реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Римское право

Римское право

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории частного права в Древнем Риме является на

мой взгляд, актуальнейшей задачей в деле подготовки будущих юристов.

Особенно остро стоит эта проблема перед Вузами России, которая в течение

уже 10 лет пытается стать на рельсы рыночной экономики.

Почему я говорю о важности изучения исторического развития именно частного

и, более того, именно вещного права Древнего Рима?

И почему я считаю столь значимым и необходимым заниматься этим сегодня в

России?

Во-первых, потому что римское частное право, являясь предельным

выражением индивидуализма и наибольшей свободы личности, свободы

собственности, легло в качестве Фундамента для правового развития всех

народов Западной Европы. Оно явилось базисом, на котором веками

формировалась юридическая, мысль, правовой системой, в которой основные

юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких

случайных и национальных окрасок, выражение, Римское частное право и его

история изучаются повсеместно.

Отвечая на второй, поставленный мною вопрос, хочу процитировать

следующие строки: "…Волею нашей исторической судьбы мы, русские были долгое

время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре,

и когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте

общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права» И„ если мы хотим

в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с

ней на. одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с

основным фундаментом общеевропейского права – с правом римским… то первое с

чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, его история." Так

писал уже почти ТОО лет назад известнейший представитель русской школы

романистики профессор И.А. Покровский словно бы о сегодняшнем состоянии

России. Эти слова взяты мною из книги И. А. Покровского "История римского

частного права”, изданной в последний раз (я имею ввиду дореволюционный

период) в 1917 году.

После 1917 года в нашей стране происходило становление социалистического

права, базировавшегося на совершенно иных принципах и не испытывавшего того

интереса к наследию римской юриспруденции, который был естественен для

общества, поставившего во главу угла принципы частноправового порядка. “…В

настоящее время в очередной раз рухнули перегородки”, разделявшие нас с

цивилизованным миром, и в очередной раз можно наблюдать ту пропасть,

которая отделяет россию от развитых стран.

Для того, чтобы наша Родина заняла свое достойное место в мире, нам

так необходимо изучать историю частного римского права, особенно его

раздел, касающийся прав вещных. Ведь именно в разделе вещных прав мы

знакомимся с институтом неограниченной частной собственности краеугольным

камнем общеевропейского и мирового права. Я выбрал данную тему для своей

курсовой работы именно потому, что считаю, что России сегодня нужны юристы,

способные успешно и грамотно трудиться в условиях рыночной экономики. Для

их подготовки, по словам декана юридического факультета Московского

Государственного университета E.А.Суханова, " …в расширении нуждается

изучение римского частного права - основы цивилистики.w

Римские юристы не оставили нам истерии своего права: практический

интерес к праву оттеснил у них на задний план интерес юридический. Среди

огромного количества юридической литературы древности сочинений

исторического характера почти не встречается. Ввиду этого историю римского

частного права приходилось воссоздавать на основании иных источников по

крупицам. Многовековая разработка римского частного права имеет ряд

серьезных достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до

нас рукописи источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения.

Собраны и систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным

вопросам, сохранившимся не только в юридических документах, надписях, в

сочинениях историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созданы,

на основе обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные

гипотезы. Вообще, все огромное правовое наследство Рима приведено в

ясность, проверено и систематизировано трудом ряда поколений ученых.

Русская литература и иностранная литература в этой области -

необъятна. Разработка римского частного права в Западной Европе велась,

начиная с XII-XIII вв. В России, никогда не подпадавшей римскому праву и

сохранившей на всех этапах своего развития самобытность своей правовой

системы, с конца XVIII в. началась историческая разработка римского права,

и труд русских ученых внес значительный вклад в это дело.

Суханов Е.А.(Предисловие к изданию) //Хвостов В.М. Система римского права.

М., 1996,С.5.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ВЛАДЕНИЯ.

Одну из основных задач гражданского права составляет распределение

имущественных благ, то есть прежде всего вещей, находящихся в обладании

данного общества между отдельными его членами. Средством такого

распределения является предоставление этим последним субъективных вещных

прав.

Уже к началу классического периода римской истории в римском праве

выработалось понятие вещей в широком значении. Этим понятием охватывались

вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, а также

юридические отношения и права:

“Rei appellatione et causae et jura continentur” /D.50.16.23/.-

"Названием вещи охватываются также юридические отношения и права”. ГАЙ

/2.13.14./ так и делит вещи на телесные /corporales/, которые можно осязать

/quae tangi possunt/ и бестелесные /incorporales/,

которые осязать нельзя /quae tangi non possunt/.

Согласно пояснениям профессора Б.И. Новицкого /Р.Ч.П.§49М. 1999г./

разделяя вещи на телесные и бестелесные. Гай подразумевает под последними

именно права, а не вещи, в смысле предметов внешнего мира.

Деление вещей на движимые и недвижимые в древнем римском траве не

имело особого значения. И те, и другие подлежали почти одинаковым

юридическим нормам, тем не менее, это естественное деление играло некоторую

характерную для рабовладельческого Рима роль. Недвижимо-стями считались не

только земельные участки /praeda, fundi/ и недра земли, но и все созданное

чужим трудом на земле собственника: постройки, насаждения. Все эти

предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее

поверхностью, считались

ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit

- сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Под res mancipi

понималась мебель, домашняя утварь, рабы, животные.

При принципате деление вещей на движимые и недвижимые приняло более

четкий характер. В эпоху домината передача прав на недвижимости

регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение

публичности соответствующих сделок.

Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и

res nec mancipi сохранилось до начала империи. “Все вещи считайся вещами

манципия или неманпипия. Вещами манципия являются земельные участки на

италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и

городские, таков дом, также права сельских участков, например, дорога,

тропа, прогон, водопровод, также рабы и четвероногие, которые приручаются к

упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи

считаются неманципальными”. /Ulp. Reg. 19.Р.Ч.П.стр.149/ Как видно из

текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал uger

romanus а с конца республики, когда владычество римлян распространилось на

всю Италию, земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них

дома и предиальные (земельные сервитуты, на рабов, вьючных или упряжных

животных, обслуживающих земли римских землевладельцев).

К числу res nec mancipi относились все вещи, не входящие в группу res

mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот

(свиньи, овцы, козы), мебель и т. д. Это деление определялось тем, что к

res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII

таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного

хозяйства. C экономическим значением res mancipi была связана и основная

особенность их юридического положения: особо усложненный порядок

перенесения права, собственности на эти вещи. В то время, как для

отчуждения вещей res nec mancipi было достаточно простой

передачи/traditio/, для отчуждения res mancipi требовалось применение

формальных и сложных способов - mancipatoi или in jure cessio. В главе

"История права собственности" этот вопрос будет рассмотрен подробнее.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда

вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой

сделки распространялись и на все части вещи. Принадлежностью называлась

вещь, не связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически

(например: замок-ключ, дом-бревно).

Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных

хозяйственным назначением целых имущественных комплексах. Самое раннее

обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц термином familia

pecuniaque - первоначально совокупность рабов и скота.

Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивильном

праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки-

patrimomium, переходящего с соответствующими культовыми обязанностями к

наследникам. В преторском праве иногда употреблялся термин "отцовское

добро". Но, конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что

принадлежит данному лицу. При жизни собственника его добро-fono-гарантирует

кредиторов в платеже долгов.

Что же касается истории прав на вещи, то раньше всех оформилось

владение, за которым стоит право частной собственности. И то, и другое

понималось юристами - классиками как непосредственное господство над вещью,

направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства-jus in re. Понятие

владения возникло первоначально в отношении земли. Старое цивильное право

для выражения понятия владения пользовалось термином usus-пользование,

дополняя его извлечением плодов-usufructus. Этот комплекс представлял

реальное и почти полное господство домовладыки над отведенной ему

индивидуально во владение землей и своим манципие. В случаях

самостоятельного осуществления им такого пользования, последнее приводило,

по законам XII таблиц, по истечении двухлетнего срока, к признанию за ним

права собственности по давности-usucapio.

Римские юристы классики /Лабеон, Павел/ этимологически производили

слово владение- possesio от sedare- сидеть, оседать, а самое владение

описывали, как positio - поселение (на земле):

"…Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседании…"

/Deod.41.2.1.Р.Ч.С. стр.157/ В этом же тексте владение представлено с

исторической точки зрения, как отношение, предшествовавшее собственности и

породившее ее. "…Нерва-сын говорит, что и собственность на вещи произошла

от естественного владения…" /D.4.1.2.Р.Ч.П. стр.158/ Из сказанного

следует, что владение есть прежде всего реальное господство лица над вещью,

вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения.

Профессор И.А.Покровский определяет владение /possessio/ как "…фактическое

обладание лица вещью, взятое независимо от вопроса о способах его

приобретения /causa possessiones/"./И.Р.П. стр.341 С.-П.1999г./ Владение,

как внешнематериальное отношение господства лица над вещью, представляет

наглядное проявление права собственности. И в этих случаях оно выступает,

как соединенное с собственностью, владеющий собственник, осуществляющий

свои права и полномочия, является типичной фигурой оборота, охраняемого

правом. Владение является образующим признаком возникновения,

осуществления, прекращения и защиты права собственности, почему иногда на

практике оба понятия смешиваются, что, конечно, не допустимо с юридической

точки зрения.

Владение может появиться вне всякой связи с правом собственности и

быть даже его нарушением. Римские юристы говорили даже, что собственность

не имеет ничего общего с владением-ninil commune habet proprietas cum

possessione",-говорит Ульпиан/D.12.1,41.2.Р.Ч.П. стр.159/

Конечно, собственник может оказаться и владельцем (так, быть может, в

большинстве случаев и бывает), но он будет тогда посессором не как

собственник, а как лицо, имеющее фактическую власть над вещью. Лицо,

приобретшее каким-либо образом чужую вещь, будет отвечать перед

собственником, как владеющий несобственник.

Итак, вещи принадлежат кому-нибудь на праве собственности, но далеко

не всегда они находятся в руках собственников: часто они оказываются в

обладании других лиц причем это обладание может покоиться на каком-либо

юридическом основании (вещь отдана внаймы, на сохранение, и т.д.), но может

быть и лишено такого основания (вещь куплена у лица несобственника) и может

стоять в противоречии с правом (вещь украдена). Тем не менее, римское право

охраняет и владение само по себе и не допускает произвольных его нарушений

независимо от оснований его возникновения. Этого требовало спокойствие

гражданской жизни - гражданский мир, а вследствие этого - интересы самих

собственников.

В истории этот культурный принцип охраны владения появляется не сразу.

В Риме этот принцип был провозглашен только претором, причем далеко не во

всей своей полноте и ясности. Классическая юриспруденция много поработала

над его развитием, но и при всем том римская охрана владения отнюдь не

является "законченным зданием". Но самая постановка вопросам его

принципиальное разрешение составляет одну из крупнейших заслуг римского и

именно преторского права. Идея гражданского мира в области вещных

отношений должна была привести претора к необходимости охранять факт

владения от всяких покушений на самоуправство. Так возникли посессорные

интердикты. Они уже упоминаются у Плавта, то есть примерно за 200 лет до

Р.Х. Посессорные интердикты делятся на две категории: одни имеют своей

целью охрану наличного владения от посягательств-interdicta retinendae

possessionis, другие- восстановление уже нарушенного, отнятого владения-

interdicta recuperandae possessionis. Интердикты, направленные на

получение владения вновь (например, наследства) –interdicta adiplscenae

possessionis – не принадлежат уже к посессорным средствам, так как истец

здесь опирается не на факт владения, а на такое или иное (хотя и преторское

право). К interdicta retinendae possessionis относятся:

1. interdictum uti possidelis - предназначен для охраны владения

недвижимостями.

2. interdictum utrube - предназначен для охраны владения

движимостями.

Применение владельческих интердиктов поставило перед практикой и

теорией вопрос о том, каким признакам должно удовлетворять владение, чтобы

получить право на защиту. Мало-помалу римскими юристами была выработана

теория владения, основные положения которой сводятся к следующему.

Владение, хотя и фактическое господство над вещью, не может быть,

однако, владением в истинном смысле, если оно не соединено с волей лица

владеть. Римские юристы учили, что для наличности possessio необходимы –

corpus possessionis, Фактическая власть над вещью, и animus possidendi,

воля владеть. Но не всякое владение, даже при наличности обоих этих

элементов, заслуживало, по учению римских юристов, самостоятельной защиты и

в этом отношении они различали юридическое, защищаемое владение -possessio,

и владение не защищаемое -dentio /или "in possessione esse"/. Но

принципиального критерия для отграничения possessio от detentio они не

дали.

По многим вопросам оказывалась существенно необходимой самостоятельная

защита (владение кредитора заложенной ему вещью, например). Таким образом,

создался целый ряд исключений. Этими исключениями римское право вступало

на путь постепенного расширения сферы защищаемого владения – путь, по

которому пошло далее право новых народов, закончившееся в новейших

конфиденциях признанием всякого владения (даже владения от чужого имени -

dlieno nomine - вещь дана в пользование) защищаемым. Наконец, вопрос о

владении возникал в случаях, когда кто-либо фактически осуществлял

содержание какого-либо сервитута - например, проезд через чужое имение и т.

д. Римские юристы признавали, что в случаях этого рода, есть "как бы

владение правом" - juris quasi-possessio/fr.20.D.8.1.И.Р.П. стр.347/

В действительности, мы имеем здесь самое подлинное владение вещью, но

не всестороннее, а ограниченное в своем содержании. Это теоретически

неправильное понятие- juris quasi-possessio сыграло большую роль в

юриспруденции римлян, которая распространила его далеко за римские пределы

- на права обязательственные, семейственные и даже публичные.

Подводя итог всему вышесказанному, постараюсь сделать следующий вывод.

Уже к началу классического периода римской истории в римском праве

понятие вещей включало в себя не только материальные предметы, но также

юридические отношения и права.

Одним из самых старых разделений вещей в Древнем Риме было различение

вещей res mancipi и res nec mancipi,а также familia и pesunia.

Возникновение и оформление института владения, как фактического

господства, независимо от права на него утвержденного преторским эдиктом и

разработанного классическими юристами, ставшего с той поры прочным

достоянием всякого сколько-нибудь развитого гражданского права. Институт

владения стал предпосылкой для зарождения в римском частном праве института

частной собственности.

ГЛАВА 2

ИСТОРИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Институт частной собственности существует со всеми своими основными

чертами уже в старом цивильном праве, и римские юристы рассматривают его,

как институт исконный. Между тем в древнейшей истории встречаются

некоторые разрозненные явления (деление вещей на res mancipi и res nec

mancipi, различие familia и pecunia и др.), которые обращают наше внимание

на то, что и в Риме установлению частной собственности предшествовал долгий

период подготовки я выработки этого понятия.

В древнейшем праве не было даже специального термина для обозначения

собственности. Термин dominium означал "господство" к применялся ко всем

случаям, когда какая-нибудь вещь находилась в чьей-либо власти и применялся

ко всему тому, что находится в доме, в хозяйстве. Лишь с I века н.э.

юристы начали постепенно ограничивать значение термина dominium, но и тогда

он все еще обозначал более широкий круг явлений, чем собственность. И лишь

в конце классического периода /Ш век н.э. / разработка частноправового

понятия собственности была завершена, и обычным обозначением для

собственности является с этого времени термин proprietas. Этот термин

обозначал собственность, как особо характерное отношение господства над

вещами» высшее среди других.

Собственник имел всестороннюю возможность пользования и распоряжения

вещью, исключалось вмешательство всех посторонних лиц в сферу частной

собственности. По установленному еще в квиритском праве правилу,

собственность обладала способностью восстанавливаться во всей полноте по

отпадению установленных собственником ограничений своего права/jus

recomdentiae/ и распространялась на все материальные приращения вещей и

кем бы они ни были сделаны-/omnis cause/. По тому же квиритскому праву,

все участки и поместья на италийской земле были изъяты от земельного

обложения (ему они подвергались только с IIIв. н.э.). Поэтому классическая

юриспруденция понимала собственность как неограниченное и исключительное

правовое господство лица над вещью, как право, свободное от ограничений по

самому своему существу и абсолютное по своей защите. В праве Юстиниана оно

обозначалось как уже полная власть над вещью-dominium ex jure Quiritum.

Относительно доисторического периода римской собственности мы можем делать

только более или менее вероятные предположения.

Чувство частной индивидуальной принадлежности вещей (зародыш

позднейшего права собственности) появляется, без сомненья, по отношению к

вещам движимым, так как недвижимость (земля) первоначально находится в том

или ином коллективном обладании. Чувство принадлежности движимых вещей,

как следует из опыта истории, долгое время еще не имеет юридического

характера права собственности в таком виде, как она известна праву более

развитому. В старом праве не столько право истца на вещь, сколько деликт

ответчика служит основанием иска.

В древнейшем римском праве право на движимые вещи защищалось при

помощи деликтных исков и на этой стадии еще не имело свойства прочной

юридической связи между лицом и вещью, связи, которая сама по себе могла бы

служить основанием иска.

Иначе складывались отношения к недвижимостям. Когда представление об

общем праве на землю всего народ, а затем отдельных gentes

постепенно стерлось принадлежность земельного участка стала связываться с

сидящей на нем семьей- familia и с главой семьи-домовладыкой. Но

принадлежность эта являлась выражением некоторого общегосударственного,

публичного порядка. Участок земли принадлежит данному домовладыке как

члену общества, как гражданину, quiris.

Даже самый участок - "fundus" - был в то время количественной долей

данной семьи в общем земельном владении-" жеребьем". Право гражданина на

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.