реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Криминологическое исследование наследственности преступника

Криминологическое исследование наследственности преступника

Московский государственный социальный университет

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА

«КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРЕСТУПНИКА»

г. Москва

2001г.

ПЛАН.

Введение 2

1. Зарождение и развитие криминологической мысли 3

2. Понятие личности преступника и ее

криминологическое исследование 14

2.1 Классификация и типология преступников 15

2.2 Мотивация преступного поведения 17

3. Исследование влияния биологических и социальных

факторов на формирование личности преступника 20

4. Генезис личности преступника с точки зрения

социально-психологических теорий преступности 31

5. Заключение 39

Список использованной литературы 43

Введение

Криминология изучает преступность, виды преступности и преступления,

их причины и иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами,

а также результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На

этой базе криминологи разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностью

и методики криминологических исследований.

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных

криминологических проблем является вопрос о личности преступника.

Значение изучения этой проблемы очевидно: преступность представляет

собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным

поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти

эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при

глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как

личность.

Хочется обратить внимание на то, что для криминологии главное в

личности преступника - ее природа и источники, пути, формы и механизмы

формирования ее антиобщественных черт, то есть те особенности, которые

порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что

может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения

являются основой для разработки профилактики преступлений.

1. Зарождение и развитие криминологической мысли

В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать.

Никаких общественно-научных методов исследования в это время еще не было и

нельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности.

Тем не менее, греческие философы высказывали мысли о причинах преступности,

и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности -

недостаточное воспитание.

В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление,

что преступление - это не только противоправное нарушение норм,

установленных государством, но и неизменно грех перед Богом.

Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое

понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274 гг.), и

Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Это был важнейший принцип христианского

миропонимания в эпоху Средневековья

Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед

Богом ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и

предотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-

1535 гг.) в своей книге “Утопия” выдвинул мнение, что причины, преступности

заложены в самом обществе. Эта точка зрения оставалась, пожалуй,

единственной, так как представление о наказании в эпоху Средневековья

основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не

связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от

человеческого рассудка.

Только в ХVIII веке перед людьми открылись духовные и социальные

просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально к таким явлениям, как

отклоняющееся поведение и преступность.

Историю криминологии можно разбить на три эпохи:

- классическая школа века;

- позитивистская школа ХIХ века;

- криминология новейшего времени (с середины ХХ века).

Согласно законам классической школы, интеллект и рассудок являются

основополагающими признаками человека - это фундамент, на котором строится

любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам

контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей.

Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека

определяется многими физическими, психическими и социальными факторами,

которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том,

чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника.

Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть

добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным.

И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового

государства, то позитивистская - на исправление преступника.

Еще мне хотелось бы остановиться еще на одной классификации

криминологических школ, которую дает американский криминолог - профессор В.

Фокс. Его работа “Введение в криминологию” строится как раз на изучении

различных подходов в криминологии, с использованием сравнительного и

исторического (временного) методов. Так, он делит криминологические школы

на:

классическую (оценка серьезности преступления с юридической позиции);

позитивистскую (преступление обусловлено множеством факторов; юридический

подход полностью отвергается);

американскую (социологические теории причин преступности);

школу социальной защиты (преступление вызывается различными социальными

факторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следует

принимать во внимание).

Кратко рассмотрим каждый из этих подходов в отдельности.

Классическая школа.

Классической эта школа в криминологии называется потому, что в ее

рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области

криминологии. Воззрения этой школы были направлены против несуразностей и

не последовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия,

в отправление которого судьи вносили свои собственные предубеждения.

Результатом были жестокие наказания, свидетельствовавшие не о правом суде,

а о мести.

Начало серьезным изменениям в сложившейся к тому времени правовой

системе положила работа Чезаре Беккариа (1738-1794) “О преступлениях и

наказаниях”. Тоненькая брошюрка 26-летнего итальянского юриста была

издана в 1764 году и принесла ему мировую известность. Она была переведена

на французский, немецкий, английский, голландский, польский, испанский,

русский и греческий языки, а затем выдержала более 60-ти изданий. Из этой

работы были почерпнуты многие идеи знаменитого Французского уголовного

кодекса 1791 года.

Значительное влияние на реформу уголовного права Англии оказал Иеремия

Бентам (1748-1832). Его идея о том, что человек стремиться получить

максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, стала

центральной для уголовного права того времени.

Под влиянием этой школы, впервые в Англии, было определено понятие

“невменяемость”, известное теперь как “правило, Мак-Натена” (по имени

преступника, застрелившего секретаря премьер-министра Пила в 1843 году,

признанного судом сумасшедшим).

Суммируя изложенное, можно сказать, что классическая школа криминологии

отказалась от господствовавших ранее представлениях о сверхъестественных

силах и “воле господней” как о началах, определяющих поведение человека,

включая и преступное поведение, и заменила все это концепцией свободной

воли человека и его умысла.

Позитивистская школа.

Самим своим названием позитивистская школа указывает на стремление

заменить отвлеченные рассуждения и философствование юридическими выводами и

наблюдениями, основанными на серьезных доказательствах. От концепции

свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к

“причинности” преступления.

Родоначальник позитивистской школы Чезаре Ломброзо, опубликовавший в

1876 году свою работу “Преступный человек”, на основании своих наблюдений

пришел к выводу о том, что типичного преступника можно идентифицировать по

конкретным физическим характеристикам, таким, например, как скошенный лоб,

удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок,

складки лица, чрезмерная волосатость или облысение. Более тщательное

изучение физических характеристик заключенных в итальянских тюрьмах

укрепило Ломброзо в его позиции. Он разработал классификацию преступников,

ставшую весьма популярной.

Она включала следующие типы: прирожденные преступники; душевнобольные

преступники; преступники по страсти, к которым относятся также

политические маньяки; случайные преступники. Хотя классификация Ломброзо не

выдержала проверки временем, его объективный подход и научные приемы

положили начало применению более строгих методов в криминологии. Основная

мысль Ломброзо заключается в том, что причина - это “цепь взаимосвязанных

причин”.

В 1878 году Энрико Ферри (ученик Ломброзо) опубликовал свою работу

“Теория невменяемости и отрицание свободной воли”. Отталкиваясь от идеи

своего учителя о биологических основах причинности, он вместе с тем уделил

большое внимание взаимодействию социальных, экономических и политических

факторов.

Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы в Англии, провел

исчерпывающее исследование физических типов заключенных. В 1913 году он

опубликовал свою работу “Заключенные в Англии”, выводы которой были

диаметрально противоположны утверждениям Ломброзо. В результате

ломброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто, но

вклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно, внесение в нее

объективного научного метода исследования остается весьма важным.

Американская школа.

На американскую криминологическую школу, придерживающуюся

социологических причин преступности и тесно связанную с позитивистской

школой, сильное влияние оказал бельгийский математик А. Ж. Котле (1796-

1874). Кетле считается основоположником социальной статистики и первым

криминологом социологического направления. Основываясь на анализе

преступности и состояние морали во Франции, проведенном им в 1836 году,

Котле пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такие

факторы, как климат, возраст, пол и время года. По его мнению, общество

само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, - это

лишь инструмент, при помощи которого оно совершается.

Были в американской школе и направления по изучению физических

особенностей людей (параллельно работам Ломброзо), но особо подчеркивались

такие факторы, как дегенеративность и строение тела. Ими также

рассматривались и вопросы вырождения семей.

Школа социальной защиты.

Эта школа, по мнению одних ученых является третьей после классической

и позитивистской направлением в криминологии, а, по мнению других -

дальнейшим развитием позитивистской теории. Направление школы социальной

защиты отличается от позитивистской тем, что вновь вводит право в

криминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается к

теориям классической школы, поскольку право в теории социальной защиты

включает в себя положения, ориентированные на учет личности

правонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления.

Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальной

защиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из принципов этой

теорией нашли практическое воплощение главным образом на американском

континенте.

Марксистская теория преступности в классификации ряда зарубежных

криминологов считается одной из социологических теорий. Мы не можем себе

позволить не уделить ей некоторое внимание, в связи с тем, что на ее

положениях строятся многие положения криминологической мысли как

дореволюционной, так и криминологии советского периода. Она имеет еще одно

название - теория конфликта.

Если не считать некоторых работ, то Карл Маркс мало писал о

преступности. Однако его учение, развитое им в “Капитале”, внесло

существенный вклад в дискуссию о происхождении преступности. На основании

разработанных им теорий (концентрации производства, накопления, кризисов,

обнищания, краха капитализма и революционного преобразования общества) и

закона снижения нормы прибыли он определил, что сознание не влияет на

бытие, его определяют социальная и экономическая действительность.

Поскольку способ производства в много определяет социальные и

психологические жизненные процессы и контролирует социальные отношения и

институты, изменить общество можно только коренной реформой экономической

системы. Маркс считал, что для человека важно, чтобы он в своей жизни и

труде получал удовлетворение и мог принести пользу. В капиталистическом

индустриальном обществе большое число рабочих оказываются незанятыми или не

полностью занятыми. Поскольку эти люди не могут удовлетворить свою

потребность к труду легальным способом, они оказываются деморализованными и

склонными к различным порочным занятиям, в том числе к преступлениям. Это,

прежде всего, относится к низшим слоям. Такая “нелегальная

производительность”, т.е. социально отклоняющееся поведение представляет

собой форму бунта против господствующих условий жизни.

Несколько подробнее изложил свои взгляды на преступность Ф.Энгельс в

монографии “Положение рабочего класса в Англии”, опубликованной в 1845

году. Он отмечает, что наиболее грубой и самой бесплодной формой возмущения

было преступление. Энгельс защищал следующие три основных тезиса:

причина преступности - в экономических условиях капитализма;

преступность есть выражение негодования рабочего класса против класса

капиталистов;

преступность - бесплодная и не сулящая успеха форма классовой борьбы.

К этим тезисам нельзя не отнестись критически.

Марксистскую теорию преступности развивали и придерживались, причем не

только в прошлом, но и в ХХ веке ряд известных зарубежных криминологов. Так

голландский криминолог Виллем Адриан Бонгер (1905г.) утверждал, что

капитализм порождает эгоизм, а социализм - альтруизм. Склонность к

преступному поведению растет, когда эгоист видит возможность путем

нелегальных действий получить какую-то выгоду за счет других, если у него

нет шансов удовлетворить свои потребности законным образом. При капитализме

можно преследовать эгоистические цели за счет других противоправным

способом. Иначе - при социализме. Он гарантирует каждому возможность

удовлетворять свои потребности вполне законным порядком. Поэтому капитализм

плодит преступность, в то время как при социализме не могут совершаться

уголовно наказуемые деяния.

Польский криминолог Лернель считая, что преступность может исчезнуть

лишь в отдаленном будущем, с полным отмиранием государства, развивает

теорию генетических и динамических криминогенных факторов.

По мнению западных специалистов, советские криминологи, а теперь -

российские, очень сильно ориентированы на опыт. Они занимаются изучением

выборочных проб из групп преступников и правонарушителей и сравнением их с

группами законопослушных граждан. В этих эмпирических исследованиях они

применяют выше указанный многофакторный метод. Эти исследования приходят к

таким результатам, которые полностью совпадают с выводами теории конфликта

культур, новыми результатами психоаналитической криминологии, с положениями

теории преступного обучения и контроля.

Преступность обусловливается психологическими, социальными

противоречиями, конфликтами норм. Советская криминология была в целом

ориентирована в направлении уголовной социологии и судебной психологии, а

уголовно-биологические объяснения преступности отрицались. И это не

случайно. В этом можно убедиться, если рассмотреть весь исторический путь

развития криминологической мысли в России, как дореволюционной, так и

“советского периода”. Эти же тенденции наблюдаются, хотя и с некоторыми

изменениями, и в настоящее время.

Итак, к вопросам криминологии в России стали обращаться во второй

половине ХIХ века. Среди тех, кто обращался к этим вопросам можно назвать

следующих общественных деятелей и ученых как Радищев (1749-1802гг.),

который рассматривал преступность как социальное явление, связывал ее

причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые

в нем происходят. Говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивал

предпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение.

Радишев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и

практики борьбы с ней, призывал правительственные органы к организации

статистического учета преступлений на основе развернутых криминологических

показателей, систему которых он специально разработал, за что справедливо

считается основателем русской уголовной статистики.

Герцен (1812-1870г.) указывал, что преступления вызываются условиями

жизни людей и, прежде всего, их экономическим положением. Причины

преступности, писал он, заложены в антагонистическом характере общества, в

его делении на богатых и бедных, всесильных и бесправных. Герцен, так же

как и Радищев считал, что главное в борьбе с преступлениями не наказание,

а их предупреждение, опирающееся на социальные преобразования.

Ряд исследователей преступности в царской России (Тарновский,

Фойницкий, Гернет) высказали много идей о борьбе с преступностью, трактуя

ее причины с позиций личностных характеристик преступников. Значительное

число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу

преступности.

Периоды развития криминологии “советского периода” можно представить

следующим образом:

- возникновение и развитие;

- современное состояние.

По возможности постараемся кратко описать и несколько конкретизировать

эту классификацию.

Практическое изучение состояния преступности, ее причин, личности

преступника в первые годы Советской власти было сосредоточено в уголовном

розыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры, ВЧК и даже

Наркомпроса. При различных учреждениях - судебных, исправительно-трудовых,

медицинских и пр. были созданы криминологические кабинеты и клиники,

сотрудники которых совместно с практиками изучали на основе

статистического, эмпирического и клинического материала различные виды

преступлений и типы преступников. Так, Московский кабинет по изучению

преступности и личности преступника в 1924 году опубликовал сборник

“Преступный мир Москвы”, содержащий большой фактический материал.

В 1925 году был создан Гос. институт по изучению преступности и

преступника. На него были возложены следующие задачи: изучение причин и

условий преступности в целом и отдельных видов преступлений, изучение

методов борьбы с преступностью, разработка вопросов уголовной политики,

средств и методов воздействия на осужденных, а также “изучение отдельных

лиц, представляющих интерес для выяснения преступности”. Его работа была

очень продуктивной, но особо отмечается издававшийся сборник “Современная

преступность”, в номерах которого содержался анализ данных уголовной

статистики в сопоставлении с результатами первой всесоюзной переписи

населения 1926 года.

В 30-е годы криминологические исследования в нашей стране были

практически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина, в

частности ошибочное мнение о том, что в социалистическом обществе нет

социальных причин преступности и эта проблема якобы не представляет ни

научного, ни практического интереса. В результате институт по изучению

преступности и преступника, криминологические кабинеты на местах были

ликвидированы. Анализ преступности приобрел чисто ведомственный

ограниченный характер, а научных разработок практически прекращен.

Следующий этап развития советской криминологии начинается с конца 50-х

годов. Исследование преступности включается в планы некоторых научно-

исследовательских правовых учреждений страны. Криминологическая

проблематики стала разрабатываться на кафедрах юридических учебных

заведений.

В 1963 году создается Всесоюзный институт по изучению причин и

разработке мер предупреждения преступности, на который была возложена

координация научных исследований в области криминологии.

С 1964 года преподавание криминологии вводится в программы юридических

ВУЗов.

Проблемами этой науки занимались такие ученые, как Аванесов, Антонян,

Алексеев, Бабаев, Игошев, Карпец, Миньковский, Стручков и многие другие.

Эти ученые внесли значительный вклад не только в криминологию, но и в

уголовное и уголовно-исполнительное право. Они чаще всего не могли

говорить и писать то, что думали, т.к. одним из важнейших принципов

криминологической науки назывался - принцип партийности. А что следовало за

ним напоминать не надо. Некоторые из вышеназванных ученых и в

“брежневские” времена претерпевали гонения и давление.

Со второй половины 80-х годов по настоящее время криминологи получили

возможность пересмотреть многие положения науки криминологии.

важным шагом стало снятие грифа секретности со всех данных по преступности

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.