реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Исследования почерка

Исследования почерка

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление

стр.2

Глава 1. Понятие и научные основы исследования почерка.

стр.6

1.1 Понятие криминалистического исследования почерка.

стр.6

1.2.Научные основы исследования почерка.

стр.8

Глава 2. Техника исследования почерка.

стр.16

2.1. Идентификационные признаки почерка.

стр.16

2.2. Предварительное исследование почерка.

стр.24

Глава 3. Судебно-почерковедческая экспертиза.

стр.30

3.1 Назначение судебно-почерковедческой

экспертизы.

стр.30

3.2. Основные методики почерковедческой

экспертизы.

стр.38

Глава 4. Особенности отдельных видов исследования почерка.

стр.49

4.1.Исследование подписей, выполненных в

необычных условиях.

стр.49

4.2.Распознование по почерку психологических

характеристик исполнителя (графология).

стр.55

Заключение.

стр.60

Список используемой литературы.

стр.64

Введение.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преступность

в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного

воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную

проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств,

приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным

миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными

органами в борьбе с преступностью. В какой-то мере сдерживанию вала

преступности способствует проведенные реформы уголовного и уголовно-

процессуального законодательства. Между тем комплекс уголовно-

процессуальных и криминалистических мер, направленных на

совершенствование следственной работы и усиление борьбы с преступностью,

остался несовершенным. Так, в настоящее время уголовно-процессуальные нормы

не содержат регулирования применения вновь возникающих в большом количестве

новейших и нетрадиционных методов исследования в ходе расследования

преступлений.

По словам Мальцева В.Н.: «анализ экспертной, следственной и судебной

работы показывает, что не теряют своей актуальности вопросы применения

новых и нетрадиционных методов исследования как самим субъектом

расследования, так и приглашаемыми им специалистами-криминалистами.

Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в

условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в

настоящее время явно не достаточно.»(

Проблемы применения методов криминалистического исследования почерка

привлекают большое внимание как юристов, так и психологов, программистов и

представителей других наук. В отечественной криминалистике вопросы

криминалистического исследования разрабатывали: В.Ф.Орлова, А.Г.Филипов,

А.Ф.Волынский, И.Ф.Герасимов, Л.Я.Драпкин, В.А.Образцов, А.А.Селиванов,

Р.С. Белкин и другие. Однако, несмотря на многочисленные попытки

исследовать теорию и практику исследования почерка в криминалистике, многие

проблемы по-прежнему не нашли однозначного решения.

Отдельные проблемы затрагивались в работах А.Ф. Волынского, Мальцева В.Н.

и других исследователей. Но применение таких методов исследования

анализировалось ими лишь применительно к отдельным видам преступлений.

Комплексный, всесторонний подход к изучению проблемы методов

исследования, применяемых при всех расследованиях преступлений,

позволит сопоставить законодательную, уголовно-процессуальную

конструкцию составов уголовно-процессуальных норм, проанализировать

практику применения этих норм и выработать ряд рекомендаций по

правовому регулированию использования методов исследования.

Проведённая в уголовно-процессуальном законодательстве реформа и новый УПК

РФ повышает значимость подобного исследования.

Целью настоящего исследования является анализ , научных работ по этой

тематике и практики их применения в следственной деятельности при

использовании технических, тактических и методических достижений в

криминалистическом исследований почерка.

Для достижения указанной цели необходимо:

-раскрыть общее понятие криминалистического исследования почерка;

-выявить признаки, характеризующие данное понятие и

определить его значение;

-произвести классификацию всей совокупности идентификационных

признаков почерка;

-изучить практику применения различных методов исследования

почерка;

Предметом данного исследования являются:

- понятие криминалистического исследования почерка в

криминалистике,

- использование их в поисково-познавательной деятельности

следователя и при проведении экспертиз.

Объектом настоящего исследования является деятельность субъектов

по применению различных методов исследования почерка при расследовании

преступлений: следователя, специалиста, эксперта.

Исследование выполнено с использованием диалектического, формально-

логического, системного, сравнительного методов.

Теоретическую основу исследования составили научные труды, в области

теории права, психологии, информатики.

Кроме того, в работе использовалось уголовно-процессуальное

законодательство, относящиеся к исследуемой проблеме.

Научная новизна данной работы состоит в том, что избранная тема ранее

не была предметом системного научного исследования. На базе

реформированного действующего уголовно-процессуального законодательства

проведен комплексный анализ применения различных методов исследования

почерка в криминалистике.

Рассмотрены вопросы оценки результатов исследования почерка , а также

вопросы по формированию и организации работы систем автоматизированного

учёта информации. Произведена подробная классификация различных признаков

почерка , находящих своё применение в современной следственной и экспертной

практике.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что

систематизируются, углубляются и расширяются уже имеющиеся знания о

предмете, формулируются проблемы и разрабатываются направления для

дальнейших научных разработок в области криминалистического исследования

почерка.

В теории следственной работы выводы дипломной работы могут быть

использованы при исследовании конкретных образцов почерка, а также при

разработке общих правил применения, оценки и фиксации, полученных в ходе

исследования данных.

Материалы данной дипломной работы могут быть использованы в учебном

процессе по курсу "Криминалистика", а также в специальном курсе

«Криминалистическое исследование почерка» в высших учебных заведениях или

системе повышения квалификации практических работников.

Глава 1. Понятие и научные основы исследования почерка.

1.1 Понятие криминалистического исследования почерка.

Термин «письмо» используется для обозначения нескольких понятий: средства

запечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); вида

письменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь может

быть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнения

рукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляется

главным образом в первом, наиболее широком его значении, при этом

письменный документ изучается с двух сторон - смысловой и графической.

Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной для

каждого автора документа, графическая - с помощью присущей каждому пишущему

системы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком. В

соответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяют

почерковедение и автороведение.

В последние годы письменный способ составления документов все чаще

заменяется электронным. В таких документах смысловое содержание может быть

выражено с помощью математических символов, кодов, шифров, компьютерных

программ и т. д. Проблемы установления авторства таких документов еще

требуют своей разработки. Что же касается звуковых документов, т. е.

составленных в помощью звукозаписывающей техники, то в них фиксируется не

письменная, а устная речь, которая имеет свои особенности по сравнению с

письменной: специфику в речевую информацию вносит и процесс звукозаписи.

Поэтому фонодокументы изучаются в другом разделе криминалистики -

видеофоноскопии.

Иногда, в теории криминалистики автороведение и почерковедение

объединяются вместе в силу определенной взаимосвязи между письменной речью

и почерком. В практической и юридической деятельности более значимо

разграничение данных областей знания, поскольку это позволяет более чётко

представлять объекты и задачи автороведческой и почерковедческой экспертиз,

их возможности и, следовательно, правильно назначать эти экспертизы,

необходимость в которых связана с тем, что нередко при изготовлении

поддельных документов, например анонимных писем, автор и исполнитель

являются разными лицами. В некоторых случаях требуется установить отдельные

характеристики личности: пол, возраст, национальность и т. д. Данные

вопросы решаются той и другой экспертизой, но каждая из них использует

информацию только своей области знания. Криминалистическая значимость такой

информации различна, и это должны уметь оценивать юристы. Смешение объектов

и задач данных экспертиз, допускаемое в литературных источниках, приводит

на практике к тому, что практические работники не всегда правильно

ориентируются в возможностях данных экспертиз, что затрудняет их правильный

выбор при назначении.

Таким образом, «криминалистическим исследованием почерка называется

отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения,

развития и становления специфических особенностей почерка, определяющих

индивидуальность последнего и разрабатывающая на этой основе средства,

приёмы и методики обнаружения, изъятия и исследования указанных

признаков.»(

1.2 Научные основы исследования почерка.

Судебное почерковедение, являясь разделом науки криминалистики, изучает

закономерности формирования, функционирования почерка и разрабатывает на их

основе методы его исследования в целях идентификации исполнители рукописи.

В судебно-почерковедческой литературе 60-70-х годов для обозначения

нейрофизиологической природы почерка использовалось понятие «динамический

стереотип», заимствованное из учения И. П. Павлова об условных рефлексах,

где это понятие обозначено как слаженная уравновешенная система внутренних

процессов, определяющаяся системностью внешних раздражителей. По мере

накопления в судебном почерковедении знания о закономерностях, участвующих

на разных этапах формирования почерка, они были детализированы и разделены

на несколько уровней:

1)общенаучные закономерности, изучаемые в физиологии

(закономерности формирования динамического стереотипа вообще);

2) частные закономерности, конкретизирующие нейрофизиологический механизм

формирования и функционирования письменно-двигательных навыков, лежащих в

основе почерка;

3) собственно почерковые закономерности, объясняющие природу и свойства

почерка.

Для обозначения закономерностей второго уровня в судебном почерковедении

было введено понятие «функционально-динамический комплекс (ФДК) письменно-

двигательных навыков». Именно это понятие как производное от понятия

«динамический стереотип», но конкретизированное, включившее специфику

формирования письменно-двигательных навыков, используют сейчас в судебном

почерковедении для обозначения нейро-физиологических особенностей

формирования почерковых навыков.

Таким образом, объектом изучения судебного почерковедения является почерк,

определяемый в работах по судебному почерковедению последних лег следующим

образом: «Почерк – это основанная на письменно-двигательном функционально-

динамическом комплексе (ФДК) и получающая отображение в рукописях итоговая

программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный

образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации

развернутую систему движений»(.

Можно предложить и такое определение: «Почерк - это динамическая

саморегулирующаяся система, основанная на письменно-двигательных навыках и

отражающаяся в графической технике письма».(

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в

результате обучения, длительной тренировки и выработка навыков. Ключом к

раскрытию сущности письма и закономерностей его развития является учение

И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное

им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй

сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель,

как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды

условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обучение

письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий:

-технической;

-графической;

-орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет

процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в

соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков

обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными

движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и

физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают

различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные

присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних

условий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам

относятся:

-состояние органов зрения;

-строение костно-мышечного аппарата руки;

-степень его подвижности;

-особенности нервной системы;

-прилежность;

-навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются:

-система обучения;

-продолжительность тренировки;

-условия в которых приходится писать;

-пишущие средства и т.д.

Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивидуального

почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей

совокупности повториться в почерке другого лица.

Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в

процессе письменной практики, связываются между собой в определенную

устойчивую систему условно-рефлекторных связей, называемую динамическим

стереотипом.

В связи с возникновением чувства автоматизма, пишущий получает

возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм

знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость

признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не

затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей

нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности

и устойчивости почерка и письма в целом.

Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является

идентификация конкретного исполнителя рукописи (подписи). Возможность

реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка:

индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства закладываются в почерк

самим механизмом его формирования уже в период обучения письму и выработки

письменно-двигательных навыков,

Индивидуальность почерка определяют как его своеобразие, обусловленное

совокупностью особенностей, присущей только почерку одного лица и

неповторимой у другого. В процессе обучения и последующей практики

формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То

положение, что каждый человек вырабатывает навык выполнять письменные знаки

именно так, а не иначе, обусловлено воздействием на процесс

формирования навыка большого комплекса внутренних

(субъективных) и внешних (объективных) факторов. К первым относятся:

• анатомические;

• биомеханические:

• физиологические;

• психические особенности личности;

• типологические особенности нервной системы (прежде всего подвижность,

уравновешенность), ее состояние;

• состояние органов зрения;

• особенности зрительного восприятия и памяти;

• волевые качества;

• целевая установка на обучение и т. д.

Ко второй труппе, т.е. к внешним факторам относятся:

• методика обучения письму;

• обстановка, в которой проходит обучение;

. дальнейшая практика.

Набор внутренних и внешних факторов строго индивидуален для каждого

человека и неповторим у другого (даже в случае близнецов).

Взаимодействующие между собой при формировании почерка, внутренние и

внешние факторы выступают в качестве системы, а не изолированно. Обучение

письму начинается с усвоения прописей по образцам. Постепенно в процессе

тренировки выявляется, что отдельные движения при выполнении тех или иных

элементов прописных букв не удобны, не свойственны обучающемуся, в таком

случае происходит приспособление движений к его особенностям биомеханики,

типологическим особенностям нервной системы и т. д., «нащупывается» более

оптимальная система движений, отвечающая особенностям именно данной

личности. Это ведет к отклонениям в выполнении тех или иных элементов

прописей. Подобные отклонения и есть начало формирования индивидуального

почерка. Данный процесс становится еще более интенсивным на стадии

перехода от письма, контролируемого сознанием, что имеет место на первой

стадии обучения, к автоматизированному письму, где внимание сосредоточено

не на движениях руки при выполнении тех или иных элементов букв, а только

на смысловом содержании рукописи. Период становления индивидуального

почерка также индивидуален, так как он обусловлен теми же внутренними и

внешними факторами: у одних индивидуальный почерк может сложиться уже в

школе, у других - захватит и несколько лет практической деятельности.

Следует полагать, что в связи с расширением компьютерных и так называемых

безбумажных технологий составления и обращения документов процесс

формирования индивидуального почерка замедлится.

Как указывалось выше, идентификация конкретного исполнителя по почерку

возможна только в случае, если сложившаяся индивидуальная система движений

устойчива. Под устойчивостью почерка понимается повторение

(воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение

достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при

выполнении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка

обусловлено особенностями формирования письменно-двигательных навыков,

которые, формируются по общим нейрофизиологическим законам. Повторение

одних и тех же движений при выполнении соответствующих букв в процессе

обучения и тренировки приводит к формированию устойчивого ФДК письменно-

двигательных навыков. Это в свою очередь приводит к тому, что процесс

письма выходит из-под контроля сознания и становится автоматизированным,

что ведет к устойчивости движений. Слаженная система движений является

отражением слаженности системы внутренних процессов. Устойчивость почерка

объясняют и тем, что одним из механизмов ФДК является формирование в

нервных центрах зрительно-двигательного образа письма, который

программирует пишущего на выполнение определенной системы движений.

Однако сложившаяся система динамична, т. е. относительно устойчива: она

реагирует на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением

условий, целевой установки, состояния нервной системы и т. д. возникают

изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при

глубоких изменениях в состоянии нервной системы, психики, например, при

перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органа зрения,

двигательных функций руки, преклонном возрасте и др. Но для идентификации

важно то положение, что уже сформировавшийся ФДК письменно-двигательных

навыков не разрушается под действием новых факторов, а происходит лишь

наслоение новых связей, через которые проявляются и связи прежде

сформировавшегося ФДК. Это делает возможным идентификацию лица по

рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, а также выполненным в

один и тот же временной промежуток, но в разных условиях.

Если действие нового фактора кратковременно, то и изменения в почерке

кратковременны, при отсутствии повторения действия нового фактора данное

изменение быстро исчезает.

Период стабилизации ФДК письменно-двигательных навыков и. следовательно,

устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же

внутренних и внешних факторов, которые были рассмотрены выше. При небольшой

письменной практике в современных условиях компьютерных технологий он может

не полностью сформироваться, закрепиться, в этом случае почерк будет

характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, затруднит идентификацию

конкретного лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.