реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный долг

заимствований возрос с 8,0% в 1992 г. до 83,0% в 1996 году [73, 19].

Среди связанных (экспортных) кредитов более половины составляли

товарные кредиты, которые использовались для финансирования закупок

продовольствия, зерна, сырья. За период с 1992 г. по 1994 г. на эти цели

было израсходовано 3,7 млрд. долларов. С 1995 г. практика получения

товарных кредитов была прекращена. Другая группа такого рода кредитов –

инвестиционные, расходовавшиеся на приобретение оборудования и ноу-хау, для

модернизации таких отраслей, как здравоохранение, АПК, нефтедобыча,

транспорт.

Рассмотрим состояние и особенности российских внешних заимствований по

кредиторам.

Парижский клуб кредиторов – это в основном страны «большой семерки»,

заинтересованные в развитии демократических преобразований в странах

бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба –

межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому

правительству, гарантированные иностранными правительствами.

На 1 июля 2000 года долг России Парижскому клубу кредиторов составил

38,3 млрд. долларов, или 39% долга бывшего СССР. Внешний долг России по

этой статье только за период с 1.01.2000 г. по 01.07.2000 г. сократился на

0,4 млрд. долл. (см. Приложение 1). В целом за период 1991-2000 г. долг

России Парижскому клубу, несмотря на начисления и уплату процентов, остался

практически неизменным – 38 млрд. долл.

В январе 1992 г. правительство заключило первое соглашение о пересмотре

календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу

кредиторов. Далее последовали три его пересмотра в 1993, 1994, 1995 гг., в

соответствии с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию

долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. -

по январь 1995 г.

В апреле 1996 г. с Парижским клубом была согласована реструктуризация

задолженности на сумму 38 (по другим источникам – 42) млрд. долл. Из этой

суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся

55%, включающие краткосрочные долги Парижскому клубу, будут выплачиваться в

течение 21 года. [23, 79]. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002-го по

2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по

соответствующим операциям определен Внешэкономбанк [63, 42].

В рамках этого соглашения были заключены двусторонние

межправительственные соглашения с 18 странами – членами клуба: Австралией,

Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией,

Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией,

Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60

межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти

столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей.

В августе 1999 года с Парижским клубом была вновь достигнута

договоренность о реструктуризации платежей 1999-2000 гг. по основному

долгу, общим объемом в 8,1 млрд. долл. с выплатой части процентов по нему

на сумму 620 млн. долл. (из них в 2000 г. – 450 млн. долл.) [42, 40].

Таким образом, в настоящее время выплата долга Парижскому клубу

отсрочена до 2002 г., выплаты основной суммы будут производиться сначала по

нарастанию, затем по убыванию до 2020 г. Процентные платежи российское

правительство не вносит с осени 1998 г. [45, 99].

Следует отметить, что факт вступления России в Парижский клуб позволил

добиться фиксации курса рубля по задолженности на уровне курса 1991 г. – 60

коп. за 1 долл. Хотя при вступлении в Парижский клуб России пришлось

оказаться от долгов, связанных с поставками вооружений из бывшего СССР,

большая часть этих долгов была безнадежной. Из суммарного долга 51 страны

России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в

этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у

России пять крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и

Эфиопия. Остальные страны выплачивают в лучшем случае пятую часть

оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает некоторую

надежду на увеличение сумм выплат [63, 43].

Лондонский клуб кредиторов – крупная (около 1 тыс. членов)

неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых

институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками,

столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих

соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские

кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также

векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке

должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

На 1 июля 2000 г. задолженность России Лондонскому клубу составила 31,7

млрд. долл., или 32% долга бывшего СССР.

Переговоры России с Лондонским клубом по долговой проблеме начались еще

в декабре 1991 г., когда было согласовано введение механизма 6-месячных

отсрочек. В 1993 г. решением правительства полномочия по обслуживанию

внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были

переданы Внешэкономбанку (ВЭБ) как специализированному государственному

банку Российской Федерации. 16 ноября 1995 г. во Франкфурте-на-Майне был

подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации

долга бывшего СССР [43, 10].

6 октября 1997 г. между ВЭБ, с одной стороны, и Банковским

консультативным комитетом Лондонского клуба – с другой, состоялось

подписание пакета документов о долгосрочной реструктуризации долга России в

сумме 32,3 млрд. долл. Предусмотренная документами Сделка переоформления

была завершена 2 декабря 1997 года [14, 284].

По условиям сделки основная часть долга (24 млрд. долл.) переоформлена

в синдицированный кредит сроком на 25 лет. Под него были выпущены долговые

финансовые инструменты на основную сумму задолженности (PRIN, Principal

Notes) и на сумму накопленных процентов (IAN, Interest Arrears Notes) с

плавающей купонной ставкой и схемой погашения «sinking fund»

(амортизационный фонд погашения) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг.

[73, 20].

Погашение основной суммы долга предполагалось осуществить до 2 декабря

2020 г. с амортизацией основной суммы и выплатой процентов дважды в год

(июнь и декабрь) за исключением первых 7 лет (льготный период), в течение

которых предусматривались только платежи по процентам. Указанные платежи

базировались на ставке LIBOR + 13/16% годовых и подлежали погашению

полностью наличными за исключением льготного периода, когда выплаты

наличными регулировались по следующей схеме: 1996 г. – 25%; 1997 г. – 40%;

1998 г. – 50%; 1999 г. – 50%; 2000 г. – 60%; 2001 г. – 85%.

При этом размер процентных платежей определялся для каждого года

указанного льготного периода как меньший из двух следующих показателей:

ставки LIBOR + 13/16%, либо ставки 8% годовых. Оставшаяся же часть

процентных платежей по инструментам PRIN подлежала капитализации и

оформлению в виде дополнительных процентных облигаций. Что касается

амортизации основной суммы долга по кредитным обязательствам PRIN, то она

предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет –

нулевые выплаты, последующие 10 лет – по плавно нарастающей шкале от 1% от

суммы долга до 7% в 17-й год и последние 8 лет – по круто убывающей до 1% в

20-й год при сохранении этого уровня до конца 25-летнего периода [43, 11].

Амортизация основной суммы долга по процентным облигациям IAN

предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет – нуле

вые выплаты, последующие 7 лет – по нарастающей шкале от 1% от суммы долга

до 9% в 14-й год и последние 6 лет по круто убывающей – до 1% в 17-й год

при сохранении этого уровня до конца 20-летнего периода.

В отдельную категорию были выделены просроченные процентные платежи по

задолженности перед Лондонским клубом (Interest Arrears), подлежавшие

погашению наличными.

Всего таким образом было выплачено свыше 3 млрд. долл. [43, 11].

10-11 февраля 2000 г. во Франкфурте было заключено новое соглашение с

Лондонским клубом о реструктуризации задолженности России. Кредиторы

Лондонского клуба согласились списать 36,5% (10,6 млрд. долл.) основной

суммы советского долга с учетом льгот по выплате процентов при общей сумме

данного долга в 31,8 млрд. долларов. На выплату остальной части долга (22,2

млрд. долл.) с условием переоформления его в еврооблигации правительства РФ

предусмотрена рассрочка в 30 лет с учетом льготного периода в 7 лет [73,

22].

Выпускаемые облигации будут обслуживаться по льготному проценту (от

2,25% в первом полугодии 2000 г. до 7,5% начиная с 8-го года).

Реструктуризация осуществлялась путем обмена прежних долгосрочных ценных

бумаг – облигаций Внешэкономбанка («вэбовок») на новые евробонды со

скидкой: облигации номиналом в 100 долл. обменивались на евробонды с

номиналом 62,5 долл. [42, 40].

Сумма обслуживания представлена облигациями IANs объемом в 6,8 млрд.

долл. Облигации IANs будут обменены также на еврооблигации, но с дисконтом

в 37,5% от их номинала. В первые шесть месяцев после выпуска доход по этим

еврооблигациям составит 2,25%, в последующие шесть месяцев – 2,5, далее в

течение шести лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного

погашения – 7,5%. На сумму просроченных платежей (2,8 млрд. долл.) выпущены

еврооблигации с 10-летним сроком погашения, шестилетним льготным периодом и

более высоким процентом – 8,25% [73, 22].

Эта схема существенно облегчает процедуру долговых выплат, которые в

период 2001-2008 гг. составили бы ежегодно от 14,5 до 17 млрд. долл. В

результате соглашения в 2000 г. предстоит выплатить 0,5 млрд. долл., в 2001

г. – 0,8 млрд. долл., в 2002 г. – 1 млрд. долл. Но общая сумма долга с

учетом процентов нарастает. В 2019-2020 гг. придется платить по 6-8 млрд.

долларов. Таким образом, долговое бремя переносится на будущие поколения

[42, 40].

Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2

млрд. долларов, или 38% нового российского долга.

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3.

Кредиты МВФ.

|Фина|Виды|Сумма,|Сроки |Использ|Условия |

|нсов|кред|млрд. |использования|ование | |

|ый |итов|долл. | |странов| |

|год | | | |ой | |

| | | | |квоты, | |

| | | | |% | |

|1992| |0,492 |5 лет с |16,7 |Удержание дефицита госбюджета в |

| | | |отсрочкой от | |определенных рамках и контроль |

| | | |оплаты в | |за приростом денежной массы |

| | | |течение 3 лет| | |

| | | |и 3 месяцев | | |

|1993|Перв|0,753 |10 лет с |25 |Удержание дефицита госбюджета в |

| |ый | |отсрочкой | |определенных рамках и контроль |

| |тран| |погашения в | |за приростом денежной массы, |

| |ш | |течение 4,5 | |однако в существенно смягченном |

| | | |лет | |по сравнению с предыдущим |

| | | | | |кредитом варианте |

|1994|Втор|0,753 |10 лет с |25 |Аналогичные предыдущему. Плюс |

| |ой | |отсрочкой | |либерализация ВЭД включая |

| |тран| |погашения в | |ликвидацию нетарифных мер |

| |ш | |течение 4,5 | |регулирования экспорта |

| | | |лет | | |

|1995| |2,954 |5 лет, с |100 |В целом аналогичные предыдущим. |

| | | |отсрочкой | |В области ВЭД были взяты |

| | | |погашения на | |обязательства по ликвидации |

| | | |3 года и 3 | |внешнеэкономических льгот, |

| | | |месяца на | |либерализации нефтяного экспорта|

| | | |каждый | |и отмене до 1 января 1996 г. |

| | | |отдельный | |всех экспортных пошлин. |

| | | |транш | | |

|1996| |10,2 |10 лет с | |Ликвидация экспортных пошлин на |

|-98 | | |отсрочкой | |газ и нефть с одновременным |

| | | |погашения в | |компенсирующим повышением |

| | | |течение 4,5 | |акцизов. Неприменение |

| | | |лет на каждый| |ограничений на импорт алкоголя. |

| | | |транш | |Отмена обязательной |

| | | | | |предтаможенной экспертизы |

| | | | | |экспортируемых товаров. |

| | | | | |Выполнение ежемесячных |

| | | | | |индикативных показателей |

| | | | | |денежно-кредитной и |

| | | | | |налогово-бюджетной программ |

Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

- наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;

- наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального

бюджета;

- сохранение стабильного налогового режима [14, 280].

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых

соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком

РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются

основные параметры макроэкономической политики России на период

кредитования.

Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало

предоставление ей резервного кредита «Stand-by» № 1 в 1992 г., программа

кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-

by» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена

лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой

стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного

дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального

бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную

роль играла дальнейшая либерализация внешней торговли [21, 154].

В начале декабря 2000 г. Международный валютный фонд объявил об

ужесточении условий предоставления кредитов. Долгосрочные займы станут

более дорогими, раздача кредитов по первому запросу прекратится.

Несмотря на то, что в бюджет-2001 уже «заложен» кредит МВФ на 1,75

млрд. долл., переговоры о предоставлении России этих средств пока что не

завершены. Выполнение основных требований Фонда, в числе которых важное

место занимают реформы российских естественных монополий, в настоящий

момент только началось, и новый транш кредита до появления первых реальных

результатов может быть и не получен [38].

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений,

складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен

ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма

льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не

обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по

коррекции своей структурной экономической политики. В качестве примера

государственных внешних заимствований можно представить Программу

заимствований за 1997 г. (см. Приложение 4) [14, 281].

Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и

на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение

начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый

реабилитационный заем (1993 г.) и третий заем на структурную перестройку

экономики (1998 г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно

[39, 25].

МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным

займам в качестве базы определения процентной ставки используется

долларовый Libor, к которому добавляется маржа МБРР. Ставки меняются раз в

месяц. В конце 1998 г. ставка колебалась в пределах 6-6,1%. Проценты по

мультивалютным займам определяются на основе «стоимости квалифицированного

заимствования» и изменяются раз в полгода. В конце 1998 г. процентная

ставка по этим займам составляла 6,9%.

Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые

(бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, предоставляющиеся

конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая

оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-

экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств

предоставляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе) [39, 25].

По инвестиционным займам МБРР основные закупки проводятся на конкурсной

основе посредством участия в международных тендерах. Ограничение участия

поставщиков товаров и оказания услуг какой-либо стране не допускается.

В 1993-1998 гг. России было выделено 8 бюджетзамещающих (финансовых)

займов на 6,2 млрд. долл. (57% суммы портфеля), в том числе в 1993 и 1995

гг. соответственно первый и второй реабилитационные займы – 1,2 млрд. долл.

Остальные бюджетзамещающие займы были следующими: в 1996 г. 500 млн. долл.

для финансирования угольной промышленности и в 1998 г. – 800 млн. долл.; на

структурную перестройку экономики в 1997 г. 600 млн. долл. и в 1998 г. –

0,8 млрд. долл. и 1,5 млрд. долл.; в 1998 г. на финансирование структурной

перестройки системы социальной защиты – 800 млн. долл.

В портфеле займов МБРР инвестиционные займы составляют 41%, из них

наибольший объем средств – 1,82 млрд. долл. или 39% предназначен для

сектора инфраструктуры и окружающей среды, энергетический – 1,16 млрд.

(25%), социальный сектор – 0,74 млрд. (16%), финансовый и реформирование

предприятий – 0,66 млрд. (14%), на сельское хозяйство и институциональное

развитие приходится 0,24 млрд. (5%) и 0,16 млрд. (3%) соответственно [39,

26].

Следует отметить, что сотрудничество с международными организациями

выходит за рамки чисто финансовых отношений. Сотрудничество с МВФ оказывает

довольно заметное влияние на суверенный кредитный рейтинг, что сказывается

на восприятии иностранными инвесторами перспектив вложений средств в

экономику государства (в международной практике широко используется даже

термин IMF-approved destinations – одобренные МВФ страны) [62, 51]. Условия

заимствований у международных финансовых организаций достаточно

привлекательные: это «дешевые» (низкий процент) и «длинные» (долгий срок

использования) деньги.

Хотя в экономических исследованиях существуют мнения, что выполнение

условий, которыми было обусловлено получение этих кредитов, имело общее

отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в стране [45, 100].

Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по

платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные

и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 –

1998 гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций (таблица 2.4)

(по другим данным – 7 траншей – см. Приложение 5 [51]).

Таблица 2.4.

Выпуски российских еврооблигаций в 1996-1998 гг.

|Выпуск |Срок |Объем |Спрэд[2] |Цена |Купон|Дата |

| |обращ|выпуска | |размещ|, % |погашения |

| |ения | | |ения | | |

|Россия I |5 лет|$ 1 млрд. |345 базисных |99,567|9,25 |29.11.2001|

|Россия II| |DM 2 млрд. |пунктов | |9 | |

| |7 лет|$ 2 млрд. |370 базисных |101,75|10 |25.03.2004|

|Россия | |DM 1,25 |пунктов | |9,375| |

|III[3] |10 |млрд. |365 базисных |99,164| |26.06.2007|

|Россия IV|лет | |пунктов | | | |

| |7 лет| |475 базисных |99,668| |31.03.2005|

| | | |пунктов | | | |

Выпуск российских евробовдов номинирован в американских долларах,

немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для

государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет

погашаться в первую очередь. Общая сумма долга по номиналу по

еврооблигациям составляет около 16 млрд. долл., купон фиксированный.

Что касается валютной структуры российского внешнего долга в целом, а

также перспектив перевода долга России в евро, то здесь может показаться

интересным материал, посвященный этому вопросу (Приложение 6), взятый из

сайта Министерства финансов [26].

Первый на российском рынке внутренний облигационный заем в иностранной

валюте (ОГВВЗ) на сумму 7,9 млрд. долл. (в дальнейшем увеличен еще на 1,6

млрд. долл.) не был займом в общепринятом смысле, то есть не являлся

добровольным с точки зрения инвестора вложением средств в покупку

облигаций, а представлял собой принудительное и избирательное

переоформление долга (секьюритизацию). Данное обстоятельство, а также

низкий процент и отдаленные сроки погашения предопределили практически

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.