реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Современная естестественно-научная картина мира

Диссипативность проявляется в различных формах. И в способности

“забывать” детали некоторых внешних воздействий, И в факторе “естественного

отбора” среди множества микропроцессов, разрушающем то, что не отвечает

общей тенденции развития. И в факторе когерентности (согласованности)

микропроцессов, устанавливающем в них некий общий темп развития и др.

Понятие диссипативности тесно связано с понятием о “параметрах

порядка”. Самоорганизующиеся системы - это обычно очень сложные открытые

системы, которые характеризуются огромным числом степеней свободы. Однако

далеко не все степени свободы системы одинаково важны для ее

функционирования. С течением времени в системе выделяется небольшое

количество ведущих, определяющих степеней свободы, к которым

“подстраиваются” остальные. Такие основные степени свободы системы получили

название “параметров порядка”.

Параметры порядка отражают содержание основания неравновесной системы.

В процессе самоорганизации возникает множество новых свойств и состояний. И

очень важно, что, обычно, соотношения, связывающие параметры порядка,

оказываются намного проще, чем математические модели, в которых дается

детальное описание всей новой системы. Это делает задачу определения

параметров порядка одной из главных при конкретном моделировании

самоорганизующихся систем.

2.1.6. Закономерности самоорганизации.

Главная идея синергетики - это идея о принципиальной возможности

спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в

результате процесса самоорганизации. Решающим фактором самоорганизации

является образование петли положительной обратной связи. С образованием

такого типа связи системы и среды система начнет самоорганизовываться и

будет противостоять тенденции ее разрушения средой. Например, в химии

аналогичное явление принято называть автокатализом. В неорганической химии

автокаталитические реакции встречаются редко, но, как показали исследования

последних десятилетий по молекулярной биологии, петли положительной

обратной связи (вместе с другими связями - взаимный катализ, отрицательная

обратная связь и др.) составляют самую основу жизни.

Становление самоорганизации во многом определяется характером

взаимодействия случайных и необходимых факторов системы и ее среды. Система

самоорганизуется вовсе не гладко и просто, не неизбежно. Самоорганизация

переживает и переломные моменты - точки бифуркации. Вблизи точек бифуркации

в системах наблюдаются значительные флуктуации, роль случайных факторов

резко возрастает.

В переломный момент самоорганизации (точка бифуркации) принципиально

невозможно сказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее

развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на

новый, более высокий уровень упорядоченности и организации (фазовые

переходы и диссипативные структуры - лазерные пучки, неустойчивости плазмы,

явления флаттера, химические волны, структуры в жидкостях и др.). В точке

бифуркации система как бы “колеблется” перед выбором того или иного пути

организации, пути развития. В таком состоянии небольшая флуктуация (момент

случайности) может послужить началом эволюции (организации) системы в

некотором определенном (и часто неожиданном или просто маловероятном)

направлении, одновременно отсекая при этом возможности развития в других

направлениях.

Как выясняется, переход от порядка к Хаосу вполне поддается

математическому моделированию. И более того, в природе существует не так уж

много универсальных моделей такого перехода. Качественные переходы в самых

различных сферах действительности (в природе и в обществе - его истории,

экономике, демографических процессах, в духовной культуре и др. )

подчиняются подчас одному и тому же математическому сценарию.

Синергетика убедительно показывает, что даже в неорганической природе

существуют классы систем, способных к самоорганизации. История развития

природы - это история образования все более и более сложных нелинейных

систем. Такие системы и обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех

уровнях ее организации, от низших и простейших к высшим и сложнейшим

(человек, общество, культура) - глобальный эволюционизм.

2.2. Глобальный эволюционизм.

Одна из важнейших идей европейской цивилизации - идея развития мира. В

своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская

космогония) она начала проникать в естествознание еще в ХVIII веке. И уже

ХIХ век по праву может быть назван веком эволюции. Сначала геология, затем

биология и социология стали уделять теоретическому моделированию

развивающихся объектов все большее и большее внимание.

Но в науках о неорганической природе идея развития пробивала себе

дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины ХХ века в ней господствовала

исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не

играет никакой роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к

неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не

изменил. Правда, некоторый робкий прорыв в этом направлении был сделан

классической термодинамикой, которая ввела понятие энтропии и представление

о необратимых процессах, зависящих от времени. Так в науки о неорганической

природе была введена “стрела времени”. Но, в конечном счете, и классическая

термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы. А на неравновесные

процессы смотрели как на возмущения, второстепенные отклонения, которыми

следует пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта - закрытой

равновесной системы.

А, с другой стороны, проникновение идеи развития в геологию, биологию,

социологию, гуманитарные науки в ХIХ и первой половине ХХ века

осуществлялось независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский

принцип развития мира (природы, общества, человека) общего, стержневого для

всего естествознания (а также для всей науки) выражения не имел. В каждой

отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы

теоретико-методологической конкретизации.

И только к концу ХХ века естествознание находит в себе теоретические и

методологические средства для создания единой модели универсальной

эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое

происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и

нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец,

возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью

является концепция глобального эволюционизма.

В концепции глобального эволюционизма Вселенная представляется в

качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной

от “Большого взрыва” до возникновения человечества рассматривается в этой

концепции как единый процесс, в котором космический, химический,

биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны

между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные

переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в

органическую материю.

Концепция глобального эволюционизма подчеркивает важнейшую

закономерность - направленность развития мирового целого на повышение своей

структурной организации. Вся история Вселенной, от момента сингулярности до

возникновения человека, предстает как единый процесс материальной эволюции,

самоорганизации, саморазвития материи. Важную роль в концепции

универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как

результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же

инновации отбраковываются историческим процессом; качественное новый

уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он

оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического

развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической

формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального

эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования

уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития

космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.

На этом пути очень важную роль играет т.н. антропный принцип.

Содержание этого принципа в том, что возникновение человечества, познающего

субъекта (а значит, и предваряющего социальную форму движения материи

органического мира) было возможным в силу того, что крупномасштабные

свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура) именно таковы, какими они

являются; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы

познавать. Данный принцип указывает на наличие глубокого внутреннего

единства закономерностей исторической эволюции Вселенной, Универсума с

предпосылками возникновения и эволюции органического мира вплоть до

антропосоциогенеза.

Антропный принцип указывает на существование некоторого типа

универсальных системных связей, определяющих целостный характер

существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного

системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной

природы. Понимание же содержания таких универсальных связей, глубинного

внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к

теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей

космической деятельности человеческой цивилизации.

В настоящее время идея глобального эволюционизма - это не только

констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он

дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы

бытия в их единстве и, с другой стороны, ориентирует современное

естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции

материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

2.3. На пути к постнеклассической науке ХХI века.

На рубеже ХХI века естествознание, по-видимому, вступает в новую

историческую фазу своего развития - на уровень постнеклассической науки.

Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план

междисциплинарных, комплексных и проблемно-ориентировочных форм

исследовательской деятельности. Все чаще в определении познавательных целей

науки начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а цели

экономического и социально-политического характера.

Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще

становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и

саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более

сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами.

Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни

своей организации, изменяет свою структуру, характеризуется принципиальной

необратимостью процессов и др. Среди таких систем особое место занимают

природные комплексы, в которые включен сам человек (объекты экологии,

медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы “человек-

машина” и др.)

Становление постнеклассической науки приводит к изменению

методологических установок естественнонаучного познания:

формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний

развивающегося объекта - построение сценариев возможных линий развития

системы ( в том числе и в точках бифуркации);

идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы все

чаще сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний,

основанных на методах аппроксимации, компьютерных программах и т.д.;

в естествознании все чаще применяются методы исторической

реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;

по отношению к развивающимся объектам изменяется и стратегия

экспериментального исследования: результаты экспериментов с объектом,

находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с

учетом вероятностных линий эволюции системы; особенно это относится к

системам, существующим лишь в одном экземпляре - они требуют и особой

стратегии экспериментального исследования, поскольку нет возможности

воспроизводить первоначальные состояния такого объекта;

нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно

включен человек;

изменяются представления классического и неклассического

естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования -

современные способы описания объектов (особенно таких, в которые

непосредственно включен сам человек) не только допускают, но даже

предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру

способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).

Есть все основания считать, что по мере дальнейшего развития науки все

эти современные особенности естественнонаучного познания будут проявлять

себя в еще более контрастных и очевидных формах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наука и будущее человечества. Естествознание как революционизирующая

сила цивилизации.

Один из старинных девизов гласит: “знание есть сила” Наука делает

человека могущественным перед силами природы. С помощью естествознания

человек осуществляет свое господство над силами природы, развивает

материальное производство, совершенствует общественные отношения. Только

благодаря знанию законов природы человек может изменить и приспособить

природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребности.

Естествознание - и продукт цивилизации и условие ее развития. С

помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует

общественные отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей,

лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет

образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

Естествознание – один из важнейших двигателей общественного прогресса.

Как важнейший фактор материального производства естествознание выступает

мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно

связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и

подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории.

Такими открытиями были, например, открытия в ХVII в. законов механики,

позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в.

электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и

радиоэлектроники; создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним -

открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в.

молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и

открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению

наследственностью; и др. Большая часть современной материальной цивилизации

была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-

конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и

преклонение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит

человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы,

катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате

испытаний ядерного оружия, “озонная дыра” над планетой, резкое сокращение

видов растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди

склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в

том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят,

какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.

Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность

ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки

в ее отношении к человеку, перспективам его развития никогда так остро не

обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального

кризиса цивилизации. Старая проблема гуманистического содержания

познавательной деятельности (т.н. “проблема Руссо”) приобрела новое

конкретно-историческое выражение: может ли человек (и если может, то в

какой степени) рассчитывать на науку в решении глобальных проблем

современности? Способна ли наука помочь человечеству в избавлении от того

зла, которое несет в себе современная цивилизация технологизацией образа

жизни людей?

Наука - это социальный институт, и он теснейшим образом связан с

развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации

в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных, и, прежде

всего, экологических, проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая

от других структур часть общества); и в то же время без науки, без

дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно. И

это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И

потому всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время

чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием

глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению, имеет

подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в

системе духовной культуры. О некоторых из них надо сказать особо.

Наука и квазинаучные формы культуры.

Наука - это компонент духовной культуры и потому процессы, которые

происходят во всей системе культуры в той или иной форме отражаются и на

науке. Так, всплеск в конце ХХ века очередной исторической волны

ремифологизации духовной культуры, ограничения рациональной составляющей

культуры в пользу иррациональных ее моментов, сказался и на современной

науке. Это проявилось, в частности, в существовании постоянно усиливающейся

в системе духовной культуры тенденции к образованию синкретических

ментальных структур, в которых причудливо сочетаются элементы,

принадлежащие к, казалось бы, совершенно различным, разделенным громадной

исторической дистанцией и потому в принципе несовместимым, чуждым друг

другу формам сознания - науке и мифологии.

В пластах обыденного, массового и околонаучного сознания все большее

место занимают паракультурные образования, некие духовные кентавры, в

которых соседствуют и, более того, в чем-то даже дополняют друг друга

научное и мифопоэтическое, логико-доказательное и мифологическое,

рационально-теоретическое и иррационально-мистическое, предметно-

практическое и суеверно-магическое. Такая тенденция приобретает черты

масштабного культурного феномена, и есть несомненные основания утверждать,

что в системе духовной культуры рельефно очерчиваются границы целостного

корпуса квазинаучной мифологии как особого способа духовного освоения мира.

“Классическая” квазинаучная мифологическая триада (невероятные

появления лохнесского чудовища, поиски “снежного человека” и таинственные

происшествия в Бермудском треугольнике) многократно расширилась и впитала в

себя новые мифологемы - поиски НЛО, полтергейст, левитация, идеи

реинкарнации, “жизни после жизни””, точнее говоря, после смерти и др.

Особенно многочисленны мифологемы в том, что касается истоков и судеб

человеческой цивилизации, организации и населенности Вселенной,

взаимодействий человеческой цивилизации с “над (вне)человеческими разумами”

во Вселенной и др. Стало повальным увлечение поисками НЛО и страстное

ожидание пришельцев из внеземных цивилизаций, из иных миров. Это увлечение

приобретает подчас черты массового психоза - чуть ли не ежемесячно в

средствах массовой информации появляются сообщения о проявивших себя

инопланетянах и умыкании ими землян прямо в центрах многомиллионных

городов!? Ширятся слухи о начатой операторами НЛО эвакуации землян в

просторы Вселенной...

Новые формообразования человеческого духа, демонстрирующие его

неисчерпаемые творческие возможности, в любом их содержании можно было бы

только приветствовать, если бы не одно обстоятельство. “Первопроходцы”

квазинаучного мифотворчества пытаются выдать свою деятельность за особую,

высшую форму познания, которая будто бы в ближайшее время должна заменить

собой науку как систему экспериментального и теоретического

исследовательского поиска; ими все чаще подчеркивается, что такая наука

“отжила свой век”. Это - определенный вызов науке, который она с

достоинством и ответственностью, хотя, сожалению, не всегда достаточно

активно, принимает.

Научно-рациональный анализ квазинаучного мифотворчества показывает,

что его возникновение обусловлено рядом определенных социокультурных

корней. Укажем на два из них.

Во-первых, любая культура, и соответствующее ей сознание, множественна

и целостна одновременно. В любой культуре, в том числе и современной,

существуют разные качественно своеобразные уровни, слои, пласты.

Исторические типы культуры различаются, разумеется, их содержанием,

структурой и др. Но в любую эпоху все индивиды, вовлеченные в систему

воспроизводства и развития культурных ценностей, в своем сознании содержат

компоненты всех имеющихся в данной культуре уровней, слоев и пластов. В

полной мере это относится и к фольклору, к пластам народных верований,

мифопоэтических образов, предрассудков и пр. Пласты мифопоэтического

сознания не чужды и образованным слоям общества, ученым, прошедшим выучку,

тренинг в системе научно - рационального, познавательного освоения мира.

Такие вненаучные факторы и накладывают свой отпечаток на толкование

отдельными учеными некоторых проблем современной науки.

Во-вторых, наука обязана сделать все, что в ее силах, для проверки и

рациональной интерпретации паранормальных явлений; и внести таким образом

свой вклад в информированность и образованность широких кругов

общественности, в “окультуривание” массового сознания. Конечно же, ученые

не могут “выдворять” из сферы научного познания те или иные аномальные

объекты. В природе еще много загадок и тайн. Но история познания природы

показывает, что все тайны и загадки мира рано или поздно раскрываются

человеческому познанию.

История науки полна примеров радикальных качественных сдвигов в

способах познания при попытках осмысления и объяснения именно аномальных

явлений. Ученый всегда должен быть открыт новым нетрадиционным,

нестандартным поворотам мысли и объектам познания. Но он обязан оставаться

при этом на платформе рационально - доказательного, обоснованного знания,

научного (эмпирического и теоретического) исследования аномалий. Научный

конструктивный скептицизм не должен перерастать в свою противоположность -

в мифотворчество, облаченное в одежды науки.

История естествознания убедительно демонстрирует торжество

рационалистического отношения к миру, научного познания мира.

Литература.

1. Максвелл Дж. К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля.

- М., 1952.

2. (Мах Э. Механика.Историко-критический очерк ее развития. - Спб, 1909.

3. Пуанкаре А. О науке. М., - 1990.

4. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к

сложным системам. - М.,1991.

5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы

будущего. - М. 1997.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М.,1992.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.