реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России

осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей

территории Российской Федерации.

Предметами ведения (Статья 76 Конституции) Федеральных органов

Российской Федерации являются федеральные конституционные законы и

федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской

Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской

Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации находятся федеральные органы исполнительной власти и

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые

образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии со Статьей 78 Конституции РФ Федеральные органы

исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать

свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им

осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции

Российской Федерации и федеральным законам.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с

частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между

федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,

действует федеральный закон.

На территории Российской Федерации не допускается установление

таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для

свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии

с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,

защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 75 Конституции РФ определяет единство денежно-кредитной системы

на всей территории нашего государства - Денежной единицей в Российской

Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно

Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в

Российской Федерации не допускаются.

В ведении Федеральной власти Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных

законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

г) установление системы федеральных органов законодательной,

исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в

области государственного, экономического, экологического, социального,

культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное,

кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой

политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды

регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся

материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка

продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного

имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок

их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального

моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;

гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное

законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и

исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических

объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации являются федеральные законы и принимаемые в

соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей,

городов федерального значения, автономной области, автономных округов

устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в

соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и

общими принципами организации представительных и исполнительных органов

государственной власти, установленными федеральным законом. Органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с

федеральными органами исполнительной власти могут передавать им

осуществление части своих полномочий.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов,

законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции

Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных

меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной

безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и

другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической

безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников

истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической

культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства,

отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,

эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской

Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное,

жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о

недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни

малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов

государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов

Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской

Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края,

области, города федерального значения, автономная область и автономные

округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие

законов и иных нормативных правовых актов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской

Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой

государственной власти.

Вышеуказанные положения Конституции РФ на мой взгляд четко определены

Конституционным судом РФ на примере дела от 30 сентября 1993 года По делу

о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18

мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" и

постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля

1993 года "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской

Республики"

Суть дела заключается в том, что указанный субъект Р.Ф. не был согласен с

существующим порядком назначения судей, на что Конституционным судом РФ

было в своем решении было указано следующее:

«Правовой статус судей - один из важнейших вопросов отраслевого

законодательства о судоустройстве. Согласно Федеративному договору

(Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти Российской Федерации и органами власти

суверенных республик в составе Российской Федерации) правовое регулирование

судоустройства отнесено как к исключительной компетенции Российской

Федерации (пункт "о" части первой статьи I), так и к совместному ведению

органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти республик в составе Российской Федерации (пункт "к"

части первой статьи II).

На конституционном федеральном уровне провозглашен принцип разделения

законодательной, исполнительной и судебной властей, определена судебная

система, закреплены независимость, неприкосновенность и несменяемость

судей; установлено, что регулирование гарантий независимости и

неприкосновенности судей, а также определение сроков их полномочий

осуществляются только федеральным законом (статьи 163, 164, 165, 167

Конституции Российской Федерации).

Эти конституционные положения, устанавливая основы единого правового

статуса судей в Российской Федерации определяют ту сферу в правовом

регулировании судоустройства, которая согласно Федеративному договору

относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Кроме того, названные конституционные принципы обеспечивают действенную

роль судебной власти как гаранта прав и свобод граждан. Регулирование же

прав и свобод граждан согласно пункту "в" части первой статьи 72

Конституции Российской Федерации и пункту "в" части первой статьи I

Федеративного договора также отнесено к ведению федеральных органов

государственной власти.

В области исключительной компетенции федеральных органов государственной

власти принимаются только федеральные законы, которые согласно части первой

статьи V и части первой статьи VI Федеративного договора подлежат

исполнению органами власти республики в составе Российской Федерации в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Республики в составе Российской Федерации не могут принимать

законодательные акты в сфере исключительных федеральных полномочий, а,

регулируя в области судоустройства вопросы, отнесенные к совместному

ведению федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти республик, должны обеспечивать соответствие своих

нормативных актов Конституции Российской Федерации и тем федеральным

законам, которые реализуют исключительную компетенцию Российской Федерации.

при этом не соответствует установленному на основе Федеративного договора

разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и

республиками в ее составе положение, при котором республиканский

законодатель воспроизводит в республиканских законодательных актах

федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации.

Они действуют непосредственно и подлежат применению на всей территории

Российской Федерации, в том числе на территории республик в ее состав, что

вытекает из статьи 81 Конституции, части первой статьи V и части первой

статьи VI Федеративного договора подлежат исполнению органами власти

республики в составе Российской Федерации не могут принимать

законодательные акты в сфере исключительных федеральных полномочий, а,

регулируя в области судоустройства вопросы, отнесенные к совместному

ведению федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти республик, должны обеспечивать соответствие своих

нормативных актов Конституции Российской Федерации и тем федеральным

законам, которые реализуют исключительную компетенцию Российской Федерации.

При этом не соответствует установленному на основе Федеративного договора

разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и

республиками в ее составе положение, при котором республиканский

законодатель воспроизводит в республиканских законодательных актах

федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации.

Они действуют непосредственно и подлежат применению на всей территории

Российской Федерации, в том числе на территории республик в ее составе, что

вытекает из статьи 81 Конституции Российской Федерации, части первой статьи

V и части первой статьи VI Федеративного договора. Распространение действия

федеральных законов на территории республик специальными законодательными

актами республик противоречит понятию исключительного федерального ведения

и, кроме того, излишне с точки зрения экономии законодательных усилий и

законодательной техники.»

6. Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации

6.1. Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации

Можно ли говорить о политическом равноправии субъектов Федерации, когда

республики, например, наделены правом иметь свои конституции, а другие

субъекты -лишь уставы?

О политическом неравноправии свидетельствуют и претензии республик на

верховенство своих законов по отношению к федеральным. Например, в ст. 59

Конституции Республики Татарстан зафиксировано: «Законы Республики

Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не

противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».

Политическое неравноправие граждан проявилось в момент самоопределения

республик и при решении вопроса об их названии.

Проблема названия республик (умышленно или неумышленно) была поглощена

проблемой провозглашения суверенитета.

Существующее неравноправие субъектов Федерации Р.Абдулатипов пытался

оправдать, теоретически и политически. В одном из телевизионных интервью он

сказал, что республики самоопределяются на основе волеизъявления народа, к

которому относятся только лица коренной национальности, а все другие люди,

проживающие на территории республики, - это население, а не народ, и воля

населения не имеет никакого значения и не принимается в расчет.

Хотя это - нонсенс, рекомендациями Р.Абдулатипова воспользовались

руководители некоторых республик. Так, в ст. 69 Конституции Республики

Башкортостан говорится: «Республика Башкортостан образована в результате

реализации права башкирской нации на самоопределение...».

Здесь надо напомнить, что башкиры составляют менее 22% населения

республики.

Статья 1 Конституции Тывы закрепляет за республикой право свободного

выхода из состава Российской Федерации, а п. 11 ст. 62 предоставляла этой

республике право решать вопросы воины и мира. Невольно возникает вопрос: с

кем и зачем собиралась воевать Тыва?!

Стоит процитировать ряд положений Конституции Республики Татарстан, с

которыми принципиально невозможно согласиться, так как они явно

противоречат принципу равноправия субъектов Федерации и самому федерализму.

Так, в ст. 61 записано: «Республика Татарстан -суверенное государство,

субъект международного права, ассоциированное с Российский Федерацией -

Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов

ведения», а ст. 62 идет еще дальше: «Республика Татарстан вступает в

отношения с другими государствами, заключает международные договоры,

обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными

представительствами, участвует в деятельности международных организаций,

руководствуясь принципами международного права...». По Конституции

Татарстана все органы государственной власти этой республики не имеют

никакого отношения к органам государственной власти России.

6.2. Экономическое неравноправие субъектов РФ.

В соответствии с п. «в» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении

Российской Федерации и ее субъектов находятся «вопросы владения,

использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными

ресурсами», а по п. 6 ст. 11 Договора Российский Федерации с Татарстаном от

15 февраля 1994 г. эти вопросы уже отнесены к исключительному ведению

Татарстана!

Нельзя не заметить весьма опасных тенденций поэтапного наращивания

договорного неравноправия субъектов Федерации.

Так, например, Республика САХА- Якутия в 1993 г. подписала с Россией

соглашение, в соответствии с которым в ее исключительную собственность

передается 11 % добываемого золота, 20% алмазов.

Однако при этом было забыто о том, что именно Россия открыла богатые

сибирские месторождения и вложила огромные людские н материально-финансовые

средства в их освоение.

В 1993 г. Татарстан навязал России подписание трех межправительственных

соглашений. Одно из них предоставляет Татарстану право экспортировать

продукцию военных заводов, которые никогда ему не принадлежали; другое -

дифференцирует собственность, расположенную в Татарстане, на три категории:

- на принадлежащую Татарстану полностью;

- на подлежащую совместному использованию;

- на находящуюся в ведении России, как правило данные предприятия, являются

убыточными.

По Договору от 15 февраля 1994 г. Татарстану предоставлено право

распоряжаться добычей нефти и газа, определять перечисления в федеральный

бюджет, которые не превышают 1-2% от налога на прибыль, тогда как другие

республики перечисляют в настоящее время 10%, а края и области - 50%.

Неравноправие субъектов неизбежно будет сказываться и уже сказывается

на неравноправии граждан. И это логично, так как если кому-то выделено

больше нефти, газа,

Многие договоры, которые подписаны субъектами федерации с Россией, не

отличаются принципиальностью и идентичностью.

Так, например, в одних договорах акцент делается на то,

- что республики являются государствами в составе Российской Федерации

или являются субъектами Федерации (см. договоры с Кабардино-Балкарской

Республикой от 1 июля 1994 г.; с Республикой Бурятия от 29 августа 1995

г.30);

- в других этот вопрос обходится молчанием (см. Договор с Республикой

Коми от 22 марта 1996 г.);

- в третьих виден недвусмысленный вывод о том, что республика не

является субъектом Федерации (см. Договор с Республикой Татарстан).

По-разному в договорах Федерации с республиками решаются вопросы

владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими

природными ресурсами.

В ряде договоров все это отнесено безо всяких оговорок к

исключительному ведению республик (см. Договор с Республикой Татарстан), в

других - содержатся самые различные оговорки (см. Договор с Республикой

Башкортостан).

Привилегии и льготы, выторгованные некоторыми субъектами Федерации,

позволяют им не участвовать в равной мере с другими субъектами в решении

общероссийских дел.

Независимо от желания или нежелания федеральных властей созданный

прецедент неизбежно будет распространяться и на другие субъекты.

6.3. Обострение межнациональных отношений в России.

Проблемы межнациональных отношений приобрели весьма острое политическое

значение. Это объясняется не только и даже не столько ростом национального

самосознания, сколько проявлением национализма, искусственным раздуванием

национальных особенностей и беспочвенным противопоставлением интересов

одних наций интересам других.

Наблюдается и явная растерянность некоторых лидеров России, их

неспособность взять на себя ответственность за конструктивное,

принципиальное и основанное на законе решение межнациональных коллизий.

Вместо этого широкое распространение получила политика нескончаемых

неоправданных уступок.

Создавшейся ситуацией не преминули воспользоваться политические

авантюристы н националисты -всех мастей, которые любой ценой под флагом

демократии и суверенитета уже добиваются желанной власти, права

распоряжаться огромными богатствами, и, прежде всего в личных интересах,

ради которых творится произвол, гибнут люди, появляются сотни тысяч

беженцев.

Проблемы межнациональных отношений следует рассматривать на фоне

глубокого общего кризиса, переживаемого страной, который стал мощным, очень

опасным катализатором обострения социальных отношений.

В период культа личности и застоя межнациональные отношения строились

под вывеской федерации, а на самом деле Россия была унитарным государством

с автономными образованиями.

Для развития национального самосознания не было свободы и должного

простора, а межнациональные коллизии не имели возможности открытого

выражения из-за страха жестокого пресечения.

Территориальные споры являются серьезным источником обострения

межнациональных отношений. В свое время границы между национально-

государственными образованиями устанавливались произвольно, одним росчерком

пера «вождя и друга всех народов СССР». Даже вошло в практику делать

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.