реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву

При разрешении в быту вопросов, относящихся к брачно-семейным

отношениям, жители Дагестана также зачастую фактически руководствуются

нормам мусульманского права. Мною проводился опрос среди жителей Махачкалы

для выяснения, чем руководствуются дагестанцы, заключая шариатский брак.

Большинство из опрошенных ответили, что брак по шариату является

национальной формой заключения брака. При этом верующие отвечали, что без

никяха («магара»), женщина является запретной для мужчины, а жить с женой

без оформления шариатского брака является грехом.

Неверующие отвечали следующим образом. Представители старшего

поколения, что они соблюдают принципы шариата, чтобы их не упрекнули в

отступлении от национальных традиций. Молодежь отвечала, что соглашается с

оформлением брака по шариату, учитывая пожелание старших.

В законодательстве нельзя игнорировать особенности разных субрегионов

и традиции разных народов и вводить единообразные, одинаково рассчитанные

на все и вся нормы.

В то же время специфика Дагестана, как региона с преимущественно

мусульманским населением, никак не учтена в законодательстве. Отдельные

ученые предлагают создать условия для применения некоторых норм

мусульманского семейного права в регионах Северного Кавказа, населенных

народами, исповедующими ислам[24]. С этим трудно не согласиться. Согласно

конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному

ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы,

практически все вопросы семейного законодательства и к ведению субъектов РФ

отнесены только некоторые второстепенные вопросы. По нашему мнению, было бы

более целесообразным принятие Основ семейного законодательства РФ,

регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и

предоставление субъектам РФ права принятия кодексов, детально

регламентирующих вопросы семейного права, что позволит в должной мере

учесть специфику присущую отдельным субъектам РФ, в том числе с

преимущественно мусульманским населением.

Глава 2. Имущественные и неимущественные

отношения супругов

1. Имущественные отношения супругов.

Имущественные отношения супругов можно подразделить на отношения,

связанные с собственностью супругов, и алиментные правоотношения супругов.

Российским законодательством предусмотрено два режима собственности

супругов: совместная и договорная собственность. По российскому

законодательству законным режимом супружеского имущества является режим

совместной собственности супругов. Законный режим супружеского имущества

применяется постольку, поскольку он не изменен брачным договором (ч. 2 п. 1

ст. 33 СК). Таким образом, помимо законного семейное законодательство

предусматривает существование договорного режима имущества супругов.

Мусульманское право предусматривает только режим раздельной

собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью

возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание, одежду,

имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить жену

жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она

вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся

расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов

питания[25].

В соответствии с российским законодательством совместную собственность

супругов составляет имущество, нажитое супругами во время брака. Существует

презумпция того, что все имущество, приобретенное в течение брака,

относится к общей собственности. Из этой презумпции вытекают два вывода. Во-

первых, лицо, требующее отнесения имущества, приобретенного в течение

брака, к категории общего, не должно представлять никаких доказательств.

Лицо, которое настаивает на исключении такого имущества из общности,

напротив, должно предоставлять доказательства.

Алексеев в 1997 году обратился в суд с иском к Алексеевой о

расторжении брака и разделе нажитого в период брака имущества, в том

числе автомашины ВАЗ-21063.

Алексеева считала автомобиль не подлежащим включению в общее

имущество супругов, так как в 1996 году он был подарен ей отцом на

день рождения. В подтверждение своих доводов она предоставила договор

дарения от 12 мая 1996 г.

Советский районный суд г. Махачкалы 26 октября 1997 г. брак между

Алексеевыми расторг и произвел раздел имущества в равных долях,

выделив автомашину в собственность ответчице. При этом суд исходил из

того, что автомашина была подарена Алексеевой отцом и по этой причине

не могла быть включена в общую массу совместно нажитого во время

брака имущества.[26]

Все виды имущества, приобретенного в течение брака, считаются общими

независимо от того, включен законом тот или иной объект в перечень общего

имущества или нет. Для того чтобы исключить тот или иной вид имущества,

наоборот, необходимо прямое указание закона на то, что данная категория

имущества является раздельной собственностью одного из супругов.

В пункте 2 статьи 34 СК РФ перечислены основные виды общего имущества.

Это, прежде всего доходы каждого из супругов от трудовой и

предпринимательской деятельности, результаты интеллектуальной деятельности,

пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого

назначения. К общей собственности относятся также приобретенные за счет

общих доходов вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные

в банки и иные кредитные учреждения или в иные предприятия или организации,

а также другое имущество.

Указанное имущество является общим независимо от того, приобретено оно

на имя обоих супругов или только одного из них. Не имеет также значения, на

чье имя зарегистрировано имущество, требующее регистрации, например,

автомашина.

Право на общее совместное имущество супругов является равным

независимо от размера их вкладов для его приобретения. Даже в том случае,

если один из супругов вообще не участвовал в приобретении или увеличении

общего совместного имущества, это не влечет к умалению его права, если он

не получал доходов по уважительным причинам (п. 3 ст. 34 СК РФ). Эта норма,

прежде всего, направлена на защиту интересов того из супругов, который

осуществлял ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Раздел совместного имущества супругов возможен как во время брака, так

и после его расторжения. При разделе имущества доли супругов в совместно

нажитом имуществе признаются равными. Такое равенство не зависит от вклада

супругов в совместное имущество.

Возможен отход от принципа равенства долей супругов в совместном

имуществе, если этого требуют интересы несовершеннолетних детей. В этом

случае доля супруга, которому поручено воспитание детей, может увеличена.

Такой отход от принципа равенства долей, на мой взгляд, является не совсем

верным, поскольку приращение доли одного из супругов остается в его

собственности и после того как с него будет снята обязанность содержания

детей. На наш взгляд более правильным было бы признать приращение доли

совместной собственностью, раздел которой может быть осуществлен после

достижения детьми совершеннолетия.

Владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью

осуществляются по общему согласию супругов. При этом в случаях, когда

сделка совершается одним из супругов, согласие другого супруга

предполагается.

Кроме режима совместной собственности российское законодательство

предусматривает договорной режим собственности супругов. Брачным договором

может быть установлен иной режим имущества, в частности режим раздельной

собственности на все имущество или на какую-либо его часть. Брачным

договором могут быть предусмотрены и иные права и обязанности супругов.

Закон предусматривает, что брачный договор не может ограничивать

правоспособность и дееспособность супругов, их право на обращение в суд за

защитой своих прав: регулировать личные неимущественные отношения между

супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать

положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на

получение содержания.

Раздел общего имущества супругов производится судом по требованию

одного или обоих супругов. При разделе имущества супругов суд определяет,

какое имущество подлежит передаче каждому из супругов, исходя из того, что

их доли признаются равными. В п.4 ст.38 Семейного кодекса РФ суду

предоставлено право признать имущество, нажитое каждым из супругов в период

их раздельного проживания при прекращении семейных отношений,

собственностью каждого из них. Согласно п.5 ст.38 Семейного кодекса РФ

вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей

несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные

принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие),

разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с

которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего

имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются

принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества

супругов.

Обязанность супругов содержать друг друга установлена Семейным

кодексом (ст. 89) и такую обязанность несут оба супруга. Но требовать

выплаты алиментов вправе лишь нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в

период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до

достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком -

инвалидом с детства I группы.

В мусульманском праве обязанность по содержанию (нафака) семьи

возлагается исключительно на мужа. Это основывается на следующем аяте

Корана:

??? ??? ????? ?? ??? ??? ?????? ??? ????? ???????

??????? ?? ?????? ??? ?

«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед

другими, и за то, что они расходуют из своего имущества»[27]

Муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если

она ее имела до заключения брака. Размер нафака определяется достатком

мужа. Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в

судебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не в

состоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с

требованием расторжения брака.

Помимо содержания жены во время брака, муж обязан выплатить жене михр

при заключении брака. Сумма михра определяется сторонами, заключающими

брак, до или во время брака. Он может быть как в денежном, так и в товарном

выражении. Михр, если иное не установлено договором, переходит в

собственность жены сразу после заключения брака и она получает право

распоряжаться им по собственному усмотрению. Установление михра направлено

на укрепление семейных уз.

При наличии нескольких жен обязанность содержать жену приобретает

некоторые особенности. Это связано с требованием соблюдать равенство между

женами, в предоставляемом им содержании. В случае если муж не в состоянии

соблюдать равенство между женами, то ему запрещено заключать второй договор

брака, что основывается на следующем аяте Корана:

?????? ?????? ?? ???? ????

«A если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной»[28].

Материальное обеспечение детей возлагается российским правом на

родителей, причем такую обязанность несут и мать и отец, как во время

брака, так и после его расторжения. В случае если ребенок проживает с одним

из родителей, с другого родителя могут быть взысканы алименты на содержание

ребенка в размере от ј до Ѕ заработка, в зависимости от количества

детей[29].

Мусульманское право возлагает обязанность по материальному обеспечению

детей во время брака, как уже отмечалось ранее, исключительно на отца.

После расторжения брака материальное обеспечение детей возлагается на того

из родителей с кем остается ребенок, т.е. обязанность обеспечивать ребенка

следует за правом на его воспитание.

Семейный кодекс РФ предусматривает возможность заключения получить

соглашения об уплате алиментов. Несоблюдение установленной законом

нотариальной формы влечет ничтожность соглашения. Размер, способы и порядок

уплаты алиментов, уплачиваемых по соглашению, определяются сторонами.

Алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица,

обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой

единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами,

относительно которых достигнуто соглашение. Семейным кодексом РФ определена

лишь нижняя граница: размер алиментов, устанавливаемых по соглашению об

уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера

алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном

порядке (п.2 ст.103).

Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный,

меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает

заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в

иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной

доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом

отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно,

затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд

вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой

денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст.81 Семейного

кодекса РФ) и в твердой денежной сумме.

Семейный кодекс не допускает полного освобождения от уплаты алиментов

на несовершеннолетних детей, если дети находятся на полном обеспечении

государства или общественной организации. Такое решение объясняется заботой

о будущем детей, лишенных родительского попечения. С этой целью

установлено, что суммы алиментов, взыскиваемые с родителей на детей,

находящихся в воспитательных, лечебных и других учреждениях, а также

половина дохода от их обращения при выходе ребенка из детского учреждения

зачисляются на открываемый на его имя банковский счет.

2. ЛИЧНЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Основой отношений супругов в российском праве провозглашается

равенство супругов при решении всех вопросов семейной жизни.

Мусульманское право пошло по несколько иному пути. Жена и муж

наделяются мусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух

субъектов семейных отношений наделен специфичным кругом прав и

обязанностей, который не совпадают друг с другом. Если в имущественных

правах шариат предоставляет жене более привилегированное положение по

сравнению с российским законодательством, то в неимущественных правах,

предпочтительное положение имеет муж.

Основными обязанностями жены в семейной жизни являются подчинение

мужу. Передают со слов Абу Хурайры, что когда Пророка спросили: «Какая жена

является наилучшей?» - он ответил: «Та, которая радует мужа, когда он

смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не

противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том,

что касается его имущества»[30].

Основными обязанностями мужа являются обхождение с женой по

справедливости, уважение её чувств, проявление заботы и уважения. Он обязан

следить за своей внешностью и поведением, чтобы нравиться жене.

Личные отношения между супругами, безусловно, занимают большее место и

играют значительную роль в жизни супругов, по сравнению с имущественными.

Однако далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются

правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не

поддаются правовому регулированию. За пределами права лежит и большинство

отношений, составляющих существо повседневной жизни супругов. Такое

утверждение можно применить как к российскому, так и к мусульманскому

праву, однако, шариат, безусловно, более обстоятельно регламентирует данную

область взаимоотношений супругов. Несмотря на то, что и в том и другом

праве существуют нормы, регулирующие данные отношения, однако они носят в

большей степени декларативный характер, поскольку не предусмотрена

ответственность за несоблюдение этих норм.

Поэтому среди отношений супругов, регулируемых как российским, так и

мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше места,

чем имущественным.

В тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами

права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные

юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав

невозможно. Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют

никакой правовой ценности. Возводя моральные нормы в ранг правовых, они

создают определенный эталон поведения, что имеет также и воспитательное

значение.

Особенно это касается мусульманского права, поскольку оно основано,

прежде всего, не на силе государственного принуждения, а на внутреннем

убеждении людей придерживающихся мусульманского вероисповедания.

Нормы российского права, регулирующие личные неимущественные отношения

супругов, можно условно подразделить на три группы. Первую группу

составляют нормы, являющиеся по своей правовой природе нормами

конституционного права, закрепляющими право супругов на выбор рода занятий,

профессии, места жительства. Во вторую группу входят уже упомянутые нормы-

декларации, лишенные санкций. И только третья группа состоит из обычных

семейно-правовых норм, снабженных санкциями.

Пункт 1 статьи 31 СК РФ указывает, что супруги свободны в выборе рода

занятий, профессии, места пребывания и жительства. Все эти права являются

элементами общего конституционного статуса граждан и в том или ином виде

закреплены в Конституции РФ. Прежде всего, пункт 3 статьи 19 Конституции

провозглашает равенство прав мужчины и женщины независимо от того, состоят

они в браке или нет, следовательно, вступление в брак не может привести к

умалению их конституционных прав. Право на выбор рода занятий и профессии

определено в пункте 1 статьи 37 Конституции, оно также не зависит от

семейного статуса граждан. Право на свободный выбор места пребывания и

жительства закреплено пунктом 1 статьи 27 Конституции.

Семейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за

их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав является лишь

основанием к разводу. Лишь в особых ситуациях, когда нарушение прав супруга

связано с посягательствами на личность: лишение свободы, угрозы, физическое

насилие — возможно применение уголовно-правовых норм.

В соответствии с мусульманским правом изменение семейного статуса

ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и

обязанностей, которыми наделена данная личность[31]. Такое изменение

касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под

опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять

место жительства. Притом, что мужчина, в общем, наделен правом запретить

жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в

обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат

допускает применение женского труда.

При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за

ним, для того, чтобы не допустить распад семьи и ухудшение отношений между

супругами. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее

жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать

вместе с мужем на новом месте жительства.

Нормы, закрепленные в пункте 2 статьи 31 СК РФ, устанавливают

равенство супругов в решении вопросов семейной жизни: воспитании и

образовании детей, решении проблем отцовства и материнства. Все эти

проблемы супруги должны решать совместно, исходя из принципов равенства.

Легко видеть, что за нарушение данных правил невозможно установление

санкций. Если супруги не решают эти вопросы совместно и на равноправной

основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа

принудить супругов решать их совместно. Несогласие по этому поводу может

привести к распаду семьи и разводу, но принуждение к их осуществлению

невозможно.

Неимущественные отношения супругов по мусульманскому праву

регулируются на основе более высокого положения супруга, и обязанности жены

подчиняться мужу, если его требования носят законный характер. Данное

требование взаимосвязано с обязанностью мужа содержать жену, т.к. любое

право должно быть уравновешено обязанностью. Шариат в данном вопросе не

пошел по пути признания абсолютного равенства мужчины и женщины,

предоставляя мужчине права в одной области, он накладывает на него

обязанности в другой. То же самое касается и женщин. На наличие взаимных

прав мужчины и женщины указывается в хадисе: «Поистине есть у вас права на

ваших жен и у ваших жен есть права на вас. Вы вправе требовать от них,

чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем кто вам не

нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете

видеть, что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы

хорошо, одевали и кормили их»[32]. Муж имеет право в случае если жена не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.