реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др.

Высшими органами власти и управления республик были городские советы,

в состав которых входили в основном представители городской знати.

Важнейшие рычаги власти и управления при республиканской форме правления

феодального государства находились в руках богатой верхушки городского

населения — духовенства, купцов, богатых ремесленников, помещиков-феодалов.

Советы ведали всеми делами городов-республик — военными, торговыми,

ремесленными и др.

Каждый город-республика имел все свое: войско, во главе которого

нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, ведавшие судебными

делами; управленческий аппарат, обычаи и законы, территорию, суверенную

власть и денежную систему. В Новгороде и некоторых других городах-

республиках существовали также свои вече — собрания всех свободных горожан,

на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней

жизни и деятельности всего города-республики. Однако решающее слово в

управлении государственными делами неизменно принадлежало Советам

феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных

ремесленников и бояр.

4. Формы капиталистического государства

В зависимости от конкретно-исторических условий своего возникновения и

развития капиталистические государства облекаются в различные формы

правления и государственного устройства, а также имеют различный

политический, а точнее — государственный режим. Изменение форм

капиталистического государства и методов осуществления государственной

власти свидетельствуют о приспособлении господствующих кругов к

изменяющимся условиям жизни капиталистического общества, новому соотношению

социально-классовых сил, к изменяющейся экономической и социально-

политической среде.

Формы правления буржуазного государства выступают как система или

способ организации государственной власти, отличающиеся друг от друга

источником государственно-властных полномочий государственных органов,

порядком формирования и функционирования органов государственной власти,

характером их субординации, принципами их взаимоотношений между собой и с

населением.

Капиталистическому государству свойственны две основные формы

правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие между

этими формами определяется в конечном счете тем, каково положение главы

государства — монарха и президента. В буржуазных монархиях глава

государства, как правило, наследственный и его власть в формально-

юридическом смысле считается независимой от любой иной власти, любого

государственного органа или населения. Напротив, в буржуазных республиках

глава государства избирается на определенный срок и его власть считается

юридически зависимой, производной от власти парламента или избирателей.

Конституционная монархия возникает в тех странах, где буржуазия, в

силу различных конкретно-исторических причин, не сразу приобретает

экономическое и социально-политическое господство, идет на компромисс с

дворянством, делит с ним государственную власть. Конституционная монархия

является результатом эволюции абсолютной монархии, при которой верховная

власть принадлежит всецело и неограниченно царю, результатом приспособления

данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового

господствующего класса — буржуазии.

Проводя экономические и социально-политические преобразования

феодального общества на свой лад, возглавляя антифеодальную революцию,

буржуазия, однако, как новый, восходящий по сравнению с феодалами класс,

зачастую ограничивается осуществлением лишь половинчатых мер,

довольствуется лить частичными экономическими и социально-политическими

изменениями в обществе.

При этом она испытывает панический страх не только и даже не столько

перед частично сохраняющим свои позиции в экономической и социально-

политической структуре общества классом феодалов-крепостников, сколько

перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В этом заключается

одна из причин того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом сложившегося в

обществе соотношения сил, предпочитает либеральную по своему характеру

конституционную монархию.

Конституционная монархия делится на два вида: парламентарную и

дуалистическую. В парламентарных монархиях, являющихся наиболее

распространенными формами монархии в настоящее время, правительство

формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов в

парламенте, или партиями, располагающими вместе большинством голосов. Лидер

партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой

правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах

государственной жизни и деятельности и, прежде всего, в законодательной и

исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а

фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную

монархию как своего рода резервное средство воздействия на трудящиеся

массы, дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного

обострения социально-классовых конфликтов.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом и

утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха как и большинство

других его полномочий имеет формальный характер. В силу сложившейся

практики и конституционных обычаев монарх не отказывает в подписании

принятых парламентом законопроектов.

Правительство, согласно конституционным положениям, несет

ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование

парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над

феодалами в данной стране. В настоящее время парламентарная монархия

существует в Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ряде

других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.

В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от

партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности.

При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический)

характер. Она юридически и фактически разделена между правительством,

формируемым и ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный

монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет

интересы класса буржуазии. Существование дуалистической монархии

свидетельствует о слабости буржуазии в данной стране, о ее вынужденном

делении государственной власти феодалами. Дуалистическая монархия

существовала в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране и

других странах.

Высшей формой правления буржуазного государства считается республика.

Она выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее

прогрессивная и демократическая форма правления. Буржуазная республика

подразделяется на два основных вида: парламентарную и президентскую

республику.

Отличительными чертами парламентарной республики являются:

верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность

перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на

парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих

большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо

непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой

парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет

сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов.

Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные

республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и

других странах.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как

соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства,

отсутствие института парламентской ответственности правительства,

внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства,

ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в руках

президента огромной политической, военной и социально-экономической власти;

отсутствие у парламента права на объявления вотума недоверия правительству.

Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и

Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической

республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной

исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках

парламента.

В отличие от форм правления формы государственного устройства

указывают на характер отношения государства как целого с его различными

составными частями, выступающими в виде субъектов федерации или

административно-территориальных единиц.

По форме государственного устройства капиталистические государства

подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство

представляет собой единое централизованное государство, состоящее из

различных административно-территориальных единиц (округов, кантонов,

дистриктов и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или

государственных образований. К унитарным государствам относятся Англия,

Франция, Италия, Швеция, Япония и другие.

Для унитарного государства характерно наличие единой системы

центральных органов власти и управления, единой конституции, построенной на

ее основе системы права, гражданства. Округа, кантоны и другие

административно-территориальные единицы не обладают даже относительной

политической самостоятельностью, а осуществляют лишь административные

функции.

Федеративное государство в отличие от унитарного выступает как союз

двух или более государственных образований (штатов, земель, провинций,

кантонов и т. п.), каждое из которых обладает определенной юридически

очерченной и закрепленной политической самостоятельностью, имеет, наряду с

федеральными органами, систему своих собственных законодательных,

исполнительно-распорядительных и судебных органов, свою конституцию,

соответствующую общефедеральной конституции, систему права и т.д.

Подавляющее большинство федераций строится не по национальному, а по

территориальному, национально-территориальному признакам, на основе

географических и иных особенностей.

Раздел II. Форма правления

Понятие формы правления и государственного режима. — Монархия. —

Республика.

1. Понятие формы правления и государственного режима

Определение формы правления

Под формой правления мы понимаем систему формирования и

взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и

исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе

борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего

общества.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения

конституционно-правового регулирования организации и функционирования

государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, как,

скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы

только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов

государственной власти, установленной конституцией соответствующего

государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к

определению того, каким образом замещается должность главы государства — в

порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и

перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти

монархов, появлением и укреплением народного (национального)

представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую

значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в

стране, а то, как организуются отношения между главой государства,

парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, —

словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы

правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то,

республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или

монархии здесь установлена.

Эти разновидности и будут ниже рассмотрены в данной работе.

Классификация форм правления

Как мы рассмотрели выше, определяются две основные формы правления —

монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением

полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между

главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и

вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации

форм правления В.М.Хвостов[v]:

"Наиболее правильной представляется нам следующая классификация.

Основное подразделение государств зависит от того, каковы свойства так

называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется

тот из органов государства, который 1) приводит в движение государственный

механизм и поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть

окончательно санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой

точки зрения мы получаем два основных типа государства: монархию и

республику. Если воля высшего органа есть воля одного только лица, то мы

имеем монархию; если высшим органом является коллегия лиц, то мы получаем

республику. Этому делению не противоречит то обстоятельство, что и в

республике может быть единоличный орган в составе высшего правительства —

президент. Дело в том, что президент республики не есть высший орган

государства в указанном выше смысле, тогда как монарх имеет это свойство

высшего органа. Это проявляется в том, что президент отвечает за свои

действия, тогда как монарх безответствен; далее, в том, что конституция

может быть изменяема и без согласия президента, тогда как в монархиях по

крайней мере изменения статей закона, касающихся прав самого монарха,

нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут собираться

и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент обыкновенно не

приступает к отправлению своих функций помимо монарха".[vi]

Монархия была характерна для аграрного строя (по К.Марксу —

рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и

в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к

индустриальному строю (по К.Марксу— буржуазная революция) нередко

сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим

феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде

высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.

Примечательно, что монархия иногда восстанавливается в отдельных странах

после более или менее длительного периода республиканского правления.

Например, в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистской

диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан

Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году, причем в 1973

году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.

Более того, сегодня мы не всегда можем с легкостью определить, с каким

государством — монархическим или республиканским — имеем дело. Например, в

Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая

часть — республики. Глава государства в Федерации (Янь ди-пертуан агонь,

что означает примерно Верховный правитель) — выборный, но избирается

монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая

ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и

монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он

избирается на срок). В учебниках и другой специальной литературе такую

форму правления обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит

лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере

условна. Схема разновидностей двух основных форм правления может быть

представлена следующим образом:

| | |Монархия | | |

| | | | | |

|абсолютная |(неограниченная| |конституционная|(ограниченная)|

| |) | | | |

| | | | | |

| | | |дуалистическая |парламентарная|

Республика

| | | | | | | |

|дуалистическая | |парламентарная| |смешанная | |прочие |

|(президентская)| | | |(полупрезидентская| |виды |

| | | | |) | | |

Государственный режим

Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между

соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок

функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от

конституционной модели, а иногда даже противоположен ей. Этот порядок

иногда именуется государственных режимом. Понятие государственного режима

не следует смешивать с понятием политического режима, которое значительно

шире. В то же время, принимая во внимание вышесказанное, очевидно, что

нельзя анализировать конституционную модель отношений власти без учета

фактической системы этих отношений.

При этом необходимо иметь в виду, что государственный режим более или

менее тесно связан с соответствующей формой правления, даже если и

противоположен ей. Поэтому целесообразно дать отдельную классификацию

государственных режимов. Их признаки будут изложены при освещении

соответствующих форм правления.

2. Монархия

Понятие

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако

монархия — не просто власть одного, а в современном понимании власть

наследуемая. Эта власть нередко обожествляется (монарх — помазанник Божий).

В Японии до 1945 года считался сыном богини Солнца — Аматерасу.

Чтобы привести точное и емкое определение монархии, обратимся к проф.

Г.Ф.Шершеневичу[vii]. Он писал:

"Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный,

наследственный и безответственный орган власти. Источник силы этого органа

заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой

идее монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого

человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека.

Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость,

смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь

повышению или понижению монархических чувств в стране. [...]

Монарх всюду признается безответственным. Этот принцип принят в

интересах поддержания престижа монарха, на котором строится вся его власть.

Безответственность монарха распространяется не только на политическую его

деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, напр.,

убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. В Англии даже

гражданская ответственность обусловлена предварительным согласием монарха

на предъявление к нему иска. Монарх считается главою государства. Это

выражение следует понимать не в том смысле, что он стоит над государством,

а в том, что он признается лицом занимающим в обществе высшее социальное

положение, а также представителем государства на внешней стороне.

Таковы характерные признаки монарха вообще, независимо от различных

видов монархии в исторической действительности"[viii].

Сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует:

из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для

себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не

всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных

процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций

монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года "Император является

символом государства и единства народа, его статус определяется волей

народа, которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и

постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978

года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх.

Бельгийская конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не

содержит. Главное — в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы

они, различаются отмеченные выше на схеме разновидности монархической

формы правления.

Абсолютная монархия

Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах

аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается вся

полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно

руководить административной деятельностью или назначать для этого

правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по

крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические,

религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере

присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх

не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.