая зато тратит значительные средства на поддержку своего неконкурентоспособного сельского хозяйства. Россия в первые годы реформ вообще обходилась без импортных пошлин, то есть была абсолютно открыта. Сейчас эти пошлины в среднем составляют 15%. С точки зрения экспорта экономика России относится также к весьма открытым. Наша страна экспортирует 43% добываемой нефти, 34% газа, более 60% проката черных металлов, 70-90% цветных металлов, около 80% минеральных удобрений, треть пиломатериалов и почти 90% целлюлозы. Государственный сектор, включающий полностью или частично государственные предприятия, играет заметную роль в большинстве стран. В одних странах госсектор возник, в основном, в результате национализации предприятий и целых отраслей (Франция, Италия, Великобритания, Австрия), в других государство строило или приобретало разоряющиеся объекты (ФРГ, США, Япония, Швеция). В постсоциалистических странах госсектор сохранился как наследие от социалистического прошлого. Необходимость госсектора обусловлена, прежде всего, внерыночным характером некоторых, в основном стратегических, целей, которые рынок без государства осуществить не в состоянии. Роль госсектора определяется его долей в ВВП и долей занятых в нем людей от всех трудоспособных. В настоящее время в странах ЕС на государственных предприятиях занято более 8 млн чел., что составляет около 11% всех работающих по найму. На них приходится 12,5% ВВП и 20% капиталовложений. Максимальный вклад госсектора в ВВП у Греции (23,3%), минимальный у Нидерландов (8,3%). На государственных предприятиях энергетики занято 70% работающих в отрасли, на транспорте и связи - 60%, в финансовом секторе - 30%. Традиционно большое влияние имеют госсекторы Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии в металлургии, авто- и судостроении, химии, пищевой промышленности, авиастроении, атомной энергетике и космической промышленности Государственные концерны «Рено» во Франции и «Фольксваген» в ФРГ дают примеры эффективного использования госсобственности. Однако расширение госсектора и непомерное увеличение роли государства в экономике создают предпосылки для бюрократизации и коррупции. (Россия здесь занимает одно из первых мест в мире). Одним из объективных показателей бюрократизации страны, являющейся одной из причин коррупции, может служить отношение доли госаппарата к числу всех трудоспособных к доле госрасходов в ВВП. Например, для стран ОЭСР госрасходы в ВВП составляют 51%, отношение занятых на госслужбе к занятым в экономике - 19,2%, отношение второго к первому 0,37. Для Египта те же показатели равны14%, 17,9% и 1,28. Отсюда степень «бюрократизации» Египта в 3,46 раза выше, чем в странах ОЭСР. Анализ различных моделей взаимодействия государств с экономиками своих стран позволяет сделать вывод о постепенной конвергенции моделей, что объясняется, прежде всего, глобализацией экономики. Крайние случаи сверх социально ориентированных и сверхлиберальных стран постепенно приближаются к центру спектра, а весь спектр моделей становится со временем все более узким. 2.3. Классификация интеграционных образований Эволюция форм межстрановой интеграции, так же как и интеграция между отдельными предприятиями, идет от относительно простых и «мягких» форм к более сложным и жестким. Например, интеграция между предприятиями начиналась со стратегических альянсов, затем появились картели и синдикаты и, наконец, тресты и концерны. После появления более сложных форм относительно более простые, появившиеся на более ранних этапах эволюции, не отмирают, а лишь утрачивают свое былое доминирующее значение и занимают определенную нишу. Интеграционные объединения на уровне стран проходят следующие эволюционно сменяющие друг друга формы: 1. Зоны свободной торговли. С организации таких зон начинается интеграция. При этом между странами заключаются соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров. Общее направление на либерализацию внешней торговли соответствует общим тенденциям и вектору усилий ВТО. 2. Таможенный союз. В таможенном союзе вырабатывается единая таможенная политика по отношению к третьим странам. 3. Общий рынок. Общий рынок предполагает полную либерализацию межгосударственных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эти рынки становятся едиными для всех стран общего рынка. 4. Валютный союз. Валютный союз дополняет уже имеющиеся договоренности об общем рынке единой валютной политикой. Постепенно осуществляется переход к единой валюте. Организуется единый центральный банк или система центральных банков, осуществляющих согласованную валютную и эмиссионную политику. 5. Экономический союз. Экономический союз является высшей формой экономической интеграции, при которой общий рынок и валютный союз дополняются общей экономической политикой. Возникают надгосударственные экономические органы, решения которых становятся обязательными для экономических субъектов стран союза. 6. Политический союз. Политический союз - это уже переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству. К настоящему времени в мировой экономике насчитывается уже несколько десятков региональных интеграционных объединений со всеми перечисленными ыше формами интеграции. На рис. 2.1. изображены основные интеграционные объединения, расположенные в различных частях света.
Рис. 2.1. Система межгосударственных интеграционных объединений 1.1. Европейский союз (ЕС) является самым развитым развитым интеграционным образованием в мире и представляет собой высшую форму экономической интеграции. ЕС последовательно прошел все вышеназванные формы интеграции и в настоящее время находится на стадии политического объединения. Сейчас состояние этого объединения можно определить как промежуточное между самой высокой ступенью экономической и политической интеграции и начальной стадией образования единого конфедеративного государства. История развития ЕС чрезвычайно поучительна, особенно для нашего СНГ. Вот ее краткая летопись. 1952 г. - образование Европейского объединения угля и стали с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Экономическая необходимость и экономические интересы подтолкнули недавних врагов (только 7 лет назад кончилась война) к объединению. 1957 г. - создание по Римскому договору Европейского экономического сообщества (ЕС), фактически зоны свободной торговли. 1968 г. - фактическое образование таможенного союза. За эти годы ЕС «обросло» множеством вспомогательных организаций, таких как аграрный фонд ЕС (ФЕОГА), призванный координировать аграрные политики стран Содружества. 1979 г. - создание Европейской валютной системы на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ. 1985 г. - окончание создания полностью интегрированного общего рынка. Вообще-то, ЕС с начала его образования называли Общим рынком, но окончательно он оформился после подписания Единого европейского акта в 1985 г. 1991 г. - подписание Маастрихтского договора об образовании Европейского союза, предусматривающего единое гражданство ЕС (параллельно с национальным гражданством), формирование валютного, экономического и политического союзов. 1999 г. - начало перехода к единой валюте - евро. К настоящему времени уже создана система надгосударственных органов ЕС, включающих Европейский Совет, Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Европейскую комиссию и Европейский суд. Европейский совет состоит из глав государств или правительств государств-членов. В него входят также председатель Европейской комиссии, министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Он определяет основные стратегические направления деятельности Союза и принимает решения на сессиях, которые проводятся минимум дважды в год. Европейский парламент избирается на 5-летний срок и состоит из 626 депутатов, число которых от каждой страны зависит от численности населения. Совет и Парламент принимают решения совместно по ряду наиболее важных направлений. Если Совет и Парламент не могут прийти к соглашению по какому-либо постановлению или директиве, предусматривается достижение компромисса путем создания согласительного комитета. Совет Европейского Союза (Совет министров) состоит из министров правительств государств-членов и несет ответственность за принятие основных политических решений Сообщества на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Совет министров обладает реальной властью - принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства ЕС. Европейская комиссия является исполнительным органом и несет ответственность за соблюдение выполнения Договора. Ее полномочия заключаются в законодательной инициативе и контроле за правильностью применения положений Договора и решений институтов ЕС. Она может поставить вопрос о нарушении каким-либо государством-членом ЕС условий Договора и решений ЕС и передать дело в Европейский суд. Комиссия разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС. Европейский суд призван обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении Договора соблюдался закон. Он выступает в качестве высшего апелляционного суда ЕС. Резюмируя вышесказанное, Европейская комиссия готовит предложения, Европейский парламент высказывает мнение о предложениях, Совет министров принимает окончательные решения, Европейская комиссия отвечает за осуществление принятых решений. Европейский парламент совместно с Советом и Европейская комиссия принимают постановления и решения, а также дают рекомендации и делают заключения. Постановления, имеющие общее применение, являются юридически обязывающими и имеют характер прямого действия для всех государств-членов, заменяя соответствующие элементы национального законодательства. Директивы являются обязательными для определенных государств-членов и касаются цели, которая должна быть достигнута. Выбор форм и методов осуществления целей остается за национальными органами власти. Решения касаются конкретных вопросов и являются обязательными для государств-членов, которым они непосредственно адресованы. Заключения и рекомендации относятся к тенденциям развития и направлениям политики и не имеют обязательной силы. В настоящее время ЕС представляет собой мощнейший экономический блок, способный реально конкурировать с США и Японией. Его членами являются 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Европейский союз - это крупнейший в мире экономический блок с населением 325 млн человек, ВНП в 8900 мрд долл. США (40% стран ОЭСР). На его долю приходится 21% мировой торговли (США - 20%). 1.2. СНГ - Содружество независимых государств создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за исключением стран Балтии. Первоначально СНГ воспринимался как некоторая новая более свободная конфедеративная форма СССР. В 1993 г. государства-члены подписали Соглашение о создании Экономического Союза, которое предусматривает: - свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; - осуществление согласованной политики в таких областях, как денежно-кредитные отношения, бюджеты, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные пошлины; - поощрение свободного предпринимательства и инвестиций, поддержка производственной кооперации и создание прямых связей между предприятиями и отраслями; - согласование хозяйственного законодательства. Таким образом, фиксировалась организация общего рынка и ставилась цель перехода к более высоким ступеням интеграции - валютному и экономическому союзам. Однако центробежные тенденции в СНГ превалировали, и общий рынок не состоялся. Тогда было сделано некоторое отступление, и в 1994 г. был подписан Договор о создании зоны свободной торговли. В 1995 г. был образован таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которым позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В рамках этого союза был создан платежный союз на мультивалютной основе, который по идее организаторов должен постепенно перерасти в валютный союз. Украина, Азербайджан, Грузия и некоторые другие страны заняли по отношению к интеграции весьма сдержанную позицию. Они участвуют в совещаниях СНГ, но фактически блокируют все решительные меры по развитию надгосударственных структур СНГ. Объективно пробуксовка интеграции в рамках СНГ обусловлена глубокими расхождениями технико-экономических характеристик отдельных стран и различиями в их экономических приоритетах. История СНГ - это постепенная дезинтеграция. Торговля между странами, особенно после кризиса 1998 г., стала сокращаться. Страны находят все новых партнеров вне содружества и ориентируют на них свою внешнеэкономическую политику. С 1996 г. была провозглашена политика разноскоростной интеграции. Она заключается в том, что вместо общих соглашений по СНГ стали ориентироваться на систему частных договоров с теми странами, которые готовы к более решительной интеграции. В 1996 г. был подписан договор об углубленной интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В перспективе здесь планируется создание «сообщества интегрированных государств». Самое быстрое, хотя зачастую больше декларативное продвижение по пути интеграции наблюдается между Россией и Белоруссией, уже подписавших Союзный договор и идущих на организацию конфедеративного государства. 1.3. ЧЭС - Черноморское экономическое сотрудничество включает 11 членов: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина. Официально ЧЭС учреждено в начале 1998 г. Фактически ЧЭС функционирует с 1992 г. Секретариат ЧЭС находится в Стамбуле. В рамках ЧЭС осуществляется сотрудничество в сфере банков и финансов; по вопросам избежания двойного налогообложения, по защите инвестиций, по передаче статистических данных и экономической информации. В 1995 г. было принято решение о создании Черноморского банка торговли и развития. Учрежден Совет ЧЭС, состоящий из представителей предпринимательских объединений и торговых палат стран-членов. Лекция 3. Система национальных счетов и ее показатели Чтобы получить полную картину макроэкономических связей между хозяйствами стран, участвующих в международной торговле, необходимо овладеть двумя взаимосвязанными и важными инструментами. Первый из них - счет национального дохода, в который записываются все расходы, связанные с выпуском продукции и созданием дохода страны. Второй инструмент - счет платежного баланса, который помогает отслеживать как изменения в задолженности страны иностранным государствам, так и доходы ее отраслей, конкурирующих в области экспорта и импорта. Счета платежного баланса показывают также связь между сделками с зарубежными партнерами национальным предложением денег. 3.1. Счета национального дохода и национального продукта. Центральным объектом макроэкономического анализа является валовой национальный продукт страны (ВНП) - стоимость всех конечных продуктов и услуг, производимых ее факторами производства и продаваемых на рынке в течение определенного периода. ВНП исчисляется сложением рыночной стоимости всех затрат на конечный выпуск. Поскольку продукция не может производиться без учета факторов производства, расходы, составляющие ВНП, тесно связаны с использованием труда, капитала и других факторов производства. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |