![]() |
|
|
Сельскохозяйственные кооперативы как юридические лицаассоциации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (ст.20 Закона о некоммерческих организациях). Пока единственной организацией, объединяющей кооперативы в сельском хозяйстве, является Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Ее учредителями стали аналогичные союзы и ассоциации в республиках, краях и областях. Однако АККОР ориентирована больше на фермеров, чем на кооперацию; многие областные и республиканские союзы, входящие в АККОР, даже не содержат в названии "сельскохозяйственные кооперативы", т.е. являются чисто ассоциациями крестьянских хозяйств. В принципе в АККОР могут участвовать не только межфермерские (т. е. потребительские), но и производственные кооперативы. Однако колхозы в эти ассоциации не входят, и руководство АККОР занимает откровенно негативную позицию по отношению к крупным хозяйствам. Кооператив, созданный в соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом и имеет следующие правомочия: создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории Российской Федерации и за ее пределами; иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество; привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива; заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива; осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива; осуществлять реорганизацию или ликвидацию кооператива. Правоспособность юридического лица согласно ст. 49 ГК РФ возникает с момента его государственной регистрации, а прекращается с момента исключения из единого государственного реестра юридических лиц. При этом производственные кооперативы как коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т. е. могут заниматься любой деятельностью и иметь любые гражданские права, нести обязанности, связанные с ней. Потребительские кооперативы обладают специальной правоспособностью: имеют только те гражданские права и несут только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели его создания. Сделка, совершенная юридическим лицом без учета его специальной правоспособности (внеуставная сделка), может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ). Сельскохозяйственные кооперативы могут создавать филиалы и представительства. Согласно ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или некоторые из них, в том числе функции представительства. При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Имуществом данные подразделения наделяет создавший их сельскохозяйственный кооператив; он же утверждает положение о представительстве или филиале, назначает их руководителей и несет ответственность по обязательствам своих филиалов и представительств. Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение. При приватизации государственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям законами и иными нормативными правовыми актами предусматривается преимущественное право сельскохозяйственных потребительских кооперативов на участие в приватизации данных предприятий. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные кооперативу в результате незаконных действий (бездействия) государственных и иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права кооператива, а также в результате ненадлежащего осуществления такими органами либо их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к кооперативу, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении таких убытков рассматриваются судом в соответствии с их подведомственностью. Кооперативы (как производственные, так и потребительские) не подчиняются никаким организациям. В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят: подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования; подготовка проекта устава кооператива; прием заявлений о вступлении в члены кооператива, в которых должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива; подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива. . Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Общее организационное собрание членов кооператива: принимает решение о приеме в члены кооператива; утверждает устав кооператива; избирает органы управления кооперативом (правление кооператива и в установленных настоящим Федеральным законом случаях наблюдательный совет кооператива). Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц. К заявлению о государственной регистрации прилагаются: протокол общего организационного собрания членов о создании кооператива, об утверждении его устава и о составе правления кооператива, подписанный председателем и секретарем данного собрания; устав кооператива, подписанный членами - участниками общего организационного собрания с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Мотивированное решение об отказе в государственной регистрации кооператива выдается в случае нарушения установленного законом порядка создания кооператива или несоответствия его учредительных документов требованиям закона. Отказ в государственной регистрации, нарушение сроков или порядка государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. В случаях нарушения сроков или порядка государственной регистрации кооператив может обжаловать действия государственного органа, осуществившего государственную регистрацию кооператива, в суд в установленном законом порядке. Кооператив, не приступивший к уставной деятельности в течение года, подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке. Регистрация осуществляется не позднее трех дней с даты представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов. Регистрация осуществляется путем присвоения кооперативу очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на 1-й странице (титульном листе) устава кооператива, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, нарушения порядка создания кооператива, а также несоответствия учредительных документов законодательству Российской Федерации орган, осуществивший регистрацию, обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить кооператив о необходимости внесения соответствующих изменений или дополнений в учредительные документы. В течение 7 дней после получения уведомления сельскохозяйственный кооператив обязан их внести и представить в орган, осуществивший регистрацию. В случае же непредставления в этот срок данный орган обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании учредительных документов предприятия недействительными (полностью или частично). Любое заинтересованное лицо вправе в течение 6 месяцев с даты регистрации обратиться в суд или арбитражный суд о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично). Решение суда (арбитражного суда) является основанием для аннулирования государственной регистрации. Члены (участники) колхоза, хозяйственного товарищества, общества, а также трудовой коллектив совхоза с согласия собственника вправе принять решение о сохранении существующей формы хозяйствования с приведением ее в соответствие с действующим законодательством или решение о реорганизации и создании на ее базе одного или нескольких кооперативов, либо иных сельскохозяйственных организаций, либо крестьянских (фермерских) хозяйств в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим. Реорганизация юридического лица согласно ст.57 ГК РФ означает слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование. В данной же статье под реорганизацией понимается прежде всего изменение организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации (преобразование) с одновременным разделом на несколько новых организаций (или без такого раздела). Аграрная реформа в России, начавшаяся в 1991 - 1992 гг., предполагала прежде всего проведение реорганизации колхозов и совхозов, которые представляли собой тогда две основные формы аграрного производства. Причем такая реорганизация включает два момента: 1) передачу прав на имущество и землю колхозов и совхозов самим работающим путем наделения их паями; 2) преобразование колхоза, совхоза в коммерческую организацию одной из установленных законом форм. Устав кооператива должен содержать обязательные сведения, включающие в себя: 1) наименование кооператива; 2) место нахождения кооператива; 3) срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива; 4) предмет и цели деятельности кооператива. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован; 5) порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе; 6) условия о размере паевых взносов членов кооператива; 7) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению; 8) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; 9) условия образования и использования резервного фонда; 10) порядок распределения прибыли и убытков кооператива; 11) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного настоящим Федеральным законом; 12) состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов; 13) права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива; 14) характер и порядок личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; 15) время начала и конца финансового года; 16) порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса; 17) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и деятельности кооператива в официальном органе; 18) порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива; 19) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов кооператива, утвердивших устав, и членов правления кооператива. Копия устава кооператива выдается каждому его члену либо находится в доступном для ознакомления с нею месте. Изменения в уставе кооператива и дополнения к нему принимаются большинством голосов членов кооператива, присутствующих на общем собрании, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или уставом кооператива и если заявление о характере этих изменений и дополнений содержалось в уведомлении о проведении общего собрания членов кооператива. Квалифицированное большинство голосов необходимо при принятии решений по вопросам, связанным с внесением в устав кооператива следующих изменений и дополнений к нему: 1) введение дополнительных обязательств членов кооператива в связи с использованием основных средств производства кооператива либо в связи с предоставлением имущества кооператива или оказанием им услуг; 2) изменение предмета деятельности кооператива, порядка формирования его паевого фонда; 3) введение или расширение права членов кооператива на внесение дополнительных паев, введение обязательства по внесению дополнительных взносов; 4) изменение порядка и условий вступления в кооператив и выхода из него; 5) введение или расширение права исключаемых и выходящих членов кооператива на получение кооперативных выплат; 6) введение порядка принятия решений квалифицированным большинством голосов и внесения в устав кооператива других изменений и дополнений. 4. Принятые общим собранием членов кооператива изменения в уставе и дополнения к нему подписываются председателем и секретарем указанного собрания, скрепляются печатью кооператива и в течение семи дней направляются в орган, осуществивший государственную регистрацию кооператива, с указанием следующих сведений: наименование кооператива; место нахождения кооператива; содержание изменений и (или) дополнений и дата их принятия; число членов кооператива, присутствовавших на общем собрании, и число членов кооператива, проголосовавших как за изменения в уставе кооператива и (или) дополнения к нему, так и против них. 5. Изменения в устав кооператива и дополнения к нему регистрируются в том же порядке, что и устав кооператива, с выдачей соответствующего документа. 6. Изменения в уставе кооператива и дополнения к нему приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации кооператива. 7. Не допускается отмена каких-либо изменений в уставе кооператива и дополнений к нему на основании несоблюдения порядка их принятия, если с даты государственной регистрации этих изменений и дополнений прошло два года и более. II. Членство в кооперативе Членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Юридическое лицо, являющееся членом кооператива, должно быть представлено в данном кооперативе физическим лицом, уполномоченным надлежащим образом оформленной доверенностью. Граждане и юридические лица могут быть членами нескольких кооперативов, если иное не предусмотрено уставами данных кооперативов. Кооператив вправе внести в устав дополнительные сведения об условиях приема в члены кооператива, предусматривающие: уровень квалификации и личные качества граждан, принимаемых в члены кооператива; обязательства пользоваться услугами кооператива в объемах, предусмотренных договорами; удаленность хозяйства лица, принимаемого в члены кооператива; требования к ассортименту и качеству продукции, производимой лицом, принимаемым в члены кооператива; другие требования, не противоречащие настоящему Федеральному закону и уставу кооператива и обеспечивающие достижение целей кооператива, предусмотренных его уставом. Членам кооператива не выплачиваются дивиденды по их обязательным паям. Членство в сельскохозяйственном кооперативе (как в производственном, так и в потребительском) является организационной основой его создания и деятельности. Без членства не может быть кооператива. Не на основе членства создаются и действуют сельхозформирования других организационно-правовых форм - хозяйственные товарищества и общества; в них состоят учредители, участники, товарищи, полные товарищи, коммандитисты, акционеры. На основе членства формируется членский кооперативный коллектив, олицетворяющий собою полноправного хозяина кооператива. Коллектив и каждый из его членов выполняют производственно-хозяйственную и иную деятельность, управляют кооперативом. Членство является основой возникновения членских правоотношений (по вступлению в кооператив, состоянию в нем, выбытию из кооператива). Членство в кооперативе является основой возникновения и других кооперативных правоотношений - трудовых, земельных, имущественных, управленческих, договорных и др. Начинается членство с вступления - приема в члены кооператива. Поэтому прежде всего встает вопрос о том, кто может быть членом кооператива. Этот вопрос решается в зависимости от того, о каком кооперативе идет речь - о производственном или о потребительском. Принять кого-либо в ассоциированные члены кооператив может только в том случае, если это предусмотрено уставом кооператива. В ассоциированные члены кооператива могут быть приняты как граждане, так и юридические лица. В ассоциированные члены могут быть приняты и пенсионеры, которые имеют возможность вносить паевые взносы в кооператив. К ассоциированным членам кооператива при вступлении предъявляется одно требование: внесение паевого взноса. Размер взноса устанавливается в соответствии с уставом кооператива. Кооператив заключает с ассоциированными членами договоры, в которых определяются размеры паевого взноса и условия выплаты (сроки, порядок, размеры и т.д.). Ассоциированным членам кооператив вправе выплатить стоимость их паевых взносов. Это может быть осуществлено: а) при наличии у кооператива средств; б) в любое время; в) в течение месячного срока со дня объявления им об этом.. Граждане или юридические лица, изъявившие желание вступить в кооператив после его государственной регистрации закона, подают в правление кооператива заявление с просьбой о приеме в члены кооператива. Решение правления кооператива о приеме нового члена подлежит утверждению наблюдательным советом кооператива, а при его отсутствии - общим собранием кооператива. Заявление с просьбой о приеме в члены кооператива должно содержать обязательства соблюдать требования устава кооператива, в том числе вносить предусмотренные уставом кооператива паевые взносы, нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива и другие. Члену кооператива выдается членская книжка, в которой указываются: вид членства (основное или ассоциированное); размер обязательного пая и сроки его внесения; размеры и количество дополнительных паев; форма паевого взноса (денежная, земельная, имущественная); размер кооперативных выплат, зачисленных в паевой взнос, и даты их зачислений; размер выплат стоимости паевых взносов и даты этих выплат; размер выплаченных дивидендов и даты их выплат. Членство в кооперативе прекращается в случаях: 1) выхода из кооператива; 2) выплаты стоимости паевого взноса члену кооператива в полном размере; 3) передачи паевых взносов другим членам кооператива; 4) смерти члена кооператива; 5) ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица, являющихся членами кооператива; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |