реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Взаимодействие органов предварительного следствия,дознания и экспертно-криминалистических подразделений при расследовании особо тяжких преступлений

доводов или фактов, подтверждающих или опровергающих что-либо /в данном

случае, обстоятельства совершения преступления, вину и так далее/.

Доказательства должны быть получены с соблюдением требований закона, в

противном случае, они признаются не имеющими юридической силы и не могут

быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания

обстоятельств расследуемого события. Данная норма сравнительно недавно /с

16 июля 1993 года/ фигурирует в уголовно-процессуальном законодательстве,

хотя давно известна в качестве его принципа.

В соответствии со статьей 71 УПК РФ следователь оценивает доказательства

по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и

объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности,

руководствуясь законом и правосознанием. Взятые в совокупности

субъективные факторы /убеждения следователя, прокурора, суда и других

участников процесса/ образуют в конечном итоге объективную истину /или

во всяком случае должны это сделать/, - основную цель уголовного

процесса. Сбор фактических данных, обнаружение, закрепление, проверка,

исследование и оценка доказательств следователем осуществляется в ходе

выполнения процессуальных и следственных действий, строго

регламентированных уголовно-процессуальных законом.

В процессе расследования конкретного уголовного дела следователь:

а) мысленно поэтапно "воссоздает" (реконструирует) ситуацию совершения

преступления (криминальную ситуацию);

6) периодически осмысливает и анализирует возникающую ситуацию

расследования (следственную ситуацию), поскольку на основе ее оценки

принимает соответствующие процессуальные и тактические решения.

Следователю, как в аналогичных ситуациях и другим субъектам расследования,

постоянно приходится сталкиваться с различного рода ситуациями, которые

нужно адекватно воспринимать, профессионально анализировать, а при

необходимости и правильно разрешать.

Для этой цели можно использовать весь арсенал имеющихся методов и способов

познания ситуации, таких как, например, анализ, синтез» абстрагирование.

Метод моделирования охватывает различные уровни познания, позволяет

осуществить связь между эмпирическим и рациональным.[15]

Осуществляя определенное следственное действие, следователь не только

изыскивает доказательства, но и систематизирует и их, то есть придает им

процессуальную форму. Это находит отражение прежде всего в документальной

части расследования.

Вся процессуальная деятельность следователя в обязательном порядке

фиксируется в протоколах и постановлениях. При составлении протокола

следственного действия следователь излагает само действие в том порядке, в

каком оно имело место, выявленные при его производстве существенные для

дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших при

производстве этого действия.

Постановлением является решение следователя, принятое при производстве

предварительного следствия, " направленное на совершение того или иного

процессуального действия".[16] Проведение следственного действия тем или

иным следователем правомерно лишь в случаях, когда данное

уголовное дело находится в его производстве, либо следователь включен в

группу следователей, расследующих данное дело, либо следователь реализует

просьбу другого следователя, либо, если он привлечен к выполнению

крупномасштабных следственных действий, хотя он данное дело не

расследует. Перечень следственных действий строго закреплён в УПК РФР и

включает в себя: задержание подозреваемого [ст.122УПК РФ], допрос

свидетеля [ст.159УПК РФ], допрос обвиняемого [ст.150 УПК РФ], очную

ставку[ст.162УПК РФ], предъявление для опознания[ст.164УПК РФ],

обыск[ст.170 УПК РФ], выемку[ст.167УПК РФ], осмотр[ст.179 УПК РФ],

освидетельствование[ст.181УПК РФ], следственный эксперимент [ст.183УПК РФ],

проверку показаний на месте, назначение экспертизы[ст.184УПК РФ].

Не обладая достаточными познаниями в области криминалистической техники

и других естественных и технических наук, следователь взаимодействует с

экспертными подразделениями, которые применяют все научно-технические

средства и методы, помогая следователю отыскивать, закреплять, изымать

и исследовать вещественные доказательства, участвуя в следственных

действиях. Хотя и подразумевается, что элементарные технические действия

следователь может выполнять сам, на практике же вся техническая часть

работы ложится на специалиста или эксперта. Следователь лишь закрепляет

результаты их работы в протоколе.

Завершающей фазой предварительного расследования является

составление обвинительного заключения /акта, подводящего итоги

предварительного расследования/, в котором излагается сущность дела,

содержится мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц,

дается общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых.

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места

и времени его составления и вместе с делом направляется прокурору, который

либо утверждает его и направляет в суд, либо возвращает дело на

дополнительное расследование.

Параграф 2.

Процессуальное положение дознавателя и его взаимодействие со

следователем по делам, по которым обязательно предварительное следствие.

Понятие «орган дознания» употреблено законодателем и одинаково

относится к любому из учреждений, перечисленных в 117 УПК РФ.

После появления ныне действующего УПК в течение 30 лет перечень органов

дознания был неизменен. Однако в начале 90-х годов появились новые

учреждения (подразделения), наделенные правовым статусом органов дознания.

Речь идет о федеральных органах налоговой полиции (по делам, отнесенным

законом к их ведению), таможенных органах РФ (по делам о преступлениях,

предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК). Более того, учеными

постоянно высказываются предложения о расширении круга должностных лиц и

учреждений, которые могли бы реализовывать полномочия органа дознания.[17]

Тем не менее, хотелось бы остановиться подробно на деятельности

органов дознания в системе МВД, т.к. это поможет раскрыть те задачи,

которые поставлены перед нами при написании данной работы.

Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать:

начальник органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо,

производящее дознание, или лицо, которому поручена досудебная подготовка

материалов в протокольной форме. Даже когда представитель органа дознания

помогает следователю в применении технических средств, он ос

тается должностным лицом органа дознания (лицом, производящим дознание), но

ни в коем случае не специалистом.[18] В зависимости от стадии уголовного

процесса представители любого органа дознания, в производстве которого

находятся материалы предварительных проверок либо уголовные дела, в

настоящее время обладают различным правовым статусом. Именно поэтому

необходимо рассмотреть все формы их правового положения, которые отражают

назначение в уголовном судопроизводстве представляемых ими учреждений.

Должностным лицом органа дознания признается аттестованный работник

учреждения, уполномоченный на определение подведомственности заявления

(сообщения) и сбор достаточных данных о признаках преступления (иначе,

предварительную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на

стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным

законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как

правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена

территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место

происшествие.

Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуществлять

функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все

действия, возложенные законом на лицо, производящее дознание, а также часть

действий органа дознания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим

внутренним убеждением.

Также одним из основных видов деятельности органов дознания является

оперативно-розыскная деятельность. Статья 118 УПК РФ конкретизирует

направленность и цель оперативно-розыскных мер: " На органы дознания

возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных

предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях

обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания

возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для

предупреждения и пресечения преступлений".

Для выполнения задач, поставленных перед органами дознания, они

должны руководствоваться федеральным законом «Об оперативно-розыскной

деятельности».[19] В нем перечислены конкретные мероприятия, которые могут

проводить органы дознания для успешного решения поставленных перед ними

задач по расследованию и пресечению преступлений:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и

транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Оперативные работники используют следующие методы, направленные на

раскрытие преступлений: преследование преступника по горячим следам,

опросы свидетелей-очевидцев на месте происшествия, применение служебно-

розыскной собаки; розыск преступника по оставленным им следам и предметам.

Поподробнее хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Преследование преступника по горячим следам чаще всего связано с

осмотром места происшествия. Чем детальнее обследовано место совершения

преступления, тем больше материалов может быть добыто для установления

личности преступника. Но преследование по горячим следам не

откладывается до завершения осмотра. Оно начинается сразу после выявления

данных, говорящих о направлении, в котором скрылся преступник. Такие

данные дают следы ног преступника, первоначальные показания свидетелей.

Преследование по горячим следам поручается работникам милиции, принимающим

участие в осмотре. В этих случаях целесообразно применение служебно-

розыскной собаки.

Обследование (прочесывание) местности применяется в тех случаях,

когда имеются данные о том, что на ней может скрываться преступник.

Как и преследование по горячим следам, обследование местности обычно

применяется одновременно с осмотром или вслед за ним. Прочесывание

любой территории требует затраты значительных усилий, поэтому оно

проводится только в случаях настоятельной необходимости и лишь при

условии, когда существует возможность сплошного прочесывания местности, а

следовательно, когда для этого имеется достаточной количество людей. Между

участниками обследования обязательно устанавливается та или иная связь:

зрительная, голосовая, радиосвязь и т.д.

Опрос свидетелей-очевидцев на месте совершения преступления и в

микрорайоне в целом обычно производится работниками милиции еще до прибытия

следователя. С его прибытием опросы продолжаются, но уже под его

руководством. Следователю немедленно передается вся полученная информация.

Ее значение для розыска порой оказывается решающим, если же этой

информацией пренебречь, легко утратить нити, ведущие к преступнику.[20]

Принятие решения о производстве оперативно-розыскного мероприятия

должно быть обоснованным. Законными основаниями для их проведения могут

быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности

обстоятельства:

— наличие возбужденного уголовного дела;

— сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного

преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или

совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении

уголовного дела;

— данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной,

военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

— информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда

или уклоняющихся от уголовного наказания;

— данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных

трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-

розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по

конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено

уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или

судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается,

что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному

делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по

факту которого уголовное дело еще не возбуждено. Несомненно в этом случае

оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями

ст. ст. 1O8-109 Уголовно-процессуального кодекса РФ как основание для

возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо

рапортом оперативного сотрудника, либо справкой, составленной на имя

непосредственного руководителя.

Сейчас хотелось бы остановиться на вопросе легализации данных,

полученных в процессе выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Эта

информация может быть признана доказательством только после проверки её

процессуальным путем. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут

быть использованы только в том случае, когда на стадии предварительного

следствия или судебного рассмотрения дела возможно установить источник

получения той или иной информации, доказать ее истинность, объективность и

достоверность и перепроверить ее содержание в ходе других следственных или

судебных действий, а также при производстве соответствующей судебной

экспертизы.[21]

Как известно, любое следственное действие должно быть тщательно

подготовлено и приоритет использования на этой стадии материалов, как

правило, отдается содержащимся в оперативно-розыскной информации. Подобная

информация помогает наиболее оптимально определить время, место, участников

следственного действия, привлечь необходимые технические и транспортные

средства, задействовать специалистов, правильно спланировать выбор и

последовательность тактических приемов проведения отдельного следственного

действия.

Принципиальная возможность использования результатов оперативно-

розыскных мероприятий заложена в нормах уголовно-процессуального кодекса.

Например, в соответствии с ст.108 УПК РФ одним из оснований возбуждения

уголовного дела является непосредственное обнаружение признаков

преступления. В этой связи возможно рассмотрение по крайней мере двух

ситуаций:

— работник милиции случайно стал свидетелем-очевидцем криминального

события;

— оперативный сотрудник определенное время изучал и документировал

преступную деятельность.

Если в первом случае поведение сотрудника правоохранительного органа

фактически не отличается от действия любого другого гражданина, ставшего

очевидцем преступления, то во второй ситуации речь идет о составлении

определенного документа (рапорта), содержащего сведения о совокупности

фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточных для

вынесения решения о возбуждении уголовного дела по данному факту.

Особенность этого основания возбуждения уголовного дела состоит в том, что,

как правило, представленные оперативным работником материалы не требуют

дополнительной проверки на основании ст. 109 УПК РФ, а представляют собой

достаточно полный отчет о произведенных оперативно-розыскных мероприятиях,

направленных на выявление признаков преступной деятельности. Нередко это

касается выявления и расследования замаскированных преступлений в сфере

экономики, в незаконном обороте оружия и наркотиков.

На основании этих документов оперативный сотрудник, по согласованию с

руководителем органа дознания (начальника органа внутренних дел) может

принять следующее решение:

— самостоятельно возбудить уголовное дело и принять его к своему

производству. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального

кодекса о подследственности оперативный работник либо самостоятельно

производит дознание по делу, либо после выполнения неотложных следственных

действий передает уголовное дело по подследственности в следственный

аппарат органов внутренних дел или прокуратуры;

— передать материал в установленном порядке в следственное

подразделение для принятия решения по существу: для возбуждения уголовного

дела, направления по подследственности или по территориальности или для

вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.[22]

Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников органа дознания не

ограничивается рамками этапа дознания. После передачи уголовного дела

следователю они привлекаются для оказания последнему помощи. Следователь

свои поручения (указания) дает органу дознания. Однако исполняет их

конкретное лицо, которое в литературе иногда называется лицом, производящим

дознание. Он выступает в таком качестве, несмотря на то, что деятельность

им осуществляется на предварительном следствии, а дознание завершено. Но

одинаков ли статус лица, производящего дознание, и лица, исполняющего

поручения, указания следователя?

У последнего, несомненно, нет многих полномочий лица, производящего

дознание, а значит, несмотря на связь его полномочий с компетенцией лица,

производящего дознание, он обладает иным процессуальным статусом.

Согласно действующему закону поручения следователя должны даваться в

письменном виде. В силу этого требования сотрудник органа дознания будет

обладать такими полномочиями с момента получения им письменного поручения

следователя с резолюцией на нем начальника учреждения, названного в ст. 117

УПК РФ.

Однако иногда следователь дает устные поручения. В этих случаях сотрудник

органа дознания свои отношения со следователем должен строить, учитывая

следующие моменты. Не получив письменного поручения, он не имеет под своей

деятельностью уголовно-процессуальной базы. Доказательственная сила

протоколов проведенных им следственных действий на суде может быть

поставлена под сомнение. В деле будет отсутствовать документ,

подтверждающий, что в момент их оформления сотрудник органа дознания

действовал по поручению следователя, в порядке ст. 119 УПК.[23] Поэтому в

зависимости от значимости закрепленных в протоколах сведений такое

обстоятельство может повлечь отрицательные последствия процессуального

характера, вплоть до возвращения уголовного дела для дополнительного

расследования. [24]Поручения даются органу дознания, а значит, начальник

соответствующего учреждения их исполнение может поручить любому сотруднику,

который обязан осуществлять функцию органа дознания. Вместе с тем

предпочтительно осуществление указанных в поручении действий сотрудником,

который ранее производил предварительную проверку либо неотложные

следственные действия по делу.

Так как поручение дается органу дознания, то и ответственность за

некачественное и с превышением срока выполнение всех отмеченных в нем

мероприятий несет как исполнитель, так и руководитель учреждения.

Сопроводительное письмо, с которым материал исполненного поручения

направляется следователю, готовится лицом, производящим дознание, а

подписывается от имени всего учреждения его начальником.

Таким образом, у лица, исполняющего поручения (указания) следователя,

имеются полномочия производить в пределах установленных сроков и

компетенции органа дознания следственные действия и розыскные мероприятия,

вытекающие из содержания поручения (указания), т.е. полномочия носят строго

ограниченные пределы.

В настоящий момент лицо, исполняющее поручение следователя, вправе

самостоятельно (если того требует следователь) производить:

- любые виды осмотра,

- выемки,

- обыска;

- допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей;

Нецелесообразно ограничивать круг следственных действий лишь

вышеперечисленными.

Будет разумно, если в законодательном порядке расширить полномочия

лиц, производящих дознание, наделить их дополнительными правами. По

аналогии со ст. 127 УПК РФ в одной из частей данной нормы разумно отразить

следующее: "Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить

все неотложные следственные действия, а также давать другим органам

дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных

действий, требовать от них содействия при производстве отдельных

следственных действий. Поручения и указания лица, производящего дознание,

даются в письменной форме и являются для исполнителя обязательными".

Также нуждается в более полной проработке вопрос о допустимости в

качестве доказательств таких документов, как, например справка эксперта,

составленная до возбуждения уголовного дела. Так на практике часто

встречаются случаи, когда в органы внутренних дел поступают материалы из

ГИБДД по подозрению в незаконном изменении идентификационных номеров

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.