реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировая экономика и международные экономические отношения

Большое распространение в последние десятилетия приобрела практика сбыта машин и оборудования через международные торги (тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда по-купатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (постав-щиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар, наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях. Различают открытые (публичные) торги, к участию в которых при-глашаются все желающие фирмы и организации, и закрытые торги, к участию в которых приглашается ограниченное число фирм и консорциумов (временных союзов фирм для совместной борьбы за получение заказа и для его совместного исполнения). Основная часть международных торгов проводится сейчас в развивающихся странах.

Машины и оборудование могут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Долгосрочная аренда машин и оборудования называется лизингом. Лизинговый бизнес, распространившийся с середины 50-х гг. в США, ускоренно развивается на международ-ной арене с 70-х гг. Лизинг позволяет промышленным, транс-портным и другим предприятиям (арендаторам) получать у специ-ализированных лизинговых компаний (арендодателей) за опреде-ленную плату в долгосрочное пользование широкий спектр основ-ных средств производства (от мелкого конторского оборудова-ния до сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудо-вания, от автотранспортных средств до реактивных авиалайне-ров и океанских танкеров и т.д.). Соглашение о лизинге обыч-но заключается на срок от пяти до десяти, а порой до 20 лет и бо-лее. По истечении срока соглашения предприятие-арендатор обычно имеет право приобрести арендуемое оборудование с уче-том суммы внесенной арендной платы. Лизинг обеспечивает про-изводителям дополнительную возможность сбыта продукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках, а потребителям - возможность в условиях ускоренных темпов науч-но-технического прогресса обновлять оборудование без едино-временной мобилизации значительных средств на его приобрете-ние. На мировом рынке действует около тысячи международных лизинговых компаний, на арендные операции которых приходится, по некоторым оценкам, 1/5 миро-вого экспорта машин и оборудования.

Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю ко-торых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. В целом на развитые страны Запада приходится около ѕ мирового экспорта машинно-технической продукции. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Син-гапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признан-ным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на ми-ровой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электро-оборудования, некоторых вооружений и других технически слож-ных видов продукции. Доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования в 1990 г. составляла всего 3,5%. Выделялись здесь на общем фоне бывший СССР и Чехословакия (у последней в конце 80-x гг. на машины, оборудо-вание и транспортные средства приходилось почти 2/3 всего экс-порта). В связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и со-кращением взаимной торговли, а также неконкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования, производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая рес-публики бывшего СССР) снижается. Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение россий-ского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире - около 15 млрд. дол. В ценах 1990 г.), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. дол. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции).

5.3. Международная торговля сырьевыми товарами

Статистика ООН относит к сырьевым товарам продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье; каучук, включая синтети-ческий; лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу; текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. В то же время черные металлы и химические продукты, пряжу, ткани ООН относит к готовым изделиям.

В целом довольно сложно провести границу между сырьевыми товарами и готовыми изделиями. В узком смысле сырье включает в себя только продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства, в широком - все материалы, непосредственно добывае-мые из окружающей среды (уголь, нефть, руды, лес и др.), а также полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке и в свою очередь выступающие сырьем для готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.). В данном разделе мы рассматриваем особенности международной торговли сырьевыми товарами, взятыми в широком смысле.

Международная торговля сырьем в значительно большей степе-ни, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими компаниями промышленно развитых капиталистических стран, прежде всего ТНК. THK контролируют, к примеру, до 80-90% экспорта чая, кофе, какао, хлопка, лесных продуктов, табака, джута, меди, железной руды и бокситов. При этом в каждом конкретном случае контроль осуществляется тремя-шестью ведущими фирмами, которые имеют возможность контролировать цены на соответствующих рынках.

Особое место в торговле сырьем занимает внутрикорпорационная торговля между материнскими и дочерними фирмами добывающих ТНК. Она ведется по пониженным трансфертным ценам, что создает возможность для безналогового перевода прибылей, полученных при разработке зарубежных источников сырья с использованием местной дешевой рабочей силы. Внутрикорпорационная торговля составляет около 30% мирового экспорта сырья.

Для торговли сырьем характерно растущее число долгосрочных соглашений. Обычно они заключаются на срок 15-20 лет и более. Особенно распространены такие соглашения при торговле железной, марганцевой, хромовой рудой, природным газом, фосфатами, бокситами, каменным углем, урановой рудой.

Важная форма долгосрочных соглашений - уже упоминавшиеся компенсационные сделки (соглашения типа “развитиe-импорт”). Согласно условиям подобных сделок, импортер сырья предоставляет экспортеру кредит на разработку месторождения или создание соответствующего производства, получая в погашение займа часть продукции нового предприятия.

Существенное место в торговле сырьем занимают ассоциации экспортеров сырья, создаваемые на межправительственной основе и осуществляющие коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Имеется свыше 20 подобных объединений, наиболее известное и влиятельное среди них, пожалуй, Органи-зация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в 1960 г. и объединяющая 11 государств, на которые приходится около 40% объема нефтепродаж в мире.

В направлении межгосударственного регулирования рынков сырьевых товаров в последние десятилетия успешно действует Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В ее рамках была выдвинута и одобрена Интегрированная программа по сырью (1976 г.), разработано межправительственное соглашение о создании Общего фонда сырьевых товаров, предназначенного для стабилизации мировых рынков сырья (1980 г.).

Около 20% мировой торговли сырьевыми и продовольствен-ными товарами осуществляется через междуна-родные товарные биржи. Биржевые цены служат ориентирами для установления цен во внебиржевой торговле, а сами операции на бирже активно используются для страхования торговых сделок и сырьевых запасов от изменения рыночных цен.

В настоящее время объектами биржевой торговли являются 60-70 видов товаров. Две трети товаров, обращающихся на меж-дународных товарных биржах, - это сельскохозяйственные и лес-ные товары (прежде всего маслосемена и продукты их переработ-ки, зерновые, живой скот и мясо). В группе промышленного сы-рья и продуктов его переработки более половины оборота прихо-дится на топливные товары (сырую нефть и продукты ее перера-ботки). Доля драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия) составляет 30% оборота товаров этой группы, цветных металлов (меди, олова, свинца, цинка, никеля, алюминия) - 20%.

Важнейшие центры международной биржевой торговли сосредо-точены в США (Чикаго, Нью-Йорк) и Великобритании (Лондон). В последние годы существенно возросла роль Японии (Токио).

К числу международных относят также ряд специализированных бирж, обслуживающих региональные рынки, - Виннипегская, Па-рижская, Сиднейская, Сингапурская, Сянганская (Гонконг) и ряд других.

На товарных биржах примерно только 5-10% от общего числа сделок совершается на реальный товар, когда продавцы обязаны доставить товар на биржу, а покупатели - забрать его с биржи; 90-95% сделок - это так называемые срочные (фьючерсные) сдел-ки, 80% которых совершается с целью спекуляции, игры на повы-шение или понижение цен, 20% - для страхования (хеджирования) от потерь, вызванных изменением цен на товары.

Развивающиеся страны продолжают оставаться важнейшими поставщиками топлива (около 57% мирового экспорта в 1995 г.) и минерального сырья (36%) для промышленно развитых стран Запада. В то же время их доля в мировом экспорте сырья (без нефти) и продовольствия сократилась с 40 в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.

Страны Ближнего и Среднего Востока обеспечивают примерно 2/3 мирового экспорта сырой нефти (крупнейшие экспортеры - Саудовская Аравия (1-е место в мире), Иран, ОАЭ). В десятку ведущих экспортеров нефти входят и такие развивающиеся страны, как Венесуэла, Нигерия, Мексика, Ливия. Алжир и Индонезия являются крупными экспортерами природного газа, Колумбия - каменного угля.

Добыча основных видов минеральных ресурсов в развивающихся странах примерно в три раза превышает их собственные потребности, а возникающие “излишки” направляются на экспорт в промышленно развитые страны. Ведущими экспортерами минерального сырья в этой группе государств являются Бразилия (железная руда, марганец, титан, олово, бокситы, графит и др.), Чили (медь), Перу (медь, свинец, цинк, олово), Гвинея (бокситы) и др.

На развивающиеся страны приходится около 32% мирового экспорта сельскохозяйственного сырья. Особенно важную роль играют они в экспорте тропических продуктов (какао-бобы, кофе, чай и др.) - около 90% мирового экс-порта, а также сахара - свыше 50%. При этом чая больше всего экспортирует Индия, кофе - Бразилия, какао - Кот-д'Ивуар, сахара - Бразилия.

В связи с переносом в развивающиеся страны экологически опасных, материало- и трудоемких производств из развитых капиталистических государств и самостоятельным развитием соответствующих отраслей увеличилась до-ля этой группы государств в мировом экспорте полуфабрикатов (черные и цветные металлы, химикаты и др.) За 1980-1995 гг. удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте металлов возрос с 7,5 до 23,4%, химикатов - с 7,4 до 16,4%.. Так, Республика Корея и Бразилия - крупные экспортеры стали и проката; Бразилия, Венесуэла, Бахрейн, ОАЭ - алюминия.

Развитые страны Запада не обеспечивают себя полностью топливом и минеральным сырьем и значительную часть своих потребностей удовлетворяют за счет поставок из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, даже в США с их развитой нефтяной промышленностью доля импортной нефти в потреблении достигла 50%. Западная Европа удовлетворяет свои потребности в нефти лишь на 1/3, а вся остальная нефть импортируется из развивающихся стран и из России. Япония полностью зависит от импорта нефти. Западная Европа импортирует из России и из стран Африки более половины потребляемого природного газа. Что касается минерального сырья, то страны Запада (в первую очередь Западная Европа и Япония) удовлетворяют за счет импорта примерно 1/3 своих потребностей.

В то же время на развитые капиталистические страны приходится 31% мирового экспорта топлива и 55% мирового экспорта руд и металлов (1995 г.). Они являются крупными экспортерами нефти (Норвегия, Великобритания, Канада), при-родного газа (Канада, Нидерланды, Норвегия), каменного угля (Австралия, США. ЮАР, Канада и др.), урана (Канада, ЮАР, Австралия, США), железной (Австралия, Канада, Швеция) и хромовой (ЮАР) руды, никеля (Канада), молибдена (США), бокситов (Австралия), свинца (Австралия, Канада), цинка (Канада, Австралия), зо-лота (ЮАР, США, Австралия, Канада), металлов платиновой группы (ЮАР, Канада), алмазов (Австралия, ЮАР) и др.

Развитые страны Запада - ведущие экспортеры (около 67% мирового экспорта) и импортеры (68% мирового импорта) продовольствия. Особенно велика их доля в мировом экспорте молочных товаров, зерновых, мяса, напитков, фруктов, овощей, масличных, рыбы. Ведущими экспортерами продовольствия в этой группе стран являются США, страны ЕС, Канада, Австралия; импортерами - Япония, США, стра-ны ЕС.

На взаимную торговлю промышленно развитых стран Запада приходится более 60% мировой торговли химической продукцией (важнейшие экспортеры - ФРГ, CШA, Франция, Великобритания, импортеры - ФРГ, США, Франция, Великобритания, Италия).

Япония, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Франция и Италия являются крупными экспортерами стали и проката, Канада, Австралия, Норвегия, США, Нидерланды - алюминия.

Сейчас на долю нашей страны приходится около 14% мирового экспорта продукции из черных металлов, более 20% мирового экспорта алюминия, 17% никеля, 11% меди, более 10% титана и т.д. Массированные поставки, нередко по бросовым ценам, привели к резкой дестабилизации мирового рын-ка и существенному снижению цен на металлы, к тому, что страны Запада начали прини-мать протекционистские меры по защите собственных производите-лей от российской конкуренции.

Россия также является крупным экспортером алмазов, минеральных удобрений, древесины и целлюлозы.

В целом в последние годы импорт обеспечивает примерно 1/3 потребления продовольствия в России и свыше 50% его розничного товарооборота (меньшая доля импорта в потреблении объясняется резко увеличившимся объемом производства продовольствия в личных подсобных хозяйствах).

6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гости-ничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, нау-ку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культу-ру и искусство, а также инженерно-консультационные, информа-ционные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятель-ности, послепро-даж-ный сервис и др. В ряде стран к услугам от-носят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлече-ны в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли то-варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо при-сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производите-ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас-ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с тор-говлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество ус-луг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информаци-онных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков то-варов, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около
1,3 трлн. дол. и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный обо-рот, либо фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в экспорт товаров. Из-за этого у США, например, фактический объем экспорта услуг, по некоторым оценкам, почти в два раза выше официального.

Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.

В целом совокупная мировая стоимость фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г. до 247 млрд. дол. в 1995 г.

Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 1996 г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами - мировому “товару № 1”.

Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. че-ловек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испа-нии и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов (табл. 7, 8).

Таблица 7

Ведущие страны мира по приему иностранных туристов в 1996 г.

Страна

Число прибытий иностранных туристов

в млн. чел.

в % от мирового
итога

1. Франция

61,5

10,4

2. США

44,8

7,6

3. Испания

41,4

7,0

4. Италия

35,5

6,0

5. Китай

26,1

4,4

6. Великобритания

25,8

4,4

7. Мексика

21,7

3,7

8. Венгрия

20,7

3,5

9. Польша

19,4

3,3

10. Канада

17,3

2,9

Группа развивающихся стран, принимающих иностранных турис-тов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят неболь-шие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значи-тельную долю ВВП: на Багамских островах - около 60%, на Бар-бадосе - около 30%, на Бермудских островах - около 40%, на Сейшельских - около 35% и т.д. С другой стороны, основную мас-су этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми ту-ристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме - Индонезия, Филип-пины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контролируется запад-ным капиталом. Развивающиеся страны в целом не являются поставщиками туристов. Туристские потоки между ними незначительны.

Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20-25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма.

Развитию международного туризма в России мешают по-литическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее в 1997 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с различными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. - по линии организованного туризма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.