реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эволюция английского парламентаризма в 19-м - начале 20-го века

Эволюция английского парламентаризма в 19-м - начале 20-го века

тема работы: «Эволюция английского парламентаризма в 19-м — начале 20-го

века»

1 Введение

По вопросу о политической истории Великобритании нового времени

написано немало. Приступая к изучению данного периода английской истории,

можно найти и серьёзные научные труды, и сборники статей, и отдельные

статьи. Конечно, источником информации могут быть и учебники, учебные

пособия. Наряду с материальными текстовыми источниками мною при написании

работы были использованы и виртуальные. В основном это были англоязычные

веб-сайты, преимущественно британские.

Основную информацию я почерпнул из «Очерков политической истории

Великобритании», «Политика и власть в Западной Европе 20 века», «Западная

Европа и США». Остальные издания, приведённые в списке использованной

литературы, были восприняты мною как великолепные источники информации для

написания работы и цитирования. В книге «Викторианцы» ведётся речь о

политических деятелях Великобритании нового времени. «Очерки политической

истории…» включают в себя подробное описание деятельности либеральной и

консервативной партий в 19 – начале 20-го веков. Учебники и пособия для

ВУЗов освещают весь спектр тематики по данному вопросу. В Хрестоматии

приведены семь актов, использованных мною в этой работе.

Данной темой занимались К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, А. Моруа,

И.М. Узнародов, К.Б. Виноградов, Р.И. Чикалов, М.Ц. Арзананяни множество

других авторов.

Приступая к рассмотрению вопроса об эволюции парламентаризма в

Великобритании, необходимо прежде всего сказать несколько слов о

государственном строе. Соединённое королевство Великобритании и Северной

Ирландии является конституционной монархией. Власть монарха номинальна,

исполнительная власть находится в руках Кабинета министров. Подлинным

стержнем государственной жизни, средоточием реальной власти в

Великобритании является двухпалатный парламент. Британский парламент -

один из старейших парламентов мира. Он возник в конце XIII века и с тех пор

продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической

истории страны.

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего

представительного органа страны преемственность. Британский парламент -

удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований,

сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его

организации и деятельности.

Свою восьми вековую историю парламент ведёт с момента подписания

Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года Великой Хартии Вольностей. Пожалуй,

ни один документ в истории не вызывал таких противоречивых оценок

специалистов и столько дифирамбов либералов, как она. Бароны учредили для

себя особый суд «пэров» — равных, отменили судебную реформу Генриха II и

создали собственный комитет для контроля за действиями монарха. Одним из

важнейших последствий войн и противостояния короля и его подданных стало

рождение английского парламента — старейшего в Европе, «колыбели»

парламентаризма. Англичане законно гордятся тем, что «экспортировали» нормы

парламентской демократии и в Новый Свет, и в Индию, и в Австралию и Новую

Зеландию. Их «дар» стал в наши дни неотъемлемой частью политической

культуры. Тем любопытнее взглянуть на обстоятельства и новый расклад

политических сил, при которых возник английский парламент.[1]

Это произошло в эпоху гражданских войн и баронских свар, когда

общество было нацелено на ограничение произвола монархов. И, что

чрезвычайно важно, английский парламент возник по инициативе оппозиции.

Впервые собрание представителей всех сословий королевства созвал лидер

баронов Симон де Монфор. Поэтому в отличие от подобных учреждений других

стран — французских Генеральных Штатов или Испанских кортесов, английский

парламент не был покорным и не ограничивался только вотированием налогов.

Он достаточно смело вторгался в сферы экономического регулирования, в дела

церкви, престолонаследия и другие столь же важные стороны жизни, требуя от

монархов «добрых законов» в обмен на деньги налогоплательщиков.

К тому времени как дальновидные короли, подобные Эдуарду I, начали

перехватывать инициативу оппозиции и сами созывать парламент, в обществе

уже сложилось представление о том, что парламент — это особый совет,

представляющий интересы всех общин королевства и доносящий их чаяния до

короля, без которого нельзя решать ни серьезных финансовых, ни политических

вопросов. Довольно рано в парламентской практике утвердился принцип: «то,

что касается всех, должно быть одобрено всеми».

Шотландский католик Джеймс Стюарт верил в божественную власть короля и

считал себя никем и ничем в своих действиях не ограничиваемым. Проваленный

заговор католиков поджечь парламент в 1605 году привёл к антикатолическим

выступлениям. Нежелание Джеймса Стюарта и его сына Чарльза Первого

принимать во внимание либерализм английского парламента вылилось в

гражданскую войну.[2]

Окончательное закрепление места парламента в сфере государственной

власти Великобритании произошло в 1646 году, после окончания войны между

баронами и королём, в которой верх одержали республиканцы во главе с

Кромвелем. Они сместили и обезглавили короля. В 1653 году генерал Кромвель

установил в стране военную диктатуру. В 1659 году остаток разогнанного

Кромвелем Долгого парламента объявил себя учредительной властью, а в 1660

провозгласил Карла Второго Стюарта королём – была произведена реставрация

монархии, которая стала ограниченной[3].

В настоящее время структура английского парламента такова.

Палата лордов формируется по наследственному принципу: её членами

становятся старшие сыновья английских лордов. В неё входят также пэры,

избиравшиеся на 7-летний срок шотландскими и пожизненно – ирландскими

лордами, а также пожизненные пэры из числа духовных лиц. Кроме того, место

в верхней палате и титул пэра может пожаловать монарх. Палата лордов

утверждает принятые нижней палатой законы и являлась высшей судебной

инстанцией.

В результате парламентских реформ 19 – начала 20 веков значительно

возросло значение нижней палаты, или Палаты общин. Законотворчество,

утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью, решение вопросов

об отставке и утверждении правительства составляет прерогативу палаты

общин. Спектр её компетенции отличается чрезвычайной широтой – от проблем

частных лиц до государственного устройства страны. В Великобритании не

было, как нет и сейчас, такого государственного института, который мог бы

изменить или отменить парламентские акты.

Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром,

возглавляющим правительство – кабинет министров. В него входят не все

министры, а только занимающие ключевые посты. Министры второго ранга

руководят соответствующими департаментами и не играют существенной

политической роли. Выделившийся из тайного совета, кабинет министров

формально не был предусмотрен английским конституционным правом. Сам этот

термин впервые появился на страницах парламентских отчётов только в 1900

году. Юридически кабинет являлся сугубо неофициальным учреждением, его

деятельность не облекалась в правовые формы, заседания проходили негласно,

протоколы не велись. Лишь в последние годы 19 века постоянной резиденцией

премьер-министра и местом проведения заседаний кабинета стал дом номер 10

на Даунинг-стрит. Тем не менее кабинет располагал широкими полномочиями в

области государственного управления, подготовки законопроектов и проведения

их через парламент. Он мог издавать нормативные акты и без участия

последнего. Правительство ответственно перед Палатой общин, но само может

инициировать указ короля о роспуске парламента и назначении новых выборов.

Эта возможность взаимного воздействия представляет собой важный элемент

английской системы сдержек и противовесов.[4]

2. Двухпартийная система: становление и развитие

Положение парламента в конституционной системе определяется двумя

фундаментальными принципами - парламентского верховенства и парламентарного

(ответственного) правления. Реальное же функционирование всего

парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной

системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса

- начиная от выдвижения кандидатов, деления страны на избирательные округа

и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает определяющее

воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее

влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения,

обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. В

таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой

большинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции в

парламенте.

В 70-х года 17 века во вновь ставшем центром политической борьбы

парламенте постепенно оформились 2 политические партии – тори и виги[5].

Тори являлись сторонниками усиления королевской власти и англиканской

церкви. Социальную базу партии составила землевладельческая аристократия –

старое феодальное дворянство. Виги, опиравшиеся на новое дворянство и

буржуазию, выступали за сохранение конституционной монархии при сильной

власти парламента.

Сдвиги в социально-экономической сфере, произошедшие в 19 веке в

Англии, привели к изменениям в политической жизни. На политическую арену

вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права.

С 30-х годов 19 века вплоть до окончания Первой мировой войны шёл

процесс трансформации вигов и тори в либералов и консерваторов, обретения

ими облика партий в подлинном смысле этого слова. Это был заключительный

этап функционирования двухпартийной системы «либералы – консерваторы».

Окончательное организационное оформление либеральная партия получила в

1877 году, когда была создана Национальная либеральная ассоциация. Своей

целью она провозгласила завоевание мест в парламенте и других выборных

органах представительной власти, претворение в жизнь концепции либерализма.

Английский либерализм выступал как идейно-политическое течение, принципы

которого разделяли представители различных слоёв: аристократии, буржуазии,

бюрократии, интеллигенции, рабочих. Лидерами либеральной партии,

оставившими заметный след в истории Великобритании, были У. Гладстон, Г.

Кемпбелл-Баннерман, Г. Асквит, Д. Ллойд Джордж.

Имевший длительную историю и традиции английский консерватизм завершил

организационную перестройку в консервативную партию созданием в 1883 году

Национального союза консервативных ассоциаций. В английском консерватизме

при наличии различных тенденций утвердилась сформулированная Бенджамином

Дизраэли (1804-1881) программа «демократического торизма», основу которой

составляли идеи сохранения и укрепления роли монарха, палаты лордов и

церкви, консолидации и расширения колониальной империи, утверждения

«величия Англии». В то же время консерваторы признавали необходимость

решения социальных проблем путём создания для буржуазии благоприятной

рыночной коньюктуры и дополнительных источников сверхприбыли, которые могли

бы обеспечить высокий уровень занятости, повышение заработной платы и

другие формы улучшение жизненного стандарта масс.[6]

Я опишу этот важный период более подробно.

Акт о народном представительстве 1867 года, внёсший изменения в

избирательное право Соединённого Королевства, создал новую ситуацию в

политической сфере: электорат увеличился почти на один миллион человек,

примерно в два раза, а основную часть новых избирателей составили

представители трудящихся слоёв населения[7]. Именно их голоса должна была

принимать теперь во внимание любая политическая партия, претендовавшая на

успех во всеобщих выборах. Закон содержал в себе поправку, внесённую

либералами и принятую правительством консерваторов, фактически отменявшую

десятифунтовый порог[8].

В новую эпоху массового избирателя ведущие политические партии Англии

вступили с разным багажом. У консерваторов опыт политических отношений с

трудящимися практически отсутствовал, поэтому положение их соперников –

либералов – представлялось более предпочтительным[9]. В то время в обществе

существовало довольно распространённое мнение о том, что либералы вправе

рассчитывать на голоса рабочих, но, как выясняется, всё обстояло далеко не

так просто.

В новых условиях либеральная партия могла рассчитывать не только на

общие симпатии трудящихся, но и на вполне реальную поддержку тех рабочих,

которых уже удалось вовлечь в орбиту либерализма путём членства в рабочих

клубах, демократических или радикальных ассоциациях.

В отличие от своих коллег радикалы, занимавшие левые позиции в партии,

в шестидесятые годы имели контакты с организованным рабочим движением,

успешно сотрудничали с рабочими в рамках движения за реформу избирательного

права. Радикально настроенные бизнесмены выступали за повышения

благосостояния рабочих, видя главное средство для достижения подобной цели

в либеральной политике. Делались попытки для установления непосредственного

союза между рабочими и либералами. В качестве примера можно привести

Бирмингемскую ассоциацию, стремившуюся объединить под знаменем либерализма

представителей самых разных классов. Особенно энергичные усилия,

направленные на завоевание поддержки рабочих, предпринимал Дж. Брайт – один

из наиболее авторитетных радикалов середины шестидесятых годов. В этом

плане весьма показательна его кампания зимой 1866 – 1867 годов; когда он

выступил с речами в крупнейших городах Англии. В результате левое крыло

партии пользовалось вполне определённой поддержкой рабочих.

Хотя новые веяния в либеральной партии и не выглядят столь

основательно, как «новый торизм» Дизраэли или энергичные, целенаправленные

усилия консерваторов по реорганизации своей партии, всё же после

парламентской реформы либеральному руководству удалось определить своё

отношение к рабочим, влиявшее на их политику на протяжении достаточно

длительного периода, вплоть до первой мировой войны. Речь идёт о так

называемом «либ-лейбизме» (данное выражение происходит от слов

«либеральный» и «лейбористский»). В англоязычной литературе в это понятие

вкладывается, прежде всего, понятие сотрудничества между либерализмом и

трудом в политических вопросах, причём трудящиеся рассматриваются в

качестве младшего союзника.

В осуществлении политики либ-лейбизма сначала участвовали лишь

представители левого, радикального крыла партии либералов, но затем к ней

присоединились и более умеренные политики. Трудящихся в данном союзе

представляли рабочие лидеры нового поколения, вышедшие из профсоюзной

олигархии, отличавшиеся практическим складом ума. Большинство их стояло за

классовое сотрудничество, разделяло привязанность к либерализму, считало,

что без финансовой поддержки либералов самостоятельные политические

действия рабочих невозможны.

В мае 1868 года Великобритания начала готовиться к всеобщим выборам,

намеченным на ноябрь. На выборах либеральная партия одержала убедительную

победу. Новое правительство, сформированное Гладстоном, за годы пребывания

у власти провело целый ряд законов, касавшихся образования,

здравоохранения, местного самоуправления, замещения должностей на

гражданской службе, тред-юнионов. Сделано было немало, однако трудно

согласиться с Дж. Коулом, считавшим, что в области социального

законодательства кабинет либералов добился «замечательных результатов».

Ведь именно в конце 60-х – начале 70-х годов политика либ-лейбизма понесла

ощутимые потери[10].

В 1874 году консервативная партия сумела впервые за четверть века

выиграть парламентские выборы и завоевать прочное большинство в палате

общин. Правительство Дизраэли находилось у власти более шести лет – до

следующих выборов 1880 года. Часто билли, которые они хотели провести через

парламент, носили ярко выраженный политический характер: закон 1876 года о

народном просвещении, 1875 о здравоохранении, ранние их разработки

касавшиеся жилищного и рабочего вопроса. Социальные мероприятия

правительства Дизраэли в определённой степени были попытками доказать, что

пылкие заверения тори в годы их оппозиции об их горячем стремлении улучшить

положение народных масс и их резкая критика деятельности либерального

правительства в этом направлении не были пустой риторикой. Партия обещала

провести давно назревшие преобразования в социальной сфере, и помощники

Дизраэли в меру своих способностей, желания и возможностей пытались

продемонстрировать стране верность данному слову. Как и следовало ожидать

от частичных и постепенных реформ, проведённых в духе осторожного квази-

либерализма, их эффективность была смешанной. Простое перечисление принятых

законов даёт преувеличенное впечатление об их практическом значении. Верно,

что большинство из них содержало определённое позитивное зерно, но они были

слишком слабы, половинчаты и нерешительны для того, чтобы адекватно решить

породившие их проблемы. Показательно, что не прошло и года после принятия

закона о загрязнении рек (1874 года), как тори признали невозможность его

проведения в жизнь без нового законодательства.

На рубеже 19-20 веков либеральная партия переживала острый идейный и

организационный кризис. Многие полагали, что после отставки консерваторов

либералы будут неспособны сформировать жизнеспособное правительство. Но уже

в конце 1905 года, после объединение соперничавших за влияние фракций,

партия вернулась к управлению страной и оставалась у власти до 1915 года.

Кризис партии в конце 19 века во многом был связан с её расколом в 1886

году, когда группа либералов во главе с Чемберленом проголосовала в

парламенте против билля правительства Гладстона (лидера либералов в 1868-

1894 годах) о предоставлении Ирландии самоуправления. Возникшая таким

образом в палате общин фракция либералов-юнистов вскоре по своим

практическим целям сблизилась с консерваторами. По ряду вопросов юнисты

выступали в духе крайнего шовинизма (джингоизм).

Поражение либералов на парламентских выборах и образование

консервативного правительства Солсбери (1895-1902), в котором Чемберлен

стал министром колоний, были восприняты как общая катастрофа партии и

привели к дальнейшему росту в ней дезинтеграционных процессов.

Начавшаяся в 1899 году война с бурами привела к появлению среди

либералов двух групп – империалистов и «пробуров» (радикалов), между

которыми находилась основная часть партии, занимавшая умеренные

позиции.[11] После окончания бурской войны начался процесс консолидации

либеральных сил, который в основном протекал в русле критики

консервативного правительства по вопросам образования, протекционизма,

выдачи лицензий на торговлю спиртными напитками и эксплуатации китайских

рабочих в Южной Африке.

На сессии парламента в 1902 году произошло «политическое чудо» - все

группы либералов, а также часть либералов-юнионистов выступили против

внесённого правительством билля о школах. Чтобы понять причины этого

явления, необходимо обратиться к конфессиональной ситуации в Британии. В

начале 20 века принадлежность к той или иной партии в многом определялась

религиозным фактором. Консерваторы поддерживали государственную

англиканскую церковь, либералы – нонконформистские организации. Последние

старались отдать своих детей в государственные школы, где вопросы религии

преподавались, в отличие от церковных, факультативно. Суть нового закона

состояла в том, чтобы, передав часть средств из местного бюджета церковным

(в основном англиканским) школам, повысить уровень народного образования в

стране. Закон, проведённый в парламенте консервативным большинством, вызвал

бурю протеста среди налогоплательщиков-нонконформистов, которые

отказывались платить за содержание английских школ.

Начавшийся в 1902 году процесс организационного объединения либералов

в основном завершился к концу 1905 года формированием правительства с

участием всех партийных групп и был закреплён в начале 1906 года на

парламентских выборах. Попытка правого крыл партии занять доминирующее

положение в правительстве не удалась. В процессе консолидации либералы не

выдвинули собственной конструктивной программы и использовали в тактических

целях ссылки на непопулярные мероприятия консерваторов. Идейная

разобщенность либералов в эти годы не была преодолена.

Итак, можно сделать вывод, что сложившаяся в Великобритании на базе

общности стратегических целей система двухпартийного управления не только

не исключала, но напротив, подразумевала преемственность политики

либеральных и консервативных кабинетов. Само пребывание в оппозиции

являлось своего рода сотрудничеством. Стабильность политической системы

гарантировала поступательное развитие общества в направлении всё более ясно

выраженного учёта интересов всех социальных слоёв.

3. Парламентские реформы

Для Великобритании 19 – начала 20 веков одним из наиболее значительных

событий стал переход к строю буржуазной демократии. Но в отличие от Франции

или США, где буржуазно-демократические порядки установились в ходе

революций, британский путь к ним лежал через реформы, в том числе

парламентские. Их необходимость обуславливалась архаичностью системы

формирования нижней палаты. Основную массу её депутатов составляли

представители мелких городов и местечек, в разное время получивших это

право. Одни из таких поселений давно уже были оставлены жителями, другие

насчитывали лишь по несколько десятков человек, отчего все они числились

«гнилыми». В среднем на одно местечко приходилось 12 избирателей и 2

депутата. Вследствие такой практики Лондон с полумиллионным населением

избирал четверых депутатов, а 165 тысяч населения графства Корнуэллс

посылало 44 своих представителей. К тому же множество местечек являлись

собственностью крупных землевладельцев, которые прямо указывали жителям, за

кого им следовало голосовать. В конце 18 века из 658 депутатов 424 были

фактически назначены лендлордами. В то же время новые города, выросшие на

волне промышленной революции, либо вообще не выбирали, либо имели

представительство, не соответствующее численности населения. Поэтому

городская промышленная буржуазия настойчиво добивалась реформирования

избирательной системы.

Началу этому положила реформа, проведённая вигами в ещё 1832 году. Акт

о народном представительстве[12] уничтожил 56 «гнилых» местечек (статья 1

Акта о народном представительстве 1832), сократила представительство от

оставшихся тридцати (статья 2), распределила освободившиеся в парламенте

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.