![]() |
|
|
Государственный долгзаимствований возрос с 8,0% в 1992 г. до 83,0% в 1996 году [73, 19]. Среди связанных (экспортных) кредитов более половины составляли товарные кредиты, которые использовались для финансирования закупок продовольствия, зерна, сырья. За период с 1992 г. по 1994 г. на эти цели было израсходовано 3,7 млрд. долларов. С 1995 г. практика получения товарных кредитов была прекращена. Другая группа такого рода кредитов – инвестиционные, расходовавшиеся на приобретение оборудования и ноу-хау, для модернизации таких отраслей, как здравоохранение, АПК, нефтедобыча, транспорт. Рассмотрим состояние и особенности российских внешних заимствований по кредиторам. Парижский клуб кредиторов – это в основном страны «большой семерки», заинтересованные в развитии демократических преобразований в странах бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба – межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому правительству, гарантированные иностранными правительствами. На 1 июля 2000 года долг России Парижскому клубу кредиторов составил 38,3 млрд. долларов, или 39% долга бывшего СССР. Внешний долг России по этой статье только за период с 1.01.2000 г. по 01.07.2000 г. сократился на 0,4 млрд. долл. (см. Приложение 1). В целом за период 1991-2000 г. долг России Парижскому клубу, несмотря на начисления и уплату процентов, остался практически неизменным – 38 млрд. долл. В январе 1992 г. правительство заключило первое соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее последовали три его пересмотра в 1993, 1994, 1995 гг., в соответствии с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г. В апреле 1996 г. с Парижским клубом была согласована реструктуризация задолженности на сумму 38 (по другим источникам – 42) млрд. долл. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включающие краткосрочные долги Парижскому клубу, будут выплачиваться в течение 21 года. [23, 79]. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002-го по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк [63, 42]. В рамках этого соглашения были заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами – членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. В августе 1999 года с Парижским клубом была вновь достигнута договоренность о реструктуризации платежей 1999-2000 гг. по основному долгу, общим объемом в 8,1 млрд. долл. с выплатой части процентов по нему на сумму 620 млн. долл. (из них в 2000 г. – 450 млн. долл.) [42, 40]. Таким образом, в настоящее время выплата долга Парижскому клубу отсрочена до 2002 г., выплаты основной суммы будут производиться сначала по нарастанию, затем по убыванию до 2020 г. Процентные платежи российское правительство не вносит с осени 1998 г. [45, 99]. Следует отметить, что факт вступления России в Парижский клуб позволил добиться фиксации курса рубля по задолженности на уровне курса 1991 г. – 60 коп. за 1 долл. Хотя при вступлении в Парижский клуб России пришлось оказаться от долгов, связанных с поставками вооружений из бывшего СССР, большая часть этих долгов была безнадежной. Из суммарного долга 51 страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России пять крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Остальные страны выплачивают в лучшем случае пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает некоторую надежду на увеличение сумм выплат [63, 43]. Лондонский клуб кредиторов – крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины. На 1 июля 2000 г. задолженность России Лондонскому клубу составила 31,7 млрд. долл., или 32% долга бывшего СССР. Переговоры России с Лондонским клубом по долговой проблеме начались еще в декабре 1991 г., когда было согласовано введение механизма 6-месячных отсрочек. В 1993 г. решением правительства полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были переданы Внешэкономбанку (ВЭБ) как специализированному государственному банку Российской Федерации. 16 ноября 1995 г. во Франкфурте-на-Майне был подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР [43, 10]. 6 октября 1997 г. между ВЭБ, с одной стороны, и Банковским консультативным комитетом Лондонского клуба – с другой, состоялось подписание пакета документов о долгосрочной реструктуризации долга России в сумме 32,3 млрд. долл. Предусмотренная документами Сделка переоформления была завершена 2 декабря 1997 года [14, 284]. По условиям сделки основная часть долга (24 млрд. долл.) переоформлена в синдицированный кредит сроком на 25 лет. Под него были выпущены долговые финансовые инструменты на основную сумму задолженности (PRIN, Principal Notes) и на сумму накопленных процентов (IAN, Interest Arrears Notes) с плавающей купонной ставкой и схемой погашения «sinking fund» (амортизационный фонд погашения) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. [73, 20]. Погашение основной суммы долга предполагалось осуществить до 2 декабря 2020 г. с амортизацией основной суммы и выплатой процентов дважды в год (июнь и декабрь) за исключением первых 7 лет (льготный период), в течение которых предусматривались только платежи по процентам. Указанные платежи базировались на ставке LIBOR + 13/16% годовых и подлежали погашению полностью наличными за исключением льготного периода, когда выплаты наличными регулировались по следующей схеме: 1996 г. – 25%; 1997 г. – 40%; 1998 г. – 50%; 1999 г. – 50%; 2000 г. – 60%; 2001 г. – 85%. При этом размер процентных платежей определялся для каждого года указанного льготного периода как меньший из двух следующих показателей: ставки LIBOR + 13/16%, либо ставки 8% годовых. Оставшаяся же часть процентных платежей по инструментам PRIN подлежала капитализации и оформлению в виде дополнительных процентных облигаций. Что касается амортизации основной суммы долга по кредитным обязательствам PRIN, то она предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет – нулевые выплаты, последующие 10 лет – по плавно нарастающей шкале от 1% от суммы долга до 7% в 17-й год и последние 8 лет – по круто убывающей до 1% в 20-й год при сохранении этого уровня до конца 25-летнего периода [43, 11]. Амортизация основной суммы долга по процентным облигациям IAN предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет – нуле вые выплаты, последующие 7 лет – по нарастающей шкале от 1% от суммы долга до 9% в 14-й год и последние 6 лет по круто убывающей – до 1% в 17-й год при сохранении этого уровня до конца 20-летнего периода. В отдельную категорию были выделены просроченные процентные платежи по задолженности перед Лондонским клубом (Interest Arrears), подлежавшие погашению наличными. Всего таким образом было выплачено свыше 3 млрд. долл. [43, 11]. 10-11 февраля 2000 г. во Франкфурте было заключено новое соглашение с Лондонским клубом о реструктуризации задолженности России. Кредиторы Лондонского клуба согласились списать 36,5% (10,6 млрд. долл.) основной суммы советского долга с учетом льгот по выплате процентов при общей сумме данного долга в 31,8 млрд. долларов. На выплату остальной части долга (22,2 млрд. долл.) с условием переоформления его в еврооблигации правительства РФ предусмотрена рассрочка в 30 лет с учетом льготного периода в 7 лет [73, 22]. Выпускаемые облигации будут обслуживаться по льготному проценту (от 2,25% в первом полугодии 2000 г. до 7,5% начиная с 8-го года). Реструктуризация осуществлялась путем обмена прежних долгосрочных ценных бумаг – облигаций Внешэкономбанка («вэбовок») на новые евробонды со скидкой: облигации номиналом в 100 долл. обменивались на евробонды с номиналом 62,5 долл. [42, 40]. Сумма обслуживания представлена облигациями IANs объемом в 6,8 млрд. долл. Облигации IANs будут обменены также на еврооблигации, но с дисконтом в 37,5% от их номинала. В первые шесть месяцев после выпуска доход по этим еврооблигациям составит 2,25%, в последующие шесть месяцев – 2,5, далее в течение шести лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного погашения – 7,5%. На сумму просроченных платежей (2,8 млрд. долл.) выпущены еврооблигации с 10-летним сроком погашения, шестилетним льготным периодом и более высоким процентом – 8,25% [73, 22]. Эта схема существенно облегчает процедуру долговых выплат, которые в период 2001-2008 гг. составили бы ежегодно от 14,5 до 17 млрд. долл. В результате соглашения в 2000 г. предстоит выплатить 0,5 млрд. долл., в 2001 г. – 0,8 млрд. долл., в 2002 г. – 1 млрд. долл. Но общая сумма долга с учетом процентов нарастает. В 2019-2020 гг. придется платить по 6-8 млрд. долларов. Таким образом, долговое бремя переносится на будущие поколения [42, 40]. Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2 млрд. долларов, или 38% нового российского долга. Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. таблицу 2.3). Таблица 2.3. Кредиты МВФ. |Фина|Виды|Сумма,|Сроки |Использ|Условия | |нсов|кред|млрд. |использования|ование | | |ый |итов|долл. | |странов| | |год | | | |ой | | | | | | |квоты, | | | | | | |% | | |1992| |0,492 |5 лет с |16,7 |Удержание дефицита госбюджета в | | | | |отсрочкой от | |определенных рамках и контроль | | | | |оплаты в | |за приростом денежной массы | | | | |течение 3 лет| | | | | | |и 3 месяцев | | | |1993|Перв|0,753 |10 лет с |25 |Удержание дефицита госбюджета в | | |ый | |отсрочкой | |определенных рамках и контроль | | |тран| |погашения в | |за приростом денежной массы, | | |ш | |течение 4,5 | |однако в существенно смягченном | | | | |лет | |по сравнению с предыдущим | | | | | | |кредитом варианте | |1994|Втор|0,753 |10 лет с |25 |Аналогичные предыдущему. Плюс | | |ой | |отсрочкой | |либерализация ВЭД включая | | |тран| |погашения в | |ликвидацию нетарифных мер | | |ш | |течение 4,5 | |регулирования экспорта | | | | |лет | | | |1995| |2,954 |5 лет, с |100 |В целом аналогичные предыдущим. | | | | |отсрочкой | |В области ВЭД были взяты | | | | |погашения на | |обязательства по ликвидации | | | | |3 года и 3 | |внешнеэкономических льгот, | | | | |месяца на | |либерализации нефтяного экспорта| | | | |каждый | |и отмене до 1 января 1996 г. | | | | |отдельный | |всех экспортных пошлин. | | | | |транш | | | |1996| |10,2 |10 лет с | |Ликвидация экспортных пошлин на | |-98 | | |отсрочкой | |газ и нефть с одновременным | | | | |погашения в | |компенсирующим повышением | | | | |течение 4,5 | |акцизов. Неприменение | | | | |лет на каждый| |ограничений на импорт алкоголя. | | | | |транш | |Отмена обязательной | | | | | | |предтаможенной экспертизы | | | | | | |экспортируемых товаров. | | | | | | |Выполнение ежемесячных | | | | | | |индикативных показателей | | | | | | |денежно-кредитной и | | | | | | |налогово-бюджетной программ | Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно: - наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики; - наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета; - сохранение стабильного налогового режима [14, 280]. Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования. Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало предоставление ей резервного кредита «Stand-by» № 1 в 1992 г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand- by» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля. Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную роль играла дальнейшая либерализация внешней торговли [21, 154]. В начале декабря 2000 г. Международный валютный фонд объявил об ужесточении условий предоставления кредитов. Долгосрочные займы станут более дорогими, раздача кредитов по первому запросу прекратится. Несмотря на то, что в бюджет-2001 уже «заложен» кредит МВФ на 1,75 млрд. долл., переговоры о предоставлении России этих средств пока что не завершены. Выполнение основных требований Фонда, в числе которых важное место занимают реформы российских естественных монополий, в настоящий момент только началось, и новый транш кредита до появления первых реальных результатов может быть и не получен [38]. Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики. В качестве примера государственных внешних заимствований можно представить Программу заимствований за 1997 г. (см. Приложение 4) [14, 281]. Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый реабилитационный заем (1993 г.) и третий заем на структурную перестройку экономики (1998 г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно [39, 25]. МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным займам в качестве базы определения процентной ставки используется долларовый Libor, к которому добавляется маржа МБРР. Ставки меняются раз в месяц. В конце 1998 г. ставка колебалась в пределах 6-6,1%. Проценты по мультивалютным займам определяются на основе «стоимости квалифицированного заимствования» и изменяются раз в полгода. В конце 1998 г. процентная ставка по этим займам составляла 6,9%. Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые (бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, предоставляющиеся конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая оказание помощи для финансирования проектов по решению социально- экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств предоставляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе) [39, 25]. По инвестиционным займам МБРР основные закупки проводятся на конкурсной основе посредством участия в международных тендерах. Ограничение участия поставщиков товаров и оказания услуг какой-либо стране не допускается. В 1993-1998 гг. России было выделено 8 бюджетзамещающих (финансовых) займов на 6,2 млрд. долл. (57% суммы портфеля), в том числе в 1993 и 1995 гг. соответственно первый и второй реабилитационные займы – 1,2 млрд. долл. Остальные бюджетзамещающие займы были следующими: в 1996 г. 500 млн. долл. для финансирования угольной промышленности и в 1998 г. – 800 млн. долл.; на структурную перестройку экономики в 1997 г. 600 млн. долл. и в 1998 г. – 0,8 млрд. долл. и 1,5 млрд. долл.; в 1998 г. на финансирование структурной перестройки системы социальной защиты – 800 млн. долл. В портфеле займов МБРР инвестиционные займы составляют 41%, из них наибольший объем средств – 1,82 млрд. долл. или 39% предназначен для сектора инфраструктуры и окружающей среды, энергетический – 1,16 млрд. (25%), социальный сектор – 0,74 млрд. (16%), финансовый и реформирование предприятий – 0,66 млрд. (14%), на сельское хозяйство и институциональное развитие приходится 0,24 млрд. (5%) и 0,16 млрд. (3%) соответственно [39, 26]. Следует отметить, что сотрудничество с международными организациями выходит за рамки чисто финансовых отношений. Сотрудничество с МВФ оказывает довольно заметное влияние на суверенный кредитный рейтинг, что сказывается на восприятии иностранными инвесторами перспектив вложений средств в экономику государства (в международной практике широко используется даже термин IMF-approved destinations – одобренные МВФ страны) [62, 51]. Условия заимствований у международных финансовых организаций достаточно привлекательные: это «дешевые» (низкий процент) и «длинные» (долгий срок использования) деньги. Хотя в экономических исследованиях существуют мнения, что выполнение условий, которыми было обусловлено получение этих кредитов, имело общее отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в стране [45, 100]. Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 – 1998 гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций (таблица 2.4) (по другим данным – 7 траншей – см. Приложение 5 [51]). Таблица 2.4. Выпуски российских еврооблигаций в 1996-1998 гг. |Выпуск |Срок |Объем |Спрэд[2] |Цена |Купон|Дата | | |обращ|выпуска | |размещ|, % |погашения | | |ения | | |ения | | | |Россия I |5 лет|$ 1 млрд. |345 базисных |99,567|9,25 |29.11.2001| |Россия II| |DM 2 млрд. |пунктов | |9 | | | |7 лет|$ 2 млрд. |370 базисных |101,75|10 |25.03.2004| |Россия | |DM 1,25 |пунктов | |9,375| | |III[3] |10 |млрд. |365 базисных |99,164| |26.06.2007| |Россия IV|лет | |пунктов | | | | | |7 лет| |475 базисных |99,668| |31.03.2005| | | | |пунктов | | | | Выпуск российских евробовдов номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет погашаться в первую очередь. Общая сумма долга по номиналу по еврооблигациям составляет около 16 млрд. долл., купон фиксированный. Что касается валютной структуры российского внешнего долга в целом, а также перспектив перевода долга России в евро, то здесь может показаться интересным материал, посвященный этому вопросу (Приложение 6), взятый из сайта Министерства финансов [26]. Первый на российском рынке внутренний облигационный заем в иностранной валюте (ОГВВЗ) на сумму 7,9 млрд. долл. (в дальнейшем увеличен еще на 1,6 млрд. долл.) не был займом в общепринятом смысле, то есть не являлся добровольным с точки зрения инвестора вложением средств в покупку облигаций, а представлял собой принудительное и избирательное переоформление долга (секьюритизацию). Данное обстоятельство, а также низкий процент и отдаленные сроки погашения предопределили практически Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |