![]() |
|
|
Шпоры по гражданскому праву РФВсе док-ты, оформляющие ликвидацию, передаются реестр. органу, кот. на их основе вносит соотв. запись в един. гос. реестр. юр. лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной. Исключение юр. лица из единого гос. реестра юр. лиц (п.8 Ст. 63 ГК). 17. Пр.вое полож-е хоз.ых обществ. Хоз общ-ва-это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения их имущ-а для ведения предпринимат. деят-ти. Для хоз. общ-в характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько их имущ-. Участники не отвечают по обязат-вам фирмы (за исключением обществ с доп. ответ-ю), и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Принципиальные полож-я, определяющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в п.4 Ст. 66 ГК. Формы: 1. Общество с огр. ответ.-ком. организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам. 2. Общество с доп-ой отв-ью-коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную отв-ь по ее обязат-вам в размере кратном стоимости их вкладов в уставный капитал. 3. Акционерное общество. Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями. 4. Дочерние и зависимые общества. Упоминаемые в Ст. 105 и 106 ГК дочерние и зависимые хоз.ые общества не являются самостоятельными организационно-пр.выми формами юр-их лиц. Их выделение преследует цель защитить интересы кредиторов и участников обществ (акционерных и с ограниченной отв-ью), оказавшихся под влиян.м др. предпринимательских организаций. Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц. Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно. Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах) 2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм. 92г.) 4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО) 18. Пр.вое полож-е гос-ых и муниц-ых предпр-й. Специфика этих subjов гр.ого права сост. в том, что их имущ-о находится соответственно в гос-ой или муниц-ой собств-ти и принадлежит такому предпр- ю на праве хоз.ого ведения или опер-ого управления (п. 1 Ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юр-их лиц, которые имеют не пр. собств-ти на принадлежащее им имущ-о, а вторичное вещное пр.. Государственные и муниц-ые предпр-я являются унитарными, а их имущ-о неделимо и не м/б распределено по вкладам. Учредительными документами гос-ых и муниц-ых предпр-й являются реш-е собств-ика (как правило, его представителя в лице конкретного органа гос- ого комитета по управлению гос-ым имущ-ом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соотв. с п.2 Ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предпр- й должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юр-ого лица. Это обусловлено тем, что пр.способность гос-ых и муниц-ых предпр-й, в отличие от др. коммерческих организаций, является специальной. Поэтому гос- ые и муниц-ые предпр-я не могут осущ-ть любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хоз.ования, которые определены им собств- иком в уставе. Природа гос-ых и муниц-ых предпр-й находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собств-ика их имущ-а. Другие средства индивидуализации гос-ых и муниц-ых предпр-й не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций. В отличие от др. предпринимательских юр-их лиц, органы управления гос-ых и муниц-ых предпр-й, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предпр-е руководитель (генеральный директор, директор), кот. назначается на должность и освобождается от должности собств-иком, либо уполномоченным собств-иком органом и им подотчетен (п.4 Ст. 113 ГК). Виды: 1. Унитарное предпр-е, основанное на праве хоз.ого ведения. Оно создается по реш-ю уполномоченного на то гос-ого органа (комитета по управлению гос-ым имущ-ом) или органа местного самоуправления (для муниц- ых предпр-й) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. 2. Унитарное предпр-е, основанное на праве опер-ого управления (фед.ое казенное предпр-е). Пр.вое полож-е унитарного предпр-я, основанного на праве опер-ого управления (фед.ого казенного предпр-я), весьма специфично. С одной стороны, казенное предпр-е создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осущ-ет коммерческую деятельность. С др. стороны, оно может осущ-ть свою хоз.ую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных фед.ой казной . =>, пр.способность казенного предпр-я занимает промежуточное полож-е м/у пр.способностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юр-ое лицо м/б условно охарактеризовано, как "предпринимательское учреждение". 19. Пр.вое полож-е хоз.ых товариществ. Хоз. тов-ва в росс. зак.одат-ве понимаются как дог-рные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деят-ти под общим именем. Главное действующее лицо любого тов-ва-полный товарищ-несет неограниченную отв-ь по обязат-вам фирмы всем своим имущ-вом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предпр-я. По этой же причине лицо может являться полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных отнош-й м/у ними. Принципиальные полож-я, определяющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в п.4 Ст. 66 ГК. Формы: 1. Полн. товарищество-Хоз. тов-во, участники которого солидарно несут субсидарную (доп-ую) отв-ь по его обязат-вам всем своим имущ-вом. 2. Товарищество на вере-Хоз. тов-во, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих субсидарную отв-ь по его обязат-вам своим имущ-вом, и товарищей-вкладчиков, не отвечающих по обязат- вам предпр-я. Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц. Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно. Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах) 2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм. 92г.) 3. Учредит. дог-р-хоз. тов-ва 4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО) 20. Пр.вое полож-е производственных кооперативов. Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, 1-оначальное имущ-о которого складывается из паев членов объединения. В производственном кооперативе, реш-ее знач-е имеет личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хоз.ых товариществах сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В отнош-и же производственных кооперативов, акцент делается на непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в состав трудового коллектива кооператива. Решение имущ-енных вопросов и управление также обладают значительной спецификой. Участниками производственного кооператива являются граждане. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юр-ие лица, если это допускается уставом кооператива или соответствующими зак.ами. Число членов кооператива не м/б < пяти. Имущество кооператива 1-оначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хоз.ых обществ и товариществ. Права члена в отнош-и кооператива отнюдь не обусловлены величиной его паевого взноса. Так, независимо от величины пая, каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п.4 Ст. 110 ГК). Распределение прибыли и ликвидационного остатка м/у членами кооператива обычно производится в соотв. с их трудовым участием (п. 4 Ст. 109 ГК). В случае образования неделимых фондов, пай и вовсе перестает соответствовать доле в имущ-е кооператива. При выходе из кооператива его член имеет пр. лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты доли во всем имущ-е. Члены кооператива несут субсидиарную отв-ь по всем его обязат-вам в порядке и размерах, установленных уставом и зак.ом о производственных кооперативах (п. 2 Ст. 107 ГК). Сис-ма коопер-ых органов сост. из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от АО, не обязат.о) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (Ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов. 21. Некоммерческие организации как юр-ие лица. Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль м/у своими участниками (п.1 Ст. 50 ГК). Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций является слабым местом современного гр.ого зак.-ва. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разгр-я этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юр-их лиц. Отмеченные зак.одателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли зак.одат. построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается. Перечень организационно-пр.вых форм некоммерческих юр-их лиц, предусм-ный Ст. 116-123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных норматив.ых актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое зак.одат.ное реш-е представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. 22. Филиалы и представительства юр-ого лица. Филиалы и представительства - это терр.иально обособленные структурные подразделения юр-их лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юр- ого лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юр-ого лица. Представительства и филиалы выполняют различ.ые функции. Представительства выступают в гр.ом обороте от имени создавшего их юр-ого лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юр-ого лица (п.1 и 2 Ст. 55 ГК). Так, представительство может заключать дог-ры, контролировать их исп-е, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хоз.ую деятельность, осущ-емую юр-им лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала. Представительства и филиалы не могут иметь прав юр-ого лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени . Их руководители действуют от имени юр-ого лица на осн-и доверенности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе утверждаемых юр-им лицом полож-й (как правило, общего вида). 23. Несостоятельность (банкротство) юр-ого лица: понятие, признаки, основы пр.вого регулирования, внесудебные и судебные процедуры. Ликвидационная процедура в случае несостоятельности (банкротства) юр-ого лица установлена Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предпр-й" и радом др. норматив.ых актов. Под несостоятельностью (банкротством) предпр-я понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязат.ые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязат-в должника над его имущ-ом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предпр-я является приостановление его текущих платежей, если предпр-е не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступ-я сроков их исп-я. Несостоятельность (банкротство) предпр-я считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Дела о несостоятельности (банкротстве) предпр-я рассматриваются арбитр. судами по месту нахождения предпр-я-должника, указанному в его учредительных документах. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности ( банкротстве) предпр-я является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора. На осн-и заявления должника, кредитора или прокурора судья возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предпр-я, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предпр-я-должника в лице органа, подписавшего коллективный дог-р. На заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвующие в деле, в том числе должник, собств-ик предпр-я-должника, орган, уполномоченный управлять гос-ым или муниц-ым имущ-ом, финансовый орган по месту регистрации должника, банк, осущ-ющий расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также представитель трудового коллектива предпр-я-должника, кот. избирается на общем собрании трудового коллектива. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает соответствующее реш-е: о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены. С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия реш-я об открытии конкурсного производства: 1) запрещается передача либо др. отчуждение имущ-а должника, погашение его обязат-в. При этом платежи кредиторам-залогодержателям, а также др. платежи не приостанавливаются; 2) сроки исп-я всех долговых обязат-в должника считаются наступившими; 3) прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предпр- я-должника. Все претензии имущ-енного характера с этого момента могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. (конкурсное производство-процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предпр-я, в результате которой осущ-ется распределение имущ-а должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства м/у кредиторами). 24. Осуществление гр.их прав и его пределы. В соотв. с п. 1 Ст. 9 ГК. граждане и юр-ие лица по своему усмотрению осущ- ют принадлежащие им гр.ие права. Это означает, что все вопросы, связанные с исп-ем subjивных прав, включая объем и способы их реализации, а также отказом от subjивных прав, передачей их др. лицам и т. п., решаются упр.моченными лицами по их собственному усмотрению. Наи> часто граждане и юр. лица распоряжаются принадлежащими им правами путем их осущ-я. Под осущ- ем права понимается реализация тех возможностей, которые предоставляются зак.ом или дог-ром обладателю subjивного права. Иными словами, осуществить subjивное гр.ое пр. - значит реал-о воспользоваться той юр-ой свободой, которая гарантирована subjу государством. Пределы. Осуществление гр.их прав не должно нарушать прав и охраняемых зак.ом интересов др. лиц. Наличие подобного требования продиктовано тем обстоятельством, что права различ.ых subjов в обществе теснейшим образом переплетены и взаимосвязаны. Осуществляя свои права, subj должен считаться с тем, что другие лица являются обладателями аналогичных или смежных прав, которые точно также признаются и охраняются зак.ом. (Жильцы дома). При осущ-и целого рада гр.их прав граждане и юр-ие лица должны действовать разумно и добросовестно (Ст. 157, 220, 234 ГК), соблюдать основы нравственности (Ст. 169 ГК) и другие принятые в обществе нормы (Ст. 241 ГК). Гр.ие права должны осущ-ться в соотв. с их назнач-ем. Под назнач-ем права понимается та цель, для достижения которой данное пр. предоставлено subjу. (жилое помещение предоставляется нанимателю и членам его семьи для постоянного проживания, поэтому, если жилое помещение самовольно используется для др. целей, это будет означать, что пр. осущ-ется в противоречии с его конкретным назнач-ем.) Гр.ие права, осущ-емые в противоречии с их назнач-ем, не пользуются пр.вой охраной. 25. Способы осущ-я гр.их прав. Представительство и его виды. Центральным элементом всякого subjивного права является свобода выбора соответствующего поведения самим упр.моченным subjом. Именно поэтому subjивные гр.ие права осущ-ются прежде всего посредством собственных юр-и значимых активных действий упр.моченных лиц. (собств-ик может сам пользоваться своим имущ-ом, может сдать его в аренду, продать, обменять и т.п. Во всех случаях им реализуется пр. на свои активные действия, с помощью которых удовлетворяются его интересы). Пр. на положительные действия, однако, тесно связано с др., пусть и не главным, но необходимым элементом subjивного права - с пр.м требования соответствующего поведения обязанных лиц. Осуществление subjивных прав в этом плане всегда представляет собой сплав возможностей соверш-я собственных действий упр.моченным лицом с возможностью требовать исп-я или соблюдения обязанностей др.и лицами. Конкретная реализация этих возможностей и представляет собой способы осущ-я права. Выбор способа осущ-я права зависит не только от усмотрения subjа, но и от конкретного содержания subjивного права. Последнее определяется его назнач- ем, т. е. теми целями, для достижения которых оно и предоставляется упр.моченному лицу. (пр. авторства призвано обеспечить общ-ое признание того факта, что лицо является создателем нового, творчески самостоятельного произведения. => на 1-ый план выдвигается предоставленная творцу произведения возможность требовать от всех третьих лиц воздержания от каких бы то ни было действий, которые бы отрицали или ставили под сомнение данное обстоятельство. Способы осущ-я subjивного права авторства могут быть самыми различ.ыми, однако суть их в данном случае будет сводиться к требованию соответствующего поведения от обязанных лиц. Под представительством понимается соверш-е одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юр-их действий от имени и в интересах др. лица, представляемого. Согласно Ст. 182 ГК сделка, совершаемая представителем на осн-и его полномочий, непосредственно создает, изменяет и прекращает гр.ие права и обязанности представляемого. Основания возникновения. Возникновение у представителя необходимого полномочия зак. связывает прежде всего с волеизъявлением представляемого, а также с др.и юр-ими фактами, специально указанными в зак.е. Согласно Ст. 182 ГК полномочия представителя могут основываться на доверенности, административном акте или зак.е. 26. Защита гр.их прав: понятие, порядок, способы. В соотв. с традицией понятия "охрана гр.их прав" охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только пр.вого, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осущ-я subjивных прав. Что касается собственно пр.вых мер охраны, то к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается как развитие гр.их пр.отнош-й в их нормальном, ненарушенном состоянии, напр., закрепление гр.ой пр.-, дееспособности subjов, установление обязанностей и т. п., так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов. 1. Юрисдикционная форма защиты-деят-ть уполномоченных гос-вом органов по защите нарушенных или оспариваемых subjивных прав. В этих рамках различают общий и специальный порядок защиты. По общему правилу защита гр. прав осущ- ся в судебном порядке. Средством судебной защиты гр. прав выступает иск, т.е. требование к суду об отправлении пр.судия, с одной стороны, и обращенное к ответчику требование о выполнении лежащей на нем обязанности, с др.. Специальным порядком защиты в соотв. со Ст. 11 ГК следует признать административный порядок. Средством защиты гр. прав, осущ-емой в административном порядке, явл-я жалоба, подаваемая в соотв. управленческий орган лицом, права которого пострадали в результате пр.нарушения. В некот- ых случаях применяется смешанный, т.е. административно-судебный порядок защиты. В этом случае потерпевший прежде, чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в гос. орган управления. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |