реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое регулирование договора финансовой аренды (лизинга) в Россйской Федерации

При мокром лизинге обслуживание предмета лизинга полностью берёт на

себя лизингодатель, увеличивая соответственно на сумму этих расходов

лизинговые платежи. Иногда этот вид лизинга называют ещё "лизинг,

включающий дополнительные обязательства"[52]. Мокрый лизинг может быть с

полным набором услуг или с неполным. Полносервисный (полный) лизинг – когда

лизингодатель берёт на себя комплексное техническое обслуживание предмета

лизинга. При неполном мокром лизинге предполагается согласованное

разделение функций по обслуживанию предмета лизинга между сторонами

договора финансовой аренды (лизинга).

Генеральный лизинг позволяет при постоянном и проверенном

сотрудничестве лизингодателя с лизингополучателем заключить общее

соглашение по предоставлению лизинговой линии, по которой лизингополучатель

может при необходимости брать дополнительное оборудование без заключения

каждый раз нового договора финансовой аренды (лизинга).

Как уже было отмечено выше, за предоставление предмета лизинга во

временное владение и пользование лизингополучатель выплачивает

лизингодателю лизинговые платежи. Размер, способ осуществления и

периодичность лизинговых платежей в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального

Закона «О финансовой аренде (лизинге)» определяется договором лизинга. В

зависимости от характера этих лизинговых платежей различают лизинг:

- денежный;

- компенсационный;

- смешанный.

Денежный лизинг имеет место, когда все платежи производятся

лизингополучателем в денежной форме. В соответствии с Законом размер

лизинговых платежей не может меняться чаще, чем один раз в три месяца (ст.

28 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)»).

Компенсационный лизинг предусматривает лизинговые платежи в форме

поставки товаров, производимых на оборудовании, являющемся предметом

лизинга, или в форме оказания встречных услуг. То есть в этом виде лизинга

денежные расчёты между лизингодателем и лизингополучателем не используются,

что очень напоминает бартерную форму платежей. При платежах продукцией

(натуральной формой), цена на эту продукцию определяется по соглашению

сторон договора лизинга.

Смешанный лизинг основан на сочетании двух форм платежей: денежного и

натурального.

Последним при классификации лизинговых сделок является признак

налоговых и амортизационных льгот. Одной из мер государственной поддержки

лизинговой деятельности на территории России является предоставление в

законодательном порядке субъектам лизинга налоговых льгот в целях создания

благоприятных экономических условий для их деятельности (все эти меры

перечислены в ст. 36 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)»).

Законодателем в Федеральном Законе «О финансовой аренде (лизинге)»

предусмотрены две льготы:

- право стороны договора лизинга, на чьём балансе находится предмет

лизинга, применять механизм его ускоренной амортизации (ст. 31 Закона);

- отнесение лизингополучателем лизинговых платежей на себестоимость

продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга, или на

расходы, связанные с его основной деятельностью (ст. 28 Закона).

Право на применение механизма ускоренной амортизации предоставляет

предпринимателям возможность быстро возвратить свои капиталовложения в

оборудование и оперативно восстановить, обновить оборудование, машины и

технику, составляющие их основные средства. В соответствии с Федеральным

Законом «О бухгалтерском учёте»[53] на основные средства и нематериальные

активы начисляется амортизация (ст. 11). Посредством начисления амортизации

погашается стоимость объектов основных средств (п. 17 Положения по

бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01[54]). Благодаря

амортизации предприниматель переносит стоимость основного средства на свои

расходы на осуществление основной деятельности, и тем самым уменьшает свои

выплаты налога на имущество. При применении ускоренной амортизации

используется равномерный (линейный) метод её начисления, при котором

утверждённая в установленном порядке норма амортизационных отчислений

увеличивается на коэффициент ускорения. То есть стоимость имущества,

являющееся предметом лизинга, может быть погашена предпринимателем в

несколько раз быстрей по сравнению с обычным имуществом, приобретаемым не

по лизинговому договору.

А благодаря возможности отнесения лизингополучателем лизинговых

платежей на себестоимость продукции (услуг), производимой с использованием

предмета лизинга, или на расходы, связанные с его основной деятельностью,

он может легально уменьшать свою налогооблагаемую прибыль, направив разницу

на обновление основных средств.

Разумеется, существуют предприниматели, которые пытаются получить

вышеуказанные льготы, не участвуя в лизинговом договоре. Они совершают

фиктивные лизинговые сделки, имеющие целью прикрытия другой операции

(например, прикрывая обычный договор купли-продажи или аренды).

Поэтому по отношению к налоговым и амортизационным льготам лизинг

может быть:

- фиктивным; и

- действительным.

По российскому законодательству фиктивный лизинг является притворной

сделкой, которая ничтожна, то есть является недействительной вне

зависимости от признания её таковой судом, и не влечёт никаких юридических

последствий (ст.ст. 166, 167 и 170 Гражданского кодекса Российской

Федерации).

В Приложении № 3 к настоящей Дипломной работе классификация лизинга

по видам изложена в виде схемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая своё исследование финансовой аренды (лизинга), подчеркну,

договор финансовой аренды (лизинга), относясь по родовому признаку к

аренде, не просто аренда (имущественный наём), а симбиоз инвестиционных

(финансовых) и арендных отношений. Основным в лизинге является именно

процесс инвестирования лизингодателем имеющимися в его распоряжении

финансовыми средствами лизингополучателя, который получает данную

финансовую помощь в виде передачи ему во временное владение и пользование

специально приобретённого для него имущества у определённого им же

продавца. Несмотря на свою особенность в виде участия в лизинговых

правоотношения трёх субъектов: лизингодателя, лизингополучателя и продавца,

договор финансовой аренды (лизинга) является исключительно двусторонним.

Договор купли-продажи, а также некоторые другие факультативные договора

заключаются во исполнение самого договора лизинга, который заключается

только между двумя сторонами: лизингодателем и лизингополучателем.

Итак, договор финансовой аренды (лизинга) является:

- предпринимательским, основанным на инвестировании финансовыми средствами

лизингодателем лизингополучателя;

- двусторонним (лизингодатель (арендодатель) и лизингополучатель

(арендатор));

- взаимным;

- консенсуальным;

- возмездным.

Договор финансовой аренды (как и любой другой договор) считается

заключённым, если сторонами, в письменной форме достигнуто соглашение по

всем существенным условиям договора. К существенным условиям договора

лизинга прежде всего относится условие о предмете договора (имуществе,

подлежащем передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга),

условия, которые необходимы для договора данного вида в соответствии с

Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «О

финансовой аренде (лизинге)» (условие о продавце лизингового имущества), а

также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно

быть достигнуто соглашение.

К основным элементам договора финансовой аренды (лизинга) относятся:

- стороны договора;

- предмет договора (который надо отличать от предмета лизинга);

- содержание договора (права и обязанности сторон);

- форма договора.

Правовое регулирование договора финансовой аренды (и лизинга в целом)

осуществляет Гражданский кодекс Российской Федерации (Общая часть, Глава

35, § 6 Главы 35) и специальный Федеральный Закон «О финансовой аренде

(лизинге)». Во исполнение и на основании этих законов федеральные органы

исполнительной власти и Президент Российской Федерации могут издавать

нормативные правовые акты, регулирующие лизинговые правоотношения. Органы

власти субъектов Федерации (а тем более местного самоуправления) в

соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3

Гражданского кодекса Российской Федерации не могут принимать какие-либо

нормативные акты, имеющие обязательные предписания для участников лизинга.

Международный лизинг осуществляется в соответствии с Конвенцией УНИДРУА О

международном финансовом лизинге.

До внесения соответствующих изменений в январе 2002 года Федеральный

Закон «О финансовой аренде (лизинге)» во многом противоречил Гражданскому

кодексу и даже Конституции Российской Федерации. Теперь можно с

уверенностью сказать, что современное российское лизинговое

законодательство имеет достаточно стройную систему.

Вместе с тем, говоря о правовом регулировании лизинговой деятельности,

нельзя не признать, что в действующем законодательстве, регулирующим лизинг

всё ещё сохраняются некоторые недостатки.

Самый главный их них – противоречие ст. 13 Федерального Закона «О

финансовой аренде (лизинге)», которая позволяет лизингодателю бесспорно, в

административном порядке списывать денежные средства лизингополучателя с

его банковского счёта, при неперечислении им лизинговых платежей более двух

раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежей,

конституционному принципу судебного отчуждения имущества. Разумеется,

защищать интересы лизингодателя нужно, но при этом нельзя нарушать

Конституцию Российской Федерации. Как мне кажется, законодатель должен

исправить Закон, не дожидаясь, пока Конституционный суд Российской

Федерации по обращению заинтересованных лиц признает данное положение не

соответствующим Конституции Российской Федерации.

Помимо этого, по моему мнению, в действующее законодательство должны

быть внесены следующие изменения и дополнения:

1) Из текста п. 1 ст. 22 Федерального Закона «О финансовой аренде

(лизинге)» исключить положение об ответственности лизингополучателя за

имущественный ущерб, возникающий при монтаже оборудования, являющегося

предметом лизинга, так как на практике монтажом оборудования, сдаваемого

в лизинг, чаще всего занимается лизингодатель, продавец или

специализированная организация, которые и должны нести имущественную

ответственность до тех пор, пока оборудование не будет сдано в

эксплуатацию лизингополучателю.

2) Расширить перечень субъектов лизинга, данный в ст. 4 Федерального Закона

«О финансовой аренде (лизинге)» или, по крайней мере, сделать его

открытым, так как в реальности субъектами лизинга может быть большее

количество потенциальных участников лизинговых правоотношений.

3) В ст. 8 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» термин

"сублизинг" заменить на "субаренду предмета лизинга", так как упоминаемый

в Законе сублизинг, является с точки зрения гражданского законодательства

ничем иным как обыкновенной субарендой лизингового имущества.

В заключение моей работы хочу ещё раз подчеркнуть огромную значимость

лизинга для российской экономики и сделать вывод: на сегодняшний день в

Российской Федерации финансовая аренда (лизинг) как гражданско-правовой

институт уже сложилась. Хотя по сравнению с экономически развитыми странами

удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций в российскую экономику пока

ещё ничтожно мал, потенциал у финансовой аренды огромный. Лизинг имеет

множество преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми

экономическими институтами, из которых основным является то, что:

1. лизинг даёт возможность получить оборудование во владение и пользование

без его полной оплаты;

2. благодаря лизингу можно организовать новое производство без мобилизации

необходимых крупных финансовых ресурсов;

3. благодаря лизингу есть возможность модернизации производства без

привлечения заёмного капитала;

4. при лизинге есть возможность опробовать оборудование до его полной

оплаты или использовать оборудование только в течение периода, когда оно

необходимо.

Именно лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы

производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний. Лизинг – более

выгодный способ приобретения (пользования) оборудования по сравнению с его

покупкой или обычной арендой. Поэтому можно с уверенностью предположить -

количество заключаемых лизинговых договоров российскими предпринимателями

будет возрастать из года в год и, в конце концов, удельный вес лизинга в

общем объёме инвестиций достигнет уровня ведущих, успешно развивающихся

стран. Что в конечном итоге приведёт к обновлению основных средств и

материально-технической базы предприятий российских предпринимателей, и как

следствие к экономическому росту нашего государства.

© Николай Козлов (e-mail: nickolay_kozlov@mail.ru), 2003 год.

БИБЛИОГРАФИЯ

Список нормативных правовых актов:

1. Конвенция УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 года //

Собрание законодательства РФ, 1999, №32, ст. 4040.

2. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993

года, №237.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный

Закон №95-ФЗ от 24 июля 2002 года // Собрание законодательства РФ, 2002,

№30, ст. 3012).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I от 30 ноября 1994 года

в ред. от 21.03.2002 // Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст.

3301; Часть II от 26 января 1996 года в ред. от 17.12.1999 // Собрание

законодательства РФ, 1996, №5, ст. 411; Часть III от 26 ноября 2001 года

// Собрание законодательства РФ, 2001, №49, ст. 4552).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть I от 31 июля 1998 года в

ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002 // Собрание законодательства РФ,

1998, №31, ст. 3824 и Часть II от 05 августа 2000 года в ред. от

24.07.2002 // Собрание законодательства РФ, 2000, №32, ст. 3340).

6. Таможенный кодекс Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 18

июня 1993 года №5221-1 в ред. от 30.06.2002 // Ведомости съезда народных

депутатов РФ и Верховного совета РФ, 05.08.1993, №31, ст. 1224).

7. Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и

банковской деятельности» в редакции Федерального Закона от 3 февраля 1996

года №17-ФЗ в ред. от 21.03.2002 с изм., внесёнными Постановлением

Конституционного Суда Российской Федерации от 23 февраля 1999 года №4-П

// Собрание законодательства РФ, 1996, №6, ст. 492.

8. Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в ред. от

21.03.2002 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

РФ от 18.04.1991, №16, ст. 499.

9. Закон Российской Федерации от 26 июня 1991 года №1488-1 «Об

инвестиционной деятельности в РСФСР» в ред. от 19.06.1995, с изм. и доп.

от 25.02.1999 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного

совета РФ, 18.07.1991, №29, ст. 1005.

10. Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 года №2872-1 «О залоге» с

изм. от 16.07.1998 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного

совета РФ, 11.06.1992, №23, ст. 1239.

11. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном

регулировании и валютном контроле» в ред. от 27.02.2003 // Ведомости

съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 1992, №45, ст. 2542.

12. Федеральный Закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском

учёте» в ред. от 28.03.2002 // Собрание законодательства РФ, 1996, №48,

ст. 5369.

13. Федеральный Закон от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ред. от

11.04.2002 // Собрание законодательства РФ, 1997, №30, ст. 3594.

14. Федеральный Закон от 16 января 1998 года №16-ФЗ «О присоединении

Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом

лизинге» // Российская газета от 12 февраля 1998 года.

15. Федеральный Закон от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге

недвижимости)» в ред. от 11.02.2002 // Собрание законодательства РФ,

20.07.1998, №29, ст. 3400.

16. Федеральный Закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде

(лизинге)» в ред. Федерального Закона от 29 января 2002 года //

Российская газета от 5 ноября 1998 года.

17. Федеральный Закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной

деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных

вложений» в ред. от 02.01.2000 // Собрание законодательства РФ, 1999, №9,

ст. 1096.

18. Федеральный Закон от 09 июня 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных

инвестициях в Российской Федерации» в ред. от 25.07.2002 // Собрание

законодательства РФ, 1999, №28, ст. 3493.

19. Федеральный Закон от 23 июня 1999 года №117-ФЗ «О защите конкуренции на

рынке финансовых услуг» в ред. от 30.12.2001 // Собрание законодательства

РФ от 28.06.1999, №26, ст. 3174.

20. Федеральный Закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании

отдельных видов деятельности» в ред. от 11.03.2003 // Российская газета

от 10 августа 2001 года, №153.

21. Федеральный Закон от 29 января 2002 года №10-ФЗ «О внесении изменений и

дополнений в Федеральный Закон «О лизинге» // Российская газета от 02

февраля 2002 года, №21.

22. Федеральный Закон от 10 июля 2002 №86-ФЗ «О центральном банке

Российской Федерации (банке России)» // Собрание законодательства РФ,

15.07.2002, №28, ст. 2790.

23. Постановление правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года

№752 «О мерах государственной поддержки развития лизинговой деятельности

в Российской Федерации» в ред. от 06.06.2002 // Российская газета от 9

июля 1996 года.

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1997

года №1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности в

агропромышленном комплексе Российской Федерации» в ред. от 06.06.202 //

Собрание законодательства Российской Федерации, 03.11.1997, №44, ст.

5075.

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998

года №1020 «Об утверждении Порядка предоставления государственных

гарантий на осуществление лизинговых операций» в ред. от 06.06.2002 //

Российская газета от 9 сентября 1998 года.

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999

года №228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном

комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального

бюджета» // Собрание законодательства РФ, 15.03.1999, №11, ст. 1294.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 года

№467 «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной

техники и оборудования» в ред. от 06.06.2002 // Собрание законодательства

РФ от 03.05.1999, №18, ст. 2299.

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года

№794 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства

Российской Федерации в связи с Федеральным Законом «О лизинге»» //

Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, №29, ст. 3757.

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 2000 года

№194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг в

условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об

утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг

финансовых организации» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2000, №11,

ст. 1183.

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года

№466 «О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на

уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства,

получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а

также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002

году в российских кредитных организациях на приобретение российских

воздушных судов» в ред. от 03.12.2002 // Собрание законодательства РФ,

01.07.2002, №26, ст. 2606.

31. Приказ Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации от

06 мая 2000 года №342 «Об утверждении порядка определения доминирующего

положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг»

(зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2000, №2245) // Российская газета от

26 июля 2000 года, №143.

32. Приказ Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации от

21 июня 2000 года №467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг,

подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой

организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета

оборота финансовой услуги» в ред. от 2 марта 2001 // Российская газета от

11 октября 2000 года, №196.

33. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997

года №15 «Об отражении бухгалтерском учете операций по договору лизинга»

в ред. от 23 января 2001 // Российская газета от 5 июня 1997 года.

34. Приказ Центрального банка России от 24 апреля 1996 года №02-94 «Об

утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской

Федерации некоторых видов валютных операций» в ред. от 19.09.2001 //

Российские вести от 20 июня 1996 года, №113.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.