![]() |
|
|
Мировая экономика и международные экономические отношенияБольшое распространение в последние десятилетия приобрела практика сбыта машин и оборудования через международные торги (тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда по-купатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (постав-щиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар, наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях. Различают открытые (публичные) торги, к участию в которых при-глашаются все желающие фирмы и организации, и закрытые торги, к участию в которых приглашается ограниченное число фирм и консорциумов (временных союзов фирм для совместной борьбы за получение заказа и для его совместного исполнения). Основная часть международных торгов проводится сейчас в развивающихся странах. Машины и оборудование могут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Долгосрочная аренда машин и оборудования называется лизингом. Лизинговый бизнес, распространившийся с середины 50-х гг. в США, ускоренно развивается на международ-ной арене с 70-х гг. Лизинг позволяет промышленным, транс-портным и другим предприятиям (арендаторам) получать у специ-ализированных лизинговых компаний (арендодателей) за опреде-ленную плату в долгосрочное пользование широкий спектр основ-ных средств производства (от мелкого конторского оборудова-ния до сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудо-вания, от автотранспортных средств до реактивных авиалайне-ров и океанских танкеров и т.д.). Соглашение о лизинге обыч-но заключается на срок от пяти до десяти, а порой до 20 лет и бо-лее. По истечении срока соглашения предприятие-арендатор обычно имеет право приобрести арендуемое оборудование с уче-том суммы внесенной арендной платы. Лизинг обеспечивает про-изводителям дополнительную возможность сбыта продукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках, а потребителям - возможность в условиях ускоренных темпов науч-но-технического прогресса обновлять оборудование без едино-временной мобилизации значительных средств на его приобрете-ние. На мировом рынке действует около тысячи международных лизинговых компаний, на арендные операции которых приходится, по некоторым оценкам, 1/5 миро-вого экспорта машин и оборудования. Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю ко-торых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. В целом на развитые страны Запада приходится около ѕ мирового экспорта машинно-технической продукции. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Син-гапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признан-ным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на ми-ровой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электро-оборудования, некоторых вооружений и других технически слож-ных видов продукции. Доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования в 1990 г. составляла всего 3,5%. Выделялись здесь на общем фоне бывший СССР и Чехословакия (у последней в конце 80-x гг. на машины, оборудо-вание и транспортные средства приходилось почти 2/3 всего экс-порта). В связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и со-кращением взаимной торговли, а также неконкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования, производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая рес-публики бывшего СССР) снижается. Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение россий-ского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире - около 15 млрд. дол. В ценах 1990 г.), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. дол. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции). 5.3. Международная торговля сырьевыми товарами Статистика ООН относит к сырьевым товарам продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье; каучук, включая синтети-ческий; лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу; текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. В то же время черные металлы и химические продукты, пряжу, ткани ООН относит к готовым изделиям. В целом довольно сложно провести границу между сырьевыми товарами и готовыми изделиями. В узком смысле сырье включает в себя только продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства, в широком - все материалы, непосредственно добывае-мые из окружающей среды (уголь, нефть, руды, лес и др.), а также полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке и в свою очередь выступающие сырьем для готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.). В данном разделе мы рассматриваем особенности международной торговли сырьевыми товарами, взятыми в широком смысле. Международная торговля сырьем в значительно большей степе-ни, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими компаниями промышленно развитых капиталистических стран, прежде всего ТНК. THK контролируют, к примеру, до 80-90% экспорта чая, кофе, какао, хлопка, лесных продуктов, табака, джута, меди, железной руды и бокситов. При этом в каждом конкретном случае контроль осуществляется тремя-шестью ведущими фирмами, которые имеют возможность контролировать цены на соответствующих рынках. Особое место в торговле сырьем занимает внутрикорпорационная торговля между материнскими и дочерними фирмами добывающих ТНК. Она ведется по пониженным трансфертным ценам, что создает возможность для безналогового перевода прибылей, полученных при разработке зарубежных источников сырья с использованием местной дешевой рабочей силы. Внутрикорпорационная торговля составляет около 30% мирового экспорта сырья. Для торговли сырьем характерно растущее число долгосрочных соглашений. Обычно они заключаются на срок 15-20 лет и более. Особенно распространены такие соглашения при торговле железной, марганцевой, хромовой рудой, природным газом, фосфатами, бокситами, каменным углем, урановой рудой. Важная форма долгосрочных соглашений - уже упоминавшиеся компенсационные сделки (соглашения типа “развитиe-импорт”). Согласно условиям подобных сделок, импортер сырья предоставляет экспортеру кредит на разработку месторождения или создание соответствующего производства, получая в погашение займа часть продукции нового предприятия. Существенное место в торговле сырьем занимают ассоциации экспортеров сырья, создаваемые на межправительственной основе и осуществляющие коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Имеется свыше 20 подобных объединений, наиболее известное и влиятельное среди них, пожалуй, Органи-зация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в 1960 г. и объединяющая 11 государств, на которые приходится около 40% объема нефтепродаж в мире. В направлении межгосударственного регулирования рынков сырьевых товаров в последние десятилетия успешно действует Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В ее рамках была выдвинута и одобрена Интегрированная программа по сырью (1976 г.), разработано межправительственное соглашение о создании Общего фонда сырьевых товаров, предназначенного для стабилизации мировых рынков сырья (1980 г.). Около 20% мировой торговли сырьевыми и продовольствен-ными товарами осуществляется через междуна-родные товарные биржи. Биржевые цены служат ориентирами для установления цен во внебиржевой торговле, а сами операции на бирже активно используются для страхования торговых сделок и сырьевых запасов от изменения рыночных цен. В настоящее время объектами биржевой торговли являются 60-70 видов товаров. Две трети товаров, обращающихся на меж-дународных товарных биржах, - это сельскохозяйственные и лес-ные товары (прежде всего маслосемена и продукты их переработ-ки, зерновые, живой скот и мясо). В группе промышленного сы-рья и продуктов его переработки более половины оборота прихо-дится на топливные товары (сырую нефть и продукты ее перера-ботки). Доля драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия) составляет 30% оборота товаров этой группы, цветных металлов (меди, олова, свинца, цинка, никеля, алюминия) - 20%. Важнейшие центры международной биржевой торговли сосредо-точены в США (Чикаго, Нью-Йорк) и Великобритании (Лондон). В последние годы существенно возросла роль Японии (Токио). К числу международных относят также ряд специализированных бирж, обслуживающих региональные рынки, - Виннипегская, Па-рижская, Сиднейская, Сингапурская, Сянганская (Гонконг) и ряд других. На товарных биржах примерно только 5-10% от общего числа сделок совершается на реальный товар, когда продавцы обязаны доставить товар на биржу, а покупатели - забрать его с биржи; 90-95% сделок - это так называемые срочные (фьючерсные) сдел-ки, 80% которых совершается с целью спекуляции, игры на повы-шение или понижение цен, 20% - для страхования (хеджирования) от потерь, вызванных изменением цен на товары. Развивающиеся страны продолжают оставаться важнейшими поставщиками топлива (около 57% мирового экспорта в 1995 г.) и минерального сырья (36%) для промышленно развитых стран Запада. В то же время их доля в мировом экспорте сырья (без нефти) и продовольствия сократилась с 40 в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг. Страны Ближнего и Среднего Востока обеспечивают примерно 2/3 мирового экспорта сырой нефти (крупнейшие экспортеры - Саудовская Аравия (1-е место в мире), Иран, ОАЭ). В десятку ведущих экспортеров нефти входят и такие развивающиеся страны, как Венесуэла, Нигерия, Мексика, Ливия. Алжир и Индонезия являются крупными экспортерами природного газа, Колумбия - каменного угля. Добыча основных видов минеральных ресурсов в развивающихся странах примерно в три раза превышает их собственные потребности, а возникающие “излишки” направляются на экспорт в промышленно развитые страны. Ведущими экспортерами минерального сырья в этой группе государств являются Бразилия (железная руда, марганец, титан, олово, бокситы, графит и др.), Чили (медь), Перу (медь, свинец, цинк, олово), Гвинея (бокситы) и др. На развивающиеся страны приходится около 32% мирового экспорта сельскохозяйственного сырья. Особенно важную роль играют они в экспорте тропических продуктов (какао-бобы, кофе, чай и др.) - около 90% мирового экс-порта, а также сахара - свыше 50%. При этом чая больше всего экспортирует Индия, кофе - Бразилия, какао - Кот-д'Ивуар, сахара - Бразилия. В связи с переносом в развивающиеся страны экологически опасных, материало- и трудоемких производств из развитых капиталистических государств и самостоятельным развитием соответствующих отраслей увеличилась до-ля этой группы государств в мировом экспорте полуфабрикатов (черные и цветные металлы, химикаты и др.) За 1980-1995 гг. удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте металлов возрос с 7,5 до 23,4%, химикатов - с 7,4 до 16,4%.. Так, Республика Корея и Бразилия - крупные экспортеры стали и проката; Бразилия, Венесуэла, Бахрейн, ОАЭ - алюминия. Развитые страны Запада не обеспечивают себя полностью топливом и минеральным сырьем и значительную часть своих потребностей удовлетворяют за счет поставок из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, даже в США с их развитой нефтяной промышленностью доля импортной нефти в потреблении достигла 50%. Западная Европа удовлетворяет свои потребности в нефти лишь на 1/3, а вся остальная нефть импортируется из развивающихся стран и из России. Япония полностью зависит от импорта нефти. Западная Европа импортирует из России и из стран Африки более половины потребляемого природного газа. Что касается минерального сырья, то страны Запада (в первую очередь Западная Европа и Япония) удовлетворяют за счет импорта примерно 1/3 своих потребностей. В то же время на развитые капиталистические страны приходится 31% мирового экспорта топлива и 55% мирового экспорта руд и металлов (1995 г.). Они являются крупными экспортерами нефти (Норвегия, Великобритания, Канада), при-родного газа (Канада, Нидерланды, Норвегия), каменного угля (Австралия, США. ЮАР, Канада и др.), урана (Канада, ЮАР, Австралия, США), железной (Австралия, Канада, Швеция) и хромовой (ЮАР) руды, никеля (Канада), молибдена (США), бокситов (Австралия), свинца (Австралия, Канада), цинка (Канада, Австралия), зо-лота (ЮАР, США, Австралия, Канада), металлов платиновой группы (ЮАР, Канада), алмазов (Австралия, ЮАР) и др. Развитые страны Запада - ведущие экспортеры (около 67% мирового экспорта) и импортеры (68% мирового импорта) продовольствия. Особенно велика их доля в мировом экспорте молочных товаров, зерновых, мяса, напитков, фруктов, овощей, масличных, рыбы. Ведущими экспортерами продовольствия в этой группе стран являются США, страны ЕС, Канада, Австралия; импортерами - Япония, США, стра-ны ЕС. На взаимную торговлю промышленно развитых стран Запада приходится более 60% мировой торговли химической продукцией (важнейшие экспортеры - ФРГ, CШA, Франция, Великобритания, импортеры - ФРГ, США, Франция, Великобритания, Италия). Япония, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Франция и Италия являются крупными экспортерами стали и проката, Канада, Австралия, Норвегия, США, Нидерланды - алюминия. Сейчас на долю нашей страны приходится около 14% мирового экспорта продукции из черных металлов, более 20% мирового экспорта алюминия, 17% никеля, 11% меди, более 10% титана и т.д. Массированные поставки, нередко по бросовым ценам, привели к резкой дестабилизации мирового рын-ка и существенному снижению цен на металлы, к тому, что страны Запада начали прини-мать протекционистские меры по защите собственных производите-лей от российской конкуренции. Россия также является крупным экспортером алмазов, минеральных удобрений, древесины и целлюлозы. В целом в последние годы импорт обеспечивает примерно 1/3 потребления продовольствия в России и свыше 50% его розничного товарооборота (меньшая доля импорта в потреблении объясняется резко увеличившимся объемом производства продовольствия в личных подсобных хозяйствах). 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гости-ничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, нау-ку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культу-ру и искусство, а также инженерно-консультационные, информа-ционные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятель-ности, послепро-даж-ный сервис и др. В ряде стран к услугам от-носят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлече-ны в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги. Международная торговля услугами, в отличие от торговли то-варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо при-сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производите-ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас-ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с тор-говлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество ус-луг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке. Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информаци-онных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков то-варов, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг. Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм. Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская. В целом совокупная мировая стоимость фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г. до 247 млрд. дол. в 1995 г. Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 1996 г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами - мировому “товару № 1”. Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. че-ловек. Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испа-нии и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов (табл. 7, 8). Таблица 7 Ведущие страны мира по приему иностранных туристов в 1996 г.
Группа развивающихся стран, принимающих иностранных турис-тов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят неболь-шие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значи-тельную долю ВВП: на Багамских островах - около 60%, на Бар-бадосе - около 30%, на Бермудских островах - около 40%, на Сейшельских - около 35% и т.д. С другой стороны, основную мас-су этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми ту-ристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме - Индонезия, Филип-пины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контролируется запад-ным капиталом. Развивающиеся страны в целом не являются поставщиками туристов. Туристские потоки между ними незначительны. Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20-25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма. Развитию международного туризма в России мешают по-литическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее в 1997 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с различными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. - по линии организованного туризма. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |