![]() |
|
|
Мировая экономика и международные экономические отношенияПервым шагом в формировании ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968 г.), отмена таможенных пошлин в торговле между “шестеркой” стран ЕС и создание таможенного союза. По отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый таможенный тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран, упразднялись таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС и новыми участниками. Таможенный союз активизировал взаимную торговлю государств-членов ЕС, на которую сейчас приходится в среднем более 60% объема их совокупной внешней торговли (у Бельгии-Люксембурга, Нидерландов, Ирландии, Португалии - более 70%). Однако после устра-нения взаимных таможенных пошлин на границах между странами Сообщества все еще имели место случаи проведения та-моженного досмотра и контроля, другие дорогостоящие формаль-ности. Свободной торговле продолжали препятствовать различия стандартов и технических норм в разных госу-дарствах (в области здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.п.). Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Она была введена в действие в 1964 г. и по сей день остается важней-шей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в 1995 г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС. Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейско-го союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для защиты сельского хо-зяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (замороз-ки, засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модер-низацию производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров - экспортеры полу-чают возмещение, которое должно компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС. Субсидии, система единых цен и защита рынка способствовали укрупнению хозяйств, решению продовольственной проблемы. Между 1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное производство в ЕС возрастало в среднем на 2% в год, в то время как потребление продовольствия - только на 0,5%. Страны ЕС практически полностью обеспечили себя продовольствием и стали вторым в мире (после США) экспортером аграрной продукции. В некоторых странах ВС производи-тельность труда в сельском хозяйстве превысила американскую (так, в Бельгии один работник сельского хозяйства “кормит” 100 человек, в Великобритании 95 - против 80 человек в США и 13 человек в бывшем СССР). Урожайность, например, пшеницы в ЕС вдвое выше, чем в США, а в Нидерландах, Великобритании и Бельгии - почти втрое (от 65 до 70 ц/га в среднем). Аграрная политика ЕС, однако, привела к перепроизводству сельскохозяй-ственной продукции и к возникновению противоречий с другими мировыми производителями сельскохозяйственных товаров (преж-де всего США), которые возражают против ограничения в досту-пе на рынок ЕС и практики субсидирования экспорта. Кроме того, она оказалось слишком дорогостоящей (70% расходов бюджета ЕС). Поэтому в июне 1992 г. ЕС принял решение о радикальном пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры. Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен составило 29%, для говядины - 15%). Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства. В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар. Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения - сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию. В рамках ЕС также проводится региональная политика, наце-ленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в ко-торых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Се-верная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994 г. статус слаборазвитых офи-циально получили новые земли ФРГ, возникшие на территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить старопромышленные регионы Велико-британии, Фран-ции, Германии, Испании и других стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика - вторая по значимос-ти статья расходов ЕС (36% в 1999 г.). Основные ее направления - координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фон-да регионального развития. В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-техни-ческой области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС (1994-1998 гг.). Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ - обеспе-чение конкурентоспособности Западной Европы в области информа-ционных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уде-ляется вопросам охраны окружающей среды. ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомас-штабной кооперации в области новейшей технологии (осуществля-ется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА - Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них - промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок - информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт. Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и со-здание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых орга-низаций. С марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная систе-ма (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирую-щаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС. К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. По-стоянно нарушались положения Римского договора в части сво-бодного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. - иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолк-лендская война - показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности уре-гулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи. Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Пер-вая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вто-рая - образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедера-тивную супердержаву. Первая задача - создание ЕВР - решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта за-дача успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила ско-рее символическое значение, так что отладка механизмов функциониро-вания ЕВР продолжается. С 1 января 1993 г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили воз-можность без загранпаспортов и виз путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию технические стандарты, финансово-банков-ские порядки, правовые нормы. Фирмы теперь могут сбывать про-дукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции капиталов. Переход Сообщества в новое качество - Европейский союз - основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992 г. Маастрихт-ский договор предусматривает, в частности, постепенный пе-реход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых облас-тей - дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации Ма-астрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ра-тификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое офици-альное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом Маастрихтского договора. Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС. В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002 г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется единственной денежной единицей. Среди участников ЭВС в ЕС - две группы государств - участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого объединения новые трудности и проблемы. На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония О своем желании присоединиться к ЕС в одной из следующих волн расширения заявили также Албания, Македония и Хорватия. Турция, состоящая в таможенном союзе с ЕС, признана не соответствующей критериям обеспечения демократии и пока оставлена за бортом группы претендентов. Мальта в 1996 г. отказалась от прежнего намерения вступить в ЕС. Раздаются голоса за присоединение к ЕС в Норвегии и Швейцарии.. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на две группы - начавшие с 30 марта 1998 г. непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония К этой группе причислен также и Кипр, но при условии направления на переговоры с ЕС межобщинной делегации, представляющей как греков-киприотов, так и турок-кпириотов. ) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003-2004 гг. Европейский союз - не единственная интеграционная группи-ровка в Западной Европе. В 1959-1960 г. по инициативе Великобрита-нии и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве. В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую груп-пировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право изда-вать законы. ЕАСТ - зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами про-мышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отно-шениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможен-ные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Марокко, Израиль и Палестинская автономия.. Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации свя-зей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились со-глашением о создании Европейского экономического пространст-ва (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устране-ние торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Со-глашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допус-кать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее от-сталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных ус-ловиях ввозить свои продукты в ЕС. Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994 г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992 г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя. В декабре 1992 г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1994 г. Договор предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001 г. В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария. Внутри Содружества Независимых Государств (СНГ) заключено два соглашения об углубленной интеграции. В январе 1996 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили соглашения о создании Таможенного союза, В Северной Америке в январе 1989 г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. в год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Ка-надой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции - на-чиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить соб-ственные импортные ограничения на торговлю с третьими страна-ми. В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия - НАФТА). После рати-фикации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения: ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к поэтап-ное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами; смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике; либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке; создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии. Реализация достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире торгового блока с насе-лением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн. дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, что-бы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией. Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся страну. Прорабатывается идея формирования “атлантической” зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и ЕС. В апреле 1998 г. в Сантьяго (Чили) 34 страны Западного полушария утвердили план создания к 2005 г. Американской зоны свободной торговли (ФТАА) от Аляски до Огненной земли. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в ноябре 1989 г. состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничест-ва (АТЭС). Ныне в эту региональную группировку входят 21 страна и территория Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зе-ландия, КНР, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия (с ноября 1998 г.), США, Таиланд, Тайвань, Сингапур, Филиппины, Чили, Япония.. Секретариат АТЭС находится в Сингапуре. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет более аморфное и многослойное образование. Формально АТЭС имеет консультативный статус, но фактически в рамках его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, когда каждый из участников берет на се-бя обеспечение той стороны деятельности объединения, где он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятель-ность в этой “своей” области. Концепция АТЭС нацелена на по-ощрение взаимодействия в первую очередь в частнопредпринима-тельском секторе, на уровне фирм. В ноябре 1994 г. на встрече в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС поставили задачу обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран АТЭС и 2020 г. - для развивающихся стран. Несколько десятков интеграционных группировок различных типов существует в развивающихся странах. В качестве примеров можно упомянуть такие блоки, как Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай) Разрабатывается проект создания зоны свободной торговли, которая не позднее 2005 г. должна объединить ЕС и страны блока МЕРКОСУР., Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма), Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС) (16 Распространяющееся поветрие создания экономических союзов может привести к тому, что в будущем причастность к одному из них во вcе большей степени будет определять эффективность на-циональных экономик и мировой статус государств. Иногда да-же высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка зрения. Высокая сте-пень интернационализации хозяйственной жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей “скорлупе”. Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами груп-пировок, будет невелик - либо надеяться на получение по опре-деленным видам товаров статуса наибольшего благоприятствова-ния, либо пытаться вступить в ближайшее региональное сообщест-во, либо создавать собственную торговую зону (но такие воз-можности есть не во всех регионах). 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (МЭО). МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЭО Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает междуна-родная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансгранич-ных экономических потоков. Однако ее характер существенно из-менился - современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (техноло-гического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации про-изводства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологи-ческих процессов. Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме пря-мых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернаци-онализация производства способствуют интернационализации науч-но-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |