реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

Олонецкого губернского правления.

С помощью послужных списков можно проследить весь путь служащего с

момента его поступления на службу и до его отставки. Они составлялись

губернским правлением на каждый год и поэтому очень удобны для

изучения[42].

Формулярные списки – это форма систематического и регулярного учета всего

чиновничества, существовавшая с середины XVIII века до 1917 года. Формуляр

послужного списка складывался, главным образом, на протяжении 60 -90-х г.г.

XVIII века и претерпевал значительные изменения в середине XIX века.

Формулярные списки представляли собой таблицу, имеющую с 1771 года –

девять, а с 1849 года – пятнадцать граф[43].

Сюда вносились чин, фамилия, имя, должность, возраст, а также сведения о

конфессиональной принадлежности, иногда жалование, делались отметки о

знаках отличия; сословном происхождении. Далее давались данные о недвижимом

имуществе (с 1849 года эта графа была поделена на две части – родовое и

благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены).

Седьмая графа была основной: здесь давался собственно послужной список (с

точным указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия

за службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались

военные заслуги, данные о штрафах.

Следующая графа определяла, способен или нет данный чиновник к

продолжению статской службы и повышению чина; давались сведения об отставке

и о получении им при отставке чинов, сведения об отпусках с указание дат.

Примечательно, что иногда не было данных о вероисповедании, редко

упоминается (до 1849года) жалование (как годовое, так и разъездные деньги).

Последняя графа (появилась в 1849 году) давала информацию о семейном

положении служащего; о вероисповедании жены и детей[44].

Вообще, уже к концу XVIII века формулярный список стал обязательным

документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.

Такой важной информацией являлась графа о происхождении. Она позволяет

установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления –

дворяне (37,6%), причем в их число входили и дворяне, не утвержденные

Герольдией Правительствующего сената, так как уже со II четверти XIX века

правительство начинает ограничивать доступ разночинцев ряды потомственного

и личного дворянства.

Для получения потомственного дворянства необходимо было иметь V класс

«Табели о рангах», а для личного, начиная с IX класса. Такие меры

правительства значительно уменьшили число дворян по всей Российской

империи. Но все же роль их в I половине XIX века была существенной.

Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. Это

дети обер-офицеров (их большинство), поручиков и подпоручиков, полковников.

Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников,

протоиереев, дьяков, пономарей, духовноучительские дети).

Значительная часть служащих – воспитанники приказов общественного

призрения из других губерний (Ярославской, Полтавской, Архангельской).

В губернское правление зачислялись и дети из непривилегированных сословий

– приказнослужительские, дети мещан, вольноотпущенные, дети лекарей. Очень

невелико число детей горных рабочих[45].

Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1820-е и 1840 - 50-

е гг., можно говорить об увеличении дворян в числе служителей Олонецкого

губернского правления. Именно дворяне составляли большинство чиновников

этого учреждения. Так, например, по данным 1844 года дворян в губернском

правлении насчитывалось 35,4%, а в 1854году – уже 44,4%.

К 1850-м годам возросло и количество детей из военного звания. Это

сословие могло соперничать с дворянами. Их насчитывалось в 1840 – 1855-е

гг. – 35,7% (от общей численности чиновников). Дети священнослужителей,

составлявшие 3,92% в 1844 году, в 1854-м году усилили свои позиции в

губернском правлении до 14,8% (см. Табл.3)[46].

По данным послужных списков можно проследить средний возраст,

вероисповедание чиновников.

Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1840-е – 1855-е гг., то

можно говорить, что возрастные рамки незначительно изменялись (в 1844 году

– средний возраст – 27 лет, в 1854 году – 29 лет), т.е. чиновники в среднем

старели. Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1847

года – один в возрасте 82 лет), так и служащие-подростки (один канцелярский

служащий по спискам 1854 года – в возрасте 15 лет)[47].

Если говорить об уровне образования чиновников Олонецкого губернского

правления, то это в основном имеющие среднее образование служащие (36% -

бывшие воспитанники губернских гимназий), 11% чиновников имело высшее

образование, 9% - окончило духовные семинарии, а 15% - уездные училища.

Чиновники, имеющие военное образование (в кадетском корпусе, в дворянском

полку), составляли в губернском правлении 10%, получившие домашнее

образование – 6%, столько же служащих (6%) вообще не имели образования.

Незначительное число чиновников закончило отделение писцов при приказах

общественного призрения других губерний (7%)[48].

Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского

правления в 1825 – 1855-е гг., это люди, имеющие среднее образование, что

способствовало уже на местах большей квалификации чиновников.

Что касается недвижимости, то она редко составляла больше одного

деревянного дома, причем только у дворян были случаи владения землей.

Материальное положение чиновников было бедственным.

По данным формулярным спискам можно установить и вероисповедание

служащих. Это в большинстве случаев православные (по данным 1840-х гг. –

84,2%, в 1850-е гг. – уже 91,6%). Число католиков также было значительным

(в основном это поляки). Примечательно, что число католиков среди

чиновников губернского правления в 1850-е гг. сократилось по сравнению с

1840-ми гг. более чем вдвое (15,8% - 1840-е гг. и 7,4% - в 1850-е гг.)[49].

Встречались даже представители исламской конфессии (по данным 1846 года –

один чиновник), лютеранство – евангелической (в 1850-е гг. – 4,2% от общего

состава служащих)[50].

Частыми были различного рода награждения: это пожалования почетных

званий, чинов, единовременные денежные выплаты, награждения орденами. Все

это делалось правительством для поощрения служебного рвения средних и

мелких чинов. Так, за службу более 15 лет чиновник награждался «знаком

беспорочной службы».

Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед

государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны, медали), так и за заслуги в

гражданской службе[51].

Надо заметить, что повышение по службе в Олонецком губернском правлении

шло довольно быстро. Это было обусловлено недостатком чиновников в самой

Олонецкой губернии; губерния крайне нуждалась в специалистах.

Редкими были для чиновников военные заслуги, а также случаи их нахождения

под следствием и штрафы.

Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем для каждого

делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина.

Исключение составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые

чиновники.

По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение чиновников

Олонецкого губернского правления.

В среднем, это холостые служащие ((58,6%), доля женатых, но не имеющих

детей составляла ((14,6%). 25,9% чиновников были женаты и имели, в среднем

двоих детей: обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они

находятся (при отце или уже служат), точно указывался их возраст (1849года

даты рождения)[52].

Таким образом, можно говорить, что послужные списки являются важным и

интересным документом, позволяющим наиболее полно и достоверно получить

информацию о чиновниках Олонецкого губернского правления.

В целом, можно отметить, что в 1825 – 1855 годах Олонецкое губернское

правление занимало одну из ведущих позиций в общей системе органов

управления Олонецкой губернии. Это было высшее административно –

полицейское учреждение в губернии. Спектр выполняемых им функций и задач

был весьма широк.

Однако нельзя в полной мере утверждать, что Олонецкое губернское

правление действовало достаточно эффективно. Сказывалась усилившаяся со

второй четверти XIX века централизация власти. Местные органы управления, в

частности губернское правление подпадали под постоянный контроль высших и

центральных органов и по сути дела не могли работать самостоятельно. Их

отчетность перед императором и Сенатом не давала возможности реализовать

свой потенциал в полную силу.

Недостатки выявлялись и в профессионализме чиновников Олонецкого

губернского правления. Несмотря на принимаемые правительством чрезвычайные

меры по улучшению состава и качества служащих местных государственных

учреждений уровень образования, квалификация и профессиональные

характеристики были весьма низкими.

И это не могло не сказаться на деятельности Олонецкого губернского

правления в этот период времени.

Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского правления

в 1855 – 1881-е годы.

Во второй половине XIX века в России продолжало существовать старое

административно – территориальное правление.

В пореформенной России главой местной администрации оставался губернатор,

официально признаваемый законами «хозяином губернии». В период реформ

Александра II компетенция губернаторов несколько сузилась: они потеряли

право «ревизии» судебных дел, в их ведение не попал ряд учреждений,

созданных в 60-х годах XIX века (контрольные палаты, губернские акцизные

управления и т.д.), однако за губернатором сохранилась основная власть в

губернии. Он являлся председателем различных совещательных учреждений:

присутствий, комитетов, комиссий, которые дополняли деятельность

губернского правления (высшего административно – полицейского учреждения

губернии)[53].

Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского

правления, как органа управления Олонецкой губернией.

Во второй половине XIX века губернское правление продолжало играть

большую роль в управлении губернией. Оно находилось в ведении Министерства

внутренних дел и подчинялось по закону Сенату, однако на практике широкие

полномочия губернатора подчинили губернское правление его власти, и уже к

середине XIX века оно превратилось в своеобразную исполнительную канцелярию

при губернаторе[54].

Кассационной инстанцией в отношении губернского правления оставался Сенат

(по первому департаменту).

Во второй половине XIX века роль губернского правления в общей системе

органов управления губернией было значительно. Оно управляло в силу законов

всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное

учреждение6 оно обнародует законы и указы императора, Сената и прочих

государственных учреждений, ведет надзор за исполнением законов, наблюдает

за правильным и безостановочным движением дел в других учреждениях,

побуждает их к исполнению своих дел[55].

Губернское правление управляет делами общественного благоустройства,

охраняет право личности и собственности, общую безопасность, тишину и

спокойствие, ведает делами народного здравия и продовольствия.

Кроме того, именно это губернское правление определяет и увольняет (в том

числе, в отпуска) канцелярских чиновников и служителей в губернии, собирает

сведения о них; представляет к установленному сроку в Инспекторский

департамент гражданского ведомства послужные списки о всех находящихся в

ведомстве правления чиновниках[56].

Вторая половина XIX века - является временем глубоких перемен, связанных

с реформами 60 – 70-х годов. Эти реформы коснулись и Олонецкого края.

Что касается губернского правления, то оно испытало ряд изменений на

протяжении 60 – 70-х годов XIX века.

Так, 8 июля 1865 года Министерством внутренних дел были предписаны новые

временные правила об устройстве губернских правлений и губернаторских

канцелярий в 37 губерниях, в том числе и Олонецкой.

Здесь же определялись и новые штаты этих учреждений. губернское правление

в России были разделены на 3 разряда по количеству дел, производимых в них.

К 1-му разряду были отнесены 17 губернских правлений в губерниях, состоящих

из 10 и более уездов с населением более 1 миллиона человек. Во 2-й разряд

входили 14 губернских правлений. К 3-му разряду принадлежали 5 губернских

правлений в губерниях, имеющих менее 10 уездов с народонаселение менее 500

тысяч человек[57].

Олонецкое губернское правление было отнесено к 3-му разряду. Новые

правила вступили в силу лишь 1 сентября 1865 года.

Министерство внутренних дел преследовало своей целью упростить и

сократить форму и порядок канцелярского производства дел в губернских

правлениях и в губернаторских канцеляриях. Новое устройство губернских

учреждений ведомства МВД должно было соответствовать государственным и

общественным нуждам[58].

Губернское правление по-прежнему состояло из общего присутствия и

канцелярского (см. Табл. 4).

По Положению о губернском правлении 1865 года в состав общего присутствия

входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (обычно

два), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский

архитектор и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в

заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по

делам, касающимся строительной или врачебной части.

В особых случаях, когда дело касалось дворянских, городских и сельских

обществ, или же требовалось принятие общих единообразных мер по какому-либо

вопросу, в общее присутствие губернского правления по условию губернатора

могли быть приглашены, кроме постоянных членов: губернский и уездный

предводитель дворянства, управляющие палатой государственных имуществ и

Удельной конторой, председатель Казенной палаты, председатель губернской

земской управы, полицмейстер, городовой глава, оп назначению консистории –

духовные лица, оператор, акушер и др.[59].

Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми

законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к

обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[60].

Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии,

состоявшей теперь из пяти отделений: 1,2 и 3 – распорядительные, 4 и 5 –

соответственно строительное и врачебное отделения и канцелярии присутствия.

Руководство в отделениях осуществляли советники. Состав отделений

назначался губернатором и состоял из секретаря и делопроизводителей с

помощниками. Канцелярия подчинялась вице-губернатору.

В 1865 году была издана особая инструкция делопроизводства; все дела

распределялись между столами (их в Олонецком губернском правлении было

8)[61]. Столы состояли под управлением делопроизводителей. Число их, равно

как и размер сумм на писцов и канцелярские расходы каждого губернского

правления, определялось особым расписанием министра внутренних дел.

Упразднялся один стол распорядительного отделения и один ревизионный (его

дела передавались в особый стол). В губернском правлении оставались столы:

газетные и особые. Первый управлялся редактором Губернских ведомостей,

второй – первым помощником секретаря. В газетном столе производились дела:

переписка по изданию Губернских ведомостей, рассылка официальных изданий в

подчиненные губернатору правлению места и должностным лицам, сношения с

сенатской типографией. В особом столе были сосредоточены общие дела,

касающиеся всего правления: по хозяйственной, денежной, экзекуторской,

архивной, типографской и регистратурной частям; сюда же поступала

отчетность по делопроизводству как самого губернского правления, так и

подчиненных ему мест[62].

Что касается распорядительных отделений, то здесь производились основные

дела: обнародование законов и указов в губернии, определение и увольнение

канцелярских чиновников, составление формулярных (послужных) списков,

выдача свидетельств лицам, удостоенных звания почетных граждан, надзор за

исполнением законов, наблюдение за правильным движением дел, дела о розыске

различных лиц, приведение иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на

Думы и Ратуши; охрана порядка и тишины в губернии, отсылка крепостных

крестьян по просьбе помещиков на поселение в Сибирь (до отмены крепостного

права 1861г.), принятие мер к поимке беглых крестьян; сведения о состоянии

почты, дорог, мостов, переправ; данные о народонаселении, торговле,

промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор за исправностью мер и

весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2 и 3 отделения

осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями (сведения о

недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также

выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные

органы, наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов,

сведения об арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке

преступников по приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц,

возникающих по вопросам о земле.

Примечательно, что губернское правление лишь передавало в судебные

органы, а не судило само[63].

Кроме распорядительных в состав канцелярии губернского правления входили:

строительное и врачебное отделения. Первому передавались дела упраздненной

еще в 1864 году Строительной и Дорожной комиссии. Строительным отделением

управлял губернский инженер (одновременно член общего присутствия). В

помощь ему назначается губернский архитектор с правом совещательного голоса

в общем присутствии при рассмотрении дел, касающихся строительной части. В

случае отсутствия, болезни или другим причинам губернского инженера

замещает губернский архитектор. В ведении строительного отделения находятся

также младшие инженер и архитектор, а также секретарь. Кроме того, сюда же

может назначаться некоторое число дополнительных техников, как с правами

государственной службы, так и по найму. В обязанности строительного

отделения входит: составление и рассмотрение проектов, смет, производство

строительных работ, проверка отчетов. В его ведение переходят здания и

сооружения, построенные содержащиеся на средства общественных сословий,

земских сборов, капиталов приказа общественного призрения. Занятия между

чиновниками отделения определяются по назначению губернского инженера. На

содержание строительного отделения Олонецкого губернского правления в месяц

уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим должности губернских и

младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].

В 1865 году в состав губернского правления вошло также особое врачебное

отделение (объединенные Врачебная управа, Комитет общественного здравия и

оспенный комитет). В отделение входили: губернский, врачебный инспектор,

доктор медицины и акушер, оператор, помощник врачебного инспектора, старший

советник, лекарь и делопроизводитель с помощником[65].

В состав канцелярии губернского правления входили канцелярия присутствия

(управление осуществлял старший секретарь). Сюда же назначались: помощник

секретаря (переводчик), регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской

части, 2 помощника. Кроме того, в Олонецкое губернское правление входили:

губернская чертежная, типография, архив и регистратура. В губернской

чертежной состояли: губернский землемер (начальник чертежного отделения),

два помощника (младший и старший), делопроизводитель и уездные землемеры.

На губернского землемера возлагались все распорядительные и исполнительные

действия, наблюдение за делопроизводством по делам межевания, за порядком

хранения межевых документов. Кроме того, он являлся членом общего

присутствия губернского правления и участвовал в заседаниях его по межевым

делам.

В 1869 году управляющим межевым корпусом было предложено распределить

обязанности между губернским правлением и губернской чертежной. В

обязанности правления по межевым делам входили: распоряжения о выдаче

жалования и задельной платы, отпуск денег на прогоны, выдача суточного

содержания чиновникам губернской чертежной, рассмотрение жалоб на действия

землемеров, объявление землевладельцам решений судебных инстанций.

Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о полевых и чертежных

работах), ведомости о недоимках, хранение межевых документов и дел, а также

общие распоряжения о назначении землемеров на полевые работы, распределение

между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.

Средства, отпускаемые из общей суммы Олонецкого губернского правления на

содержание губернской чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на

содержание сторожа, канцелярские материалы, отопление помещения в год

уходило всего лишь 3000 рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].

Это небольшое пособие не позволяло в полной мере реализовать на практике

деятельность губернской чертежной, и это приводило к тому, что дела

забрасывались, их решение затягивалось, и нередко дела оставались

нерешенными.

Таким образом, с 1865 года состав губернских правлений дополнился рядом

должностных лиц, ведающим специальным управлением (губернский врачебный

инспектор, губернский инженер). Губернатор (председатель), вице-губернатор,

два советника, асессор, губернский архитектор (с совещательным голосом),

губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер –

таков постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников

(см. Таб. 5.)[67]. Эти штаты сохранились вплоть до 1876 года.

1 июля 1876 года министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.